рабочая программа ОРКСЭ, 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по предмету "ОРКСЭ" Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе. Данная программа поможет в работе классному руководителю. В ней представлены все учебне курсы, тематика уроков, универсальные учебные действия прописаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nov_programma_orkse.docx | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты.
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
4) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
5) осознание ценности человеческой жизни.
2.Содержание учебного предмета
Раздел 1. Знакомство с новым предметом.
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Знакомство с основами этики.
Этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.
Раздел 3. Этические учения о добродетелях.
Определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей. Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов; о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».
Раздел 4. Этика о нравственном выборе.
Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве.
Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Государство. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника.
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни.
Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства. Любовь в жизни человека. В.С.Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу.
Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслёй и поступков. Поступок как результат мысли. JI.Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей». Милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиций благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире. Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам.
Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. JI.М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. JI.Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. JI.Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении JI. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. JI.Н. Толстой «Муравей и голубка». Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Раздел 9. Духовные традиции многонационального народа России.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Итоговая презентация результатов учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся по темам: «Что такое этика?», «Значение нравственности и этики в жизни человека»; «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»; «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема | Кол-во час |
Знакомство с новым предметом | 2 часа | |
1 | Россия - наша Родина | 1 |
2 | Духовные ценности человечества. Культура. Религии. | 1 |
Знакомство с основами этики | 2 часа | |
3 | Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. | 1 |
4 | Не совсем обычный урок. Мораль и нравственность. | 1 |
Этические учения о добродетелях | 4 часа | |
5 | Что такое добродетель. | 1 |
6 | Учение Аристотеля о добродетелях. | 1 |
7 | Нравственные качества. | 1 |
8 | Терпение и терпимость. | 1 |
Этика о нравственном выборе | 6 часов | |
9 | Не совсем обычный урок. Суд над Сократом. | 1 |
10 | Убеждения. | 1 |
11 | Нравственный выбор. | 1 |
12 | Совесть. Долг. | 1 |
13 | Ответственность. | 1 |
14 | Этика о воспитании самого себя. | 1 |
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве | 3 часа | |
15 | Справедливость. | 1 |
16 | Государство, основанное на справедливости. | 1 |
17 | Государство. Светская этика. | 1 |
Нравственный закон человеческой жизни | 4 часа | |
18 | Нравственный закон. Десять заповедей. | 1 |
19 | Заповеди любви. | 1 |
20 | Любовь – основа жизни. | 1 |
21 | Прощение. | 1 |
Этика об отношении людей друг к другу | 5 часов | |
22 | Древнегреческие мыслители о дружбе. | 1 |
23 | Этика об отношении к другим людям и самому себе. | 1 |
24 | Мысли и поступки. Слова и речь. | 1 |
25 | Милосердие. | 1 |
26 | «Золотое правило нравственности». | 1 |
Как сегодня жить по нравственным законам | 4 часа | |
27 | Нравственные законы в современном мире. | 1 |
28 | Альберт Швейцер. | 1 |
29 | Этическое учение Л. Н. Толстого. | 1 |
30 | Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра». | 1 |
Духовные традиции многонационального народа России | 4/5 часа | |
31 | Подготовка творческих проектов | 1 |
32 | Презентация творческих проектов по темам: «Что такое этика?», «Значение нравственности и этики в жизни человека» | 1 |
33 | Презентация творческих проектов по темам: «Мое отношение к миру (к людям, к России)», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг». | 1 |
34/35 | Презентация творческих проектов по темам: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) | 1/2 |
Итого: | 34/35ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)
Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....
Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс
Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс
Основы мировых религий...
Рабочая программа ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с Федеральным государстве...
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» представляет собой завершённую предметную линию для начальной школы, которая реализует модуль «Осно...
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс 2016-2017 учебный год А. И. Шемшурина
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...