: Милосердие и сострадание.
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после изучения таких тем, как: «Культура и религия», «Проповедь Христа», «Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние», «Заповеди» - поэтому данный урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность. Особенностью данного урока является проведение детьми исследовательской работы по выявлению качеств милосердного человека, через прочтение притчи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.docx | 30.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов
«Информационно-методический центр» Кировского района Санкт-Петербурга
Курсовая работа по программе
«Актуальные вопросы содержания и методики преподавания комплексного курса ОРКСЭ»
(36 часов)
ПРОЕКТ УРОКА (ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО ВЫБОРУ МОДУЛЯ)1
Тема: Милосердие и сострадание.
Выполнил слушатель курса,
учитель ОРКСЭ
ГБОУ № 283
Кировского района
Санкт-Петербурга,
Ситник Т.В.
Санкт-Петербург
2018год
Пояснительная записка
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после изучения таких тем, как: «Культура и религия», «Проповедь Христа», «Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние», «Заповеди» - поэтому данный урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность. Особенностью данного урока является проведение детьми исследовательской работы по выявлению качеств милосердного человека, через прочтение притчи.
Милосердие, подобно совести, доброте, справедливости, качество, которое или есть или отсутствует. Когда мы взываем к милосердию, то, скорее всего не по адресу, т.к. просить о милосердии милосердного человека не надо. Мне кажется, что ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ.
Познавательный материал подобран таким образом, чтобы дети могли не только слушать, но и сравнивать факты, логически мыслить, оперировать жизненными ситуациями. Большое значение придаётся знанию и применению понятия милосердие.
Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Именно в школьный период формируется нравственная личность человека на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность каждого ребёнка была направлена на формирование моральных, поведенческих норм, осознание его высоко-человеческих качеств.
Цель урока: формирование представлений о милосердии и сострадании как нравственных ценностей, составляющих основу человеческих отношений.
Задачи урока:
1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня». Способствовать формированию у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.
2.Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.
3.Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию; иметь представление о понятиях «милосердие», «сострадание»
Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
Метапредметные:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими.
Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Оборудование: учебник «Основы православной культуры» 4-5 кл.(автор А.В.Кураев), ноутбук, проектор; интерактивная доска, презентация; индивидуальные листы, тетради.
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и формы решения | Деятельность обучающихся с указанием форм организации |
(с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. -Ребята, с чем мы с вами познакомились на прошлом занятии? -Что такое заповеди? Сколько их? - Кто их дал людям? Где это произошло и как? - А для чего Бог дал людям заповеди? -Какие заповеди вы запомнили? Предлагает прослушать песню-притчу -Ребята, сейчас я предлагаю вам прослушать песню –притчу «Окно» в исполнении Светланы Копыловой и подумать о ее смысле. -Скажите, как вы понимаете, что такое притча? | С заповедями. Законы (правила) жизни. Десять.
Бог. На горе Синай. Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу. Они нужны для того, чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло. -Варианты ответов детей Прослушивание песни -Притча-это краткий поучительный рассказ. | ЛУУД: положительное отношение к уроку. К УУД: взаимодействие учителя с учеником и в группе. РУУД: организация рабочего места. |
2. Актуализация знаний. | - Беседа по притче - Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым - Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди? - Какую? - Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал? - Что можно сказать о слепом человеке? - Как можно назвать поступок больного, который не видел? -Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Учитель на слайде 1 представляет тему урока «Милосердие и сострадание» - Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название урока? -А как часто вы видели милосердие в реальной жизни? -А как называются действия противоположные милосердию? - Для иллюстрации я прочитаю вам два стихотворения(Слайд ) Я.П.Полонский «Нищий»,М.Ю.Лермонтов «Нищий» - Какие понятия проиллюстрированы в этих стихотворениях? - На какие вопросы мы должны сегодня ответить? - Как связаны слова милосердие и милостыня? -Давайте найдем ответ в учебнике. | Работа в группах по обсуждению содержания притчи - Хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей. - Тот, кто лежал у стены. - Не завидуй. - Зависть, злоба, ненависть, равнодушие, жестокость, бессердечность. - Он добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д -Добрым, милосердным. Дети предлагают варианты ответов Дети предлагают варианты ответов Работа в группах по обсуждению содержания стихотворений -Милосердие, жестокосердие Дети дают варианты ответов Работа по учебнику | ПУУД - анализ, синтез. КУУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог. РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. |
3. Открытие новых знаний. | Работа с учебником - Давайте прочитаем отрывок из Священной истории и попытаемся понять, кто же такой ближний и что такое милосердие? -Какие слова были непонятны?(по необходимости учитель дает разъяснение) - Подготовьте и задайте свои вопросы по этому тексту. -Ребята, а какая заповедь Христа таится в этой притче?(Слайд) - А кто такой ближний? (Слайд ) - Если человеку больно, даже если этот человек виноват лично перед тобой, в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. - Ребята, в притче вы встретились с добрым самарянином. Что он проявил по отношению к человеку на которого напали разбойники? -Скажите, ребята, с какой интонацией мы произносим слово «милосердие»? -Как вы считаете, милосердие и сострадание – это синонимичные понятия или нет? -Давайте найдем определения в словарях - Помните, ребята, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. -Запишите себе значение этих слов в тетрадь (слайд ) - А можно ли научиться милосердию? -Каким образом? -Посмотрите на экран(слайд) -Кто эти женщины на фотографиях? Как их называют? - Существует такое словосочетание – «сестра милосердия». Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся. - Вот княгиня Елизавета Фёдоровна – ухаживала за ранеными солдатами в 1915 году. Она была сестрой русской императрицы. Как вы думаете, она ухаживала по обязанности или по своему выбору? (По своему выбору, так как была милосердной). (Слайд) | Чтение учащимися притчи о милосердном самарянине. Работа в группах.(Ребята записывают свои вопросы на карточках и предлагают участникам другой группы на них ответить. Игроки каждой группы по очереди вытягивают карточку, зачитывает вопрос вслух, после обдумывания группа дает ответ) -Какой вопрос был задан Христу? -Как ответил Христос? -Кто шёл по той же дороге? -Что сделал каждый из них? -Кто оказался ближним пострадавшему человеку? -Чем вам понравился самарянин? - Бывает ли чужая беда? - А кто такой ближний? -Люби ближнего, как самого себя Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. Ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи. -Милосердие и сострадание -С тёплотой, с нежностью так как у этого слова два корня: мил- и –серд. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет. Работа со словарями в группах. Находят и зачитывают значение слов милосердие и сострадание. В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». С.И.Ожегов «Сострадание-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем.» Работа с тетрадью -Варианты ответов | ПУУД - извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме; - делать выводы на основе анализа объектов; - осуществлять синтез, составлять целое из частей; КУУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; РУУД - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; КУУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; Личностные результаты - определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; - анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; -сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. |
4.Физкульт.минутка. | - Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь. А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению , у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Проявить милосердие друг к другу и скажите каждому добрые слова. - Сделайте милость ,встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами! Сделайте милость, скажите друг другу добрые слова. Сделайте милость, садитесь! | ||
5.Закрепление. | Предлагает дифференцированные задания для работы в группах: -выбор пословиц из предложенного списка, которые соответствуют теме «Милосердие и сострадание»; Метод словесный - Ребята, сейчас я предлагаю вам собрать пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц. Дающая рука не отболит… Человек милосердный… Доброе сердце… - Милосердие – это сила, могущая защитить то… Милосердие никогда… берущая не отсохнет не пропадет зря благотворит душе своей что беззащитно о чужой беде болит - А сейчас, ребята, мы с вами будем работать в парах. Нам предстоит провести небольшое исследование на тему: «Качества личности милосердного человека».-Для этого вам необходимо прочитать притчу « О цветке и милосердии» и выполнить исследование по плану - В чём смысл притчи? - Так какими же какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным? - Нужно ли милосердие сегодня? | Объединяются в группы, распределяют функции, выполняют задания. Форма работы групповая. Ученики выполняют работу по плану (Рос красивый цветок и радовался жизни, но его сорвал мальчик и выбросил, цветку было обидно, что его вот так без всякой пользы и смысла лишили солнечного света. Но и в этот самый плохой момент своей жизни цветок думал не о себе, а о том мальчике, который погубил его. Он сказал: «Как хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик обжёг бы себе руку.) - Доброта, сострадание, умение радоваться жизни, думать о других. - Да. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милого и доброго сердца. -Да -Делать добрые дела | ПУУД: анализ, сравнение, обобщение КУУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. РУУД: понимать цель выполняемых действий. |
6. Рефлексия | - У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. - Наше исследование на этом не закончилось. У вас на партах лежат лепестки того самого цветка, про который вы недавно читали. Посмотрите, что я предлагаю вам сделать(слайд) - Прикрепим лепестки на нашу полянку, пусть они порадуют нас своими качествами милосердия. -Домашнее задание: 1.Подготовить рассказы о милосердии и сострадании | Дети прикрепляют лепестки к цветку | КУУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; |
Список литературы:
- Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»
2. Рабочая тетрадь «Основы православной культуры»
3. А.Мороз, Т.А.Берсенева «Добрые уроки наставления»
4. Т.А.Берсенева «Основы православной культуры» методическое пособие
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"
Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по . . . теме: "Милосердие и сострадание"....
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.
Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)
презентация к уроку по православной культуре...