Методическая разработка урока ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Разработка урока по ОРКСЭ "Добрыи жить на белом свете веселей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_urok_dobro.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока ОРКСЭ

по курсу: Основы светской этики

Раздел 1 урок 1

"Добрым жить на белом свете веселей!"

Цель:
формирование нравственного качества личности – доброты.
Задачи: 
• Расширить у учащихся значение понятий «добро» и «доброта»;
• раскрыть нравственное содержание понятия «доброты»;
• познакомить с закономерностями проявления «добро» и «доброта» в характере человека и в окружающей жизни;
• показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
• дать нравственную оценку добрым поступкам.
• способствовать развитию объективного отношения к повышению уровня самооценки;
• воспитывать и развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: конверты с заданиями, таблички с названиями поступков
Предварительная подготовка. Предлагаю каждому из вас взять у меня жетон и сесть на свой стул в соответствии с выбранным вами жетоном

Ход урока

Учитель:

«Доброе утро!» –
Скажешь кому-то,
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.

Я желаю вам добра и думаю, что наше общение будет приятным и полезным. А работать мы будем по группам в соответствии с выбранным вами жетоном. Давайте вспомним правила работы в группах
А начнем мы его с задания. Займите место у вашего стола
У вас на столах конверты. Возьмите конверт №1. Вам необходимо составить фразу, подходящую к вступительному стихотворению.
Сделай      мир       добрее!
Какая фраза у вас получилась?
Ученики:
«Сделай мир добрее!»
Учитель:
Вы уже догадались, на какую тему мы с вами будем сегодня говорить?
Ответы детей
Верно, мы будем говорить о добре, о добрых поступках.
Чтобы радость людям дарить, надо быть добрым. В каждом из нас есть     маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Встаньте пожалуйста
Закройте глаза и представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики. Под его лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее друг к другу. Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло от пожатий одноклассников. Закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что доброго, хорошего вы делали в своей жизни. Кто готов, откройте глаза. Спасибо. Ведь любовь и помощь согревают как солнце (на доске появляется солнце). Первый лучик –
умение различать добро и зло Садитесь пожалуйста

2. Актуализация имеющихся знаний:

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

- Что такое добро и зло? (Основные понятия морали)

- Что такое добро? (Ответы детей)

Добро-это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, взаимовыручка;

- это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе;

- это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним.

- Что такое зло? (Ответы детей)

Зло– это войны и предательство, зависть и жадность, это нетерпимость по отношению к людям другой национальности, другого цвета кожи;

– это наркомания, курение, алкоголизм;

– это когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

На столе учителя лежат перевёрнутые “лицом вниз” листочки со словами, обозначающими качества людей.

Задание: Каждое качество человека определить в один из столбиков: “Добро” или “Зло” (Учащиеся по одному выходят к доске, берут один из листочков и прикрепляют в соответствующий столбик на доске, объясняя свой выбор)

Добро        Зло

сочувствие        безразличие

сопереживание        агрессивность

справедливость        ненависть

бескорыстие        зависть

милосердие        предательство

сострадание        равнодушие

любовь        хамство

забота        эгоизм

готовность помочь        обман

благодарность        неуважение

Игра. Добрый герой - хлопаем в ладоши, злой - закрываем руками глаза.

(Иван-царевич, Кащей бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Золушка, Карабас-Барабас, гуси-лебеди, Красная Шапочка, Баба-яга)

Учитель:
Доброта – это очень важное, нужное качество, без которого человек не может называться человеком.
С чем можно сравнить добро?
С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой, улыбкой, семьей, другом, красотой, лаской, теплом, счастьем, весельем, жизнью, любовью, праздником, радостью, смехом.
Это всё хорошее, красивое, всё положительное, полезное.

Притча о добре и зле.

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку.Он спросил их: “Что вы видите?”Все хором ответили, что черную точку.

Ответ был не верным. Мудрец сказал: “А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!”

Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу “белый лист бумаги”

- Чему учит эта притча? Сформулируйте секрет доброты!

В окружающих людях прежде всего надо замечать положительные качества
Ученик:
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
(И. Полюшко )

- А как вы думаете, легко ли быть добрым? (Ответы детей)
Учитель:
Если бы мы смогли потрогать это качество, то какое оно было бы на ощупь?
теплое, мягкое, нежное, приятное, пушистое.
Учитель:
А вы знаете, что слово «добро» очень древнее, оно является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом, которые издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Даже в древней азбуке буква «Д» называлась «добро».
Именно поэтому оно живо до сих пор, оно вечно. Это подтверждают народные пословицы.
Ученики:
Без добрых дел                      нет доброго имени.


Жизнь дана                            на добрые дела.


От добра         добра не ищут.


При солнышке тепло,               при матушке добро.


 Доброе слово                  и кошке приятно.


Худо тому,                       кто добра не делает никому.

В ком добра нет,                    в том и правды мало.

Не одежда красит человека,                 а добрые дела.

Учитель.

– Итак, мы хотим стать добрыми, но для этого надо что-то делать и мы уже делаем. Сейчас мы с вами поиграем в игру.  Встаем в круг, у меня в руках игрушка, я передаю ее кому-нибудь из вас и говорю комплимент, то есть что-то приятное, вы передаете следующему, тоже говорите комплимент….

- Скажите, друзья, что вы чувствовали, когда слышали приятные слова в свой адрес?

- Вот вы и совершили уже доброе дело, сделали приятно своему однокласснику.

- Оказывается, еще один шаг к доброте - это доброе слово или волшебные слова
Добро, доброта - понятия удивительные. Они сближают людей, как ничто другое.
Как вы думаете, с чего начинается добро?
С доброго слова.
Учитель.
Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.
Возьмите конверт №2. В нем незаконченные фразы и лист с «волшебными словами». Впишите на листик подходящее по смыслу слово.
1 группе
Растает ледяная глыба от слова доброго ....... «Спасибо»
Когда бранят за шалости, мы говорим ....... «Прости, пожалуйста»

2 группе
И во Франции, и в Дании на прощание говорят: ....... «До свидания!»
Посиди со мной сестра почитай мне, ....... будь добра.
3 группе
Забыл я книжку принести! За это ты меня ....... прости.
Печально сказали мы дяде Никите: «За чашку разбитую нас ....... извините».

4 группе
На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя: ....... «Пожалуйста».
Если больше есть не в силах, скажем маме мы: ....... «Спасибо»
Ученики зачитывают получившиеся фразы.
Учитель:
А вы часто употребляете добрые слова?
Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?
Внимательно послушайте стихотворение.
Ученик:
Закон доброты

Подумайте сами, ребята,
случается так почему –
котенка один обижает,
другой лечит лапку ему.
Один воробья из рогатки
старается сбить наповал,
другой, чтобы выходить пташку,
с земли воробья подобрал.
Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки
мальков перенес в водоем.


Подобных примеров немало,
подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!(Е. Андреева)


- А как вы думаете, легко ли быть добрым? (Ответы детей)

Чтение притчи “Добрый император” по цепочке (Текст притчи с заданием на отдельных листочках - по одному на каждую парту)

Задание:

1) Прочитайте притчу.

2) Подумайте: всегда ли доброе дело бывает во благо окружающих?

3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт речь в этой притче?

Добрый император

Жил когда-то император, который очень любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: “Зачем столько птиц?”

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

- Кто же кормит птенцов?- поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов?- спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?

- Об этом я не подумал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда сейчас в наших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз больше!

Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума - не лучше!

- Какую мудрость содержит эта притча?

(Добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума – не лучше)

- А чему ещё учит эта история?

(Общение с животными делает человека добрее).

Учитель:
Так по каким же действиям человека можно судить о том, добрый он или нет?
По
добрым поступкам человека.
Добрые поступки – это лекарство, спасение от всего дурного. Чем больше мы будем делать добра, тем больше его будет в нас оставаться.
Добрые слова…Добрые поступки…. А добрый человек…
Что он такого делает, что мы его называем добрым?
Ученики:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту всегда.
На клумбе цветок, его листья повисли.
Грустит он … о чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестрёнка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!
И ты обернулся ретивым конём-
Галопом сестрёнка помчится на нём!
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать её думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись, домой:
- Да это, как в сказке, волшебник, ты мой!
Учитель:
Почему мама назвала мальчика «волшебником»?
Мальчик совершал хорошие поступки.
Учитель:

Учитель: Каждый человек может стать теплым, светлым лучиком для того, кого он согревает своей любовью, добротой, вниманием, терпением.

Ребята, повернитесь лицом к своему соседу по парте, посмотрите внимательно друг на друга и выполните задание: «Поднимите руки вверх только те, …»

-у кого голубые глаза;

- светлые (темные) волосы;

-у кого имена содержат букву А…

- у  кого встречается синий цвет в одежде …

- кто имеет друга в классе?

У каждого из вас есть что-то, чем вы похожи и чем отличаетесь друг от друга, но это не помешало вам иметь друга (слайд 6; 2 лучик - дружба).

Мешает ли вам дружить, играть, заниматься то, что у вашего соседа другой цвет глаз или волос?

 На столах  слова. Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к доброте   Аккуратность, доброжелательность, вежливость, умение прощать обиды, отзывчивость, помощь в беде, скромность , общительность , ласка , нежность , счастье , внимательность , злоба, грубость, нахальство,  Выходят по одному человеку. Прикрепите добрые лучики к нашему солнцу

Учитель:
Что бы вы еще хотели добавить к написанному на доске?
Ответы детей.
Наши добрые поступки помогут сделать мир добрее
Ученик:
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга -
С добром всегда светла душа.
Учитель:
Встаньте, пожалуйста. Закройте глаза и представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики. Под его лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее друг к другу. Вытяните ручки, как лучики, пошлите солнечные приветы маме, папе и всем близким людям, пожелайте мысленно им здоровья и радости. И ещё пошлите добрые лучики всем людям Земли: пусть они любят друг друга и берегут мир.
А теперь соединим ручки, создадим солнечный круг, подарим его друг другу.
Дарите всем по солнышку
Частичку света, доброты
Слова любви и нежности
Дарите людям как цветы.
(продолжают держаться за руки)
Делать добро очень приятно и радостно. Правда? Да! Молодцы!
Ученики читают по 2 строчки:

Добрым быть довольно просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть довольно просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

4. Осознание и осмысление учебного материала

1 группа

1) Прочитайте рассказ Валентины Осеевой “Три товарища”

2) Объясните, чему учит это произведение?

3) Сформулируйте секрет доброты, который открывает нам автор.

В.Осеева Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял...

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

2 группа

1) Прочитайте 2 отрывка из газетных статей.

2) Подумайте, что их объединяет?

3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт речь?

В ноябре 2004 года мы отметили 94-й год рождения учительницы Марии Матвеевны. Она всегда в центре внимания, всегда - душа компании. Она и споёт, и спляшет, конечно, в меру сил. А как она читает стихи и поэмы! Она для нас образец душевной чистоты, мудрости, доброты. Завидуем тем, кого Мария Матвеевна учила. Она до сих пор поимённо помнит своих учеников, мальчишек, которые в 1941 году ушли на фронт, знает, как сложилась судьба тех, кто уцелел в той страшной войне. И ученики её до сих пор помнят. Нам кажется, что секрет её долголетия – это добро, любовь к людям, терпимость и, конечно, любовь близких. [1]

Каждому хочется прожить долгую, здоровую жизнь, но, к сожалению, не каждому это под силу. В районном центре есть человек, который в октябре этого года отпразднует свой 99 день рождения. Это Минахмет Зигангиров.

Каждый его день, что раньше, что сейчас, насыщен событиями и делами.

В больнице он не частый посетитель. В силу уколов и таблеток верит мало.

Его часто спрашивают: “В чем все-таки секрет долголетия?”. Он, улыбаясь, отвечает: "Никакого секрета и нет. Нужно жить по совести, с уважением относиться ко всем, помогать по силам больным и немощным, тогда всё вернётся сполна. В доброте весь секрет. Будьте добрее друг к другу и увидите, как окружающие ответят тем же".

3 группа

 Используя противоположные по значению слова и выражения, составь добрые советы:

Не перебивать, а ...

Не обижать, а ...

Не отбирать, а ...

Не ссориться, а ...

Не упрямиться, а ...

Не рвать, а ...

Не завидовать, а ...

Выводы:

По работе 1 группы:

Быть добрым не на словах, а на деле...

Добро — не наука, оно действие

По работе 2 группы:

Добрые люди дольше живут.

Добро, доставляя удовольствие, продлевает жизнь

По работе 3 группы:

Не перебивать, а ... выслушивать

Не обижать, а ... защищать

Не отбирать, а ... делиться

Не ссориться, а ... сотрудничать

Не упрямиться, а ... уступать

Не рвать, а ... склеивать

Не завидовать, а ... радоваться успехам других

5. Закрепление нового материала

Добрым словом, добрым поступком часто удаётся совершить то, чего невозможно добиться никакими другими средствами. (Б.С. Форбс)

Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. (персидский поэт Саади)

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

(Сергей Островой)

Добрым словом, добрым поступком часто удаётся совершить то, чего невозможно добиться никакими другими средствами. (Б.С. Форбс)

 Рефлексия

Подумайте и сформулируйте ответы на вопросы:

- О чём вас заставил задуматься наш сегодняшний урок?

- Есть ли те знания, которые бы вы хотели использовать в своей дальнейшей жизни?

Учитель:
Спешите делать добро приветствием, сердечным словом поддержки, душевным поступком. Пусть для вас и для всех окружающих мир станет добрым, мягким, живым и пушистым.

Используемые материалы.

1. Отрывок из статьи “Секрет долголетия – доброта”, автор С.А. Татаринова

2. Отрывок из статьи “Секрет – в доброте к людям”, автор Н.Чумарова

3. “Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека” (Сайт http://www.smisl-zhizni.ru/)

4. “Основы религиозных культур и светской этики. Модуль “Основы светской этики”, учеб. для общеобразоват. учрежд.. автор А.И. Шемшурина – М., Просвещение, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"

Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....