Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики"). 4 класс.
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики"). 4 класс. Учебник А. И. Шемшуриной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse._osnovy_svetskoy_etiki_4_klass.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа
город Нововоронеж»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО _____________ /Деркачёва А. А./ Протокол № 1 от «24» августа 2020 г. | Согласовано: Заместитель директора по УР МБОУ Нововоронежская СОШ № 1 _____________ /Плугатыренко Е.Н./ «25» августа2020 г. | Утверждаю: Директор МБОУ Нововоронежская СОШ № 1 _____________ /Н.В. Бокарева/ Приказ № 39 о.д. от «26» августа2020 г. |
Рабочая программа
по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
4 «Б» класс
Учитель начальных классов
Кол Наталья Евгеньевна, ВКК
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Нововоронежской СОШ №1.
- Авторская программа «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» А. И. Шемшуриной;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Место учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в учебном плане.
Программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» рассчитана на 34 часа. Процент неурочной занятости составляет 20 %.
Программа обеспечена следующимучебно-методическим комплектом:
- А.И.Шемшурина Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.– М.: Просвещение, 2019
- Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Рабочая тетрадь. 4 класс–М.: Просвещение, 2020.
- Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ А. И. Шемшурина. –М.: Просвещение, 2015.
- Тишков В. А., Шапошникова Т. Д., Казьмина О. Е. и др. / Под ред. Тишкова В. А., Шапошниковой Т. Д. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. –М.: Просвещение, 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний : самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, рисунок и др. )
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую : составлять простой план учено – научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую : представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД.
Обучающийсяполучит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением и быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести « диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять( себя ); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Раздел «Введение. Этика-наука о нравственной жизни человека
Обучающие научатся:
- понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
- Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
- Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Раздел «Этика общения»
Обучающие научатся:
- Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
- Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
Обучающие научатся:
- Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.
Раздел « Этикет »
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Обучающие научатся:
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Раздел «Этика человеческих отношений»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Правилам поведения в школе.
- Что значит играть роль ученика?
- Равновесие прав и обязанностей школьника
- Новые ситуации – новые правила.
- Этикет – форма для содержания этики.
Обучающие научатся:
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Раздел «Этика отношений в коллективе.»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Правилам поведения в коллективе.
- Равновесие прав и обязанностей школьника
- Новые ситуации – новые правила.
- Этикет – форма для содержания этики.
- Форма в отношениях между людьми в школе.
- Действия – форма для поступков.
Обучающие научатся:
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Раздел «Ежели душевны вы и к этике не глухи»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»
Обучающие научатся:
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
- Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
Раздел «Простые нравственные истины»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»
Обучающие научатся:
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
- Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
Раздел «Душа обязана трудиться»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Проявлять человеческое соучастие в проявлении сочувствия, сопереживания, сострадания по отношению к другому человеку.
Обучающие научатся:
- Понимать, сочувствовать , терпимо относится по отношению к другим людям.
Раздел «Посеешь поступок- пожнешь характер»
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Обучающие научатся:
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Раздел «Судьба и Родина едины»
Обучающие научатся:
- понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры.
- Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
- Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Содержание учебного предмета
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.
Добрым жить на белом свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен. Обобщение знаний по разделу «Этика общения»
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила.
Чистый ручеёк нашей речи. Обобщение знаний по разделу «Этикет»
В развитии добрых чувств – творение души.
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины. Проект «Это родина моя»
Жизнь протекает среди людей. Обобщение знаний по разделу «Этика человеческих отношений»
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня.
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи. Обобщение знаний по разделу «Этика отношений в коллективе»
Жизнь священна.
Человек рожден для добра.Проект «Сказка о добре»
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим. Обобщение знаний по разделу «Простые нравственные истины»
Следовать нравственной установке
Достойно жить среди людей.
Умение понять и простить.
Простая этика поступков. Обобщение знаний по разделу «Душа обязана трудиться».
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действуй с приставкой «СО». Обобщение знаний по разделу
С чего начинается Родина…
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века.
Слово, обращенное к себе. Обобщение знаний по разделу «Судьба и родина - едины».
Обобщение. Итоговый урок.
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.
Чтение и обсуждение текстов, обсуждение проблем, высказывание предложений, конструирование схем, групповая и парная совместная деятельность, минутка релаксации, самооценка деятельности, взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация, составление словаря терминов, составление галереи образов..
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
- составление словаря терминов и понятий,
- составление галереи образов,
- использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоитьего в творческой, деятельностной форме.
Тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Количество часов |
1 | Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека | 1 |
2 | Этика общения. | 4 |
3 | Этикет | 4 |
4 | Этика человеческих отношений | 4 |
5 | Этика отношений в коллективе | 4 |
6 | Простые нравственные истины | 4 |
7 | Душа обязана трудиться | 4 |
8 | Посеешь поступок – пожнешь характер | 4 |
9 | Судьба и Родина - едины | 5 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование темы | Формы занятий | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека (1 ч.) | |||||
1 | Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. | 2 – 4 сент. | |||
Этика общения. (4 ч.) | |||||
2 | Добрым жить на белом свете веселей. | 7 – 11сент. | |||
3 | Правила общения для всех. | 14 – 18 сент. | |||
4 | От добрых правил – добрые слова и поступки. | 21 – 25 сент. | |||
5 | Каждый интересен. Обобщение знаний по разделу «Этика общения» | Викторина | 28.09 – 2 окт. | ||
Этикет (4 ч.) | |||||
6 | Премудрости этикета. | 5-9 окт. | |||
7 | Красота этикета. | 12-16 окт. | |||
8 | Простые школьные и домашние правила. | 19-23 окт. | |||
9 | Чистый ручеёк нашей речи. Обобщение знаний по разделу «Этикет» | Викторина | 2-6 нояб. | ||
Этика человеческих отношений (4 ч.) | |||||
10 | В развитии добрых чувств – творение души. | 9-13 нояб. | |||
11 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | 16-20 нояб. | |||
12 | Чувство Родины. Проект «Это родина моя» | 23-27 нояб. | |||
13 | Презентация проектов «Это родина моя». Жизнь протекает среди людей. Обобщение. | Викторина | 30 нояб. - 4 дек. | ||
Этика отношений в коллективе(4 ч.) | |||||
14 | Чтобы быть коллективом. | 7-11 дек. | |||
15 | Коллектив начинается с меня. | 14-18 дек. | |||
16 | Мой класс – мои друзья. | 21-25 дек. | |||
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. Обобщение знаний по разделу «Этика отношений в коллективе» | Викторина | 11-15 янв. | ||
Простые нравственные истины (4 ч.) | |||||
18 | Жизнь священна. | 18-22 янв. | |||
19 | Человек рожден для добра. Проект «Сказка о добре» | 25-29 янв. | |||
20 | Милосердие – закон жизни. Презентация проектов. | 1-5 февр. | |||
21 | Жить во благо себе и другим. Обобщение знаний по разделу «Простые нравственные истины» | Викторина | 8-12 февр. | ||
Душа обязана трудиться (4 ч.) | |||||
22 | Следовать нравственной установке | 15-19 февр. | |||
23 | Достойно жить среди людей. | 22-26 февр. | |||
24 | Умение понять и простить. | 1-5 март. | |||
25 | Простая этика поступков. Обобщение знаний по разделу «Душа обязана трудиться». | Викторина | 9-12 март. | ||
Посеешь поступок – пожнешь характер (4 ч.) | |||||
26 | Общение и источники преодоления обид. | 15-19 март. | |||
27 | Ростки нравственного опыта поведения. | 29 март. - 2 апр. | |||
28 | Доброте сопутствует терпение. | 5-9 апр. | |||
29 | Действуй с приставкой «со». Обобщение знаний по разделу «Посеешь поступок – пожнешь характер». | Викторина | 12-16 апр. | ||
Судьба и Родина – едины (5 ч.) | |||||
30 | С чего начинается Родина… | Игра-путешествие | 19-23 апр. | ||
31 | В тебе рождается патриот и гражданин. | 26-30 апр. | |||
32 | Человек – чело века. | 4-7 мая | |||
33 | Слово, обращенное к себе. Обобщение знаний по разделу «Судьба и родина - едины». | 11-14 мая | |||
34 | Обобщение. Итоговый урок. | Викторина | 17-21 мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений учащихся к семье, родителям, своему роду ч...
Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
Урок по курсу «Основы светской этики» -"Стыд, вина. извинение" ...
Планирование по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"
Планирование рассчитано на 34 учебных часа....
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. "Основы Светской Этике"
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. "Основы Светской Этике"...
Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".
На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...
ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»
ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...