Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Дмитриева Надежда Александровна

Основы мировых религий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2- е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — ( Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

        Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

        В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

        В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Общая характеристика учебного курса

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:

 «Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».

        Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

        Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

        Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Учебный предмет ОМРК является единым комплексным учебно-воспитательным курсом, который соответствует педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный предмет ОМРК является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах мировых религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного предмета ОМРК:

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному

поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций

многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного предмета ОМРК:

1. Знакомство обучающихся с  основами мировых религиозных культур;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное

4. Восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

5. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

                                            Место комплексного учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в программе обучения и учебном плане:

В учебном плане на изучения предмета «Основы мировых религиозных культур» отводится  34 часа (34 учебные недели).

На протяжении всего периода изучения предмета занятия проводятся одним педагогом в 4  классе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»:

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

  • Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
  • Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • Осознание ценности человеческой жизни.

Основное содержание программы:

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)

Россия  - наша Родина.

Основы мировых религиозных культур. (28ч.)

         Культура и религия. Культура и религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Типитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Человек в религиозныз традициях мира. Священные сооружения. Священные сооружения. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. История религий в России. История религий в России.

История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Поломничества и святыни. Праздники в религиях мира. Праздники в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.  Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (5ч.)

Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов.  Подготовка творческих проектов. Презентации творческих проектов на выбранные темы.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (28 часов) .

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

Блоки  1    и  3    посвящены  патриотическим  ценностям  и  нравственному  смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями таорческих проектов учащихся.

Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Учебно-тематический план

Наименование раздела. блока

Кол-во часов

Из них проектная деят-ть

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

2

Основы мировых религиозных культур.

28

4

3

Духовные традиции многонационального народа России.

5

1

Итого:

34

5

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

класс

учебники

Методические материалы

Интернет ресурсы

4 класс

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур» 4 – 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2011

Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010

  1. сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru

Данилюк А.Я. «Книга для родителей». Москва, «Просвещение», 2010

сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru

.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. «электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур»». 2010

Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru

Государственный музей истории религии - www.gmir.ru

Планируемые результаты изучения предмета

       В результате изучения Основ мировых религиозных культур ученик должен:
       знать/понимать:
       основные понятия религиозных культур;
       историю возникновения религиозных культур;
       историю развития различных религиозных культур в истории России;
       особенности и традиции религий;
       описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
       уметь:
       описывать различные явления религиозных традиций и культур;
       устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
       излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
       соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
       строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
       готовить сообщения по выбранным темам.


Тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»

Тема урока

Кол-во часов

дата

Планируемые результаты

Вид контроля

план

факт

Личностные

Метапредметные

Предметные

1 четверть

1

Россия – наша  Родина

1

04.09

Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;

Творческая работа «Составление

предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности».

2

Культура и религия

1

11.09

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия».

3

Культура и

религия.

1

18.09

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;

Творческая работа «Составление

предложений со словами

христианство, православие».

4

Возникновение религий.

1

25.09

Формирование целостного, социально ориентированноговзгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

5

Возникновение религий. Религии

мира и их

основатели.

1

02.10

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности

Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

6

Священные

книги религий

мира: Веды, Авеста,

Типитака.

1

09.10

формирование ценностей многонационального российского общества;

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

7

Священные

книги мира:

Тора, Библия,

Коран.

1

16.10

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;

8

Хранители

предания в

религиях

мира.

1

23.10

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

9

Добро и зло.

Возникновение зла в

мире. Понятие

греха, раскаяние и

воздаяние.

1

30.10

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

2 четверть

10

Добро и зло.

Возникновение зла в

мире. Понятие

греха, раскаяние и

воздаяние.

1

13.11

формирование ценностей многонационального российского общества;

высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

11

Человек в

религиозных

традициях мира.

1

20.11

формирование ценностей многонационального российского общества;

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Творческая работа «Продолжить

предложение 1«Молитва –   это…    ».

12

Священные

сооружения.

1

27.11

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

13

Священные

сооружения.

1

04.12

формирование ценностей многонационального российского общества;

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

14

Искусство в

религиозной

культуре.

1

11.12

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

15

Искусство в

религиозной

культуре.

1

18.12

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

16

Творческие

работы учащихся.

1

25.12

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой

работы.

3 четверть

17

Презентация

творческих работ.

1

15.01

формирование ценностей многонационального российского общества;

высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;

Презентации творческих работ.

18

История религий России.

1

22.01

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

19

История религии  России.

1

29.01

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

20

Религиозные

ритуалы. Обычаи и обряды..

1

05.02

формирование ценностей многонационального российского общества;

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Осознание ценности человеческой жизни.

21

Религиозные

ритуалы. Обычаи и обряды.

1

12.02

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

22

Паломничества и святыни

1

19.02

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности

Осознание ценности человеческой жизни.

23

Праздники и календари

1

26.02

формирование ценностей многонационального российского общества;

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

24

Праздники и календари

1

04.03

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;

25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1

11.03

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности

Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1

18.03

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

4 четверть

27

Милосердие. Забота о слабых, взаимопомощь

1

01.04

формирование ценностей многонационального российского общества;

высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

28

Семья  

1

08.04

формирование ценностей многонационального российского общества;

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

29

Долг, свобода, ответственность, труд.

1

15.04

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности

Осознание ценности человеческой жизни.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

22.04

формирование ценностей многонационального российского общества;

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Осознание ценности человеческой жизни.

Самостоятельная работа «Составить

предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,

народ.

31-34

Презентации

творческих

проектов.

4

29.04

06.05

13.05

20.05

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;

Презентации творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)

Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....

Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....

Рабочая программа ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с  Федеральным государстве...

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

  Курс «Основы духовно-нравственной  культуры  народов России. Светская этика» представляет собой завершённую предметную линию для начальной школы, которая реализует модуль «Осно...

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс 2016-2017 учебный год А. И. Шемшурина

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа ОРКСЭ, 4 класс. УМК А. Кураева «Основы православной культуры»

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры&r...