Возникновение религий. Религии мира и их основатели
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") с использованием технологии АМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozniknovenie_religiy._religii_mira_i_ih_osnovateli.docx | 338.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация | ||
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Хлынова Юлия Юрьевна | |
Предмет | ОРКСЭ | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 4 класс 28 человек | |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур» (А. Л. Беглов, Е. В. Саплина) | |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | 5-й урок 4-го класса, 4-й урок блока «Основы религиозных культур», 2-й урок темы «Возникновение религий» Тип урока - комбинированный | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | Общие сведения В классе 28 учеников, из них 10 мальчиков и 18 девочек, средний возраст – 9,5 лет. С 1 класса с детьми работает один классный руководитель. Учебная деятельность В классе 7 отличников, 18 ударников и 3 человека, имеющих отметку «3» (русский язык, математика, английский язык). Дети умеют работать в парах и в командах, готовы оказывать помощь товарищам при затруднении. У большинства детей очень хорошо развиты навыки самоконтроля и взаимоконтроля. 60 % учеников умеют самостоятельно и качественно выполнять домашние задания. Остальным детям при выполнении домашних работ оказывается частичная помощь. В классе высокий уровень дисциплины. Внеучебная деятельность Классный коллектив очень дружный. Несмотря на наличие пар-троек близких друзей, все дети считаются с мнением друг друга, проявляют активность при выполнении поручений, умеют реально оценивать свои возможности и возможности одноклассников. На этом строится выбор ответственных за различные сектора. Дети активно принимают участие в о всех классных и школьных мероприятиях, ответственно относятся к подготовке к праздникам и конкурсам. 65 % класса – активные участники олимпиад, интеллектуальных конкурсов и викторин, научно-практических конференций (как очных, так и дистанционных). Среди этих учеников много победителей и призеров мероприятий различного уровня. Среди детей класса есть неформальные лидеры: Гусева Полина, Машенцева Екатерина, Петренко Богдан, Киселева Дарья, Рамзаев Никита. Эти дети проявляют наибольшую активность в учебной и внеучебной деятельности, умеют организовать работу в группе. Этот класс отличает уважительное отношение ко всем учителям и взрослым вообще. У детей нет «боязни» учителей, ребята умеют держать дистанцию, но не боятся задавать вопросы или высказывать свое мнение. «Отверженных» детей в классе нет, но есть такие ученики, которые не всегда могут найти общий язык с одноклассниками. Это происходит из-за частого и продолжительного пропуска занятий по болезни. В связи с этим ребята пока не нашли свое «место» в коллективе. Заключение Класс отличает высокий уровень сплоченности, взаимовыручки, само- и взаимоконтроля. Основной недостаток – наличие детей, не умеющих пока по объективным причинам быстро включаться в работу в составе группы или индивидуально. Для решения данной проблемы (улучшение состояния здоровья детей) необходимо строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм (наличие утреннего фильтра, соблюдение режима проветривания помещений и пр.) и применение здоровьесберегающих технологий. | |
Цели урока/ занятия | Знать основателей мировых религий, их жизнь и их первоначальные учения. | |
Задачи урока/ занятия | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
формировать толерантное, уважительное отношение к мировым религиям | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия |
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей сформированность нравственных представлений и этических чувств культура поведения и взаимоотношений с окружающими
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества Планируемые результаты: Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Умение сравнивать и обобщать материал | |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Христианство, Мессия (Христос), ислам, пророк Мухаммад, буддизм, нирвана, ступы Завет, пантеон, иудаизм, религия, ритуал, культура |
Подробный конспект урока/занятия | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | Создание позитивной и комфортной атмосферы настрой на рабочий лад | 2-3 мин. | АМО приветствия "Здравствуйте!" | Адаптированный на основе игры. | Название метода: АМО приветствия "Здравствуйте!" Количество участников: весь класс (по парам) Цели задачи использования метода: приветствовать друг друга, создать положительный настрой на урок. Продолжительность проведения: 2-3 минуты Предварительная подготовка и специальные материалы не требуются. Подробная технология проведения: Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
Перекрестить мизинцы и сказать друг другу: «Удачи тебе на уроках!» | Начнем урок с игры «Здравствуйте!» Разбейтесь на пары, один из вас поставит на локоток правую руку, а второй – левую. Желаю всем удачи на уроке! | Коммуникативные УУД: - самоопределение; - управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Регулятивные УУД: -помнить и удерживать инструкцию по времени -способность тормозить свои импульсивные поведенческие реакции | Коммуникативная - владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия Социальная - способность осуществлять сознательный выбор | Работа в парах, активное взаимодействие участников образовательного процесса, игровой прием. |
Погружение в тему | Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения | 5 мин | АМО вхождения в тему и рефлексии «Чемодан путешественника» | Адаптированный на основе приема «Корзина идей» | Название метода: АМО вхождения в тему и рефлексии «Чемодан путешественника» Количество участников: по группам (8-9 человек) Цели задачи использования метода: составить «облако тегов», которые будут обсуждаться и анализироваться в течение урока. Продолжительность проведения: 5 минут Необходимые материалы: Цветные листочки для записи у каждой группы. Ручки (цв. карандаши или фломастеры) Предварительная подготовка: рисунок чемодана на большом листе. Подробная технология проведения:
В «чемодан» скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д. Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации. Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из «чемодана» должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться «выжимка» из верных. На этапе рефлексии можно снова обратиться к «Чемодану путешественника», чтобы подвести итог урока. | Для сегодняшней работы нам нужны 3 группы. Это ряды, на которых вы сидите. А вот какую работу будет выполнять каждая группа, определит жребий. (Прил. 5) Выскажите предположения о символах, которые получила каждая команда. Тема нашего урока «Религии мира и их основатели», а изучать эту тему мы будем, путешествуя по миру. Каждый путешественник с собой берет чемодан. В чемодан он кладет все, что может пригодиться ему в поездке. Вот и мы в наш «чемодан путешественника» сложим необходимы знания. Обсудите в командах, что вы уже знаете об этих религиях, запишите это на листочках. Старайтесь на каждом листочке записывать одно понятие, одно имя или одну дату. Предлагаю первой команде озвучить свои записи и разместить их в нашем «чемодане». Вторая и третья команды помещают в чемодан те понятия, которые не озвучила первая команда. | Познавательные УУД: - формулирование познавательной цели - знаково-символические анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, - выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: - планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) - постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные УУД: - целеполагание - прогнозирование | Информационная -использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов;-высказывать суждения по результатам сравнения;Учебно-познавательная - умение формулировать предположения | Работа в группах, командное соревнование, включение каждого ребенка в процесс, игровые технологии, повышенный эмоциональный фон. | |
Определение ожиданий и опасений | Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, созжание благоприятной психологической атмосферы. | 5 мин | АМО выяснения ожиданий и опасений "Камера хранения" | Адаптированный на основе АМО «Хранилище забот» | Название метода: АМО выяснения ожиданий и опасений "Камера хранения" Количество участников: весь класс Цели задачи использования метода: обратить внимание на опасения участников, принять их и частично проработать. Продолжительность проведения: 5 минут Необходимые материалы: листочки двух цветов для записи каждому ученику, ручки. Предварительная подготовка: рисунок окна камеры хранения на большом листе. Подробная технология проведения: Запись ожиданий и опасений на листочках разного цвета. Листочки с ожиданиями оставляем на столах, с опасениями – кладем в «камеру хранения». | Отправляясь в путешествие, мы всегда ждем от него встречи с неизведанным, новым, интересным. Но каждое путешествие – это и неприятности, которые могут нас подстерегать. Предлагаю наши ожидания от путешествия записать на листочках зеленого цвета и оставить на столе каждой команды. А опасения, неуверенности, тревоги от сегодняшнего путешествия запишем на листочках голубого цвета. Мы их оставим в «камере хранения», чтобы на время путешествия освободиться от забот. В конце урока желающие смогут забрать их оттуда. | Личностные УУД: -мотивационная основа учебной деятельности; -реально оценивать свои возможности и достижения Знаково-символические -представление количества знаний по теме и величины успешности в работе пары в виде отрезка из ленты Коммуникативные УУД: -слаженное взаимодействие в паре -умение договариваться | Информационная -использовать знаково-символические средства для представления информации Коммуникативная -умение осуществлять продуктивное взаимодействие Социальная - развитие навыков сотрудничества -умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций -управлять проявлениями своих эмоций | Работа в команде, включение каждого ученика в процесс, снятие психологического напряжения, игровые технологии. | |
Фаза 2 «Работа над темой» | Закрепление изученного | Контроль и коррекция знаний | 3-5 мин | АМО контроля ЗУН "Кубик знаний" | Адаптированный на основе приема ТРКМ «Кубик Блума» | Название метода: АМО контроля ЗУН "Кубик знаний" Количество участников: весь класс Цели задачи использования метода: проверить знания по изученному материалу. Продолжительность проведения: 3-5 минут Необходимые материалы: кубик из бумаги, на гранях которого записаны изученные понятия («пантеон», «религия», «культура», «ритуал», «Завет», «иудаизм»). Предварительная подготовка не требуется. Подробная технология проведения: Представитель команды бросает кубик и дает определение понятию, выпавшему на грани кубика. При затруднении он может использовать помощь команды. Каждой команде дается возможность бросить кубик 3-4 раза. | Чтобы начать путешествие, важно быть готовым к нему. Повторить все необходимое нам поможет «Кубик знаний». Команды по очереди будут бросать кубик. Понятие, которое окажется на верхней грани, необходимо расшифровать (сформулировать). Вы готовы к новым знаниям! Отправляемся! | Познавательные УУД: - формулирование познавательной цели Знаково-символические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов Коммуникативные УУД: - постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные УУД: - целеполагание - прогнозирование | Информационная -использовать знаково-символические средства для представления информации Коммуникативная -умение осуществлять продуктивное взаимодействие Социальная - развитие навыков сотрудничества -умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций -управлять проявлениями своих эмоций | Игровые технологии, работа в команде, активная взаимопомощь. |
Инпут | Сообщение нового материала | 10-15 мин | АМО обсуждения темы и представления материала "Ульи" | Заимствованный | Название метода: АМО обсуждения темы и представления материала "Ульи" Количество участников: группы по 8-9 человек Цели задачи использования метода: ознакомиться с новым материалом. Продолжительность проведения: 10-15 минут Необходимые материалы: карточки с текстами, карточки с опорными вопросами, фломастеры или цветные карандаши. Предварительная подготовка: подготовить карточки с текстами и вопросами для каждой команды. Подробная технология проведения: Каждая группа получает 6 ключевых вопросов по новому материалу и текст по теме. Кроме этого можно использовать материал учебника. Одна половина группы работает с текстом учебника, другая – с текстом карточки. После работы с текстами группа обсуждает вопросы и записывает краткие ответы. На эту работу отводится 8-10 минут. Затем проводится презентация каждой группы: ориентируясь на вопросы, группа дает «выжимку» из прочитанного. (5-7 минут на все группы). | Каждая команда оказалась в своей точке путешествия. Ваша задача – узнать, какую религию исповедуют в этом месте и кто создатель этой религии. Обратите внимание на ключевые вопросы для каждой группы. (Прил. 1) Что нужно, чтобы ответить на эти вопросы? (Прочитать литературу, источники). Для того, чтобы ваш рассказ был полным и интересным, обратимся не только к учебнику, но и к другим источникам. (Приложение 2). После работы каждая команда сможет представить результаты своих исследований. Желаю все группам плодотворной работы | Познавательные УУД: - поиск и выделение информации - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты - подведение под понятие, выведение следствий - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: - постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) - планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) - разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Регулятивные УУД: - планирование - целеполагание - контроль коррекция | Информационная -следовать алгоритму при работе с текстом Учебно-познавательная -контролировать свои учебные действия - сопоставлять свою оценку с оценкой одноклассника Коммуникативная -умение осуществлять продуктивное взаимодействие Социальная -развитие навыков сотрудничества -умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Работа в группе, возможность каждому ученику проявить себя, формирование умения слышать остальных участников группы и класса, высокий эмоциональный фон. | |
Проработка содержания темы | Усвоение нового материала развитие ЗУНиК | 5-7 мин | АМО проработки содержания темы «Незаконченные предложения» | Адаптированный на основе приема «Незаконченные предложения» | Название метода: АМО проработки содержания темы «Незаконченные предложения» Количество участников: весь класс по группам Цели задачи использования метода: проверить первичное усвоение новых знаний. Продолжительность проведения: 5-7 минут Необходимые материалы: карточки с незаконченными предложениями, цв. карандаши или фломастеры у детей (у каждого свой цвет). Предварительная подготовка: карточки с незаконченными предложениями по теме. Подробная технология проведения: Каждая группа получает вопросы по текстам, с которыми работали другие группы. Задание: вставить пропущенные слова в предложения. | Проверим, насколько ваше путешествие в разные точки мира было продуктивным. У каждой команды есть задания с пропущенными словами. (Прил. 4). Условие: каждый участник команды (группы) должен выполнить хотя бы одно задание и вписать ответ «своим» цветом. | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений - установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД: - управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) - разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Регулятивные УУД: - контроль - коррекция - оценка | Информационная -следовать алгоритму при работе с текстом Учебно-познавательная -контролировать свои учебные действия - сопоставлять свою оценку с оценкой одноклассника Коммуникативная -умение осуществлять продуктивное взаимодействие Социальная -развитие навыков сотрудничества -умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Работа в группе, возможность каждому ученику проявить свои способности, высокий уровень взаимопомощи. | |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Снятие напряжение и усталости, расслабление или восстановление энергии | 3-5 мин мин | АМО релаксации "Пантомима" | Заимствованный | Название метода: АМО релаксации "Пантомима" Количество участников: весь класс. Цели задачи использования метода: встряхнуться, расслабиться. Продолжительность проведения: 5 минут Специальные материалы и предварительная подготовка не требуются. Подробная технология проведения: Выбираем одного ученика. Учитель на ушко говорит ему предложение или словосочетание. Ребенок должен это изобразить с помощью мимики и жестов. Весь класс угадывает. Тот, кто угадал первый. Становится следующим игроком. Интересно, если эти фразы будут связаны с темой урока. | После такой напряженной поездки необходимо расслабиться. Поиграем в пантомиму. Все загаданные понятия будут связаны с нашим сегодняшним путешествием. («священная книга», «раздача милостыни», «нирвана» - по 1 понятию каждой команде) | Личностные УУД: -управлять проявлениями своих эмоций Регулятивные УУД: - понимать инструкцию и выполнять действия по инструкции Коммуникативные УУД: -умение работать в команде, договариваться и приходить к общему мнению -соблюдать нормы общения с одноклассником в учебном взаимодействии (объяснять и доказывать свою точку зрения) | Информационная - понимать инструкцию и выполнять действия по инструкции -находить информацию, недостающую для решения поставленной учебной задачи Социальная -управлять проявлениями своих эмоций | Игровые технологии, работа в команде, высокий эмоциональный фон. |
Рефлексия | Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения | 3-5 мин | АМО вхождения в тему и рефлексии "Чемодан путешественника" | Адаптированный на основе приема «Корзина идей» | Название метода: АМО вхождения в тему и рефлексии "Чемодан путешественника" Количество участников: по группам (8-9 человек) Цели задачи использования метода: составить "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в течение урока. Продолжительность проведения: 5 минут Необходимые материалы: цветные листочки для записи у каждой группы, ручки (цв. карандаши или фломастеры) Предварительная подготовка: рисунок чемодана на большом листе. На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Чемодану путешественника", чтобы подвести итог урока. | Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД: - постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные УУД: - оценка | Информационная -использовать знаково-символические средства для представления информации Коммуникативная -умение осуществлять продуктивное взаимодействие Социальная - развитие навыков сотрудничества -умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций -управлять проявлениями своих эмоций | Работа в группах, командное соревнование, включение каждого ребенка в процесс, игровые технологии, повышенный эмоциональный фон. |
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
| Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Закрепление изученного материала по теме «Возникновение религий» и знакомство с темой «Религии мира и их основатели» осуществляется в ходе парной (АМО «Здравствуйте!») и групповой (командной) работы (АМО «Чемодан путешественника», «Ульи», «Незаконченное предложение»). Эффективность сотрудничества в групповой работе проявилась в ознакомлении с достаточно большим новым материалом за короткое время. Эмоциональность АМО «Камера хранения» и «Пантомима» позволила учащимся оценить свои возможности и отдохнуть от активной интеллектуальной работы. Визуализация урока была обеспечена красочными плакатами и презентацией на интерактивной доске, использованы раздаточные и демонстрационный материалы. Все этапы урока сопровождались само- или взаимооценкой и коррекцией результатов работы. Игровая технология, содержательные АМО, высокий эмоциональный фон, командное соревнование обеспечили достижение запланированных результатов обучения, развития и воспитания, в том числе нравственного, способствовали формированию УУД и предметных результатов, реализации ФГОС. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Планируемые результаты урока: Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Формированию предметных результатов способствовали АМО «Кубик знаний» (актуализированы знания понятий «религия», «культура», «ритуал». «Завте» и др.), «Ульи» (приобретены знания о христианстве, буддизме и исламе), «Незаконченное предложение» (закреплены знания по теме урока). Все АМО способствовали созданию и поддержанию благоприятной психологической атмосферы на уроке, возможности проявить себя каждому ученику. Благодаря технологии АМО формируются навыки самоконтроля и взаимоконтроля, навыки работы в группе, формированию познавательных процессов у детей. Цель и задачи урока реализованы, запланированные результаты достигнуты. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений. Это способствует духовно-нравственному развитию детей. Парная, индивидуальная, групповая формы работы предполагают планирование, контроль и оценку. Дети учились оценивать свои возможности и результаты и возможности и результаты своих одноклассников. Использование активных методов обучения, игровых технологий, визуализация материала, эмоциональная разрядка создают эмоционально-комфортную атмосферу, что является непременным условием здоровьесбережения учащихся. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | Благодаря использованию АМО достигаются следующие дидактические цели:
|
Методическая ценность урока/занятия | Данный урок позволяет достичь целей урока относительно всех учеников. Преимущественно групповая форма работы активно развивает личностные, регулятивные, познавательные УУД, способствует достижению предметных и метапредметных результатов. Благодаря АМО повышается познавательная активность детей, мотивация к учению. Сложный материал усваивается всеми учащимися. |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Раздаточный материал (приложения 1 – 5). |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). |
|
Примечания автора/ов |
______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет, 2013
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013
Приложение 1
Христианство
- Какую религию проповедовал Иисус Христос?
- Почему иудеи последовали за проповедником Иисусом?
- Где родился Иисус?
- Почему Иисуса считали Сыном Божьим?
- Почему между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт?
- Что случилось после смерти Иисуса и как стало распространяться христианство?
Ислам
- Основателем какой религии был Мухаммад?
- Кто такой Мухаммад и кто такие ханифы?
- Что случилось с Мухаммадом на горе близ Мекки?
- К чему призывал Мухаммад?
- С чего началось распространение ислама по сторонам и континентам?
- Что такое ислам и кто такие мусульмане?
Буддизм
- Основателем какой религии был Будда?
- Где возник буддизм?
- Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?
- Как к царевичу пришло просветление?
- В чем смысл четырех благородных истин буддизма?
- Как умер Будда и что такое ступы?
Приложение 2
Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.
Основные христианские идеи:
- Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
- Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
- Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
- Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
- Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.
Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.
В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым. Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.
Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.
Основатель ислама Мухаммад — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеаа умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.
Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.
В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры.
Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.
Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:
- произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
- совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
- соблюдение поста в месяц рамадан;
- раздача милостыни бедным;
- совершение паломничества в Мекку (хадж).
Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.
Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.
После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».
Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.
В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.
Приложение 3
Христианство (I век). Иудеи ждали пророка, который избавит их от всех бед (они назвали его мессия – «помазанник», по-гречески Христос). Поэтому когда появился проповедник Иисус, многие из иудеев последовали за Ним, считая, что Он и есть обещанный Мессия – Христос.
Как повествуют рассказы Его последователей, Иисус родился в маленьком городке Вифлеем. Его родителям не хватило места в гостинице, поэтому Мать Иисуса, Мария родила Младенца в пещере, которую использовали для ночлега скота.
Когда Иисус вырос, Он стал проповедовать, учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Он не только проповедовал, но и исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался. Люди, которые следовали за Ним и верили в Него, считали Его не только человеком, но и Сыном Божиим, пришедшим открыть людям путь к праведной жизни.
Иисус призывал каждого человека измениться, стать лучше. Однако многие в народе ждали от мессии другого. Они считали, что он должен избавить иудеев от их врагов и притеснителей, что он должен быть храбрым военачальником, а не проповедником. Поэтому скоро между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт. Иисуса схватили рядом с Иерусалимом, в саду под названием Гефсимания и решили казнить страшной казнью: Его распяли на кресте, как делали это с самыми злыми преступниками. В этот момент большая часть учеников испугались и покинули Его.
Только несколько человек пришли, чтобы снять Его безжизненное тело с креста и предать достойному погребению. Среди этих самых верных последователей Иисуса были несколько женщин, которые снова пришли к Его гробу на третий день после казни. Но здесь их ждало поразительное открытие: гроб оказался пуст. Как верят христиане, Иисус как Сын Божий не был подвластен смерти, и Он воскрес из мертвых.
Вдохновленные этой вестью, ученики Иисуса Христа стали проповедовать Его учение в Иудее и за ее пределами, скоро это учение распространилась по многим странам. Оно стало называться христианством, а последователи Иисуса – христианами.
Это интересно. По христианскому преданию, первыми о рождении Мессии узнали простые пастухи и мудрецы-звездочёты (волхвы). Следуя за путеводной звездою, они достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Иисусу, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну (мирра – ароматическое масло).
Православие и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.
Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.
Раньше в число мировых религий включали также индуизм и иудаизм. Сейчас эти данные считаются устаревшими.
В отличие от буддизма, христианство и ислам связаны друг с другом. И та, и другая религии относятся к авраамическим религиям.
В литературе и кино иногда встречается такое понятие, как «одна вселенная». Герои разных произведений живут в одном мире и могут однажды встретиться, как, например, Железный человек и Капитан Америка. Действие христианства и ислама происходит в «одной вселенной». Иисус Христос, Моисей, Библия упоминаются в Коране, причем Иисус и Моисей являются пророками. Адам и Хава – первые люди на Земле согласно Корану. Мусульмане в некоторых библейских текстах также усматривают пророчество появления Мухаммеда. В этом аспекте интересно наблюдение, что особенно жесткие религиозные конфликты возникли именно между этими, близкими друг другу, религиями (а не с буддистами или индусами); но этот вопрос оставим на рассмотрение психологам и религиоведам.
Приложение 4
Группа 1
Соедини картинку и религию, к которой она относится:
БУДДИЗМ
ХРИСТИАНСТВО
ИСЛАМ
Заполните пропуски:
ИСЛАМ
Ханифы – это __________________________________________________
Мухаммад – это __________________________________________________
Бог переводится с арабского языка как _________________________________
Ислам – это религия, в основе которой лежит учение пророка __________________ В переводе с арабского языка слово ислам переводится как «______», «_____________________________________».
Мусульмане – это ________________________________________________.
БУДДИЗМ
Сиддхартха Гаутама – это_____________________________________________
Буддизм – это религия, в основе которой лежит _______________________________:
1) в мире существует страдание;
2) причина страдания – желания;
3) освобождение от страданий – нирвана;
4)есть путь, ведущий к освобождению от страданий.
Группа 2
Соедини картинку и религию, к которой она относится:
БУДДИЗМ
ХРИСТИАНСТВО
ИСЛАМ
Заполните пропуски:
БУДДИЗМ
Сиддхартха Гаутама – это_____________________________________________
Буддизм – это религия, в основе которой лежит _______________________________:
1) в мире существует страдание;
2) причина страдания – желания;
3) освобождение от страданий – нирвана;
4)есть путь, ведущий к освобождению от страданий.
ХРИСТИАНСТВО
Мессия – это _______________________________________________________.
В переводе с греческого языка слово Мессия означает ____________________.
Христианством называется религия, в основе которой лежит________________
__________________________________________________________
Христиане – это ___________________________________________________
Группа 3
Соедини картинку и религию, к которой она относится:
БУДДИЗМ
ХРИСТИАНСТВО
ИСЛАМ
Заполните пропуски:
ХРИСТИАНСТВО
Мессия – это _______________________________________________________.
В переводе с греческого языка слово Мессия означает ____________________.
Христианством называется религия, в основе которой лежит________________
__________________________________________________________
Христиане – это ____________________________________________________
ИСЛАМ
Ханифы – это ______________________________________________________
Мухаммад – это ____________________________________________________
Бог переводится с арабского языка как _________________________________
Ислам – это религия, в основе которой лежит учение пророка __________________ В переводе с арабского языка слово ислам переводится как «______», «_____________________________________».
Мусульмане – это ___________________________________________________.
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок 5 ОРКСЭ "Возникновение религий. религии мира и их основатели"
урок 5 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"...
Конспект урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".
Данный урок является продолжением по теме. Основные термины и понятия урока - христианство, ислам, буддизм, нирвана....
Возникновение религий.Религии мира и их основатели.
Учащихся получат первоначальные представления о культурологических основах мировых религий,познакомятся с возникновением мировых религий и их основателями, изучат понятия:...
"Возникновение религий. Религии мира и их основатели"
Этот конспект урока был отправлен на городской конкурс методических разработок - 2-е место....
Возникновение религий. Религии мира и их основатели
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") с использованием технологии АМО....
Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»
Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»...
Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели."
В данной разработке представлен подробный конспект урока и презентация для самостоятельной деятельности учащихся....