Методическая разработка урока по теме: «Милосердие и сострадание»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ

Тема урока: Милосердие и сострадание

Тип: изучение нового материала.

Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие»,

«забота о слабых», «милостыня», «ближний», «любовь к врагам», «сострадание»,

«взаимопомощь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по теме: «Милосердие и сострадание»

Автор:        Подшивалова Татьяна Алексеевна,

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2020 год

Тема урока: Милосердие и сострадание

Тип: изучение нового материала.

Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие»,

«забота о слабых», «милостыня», «ближний», «любовь к врагам», «сострадание»,

«взаимопомощь». Задачи урока Предметные:

  • научатся осознанно воспринимать притчи,
  • получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного,
  • высказывать суждения о произведениях и поступках героев,
  • отвечать на вопросы по содержанию.

Метапредметные:

  • регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия;
  • познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
  • коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими.

Личностные:

  • осознают значимость чтения,
  • высказывают свою точку зрения,
  • выражают положительное отношение к процессу познания;
  • умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать.

Ресурсы и оборудование урока:

  • А.В.Кураев. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений ( 4-5 классы).
  • презентация
  • раздаточный материал

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится, Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании. Наши души как топоры… Слишком многих мы словом раним, Позабыв, что слова остры. (слайд 2)

-Предположите, отчего душа человека может стать «мёртвой».

-Определите тему урока (Будем говорить о милосердии и сострадании) (слайд 3)

(слайд 2)

(слайд 3)

  1. Актуализация опорных знаний Исследовательское задание:

-Разберите слова «милосердие» и «сострадание» по составу. На основании разбора сделайте вывод, как могли появиться эти слова.

( Милосердие – милое сердце; (слайд 4)

Сердце, которое любит и жалеет. А что значит сердце любит?

Любовь бывает разной (радостной и с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой). (слайд 5)

Сострадание – умение переживать за другого человека)

-Найдите определения этих слов в словарях.

(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека).

(слайд 6)

-Чем близки эти слова?

-Чем отличаются?

(Милосердие – это помощь в трудную минуту; а сострадание – это жалость к человеку, который в беде)

  1. Рассказ учителя.

(слайд 4)

(слайд 5)

(слайд 6)

Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. В религиозных традициях они подкрепляются убеждением в том, что Бог является безгранично милосердным, заботящимся о людях, как о своих детях.

Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всеблаг и всемилостив.

(РАССКАЗ О РАНЕНОЙ)

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

(слайд 7)

Одна женщина, Александра Андреева, ветеран Великой Отечественной войны, вспоминает о чуде, которое с ней произошло в те тяжёлые годы. И это чудо было поистине милостью Господней. Во время боя она была тяжело ранена,

и не было у неё никакой надежды выжить, так как она оказалась в лесу совсем одна, без воды и еды. Двигаться, конечно, тоже не могла. Так и пролежала эта женщина без движения три дня и три ночи. Раны сильно гноились, и заражение крови уже началось, но она никак не могла хотя бы как-то обмыть их. И тогда, будучи коммунисткой и не веря в Бога, она обратилась к Нему с мольбой

о милости и просила дать ей возможность дожить до Победы. Она очень хотела, мечтала увидеть своими глазами этот великий день. И Господь внял её мольбе — её нашли… Когда же её привезли в госпиталь, то даже медсёстры, много повидавшие на войне, сначала просто разбежались в страхе — так ужасно было её тело. Но всё-таки врачи вылечили эту женщину и говорили, что её выздоровление — это настоящее чудо. А она дожила до Великой Победы, увидела её собственными глазами, достигла преклонных лет и всю жизнь благодарила Бога за Его милость.

(слайд 8)

-Однажды Иисуса спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя».

-А кого вы считаете ближними?

-И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?»

Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.


(слайд 7)

(слайд 8)

(слайд 9)

4. Работа с учебником. Комментированное чтение. С.42 (слайд 9)

На некого человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился.

Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит? А прохожий нагнулся, перевязал ему раны, отвёз в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

-Как вы поняли притчу Христа?

-Кто же считается ближним? (слайд 10)

ВЫВОД: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. (слайд 11)

(слайд 10)

(слайд 11)

(слайд 12-13)

-Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает нуждающимся. (слайд 12-13)

- А как называют тех, кто ухаживает за больными? (СЁСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ) (слайд 15-16)

Сёстры милосердия – женщины, женщины, ухаживающие за больными, ранеными. Впервые сёстры милосердия появились в 1854 году во время Крымской войны (1853-1856 г.г.). Санитарные службы воюющих сторон не успевали оказывать помощь раненым, которые были обречены на страшные страдания. Тогда на помощь пришли женщины, сёстры милосердия.

(слайд 14)

(слайд 15-16)

Через 25 лет, в 1879 году, возникло Российское общество Красного Креста

(РОКК). (слайд 17)

В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, Александра Фёдоровна и дочери . (слайд 18)

(слайд 17)

Сестры милосердия, ангелы земные, Добрые и кроткие, грустные немного,

Вы, бальзам пролившие на сердца больные, Вы, подруги светлые, данные от Бога.

Июнь 1915г.        Володя Палей

(слайд 18)

-А какие ещё есть дела милосердия?

-Одно из дел милосердия – милостыня.

-А как вы себе представляете, что такое милостыня? Давайте посмотрим, какой ответ даёт наш учебник.

Работа с учебником с. 44

-Что же такое милостыня? (И другие вопросы по учебнику) (слайд 20)

Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца.

-Если у тебя нет денег? (слайд 21-22)

(Молитва за человека – это тоже милостыня).

(слайд 20)

(слайд 21-22)

(слайд 23-25)

СОБЕРИТЕ ПОСЛОВИЦУ

Как вы понимаете смысл пословицы «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается»? (слайд 23-25)

(Богатый человек подаёт милостыню нищему «во имя Христово»

и проявляет милосердие, а нищий за богатого молится и желает ему всех благ. И неизвестно, кто кому даёт больше).

(слайд 26)

  1. Работа в группах.

-А как же проявляется милосердие в современном мире? (слайд 26)

  1. Предъявление результата работы группы.

(слайд 27-30)

  1. Итог урока

(слайд 31-32)

-Что узнали о милосердии и сострадании?

Если мы милосердны, то лучше понимаем Божьи заповеди. Милосердие дает силы для прощения врагов.

Милосердие – проявление любви к ближнему.

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

  1. Рефлексия

Работа с карточками самооценки.

  1. Домашнее задание

(слайд 33)

(слайд 27-30)

Работа с деревом милосердия

Посмотрите на это дерево. Что вы заметили? (У него нет листьев).

Это дерево заколдовано. И оживёт оно тогда, когда вы сделаете хотя бы одно доброе, милосердное дело. Дерево мы поместим в уголок Добрых дел.

Если вы заметите, что кто-то из одноклассников совершит милосердный поступок, возьмите листочек, кратко запишите, что именно было сделано, и прикрепите его к дереву.

(слайд 34)

Сочинение синквейны со словами: сострадание, милосердие, любовь.

(слайд 31-32)

(слайд 35)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс

Открытый урок с  применением мультимедийного оборудования  по теме "Решение задач на движение" в 4 классе  был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....

Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»

Данный урок  входит в серию уроков математики  1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...

Методическая разработка урока на тему: "Милосердие и сострадание" ОРКСЭ 4 класс

Урок знакомит детей с понятиями милосердия и сострадания, жестокосердия, милостыни, ближний, сестра милосердия, способствует развитию у детей нравственных качеств и умению жить по заповедям в современ...

Урок по теме "Милосердие и сострадание"

Урок ОРКСЭ по модулю "Православная культура"...

Методическая разработка урока по теме "Милосердие"

Данная методическая разработка представляет технологическую карту урока "Основы светской этики"....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" ,модуль " Основы православной культуры"

Пояснительная записка содержит:1.1. Актуальность (важна эта тема тем , чтобы  дети были добрыми).1.2. Педагогическая целесообразность (школьники должны научиться оказывать бескорыстную помощь бли...