Культура и религия 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Это второй урок из двух, предусмотренных программой по данной теме.

В рамках занятия нужно показать ребёнку, что культура и религия едины с самого начала их существования; они связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. А формирование внутренней культуры человека происходит с помощью исторически сформированных норм и правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_religiya.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Основы религиозных культур и светской этики

Курс «Основы мировых религиозных культур»

Урок ОРКСЭ в 4 классе

Культура и религия (Урок № 3

модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Выполнила

Тарабрина О.Н.,

 учитель русского языка

 и литературы МОУ «ООШ

с. Петропавловка»

Краткая аннотация к уроку

Это второй урок из двух, предусмотренных программой по данной теме.

В рамках занятия нужно показать ребёнку, что культура и религия едины с самого начала их существования; они связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. А формирование внутренней культуры человека происходит с помощью исторически сформированных норм и правил.

Цель урока:

Помочь учащимся осознать сущность культуры, её основные формы, взаимосвязь культуры и религии.

 Учебные задачи, направленные на достижение:

1) предметных результатов обучения

- формирование понимания связи между культурой и религией;

- раскрытие понятий «материальная культура», «духовная культура»;

- обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие речи, мышления, творческого воображения;

2) метапредметных результатов обучения:

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей;

- развитие умений работать с информацией – познавательные УУД;

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- определение степени новизны и важности учебного материала;

- формирование начальных форм личностной рефлексии -регулятивные УУД;

- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- формировать умение взаимодействия в группах – коммуникативные УУД;

3) личностных результатов обучения:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание уважения к истории культуры и религии;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Оборудование:

Учебник «Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. Авторы: А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др. Москва, «Просвещение», 2012

Карточки с заданиями для проверки домашнего задания

Ход урока.

1. Организационный момент. 

2. Актуализация ранее полученных знаний.

Устный опрос.

  • Как вы понимаете слово «религия»?
  • Какие религии называются национальными?
  • Какие религии называются мировыми?
  • Какие религии считаются традиционными для России?
  • Какие религии преобладают в Саратовской области ? В нашем селе?

Письменный опрос. Работа по карточкам

 Соедини линиями правильные ответы (работа в парах)

1. Религия

2. Ритуал

3. Национальные религии

4. Мировые религии

А. Иудаизм, индуизм

Б. Сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога

В. Буддизм, христианство, ислам

Г. Участие людей в религиозных действиях

Выполни тест (индивидуальная работа)

1.В России больше всего:

а) буддистов;     б) православных христиан

2.Значительное число россиян исповедуют:

а) ислам и буддизм;     б) иудаизм

3. Количество религий, которые считаются традиционными религиями России:

а) 3;     б) 4

4. Самые многочисленные национальные религии – это:

а) ислам;     б) индуизм и иудаизм

3. Изучение нового материала

Слово учителя.

- На прошлом уроке мы пришли к выводу, что всех нас, россиян, объединяет единая Родина. Это общая для нас земля. Общая история. Общие законы. И что важнее всего, единая культура. 

Определение темы урока. Постановка целей урока детьми.

Обращаем внимание на тему урока: «Культура и религия».

- Как вы думаете, ребята, почему перед нами вновь тема урока та же, что была и на прошлом уроке? (Дети высказывают свои предположения, определяют цели урока.)

- Конечно, наш разговор сегодня продолжится, и нам предстоит ещё много интересного узнать по этой теме.

Изучение новой темы.

- С чем в повседневной жизни мы связываем слово «культура»? (Когда говорим или думаем о театрах, картинах художников, библиотеках и т.д.)

- В науке принято такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории» (запись определения в тетрадь).

Культура бывает материальная и духовная.

- Как вы думаете, ребята, а что можно отнести к памятникам материальной культуры? (Предположения детей)

- К памятникам материальной культуры  можно отнести различные предметы повседневной жизни, орудия труда, прекрасные дома, крепости, которые создавал человек.

- Как вы думаете, а что можно отнести к памятникам духовной культуры? (Предположения детей)

- Проверьте свои предположения, обратившись к тексту учебника на с.8 (третий абзац).

Учащиеся  перечисляют то, что можно отнести к памятникам духовной культуры, после чтения учебника.

Работа в группах.

Учащиеся разбиваются на 2 группы и получают карточки со словами: церковь, пословица, карета, мечеть, картина, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, стол, монета, копье, законы, платье, сказка, книга, компьютер.

1-й группе необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й группе – с духовной культурой.

Учитель обращает внимание детей на то, что к духовным ценностям относятся и нравственные нормы поведения, о чём дети сейчас тоже прочитали в учебнике.

Беседа с учащимися

-Довольно часто мы употребляем такие выражения, как «Культурный человек», «Культурно себя вести». Что это означает?

- Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?

- Именно культура отличает человека от всех остальных живых существ.

Это тот жизненный опыт, который накапливает человечество.

  • Беседа с учащимися:

- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?

- Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?

Учитель. Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему черту характера, присущую культурному человеку. (От человечка в разные стороны чертятся стрелочки, и ученики по очереди записывают характеристики культурного человека).

Учитель зачитывает слова А.П.Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – Боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая чёрная, что не затрёшь её никакими белилами».

- Чтобы стать культурным, воспитанным человеком, следует много учиться, работать над собой, с добротой относиться к окружающим, любить близких.

Учитель. - Слово «культура» пришло из латинского языка. Оно означало то, что выращено человеком в саду, а не само проросло в поле. Сегодня слово «культура» понимается более широко – это вообще всё, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например,  становится более заботливым, отзывчивым, менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре – это причины, по которым человек решает действовать именно как человек.

Многие памятники материальной  и духовной культуры  возникли в связи с религией, они необходимы для её существования. Вспомните, ребята, когда появились наскальные рисунки, ритуальные танцы, древнегреческий театр? (В первобытном обществе)

- Для чего первобытные люди исполняли ритуальные танцы и изображали в своих пещерах животных? ( Чтобы задобрить богов)

- Кому были посвящены самые первые спектакли (комедии и трагедии) Древней Греции? (Древнегреческим богам)

- Значит, мы можем сказать, что культура первобытного человека и древних греков напрямую  связана…(предположения детей) с их верованиями. В Древней Греции, Древней Индии, Древнем Египте, Древнем Риме были построены величественные храмы, которые сохранились до сих пор, и люди их посещают. Храмы эти возникли как места, которые должны были служить для совершения ритуалов. Ведь в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов. В древние времена возникли также и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до сих пор. В нашем городе немало мечетей. Первые же священные сооружения мусульман были возведены  в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Древние буддистские храмы встречаются в Азии. К сожалению, не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм, он известен лишь по описаниям, - главное иудейское святилище.

- Рассмотрите на с.9 учебника иллюстрацию «Зевс. Древняя статуя». Где её можно было увидеть? (Предположения детей)

- Давайте проверим ваши предположения, прочитав 3 абзац в учебнике на с.9.

- Так в каком виде искусства нашла отражение религиозная тематика? (скульптуре)

- К религиозным сюжетам обращались и живописцы всех времён (показ репродукций), и музыканты. Сегодня известно немало музыкальных произведений, написанных либо для религиозных целей (например, сопровождение ритуальных обрядов), либо на религиозные темы и сюжеты         (прослушивание музыки Рахманинова «Всенощное бдение»)

Творческая работа.

Дети должны самостоятельно изучить на с.9 учебника рубрику «Это интересно!» и составить предложения с новыми словами-понятиями из этой рубрики (каллиграфия, калам). Работа выполняется самостоятельно каждым учеником.

ВЫВОД:

Связаны ли культура и религия между собой?

Рефлексия.

Учитель. Итак, что мы узнали сегодня на этом уроке?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Чему мы научились?

Учащиеся отвечают.

Домашнее задание

1. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия (стр.8-9), обсуди с ними ее содержание.

2. Подготовь небольшой рассказ о каком-либо памятнике материальной или духовной культуры нашего посёлка 

Литература

1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.  –  М., 1991.

2. Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России.  –  М., 2000.

3.Планируемые результаты начального общего образования  (Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. –   М., 1986.

5. http://mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ

6. http://www.orkce.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)

Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...

Конспект урока "Культура и религия" модуля "Основы православной культуры"

   Методическая разработка урока учебной дисциплины ОРКСЭ модуля "Православная культура по теме "Культура и религия"...

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"

Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"

Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...