Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс 2016-2017 учебный год А. И. Шемшурина
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016-2017_rabochaya_programma_orkse_4_klass.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение», 2014г.
Для реализации рабочей программы используется учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение», 2014г.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
- развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
На изучение учебного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Личностные, меапредметные и предметные результаты:
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- узнает основные понятия светской этики;
- узнает значение этики в жизни человека;
- узнает образцы нравственности в культурах разных народов;
- узнает духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
- излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
- строить толерантные отношения в обществе;
- применять полученные знания в социуме;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- основам светской и религиозной морали, пониманию их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- первоначальным представлениям о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознанию ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Введение в курс (2ч.) Россия - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы. Общественные нормы нравственности и морали.
Этика общения (4 ч.) Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Правила общения для всех. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.
Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.
Этика человеческих отношений (4 ч.) В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.
Этика отношений в коллективе (4 ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.
Простые нравственные истины (4 ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.
Душа обязана трудиться (4 ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»: сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.
Судьба и Родина едины (4 ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Человек, назначение человека. Подведение итогов. Презентация творческих работ.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата план | Дата факт |
Введение в курс (2ч.) | |||
1 | Россия - наша Родина. | 02.09 | |
2 | Этика – наука о нравственной жизни человека. | 09.09 | |
Этика общения (4 ч.) | |||
3 | Добрым жить на свете веселей. | 16.09 | |
4 | Правила общения для всех. | 23.09 | |
5 | От добрых правил – добрые слова и поступки. | 30.09 | |
6 | Каждый интересен. | 07.10 | |
Этикет (4 ч.) | |||
7 | Премудрости этикета. | 14.10 | |
8 | Красота этикета. | 21.10 | |
9 | Простые школьные и домашние правила этикета. | 28.10 | |
10 | Чистый ручеёк нашей речи. | 11.11 | |
Этика человеческих отношений (4 ч.) | |||
11 | В развитии добрых чувств – творение души. | 18.11 | |
12 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | 25.11 | |
13 | Чувство Родины. | 02.12 | |
14 | Жизнь протекает среди людей. | 09.12 | |
Этика отношений в коллективе (4 ч.) | |||
15 | Чтобы быть коллективом. | 16.12 | |
16 | Коллектив начинается с меня. | 23.12 | |
17 | Мой класс – мои друзья. | 13.01 | |
18 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 20.01 | |
Простые нравственные истины (4 ч.) | |||
19 | Жизнь священна. | 27.01 | |
20 | Человек рождён для добра. | 03.02 | |
21 | Милосердие – закон жизни. | 10.02 | |
22 | Жить во благо себе и другим. | 17.02 | |
Душа обязана трудиться (4 ч.) | |||
23 | Следовать нравственной установке. | 24.02 | |
24 | Достойно жить среди людей. | 03.03 | |
25 | Уметь понять и простить. | 10.03 | |
26 | Простая этика поступков. | 17.03 | |
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) | |||
27 | Общение и источники преодоления обид. | 07.04 | |
28 | Ростки нравственного опыта поведения. | 14.04 | |
29 | Доброте сопутствует терпение. | 21.04 | |
30 | Действия с приставкой «СО». | 28.04 | |
Судьба и Родина едины (4 ч.) | |||
31 | С чего начинается Родина. | 05.05 | |
32 | В тебе рождается патриот и гражданин. | 12.05 | |
33 | Человек – чело века. | 19.05 | |
34 | Слово, обращённое к тебе. | 26.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014 г.
- Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2014г.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2014.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М.
Заславский, С. Е. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2013 г.
- персональный компьютер;
-интерактивная доска.
- Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и др. пособий.
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальной школы Протокол заседания №____ от «____»_____________2016 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________Н.Ф. Гембель «___»__________2016 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Бисероплетение", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год
ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 2 класс. 2016-2017 учебный год
Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса + КТП...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждена приказом Министерства образования от 06.10.2009 г. № 373...
Рабочая программа учителя начальных классов ПВ класс (2016 - 2017 учебный год)
Рабочая программа состоит из 7 блоков.Программы по предметам: чтение,русский язык,математика ,речевая практика,мир природы и человека,технология,рисование.и пояснительные записки к ним....