Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики"). 4 класс.
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Кол Наталья Евгеньевна

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики"). 4 класс. Учебник А. И. Шемшуриной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse._osnovy_svetskoy_etiki_4_klass.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа  

город Нововоронеж»

Рассмотрено

 на заседании МО

учителей начальных классов

Руководитель МО

_____________

/Деркачёва А. А./

Протокол № 1

от «24» августа 2020 г.

Согласовано:

Заместитель директора по УР МБОУ Нововоронежская  

СОШ № 1

_____________

/Плугатыренко Е.Н./

«25» августа2020  г.

Утверждаю:

Директор МБОУ Нововоронежская СОШ № 1

_____________

/Н.В. Бокарева/

Приказ № 39 о.д.

от «26» августа2020 г.

Рабочая программа

 по  предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

4 «Б» класс

                                                                             Учитель начальных классов

Кол Наталья Евгеньевна, ВКК

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.);
  3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Нововоронежской СОШ №1.
  4. Авторская программа «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» А. И. Шемшуриной;
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Место учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в учебном плане.

Программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» рассчитана на 34 часа. Процент неурочной занятости составляет 20 %.

Программа обеспечена следующимучебно-методическим комплектом:

  1. А.И.Шемшурина Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.– М.: Просвещение, 2019
  2. Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Рабочая тетрадь. 4 класс–М.: Просвещение, 2020.
  3. Шемшурина А. И.  Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ А. И. Шемшурина. –М.: Просвещение, 2015.
  4. Тишков В. А., Шапошникова Т. Д., Казьмина О. Е. и др. / Под ред. Тишкова В. А., Шапошниковой Т. Д.  Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. –М.: Просвещение, 2015.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  •  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  •  воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  •  наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Требования к метапредметным результатам:

  •  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний : самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, рисунок и др. )
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую : составлять простой план учено – научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую : представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД.

Обучающийсяполучит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением и быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести « диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять( себя ); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Раздел «Введение. Этика-наука о нравственной жизни человека

Обучающие научатся:

  • понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
  • Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
  • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Раздел «Этика общения»

Обучающие научатся:

  • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

Обучающие научатся:

  • Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.

Раздел « Этикет »

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

Обучающие научатся:

  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Раздел «Этика человеческих отношений»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Правилам поведения в школе.
  • Что значит играть роль ученика?
  • Равновесие прав и обязанностей школьника
  • Новые ситуации – новые правила.
  • Этикет – форма для содержания этики.

Обучающие научатся:

  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Раздел «Этика отношений в коллективе.»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Правилам поведения в коллективе.
  • Равновесие прав и обязанностей школьника
  • Новые ситуации – новые правила.
  • Этикет – форма для содержания этики.
  • Форма в отношениях между людьми в школе.
  • Действия – форма для поступков.

Обучающие научатся:

  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Раздел «Ежели душевны вы и к этике не глухи»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»

Обучающие научатся:

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

Раздел «Простые нравственные истины»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»

Обучающие научатся:

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

Раздел «Душа обязана трудиться»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Проявлять человеческое соучастие в проявлении сочувствия, сопереживания, сострадания по отношению к другому человеку.

Обучающие научатся:

  •  Понимать, сочувствовать , терпимо относится по отношению к другим людям.

Раздел «Посеешь поступок- пожнешь характер»

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

Обучающие научатся:

  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Раздел «Судьба и Родина едины»

Обучающие научатся:

  • понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры.
  • Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
  • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Содержание учебного предмета

Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.

Добрым жить на белом свете веселей.

Правила общения для всех.

От добрых правил – добрые слова и поступки.

Каждый интересен.   Обобщение знаний по разделу «Этика общения»

Премудрости этикета.

Красота этикета.

Простые школьные и домашние правила.

Чистый ручеёк нашей речи. Обобщение знаний по разделу «Этикет»

В развитии добрых чувств – творение души.

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

Чувство Родины. Проект «Это родина моя»

Жизнь протекает среди людей. Обобщение знаний по разделу «Этика человеческих отношений»

Чтобы быть коллективом.

Коллектив начинается с меня.

Мой класс – мои друзья.

Ежели душевны вы и  к этике не глухи.   Обобщение знаний по разделу «Этика отношений в коллективе»

Жизнь священна.

Человек рожден для добра.Проект «Сказка о добре»

Милосердие – закон жизни.

Жить во благо себе и другим.   Обобщение знаний по разделу «Простые нравственные истины»

Следовать нравственной установке

Достойно жить среди людей.

Умение понять и простить.

Простая этика поступков.  Обобщение знаний по разделу «Душа обязана трудиться».

Общение и источники преодоления обид.

Ростки нравственного опыта поведения.

Доброте сопутствует терпение.

Действуй с приставкой «СО».  Обобщение знаний по разделу

С чего начинается Родина…

В тебе рождается патриот и гражданин.

Человек – чело века.

Слово, обращенное к себе.  Обобщение знаний по разделу «Судьба и родина - едины».

Обобщение. Итоговый урок.

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.

Чтение и обсуждение текстов, обсуждение проблем, высказывание предложений, конструирование схем, групповая и парная совместная деятельность, минутка релаксации, самооценка деятельности, взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация, составление словаря терминов, составление галереи образов..

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями: 

  • составление словаря терминов и понятий,
  • составление галереи образов, 
  • использование информационных технологий. 

Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоитьего в творческой, деятельностной форме. 

Тематическое планирование

п\п

Название темы

Количество часов

1

 Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека

1

2

Этика общения.

4

3

Этикет

4

4

Этика человеческих отношений

4

5

Этика отношений в коллективе

4

6

Простые нравственные истины

4

7

Душа обязана трудиться

4

8

Посеешь поступок – пожнешь характер

4

9

Судьба и Родина - едины

5

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование темы

Формы занятий

Дата

проведения

план

факт

Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека (1 ч.)

1

Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.

2 – 4 сент.

Этика общения. (4 ч.)

2

Добрым жить на белом свете веселей.

7 – 11сент.

3

Правила общения для всех.

14 – 18 сент.

4

От добрых правил – добрые слова и поступки.

21 – 25 сент.

5

Каждый интересен.   Обобщение знаний по разделу «Этика общения»

Викторина

28.09 – 2 окт.

Этикет (4 ч.)

6

Премудрости этикета.

5-9 окт.

7

Красота этикета.

12-16 окт.

8

Простые школьные и домашние правила.

19-23 окт.

9

Чистый ручеёк нашей речи. Обобщение знаний по разделу «Этикет»

Викторина

2-6 нояб.

Этика человеческих отношений (4 ч.)

10

В развитии добрых чувств – творение души.

9-13 нояб.

11

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

16-20 нояб.

12

Чувство Родины. Проект «Это родина моя»

23-27 нояб.

13

Презентация проектов «Это родина моя». Жизнь протекает среди людей. Обобщение.

Викторина

30 нояб. - 4 дек.

Этика отношений в коллективе(4 ч.)

14

Чтобы быть коллективом.

7-11 дек.

15

Коллектив начинается с меня.

14-18 дек.

16

Мой класс – мои друзья.

21-25 дек.

17

Ежели душевны вы и  к этике не глухи.   Обобщение знаний по разделу «Этика отношений в коллективе»

Викторина

11-15 янв.

Простые нравственные истины (4 ч.)

18

Жизнь священна.

18-22 янв.

19

Человек рожден для добра. Проект «Сказка о добре»

25-29 янв.

20

Милосердие – закон жизни. Презентация проектов.

1-5 февр.

21

Жить во благо себе и другим.   Обобщение знаний по разделу «Простые нравственные истины»

Викторина

8-12 февр.

Душа обязана трудиться (4 ч.)

22

Следовать нравственной установке

15-19 февр.

23

Достойно жить среди людей.

22-26 февр.

24

Умение понять и простить.

1-5 март.

25

Простая этика поступков.  Обобщение знаний по разделу «Душа обязана трудиться».

Викторина

9-12 март.

Посеешь поступок – пожнешь характер (4 ч.)

26

Общение и источники преодоления обид.

15-19 март.

27

Ростки нравственного опыта поведения.

29 март. - 2 апр.

28

Доброте сопутствует терпение.

5-9 апр.

29

Действуй с приставкой «со».  Обобщение знаний по разделу «Посеешь поступок – пожнешь характер».

Викторина

12-16 апр.

Судьба и Родина – едины (5 ч.)

30

С чего начинается Родина…

Игра-путешествие

19-23 апр.

31

В тебе рождается патриот и гражданин.

26-30 апр.

32

Человек – чело века.

4-7 мая

33

Слово, обращенное к себе.  Обобщение знаний по разделу «Судьба и родина - едины».

11-14 мая

34

Обобщение. Итоговый урок.

Викторина

17-21 мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

Планирование по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"

Планирование рассчитано на 34 учебных часа....

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. "Основы Светской Этике"

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. "Основы Светской Этике"...

Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".

На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...