Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Основы мировых религий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnogo_predmeta_osnovy_mirovyh_religioznyh_kultur.docx | 43.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2- е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — ( Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного курса
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Учебный предмет ОМРК является единым комплексным учебно-воспитательным курсом, который соответствует педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный предмет ОМРК является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах мировых религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного предмета ОМРК:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного предмета ОМРК:
1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
4. Восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
5. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в программе обучения и учебном плане:
В учебном плане на изучения предмета «Основы мировых религиозных культур» отводится 34 часа (34 учебные недели).
На протяжении всего периода изучения предмета занятия проводятся одним педагогом в 4 классе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»:
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
- Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни.
Основное содержание программы:
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)
Россия - наша Родина.
Основы мировых религиозных культур. (28ч.)
Культура и религия. Культура и религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Человек в религиозныз традициях мира. Священные сооружения. Священные сооружения. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. История религий в России. История религий в России.
История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Поломничества и святыни. Праздники в религиях мира. Праздники в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (5ч.)
Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов. Подготовка творческих проектов. Презентации творческих проектов на выбранные темы.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (28 часов) .
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями таорческих проектов учащихся.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела. блока | Кол-во часов | Из них проектная деят-ть |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 | |
2 | Основы мировых религиозных культур. | 28 | 4 |
3 | Духовные традиции многонационального народа России. | 5 | 1 |
Итого: | 34 | 5 |
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
класс | учебники | Методические материалы | Интернет ресурсы |
4 класс | Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур» 4 – 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2011 | Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010 |
|
Данилюк А.Я. «Книга для родителей». Москва, «Просвещение», 2010 | сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru | ||
.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. «электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур»». 2010 | Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru Государственный музей истории религии - www.gmir.ru |
Планируемые результаты изучения предмета
В результате изучения Основ мировых религиозных культур ученик должен:
знать/понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»
№ | Тема урока | Кол-во часов | дата | Планируемые результаты | Вид контроля | |||
план | факт | Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
1 четверть | ||||||||
1 | Россия – наша Родина | 1 | 04.09 | Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину | умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности». | |
2 | Культура и религия | 1 | 11.09 | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия». | |
3 | Культура и религия. | 1 | 18.09 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; | Творческая работа «Составление предложений со словами христианство, православие». | |
4 | Возникновение религий. | 1 | 25.09 | Формирование целостного, социально ориентированноговзгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 1 | 02.10 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности | Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |
6 | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака. | 1 | 09.10 | формирование ценностей многонационального российского общества; | Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |
7 | Священные книги мира: Тора, Библия, Коран. | 1 | 16.10 | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; | ||
8 | Хранители предания в религиях мира. | 1 | 23.10 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |
9 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяние и воздаяние. | 1 | 30.10 | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; | ||
2 четверть | ||||||||
10 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяние и воздаяние. | 1 | 13.11 | формирование ценностей многонационального российского общества; | высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; | Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |
11 | Человек в религиозных традициях мира. | 1 | 20.11 | формирование ценностей многонационального российского общества; | Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | Творческая работа «Продолжить предложение 1«Молитва – это… ». | |
12 | Священные сооружения. | 1 | 27.11 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; | ||
13 | Священные сооружения. | 1 | 04.12 | формирование ценностей многонационального российского общества; | Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; | ||
14 | Искусство в религиозной культуре. | 1 | 11.12 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |
15 | Искусство в религиозной культуре. | 1 | 18.12 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | 25.12 | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | |
3 четверть | ||||||||
17 | Презентация творческих работ. | 1 | 15.01 | формирование ценностей многонационального российского общества; | высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; | Презентации творческих работ. | |
18 | История религий России. | 1 | 22.01 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | ||
19 | История религии России. | 1 | 29.01 | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |
20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.. | 1 | 05.02 | формирование ценностей многонационального российского общества; | Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Осознание ценности человеческой жизни. | ||
21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 1 | 12.02 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; | Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | ||
22 | Паломничества и святыни | 1 | 19.02 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности | Осознание ценности человеческой жизни. | ||
23 | Праздники и календари | 1 | 26.02 | формирование ценностей многонационального российского общества; | Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |
24 | Праздники и календари | 1 | 04.03 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; | ||
25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 1 | 11.03 | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности | Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |
26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 1 | 18.03 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |
27 | Милосердие. Забота о слабых, взаимопомощь | 1 | 01.04 | формирование ценностей многонационального российского общества; | высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; | ||
28 | Семья | 1 | 08.04 | формирование ценностей многонационального российского общества; | Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |
29 | Долг, свобода, ответственность, труд. | 1 | 15.04 | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности | Осознание ценности человеческой жизни. | ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | 22.04 | формирование ценностей многонационального российского общества; | Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Осознание ценности человеческой жизни. | Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ. | |
31-34 | Презентации творческих проектов. | 4 | 29.04 06.05 13.05 20.05 | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; | Презентации творческих работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)
Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....
Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс
Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....
Рабочая программа ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с Федеральным государстве...
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» представляет собой завершённую предметную линию для начальной школы, которая реализует модуль «Осно...
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс 2016-2017 учебный год А. И. Шемшурина
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа ОРКСЭ, 4 класс. УМК А. Кураева «Основы православной культуры»
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры&r...