Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль Основы православной культуры».
Тема урока: « Чудо в жизни христианина»
Цель: дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан; помочь осознать, что дела и поступки могут быть источником чуда для окружающих людей.
Задачи:
личностные
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе доброделания.
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
метапредметные
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
предметные
• познакомить с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина.
• познакомить с основными добродетелями христиан.
Виды деятельности: беседа, выборочное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с учебником, работа в малых группах, работа в парах.
Основные термины и понятия: чудо, доброделание, добродетель: вера, надежда, любовь.
Оборудование: карточки для работы в парах; набор ладошек; мультимедийный проектор; презентация.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на первый слайд
- Что вы видите? (солнышко)
Я вам желаю, чтобы солнышко сегодня вас согревало и освещало ваш путь к знаниям. Улыбнитесь друг другу, пожелайте себе удачи, и начнём наш урок!
Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:
II. Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке.
- О каких заповедях вы узнали?
- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?
- Давайте вспомним одну из них
II. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.
Почитай отца своего и матерь твою - одна из заповедей. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей,в том числе душевным вниманием и участием.Послушайте такую притчу:
Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно старые сучья. Силы были на исходе.
Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться. …Но они ошиблись – явились их дети. Поначалу показался один из сыновей, случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестёр.
Когда все молодые удоды были в сборе возле родительского дома, один из них сказал:
– От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба они ослепли, больны и уже не в состоянии прокормить себя, наш святой долг – вылечить и выходить их!
После этих слов все дружно принялись за дело. Одни немедля приступили к постройке нового, более тёплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в лес.
Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей. Согрели их своими крыльями, затем напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья.
Наконец, из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты. Все принялись лечить больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.
И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей. Так благодарность и любовь детей исцелили их родителей, вернув им зрение и силы.
-Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе?
(Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость).
-Что захотелось сделать?
- Иисус Христос учил учеников любить всех и даже врагов своих.
Хотелось бы вам, чтобы все люди вокруг соблюдали христианские заповеди?
- Какие люди жили бы в вашем селе? (Добрые, отзывчивые, терпимые, радостные, милосердные, сострадательные, почитающие старших, любящие всех людей.) – эти слова вывешиваются на доске
(Приложение)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О добре, о любви)
Наша тема: милосердие и сострадание.
-Что значит сострадание? (Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие).
Попробуем разобраться,как получилось слово милосердие? Какие два корня? Корень «мил» произошёл от какого слова? (милый, приятный, привлекательный)А какой второй корень?
• Что значит милосердный человек?
(это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, любит людей).
А какая бывает любовь? Прочитаем об этом в учебнике на с.42(3 абзаца)
Какая же бывает любовь?(не быть равнодушными)
• Ребята, к кому, по-вашему, мы должны относиться с милосердием? (К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе)
• Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают? Как к ним надо относиться?
(С состраданием, с сочуствием)
- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? (Линдгрен Крошка Нильс Карлсон,былина Болезнь и исцеление Ильи Муромца
Ребята, как вы считаете, в чем же проявляется истинное милосердие?
(Милосердие – это добрый поступок, готовность помочь кому-нибудь из сострадания бескорыстно)
. Чтение притчи сильными учениками и проверка первоначального восприятия
- Кто является главным героем? Кто из них самарянин?
3. Словарная работа
Самарянин – житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока.
4. Анализ притчи
А) Почему у другого героя – «некоего человека» - нет имени? (на его месте мог оказаться любой)
Б) Как поступили прохожие?
В) Почему самарянин не прошёл мимо, как сделали те другие? (пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым. Самарянин оказался добрее, милосерднее.)
Г) Чему учит притча? Какова её главная мысль? («Люби ближнего своего»… Даже если человек незнакомый, чужой. Притча учит помогать тем, кто в беде, не быть равнодушным, проявлять доброту, заботу, внимание)
Вывод: важнее не имя и слова, а поступки
Д) Кого можно назвать ближним? (если учащиеся затрудняются, возвратиться к тексту притчи и подвести их к мысли, что ближний – тот, кто пришёл на помощь, «оказавший милость»)
Человек становится ближним, если его поступками движет любовь и милосердие
Отвечают на вопрос
6.Первичное закрепление – работа в парах
Предлагает поработать в парах - анализ рассказа В. Сухомлинского «Пришли навестить больную»
Марийка очень долго болеет. Лежит в кровати, не может подняться. Иногда к ней приходят подруги
Вот и сегодня пришли к Марийке Оксана и Валя. Принесли две книжки. Рассказали о пионерском сборе, а потом замолкли и сидят возле кровати. Марийка тоже молчит, и ей очень неловко.
В минуту напряженного молчания из-за тучи выглянуло солнце.
В комнате стало светло. Оксана и Валя обрадовались.
- Наконец -то солнышко пригреет, - защебетала Оксана . – Как только потеплеет – в лес пойдем, на речку.
- Может быть, и искупаемся, - радуется Валя.
- И цветов нарвем, и на лодке покатаемся , - продолжала свой веселый щебет Оксана.,,
Марийка смотрела на них, молчала, и из глаз ее на подушку капали слезы. Оксана и Валя увидели, что Марийка плачет, и удивились:
- Почему же ты плачешь, Марийка? Что у тебя болит? Может, тебе еще одну книгу принести? Вот мы пойдем в магазин и купим конфет…
- Не нужно мне ни книжек, ни конфет.
Вопросы и задания:
- Почему Марийка заплакала?
- Можно ли говорить о том, что девочки не проявили заботу о ближнем? (Нет, нельзя.Девочки пришли навестить больную
подругу, попытались скрасить ее одиночество.)
- О каких человеческих чувствах забыли девочки? (О сострадании, милосердии.Они не подумали о том, что их слова больно ранят Марийку, напомнят ей о болезни и невозможности присоединиться к ним.)
- Как можно охарактеризовать поступок девочек? (Девочки оказались равнодушными к чужому несчастью, ведь именно несчастьем для Марийки было одиночество в больничной палате)
.- Зачитывают и отгадывают сказочных героев
(Слайд 9)
5 мин. Предлагает зачитать сказочные «телеграммы»
1) «Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки». (Красная Шапочка)
2) «Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сражаться с Людоедом» (Кот в сапогах)
3) «Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка». (Настенька)
4) «Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку» (Дюймовочка)
(Приложение)
Чтение учениками с.44 «Милостыня»- 1 абзац
-Что такое милостыня?
-Что говорил об этом Иисус Христос?
-Подав милостыню вы для кого делаете добро?
Чтение с.45 (последний абзац)
-Как помогала Ульяна нищим, когда была ещё девочкой?
- Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)
- Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах.На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?
V. Проблемная ситуация.
Чтение учителем притчи
Притча о бабочке
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
ПАУЗА
- Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
- Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
- Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
- Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
- Мы никогда не смогли бы летать.
Подумай!
- Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?
V.Обсуждение и заключение по притче
(Надо быть внимательным, от слова внимать…Милосердие милосердию рознь.Милосердие должно помогать, поднимать, но не развращать)
В заключение урока я хочу рассказать вам одну интересную историю.
У монастырской пристани стояло парусное судно на якоре. Вдруг поднялась сильная буря. Каждую минуту была опасность. Что разорвётся канат якоря и судно с экипажем будет выброшено на каменные скалы.
Из окон монастыря несколько монахов наблюдали за судном. Матросы пытались перебраться через борт в лодку, чтобы спастись. Судно бросало вверх и вниз. Лодку – ещё больше. Перелезть через борт и попасть в лодку было не только трудно, но и смертельно опасно.
Глядя на эту картину, один из стоявших молодых
монахов не удержался и сказал:
– О, как болит за них моё сердце!
Стоявший там же старец положил ему на плечо руку и произнёс:
– Если болит твоё сердце за них, то они спасены.
Действительно, им всем удалось спуститься в лодку и достигнуть пристани.
Спасённые побежали в церковь служить благодарственный молебен.
Все беды, катастрофы, землетрясения наводнения и эпидемии для пробуждения наших сердец.
IV. Рефлексия
• Над чем заставил задуматься этот урок?
• Что означают понятия «милосердие», «сострадание»?
• Захотелось ли вам сделать добрые дела?
• Ребята, перед вами ладошки (из бумаги красного цвета). Напишите на них слова напутствия, обращения к окружающим с призывом к милосердию. Из этих ладошек мы сделаем большое сердце – символ милосердия. (Учащиеся пишут пожелания, примеры добрых дел и поступков, прикрепляют на доску).
V. Итог урока.Синквейн
Подведем итог в виде синквейна (работа в группах на карточках). (слайд 26)
Милосердие
отзывчивый, человеколюбивый
заботиться, помогать, прощать
Доброта должна спасти мир
любовь
По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
Спешите делать добро! (слайд 27)
VI. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
Методическая разработка урока "Лесная зона.Жизнь леса" 2 класс
Методическая разработка заключительного урока по окружающему миру для 2 класса на тему: "Леса умеренного пояса. Жизнь леса." УМК "Школа 2100" А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающи...
Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Приложение к уроку "Чудо в жизни христианина"
Вопросы, кроссворд, задания на карточках, стихотворение, физкультминутка...
Технологическая карта урока "Чудо в жизни христианина"
Технологическая карта урока в 4 классе "Чудо в жизни христианина"...
Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему: «Христианин в труде»
Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему: «Христианин в труде» к уроку №29, учебник «Основы религиозных культур и светской этики Основы Православной культуры», А. В. К...