Культура и религия 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Это второй урок из двух, предусмотренных программой по данной теме.
В рамках занятия нужно показать ребёнку, что культура и религия едины с самого начала их существования; они связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. А формирование внутренней культуры человека происходит с помощью исторически сформированных норм и правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_i_religiya.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы религиозных культур и светской этики
Курс «Основы мировых религиозных культур»
Урок ОРКСЭ в 4 классе
Культура и религия (Урок № 3
модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Выполнила
Тарабрина О.Н.,
учитель русского языка
и литературы МОУ «ООШ
с. Петропавловка»
Краткая аннотация к уроку
Это второй урок из двух, предусмотренных программой по данной теме.
В рамках занятия нужно показать ребёнку, что культура и религия едины с самого начала их существования; они связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. А формирование внутренней культуры человека происходит с помощью исторически сформированных норм и правил.
Цель урока:
Помочь учащимся осознать сущность культуры, её основные формы, взаимосвязь культуры и религии.
Учебные задачи, направленные на достижение:
1) предметных результатов обучения
- формирование понимания связи между культурой и религией;
- раскрытие понятий «материальная культура», «духовная культура»;
- обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие речи, мышления, творческого воображения;
2) метапредметных результатов обучения:
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей;
- развитие умений работать с информацией – познавательные УУД;
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- определение степени новизны и важности учебного материала;
- формирование начальных форм личностной рефлексии -регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- формировать умение взаимодействия в группах – коммуникативные УУД;
3) личностных результатов обучения:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание уважения к истории культуры и религии;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
Оборудование:
Учебник «Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. Авторы: А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др. Москва, «Просвещение», 2012
Карточки с заданиями для проверки домашнего задания
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация ранее полученных знаний.
Устный опрос.
- Как вы понимаете слово «религия»?
- Какие религии называются национальными?
- Какие религии называются мировыми?
- Какие религии считаются традиционными для России?
- Какие религии преобладают в Саратовской области ? В нашем селе?
Письменный опрос. Работа по карточкам
Соедини линиями правильные ответы (работа в парах)
1. Религия 2. Ритуал 3. Национальные религии 4. Мировые религии | А. Иудаизм, индуизм Б. Сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога В. Буддизм, христианство, ислам Г. Участие людей в религиозных действиях |
Выполни тест (индивидуальная работа)
1.В России больше всего:
а) буддистов; б) православных христиан
2.Значительное число россиян исповедуют:
а) ислам и буддизм; б) иудаизм
3. Количество религий, которые считаются традиционными религиями России:
а) 3; б) 4
4. Самые многочисленные национальные религии – это:
а) ислам; б) индуизм и иудаизм
3. Изучение нового материала
Слово учителя.
- На прошлом уроке мы пришли к выводу, что всех нас, россиян, объединяет единая Родина. Это общая для нас земля. Общая история. Общие законы. И что важнее всего, единая культура.
Определение темы урока. Постановка целей урока детьми.
Обращаем внимание на тему урока: «Культура и религия».
- Как вы думаете, ребята, почему перед нами вновь тема урока та же, что была и на прошлом уроке? (Дети высказывают свои предположения, определяют цели урока.)
- Конечно, наш разговор сегодня продолжится, и нам предстоит ещё много интересного узнать по этой теме.
Изучение новой темы.
- С чем в повседневной жизни мы связываем слово «культура»? (Когда говорим или думаем о театрах, картинах художников, библиотеках и т.д.)
- В науке принято такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории» (запись определения в тетрадь).
Культура бывает материальная и духовная.
- Как вы думаете, ребята, а что можно отнести к памятникам материальной культуры? (Предположения детей)
- К памятникам материальной культуры можно отнести различные предметы повседневной жизни, орудия труда, прекрасные дома, крепости, которые создавал человек.
- Как вы думаете, а что можно отнести к памятникам духовной культуры? (Предположения детей)
- Проверьте свои предположения, обратившись к тексту учебника на с.8 (третий абзац).
Учащиеся перечисляют то, что можно отнести к памятникам духовной культуры, после чтения учебника.
Работа в группах.
Учащиеся разбиваются на 2 группы и получают карточки со словами: церковь, пословица, карета, мечеть, картина, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, стол, монета, копье, законы, платье, сказка, книга, компьютер.
1-й группе необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й группе – с духовной культурой.
Учитель обращает внимание детей на то, что к духовным ценностям относятся и нравственные нормы поведения, о чём дети сейчас тоже прочитали в учебнике.
Беседа с учащимися
-Довольно часто мы употребляем такие выражения, как «Культурный человек», «Культурно себя вести». Что это означает?
- Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?
- Именно культура отличает человека от всех остальных живых существ.
Это тот жизненный опыт, который накапливает человечество.
- Беседа с учащимися:
- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?
- Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?
Учитель. Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему черту характера, присущую культурному человеку. (От человечка в разные стороны чертятся стрелочки, и ученики по очереди записывают характеристики культурного человека).
Учитель зачитывает слова А.П.Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – Боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая чёрная, что не затрёшь её никакими белилами».
- Чтобы стать культурным, воспитанным человеком, следует много учиться, работать над собой, с добротой относиться к окружающим, любить близких.
Учитель. - Слово «культура» пришло из латинского языка. Оно означало то, что выращено человеком в саду, а не само проросло в поле. Сегодня слово «культура» понимается более широко – это вообще всё, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым, отзывчивым, менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре – это причины, по которым человек решает действовать именно как человек.
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для её существования. Вспомните, ребята, когда появились наскальные рисунки, ритуальные танцы, древнегреческий театр? (В первобытном обществе)
- Для чего первобытные люди исполняли ритуальные танцы и изображали в своих пещерах животных? ( Чтобы задобрить богов)
- Кому были посвящены самые первые спектакли (комедии и трагедии) Древней Греции? (Древнегреческим богам)
- Значит, мы можем сказать, что культура первобытного человека и древних греков напрямую связана…(предположения детей) с их верованиями. В Древней Греции, Древней Индии, Древнем Египте, Древнем Риме были построены величественные храмы, которые сохранились до сих пор, и люди их посещают. Храмы эти возникли как места, которые должны были служить для совершения ритуалов. Ведь в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов. В древние времена возникли также и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до сих пор. В нашем городе немало мечетей. Первые же священные сооружения мусульман были возведены в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Древние буддистские храмы встречаются в Азии. К сожалению, не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм, он известен лишь по описаниям, - главное иудейское святилище.
- Рассмотрите на с.9 учебника иллюстрацию «Зевс. Древняя статуя». Где её можно было увидеть? (Предположения детей)
- Давайте проверим ваши предположения, прочитав 3 абзац в учебнике на с.9.
- Так в каком виде искусства нашла отражение религиозная тематика? (скульптуре)
- К религиозным сюжетам обращались и живописцы всех времён (показ репродукций), и музыканты. Сегодня известно немало музыкальных произведений, написанных либо для религиозных целей (например, сопровождение ритуальных обрядов), либо на религиозные темы и сюжеты (прослушивание музыки Рахманинова «Всенощное бдение»)
Творческая работа.
Дети должны самостоятельно изучить на с.9 учебника рубрику «Это интересно!» и составить предложения с новыми словами-понятиями из этой рубрики (каллиграфия, калам). Работа выполняется самостоятельно каждым учеником.
ВЫВОД:
Связаны ли культура и религия между собой?
Рефлексия.
Учитель. Итак, что мы узнали сегодня на этом уроке?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Чему мы научились?
Учащиеся отвечают.
Домашнее задание
1. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия (стр.8-9), обсуди с ними ее содержание.
2. Подготовь небольшой рассказ о каком-либо памятнике материальной или духовной культуры нашего посёлка
Литература
1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
2. Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. – М., 2000.
3.Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.
5. http://mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)
Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...
Конспект урока "Культура и религия" модуля "Основы православной культуры"
Методическая разработка урока учебной дисциплины ОРКСЭ модуля "Православная культура по теме "Культура и религия"...
Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс
Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....
Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"
Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...
Методическая разработка (тест) Тема «Культура и религия» (Модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Тест по ОРКСЭ по теме "Культура и религия". 4 класс....
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"
Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...