Федор Федорович Ушаков – наш святой и праведный воин.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
В современных условиях проблема патриотического воспитания, приобщения молодёжи к лучшим отечественным традициям чрезвычайно актуальна. Личность Ушакова Ф.Ф может служить примером не только воинского искусства, но и нравственной чистоты и цельности.
В ходе разработанного урока обучающиеся начальной школы познакомятся с судьбой блистательного флотоводца, преданного слуги своей Отчизны и праведного христианина новопрославленного святого Русской Православной Церкви – Федора Федоровича Ушакова, который был канонизирован в 2004 году на Архиерейском Соборе РПЦ. Показан его жизненный путь как пример нравственного служения духовным идеалам, который помогает современным детям осознать значимость истинных ценностей: любви, доброты, ответственности, заботы и др.
Урок сопровождается электронной презентацией, снабженной иллюстративным материалом о жизни и деятельности Ф.Ф. Ушакова.
В ходе практической деятельности учащиеся создают творческую работу «Орден Ф.Ф. Ушакова». Предполагается также домашняя работа: творческие работы, посвященные великому полководцу, созданные совместно с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_f._ushakov.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Федор Федорович Ушаков – наш святой и праведный воин.
Тип урока: урок-презентация.
Цель: показать примеры благочестия в жизни Ф.Ушакова - выдающегося героя и подвижника веры.
Задачи урока:
• познакомить учащихся с неизвестными фактами из жизни адмирала Ф.Ф Ушакова, показать его православный облик;
• способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• развивать познавательную активность, пополнять словарный запас, развивать устную речь учащихся;
• содействовать формированию патриотизма, уважению к историческому прошлому России.
Оборудование:
компьютер, проекционная аппаратура;
презентация « Фёдор Фёдорович Ушаков – наш святой и праведный воин».
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Сегодняшний наш урок я хочу начать стихотворением. Я поклонюсь родной земли героям. Я этой славой с детства дорожу. Пусть Мать-Земля моя не знает горя! Отечеству и Родине служу! Дай Бог родным просторам этим Не видеть больше стана ворога, А купола своим священным светом Пусть озаряют Русь, что сердцу дорога! Святых в Земле из века просиявших Мы память чтим!- Не просто - то слова! Цветет и крепнет пусть во имя павших Святая вечно Русская Земля! | |
Подготовка к изучению нового материала | Святые люди России…Кто они? Некоторых людей после их смерти церковь канонизирует, то есть официально объявляет святыми, угодившими Богу своей праведной жизнью. Святых изображают на иконах и обращаются к ним в молитвах, прося о заступничестве перед Богом. Знакомство с их жизнью помогает развивать в подрастающем поколении любовь к своему народу, к своей Родине. Дети должны учиться терпению, милосердию, внимательному и терпеливому отношению к окружающим, пример Святых должен вдохновлять продолжать их дело - служить Отечеству. Сегодня мы поговорим об одном таком человеке – адмирале, подвижнике благочестия Ф.Ф. Ушакове.
| |
Проблемный вопрос | Слайд 1.Почему адмирал Ф. Ушаков был причислен к лику святых? | |
Знакомство с детскими и юношескими годами Ф.Ушакова | Слайд 2. Посмотрите на экран – вы видите изображение адмирала. Что это за изображение? Почему вы считаете, что это икона? Слайд 3. Как вы думаете, кто же становиться святым? Какими качествами должен обладать такой человек? Слайд 4. Но разве могут стать такими военные люди, да еще и командиры? Это очень трудно, почти невозможно, ведь надо сражаться с врагами Отечества. Не только в бою, а даже после боя, после победы не так-то легко проявить к ним милосердие. Но таким был адмирал Федор Ушаков. | Это икона. (Если кто-то из учеников укажет на нимб, то раскроет значение этого понятия.) Такой человек искренне любит ближних, милосердный и праведный, скромный и смиренный. Слайд 5. (Рассказ о детских годах и годах обучения в кадетском корпусе Ф.Ушакова готовят ученики). Родился Федор Ушаков на берегу Волги, в центре России - на Ярославской земле. Родители Феди в детстве учили его всему доброму и полезному. Он умел читать, быстро считал, знал географию. В роду Ушаковых все были люди военные, службу несли и в пехоте, и в кавалерии, но все в сухопутных войсках. А вот Федя хотел служить на флоте, на море, которого он, правда, никогда не видел… Слайд 6. И вот, когда ему исполняется 16 лет, отец определяет его в Морской кадетский корпус в Петербурге, то есть училище, где готовили морских офицеров. Учился он хорошо, не требовал поблажек от учителей и от себя. Слайд 7. Предельно насыщенная учебная программа Морского корпуса сочеталась с полнейшей свободой действий кадетов во внеурочное время. Не многие молодые дворяне находили в себе силы устоять пред соблазнами столичной жизни. Ушаков находил. Не имеющий знатных покровителей и богатых родственников, он отчетливо понимал: пробиваться в жизни придется самостоятельно и с Божией помощью. Поэтому, не растрачивая физического и духовного здоровья, он целиком отдался учебе, прерываясь лишь на посещение праздничных и воскресных богослужений. Слайд 8. После окончания училища, молодого мичмана направляют на верфь, которая находится под городом Воронеж. Слайд 9. Тут он получает свое первое судно, на нем он бороздит Средиземное море и Атлантический океан, участвует в войне против турков за освобождение Крыма. |
Знакомство с боевыми заслугами Ф. Ушакова
| Слайды 10, 11, 12. Летом 1788 г. эскадра вышла в море и 3 июля встретилась с турецким флотом у острова Фидониси. Турки вдвое превосходили русских по числу кораблей, имели тройной перевес в орудиях и первыми открыли огонь по русскому авангарду ("Святой Павел" и три фрегата). Расстояние не позволяло русским фрегатам вести эффективную стрельбу из двенадцати фунтовых пушек, и Ушаков, возглавлявший авангард, предпринял смелый маневр. Но как буря обрушился Ушаков со своими кораблями на турецкую эскадру. Да еще и применил новую на море военную хитрость. Раньше на море использовалась тактика линейного боя, посмотрите, все корабли и турецкие, и русские выстроены в линию, и только три русских корабля, как бы спрятаны. Стоит подбить главный, флагманский корабль, строй рассыплется, и, оставшись без командира, остальные корабли начнут сдаваться. И вот три русских корабля, оставленные Ушаковым в резерве, неожиданно появились на пути турецкого флагмана, сменяя друг друга, начали обстреливать главный корабль турков. В то время стреляли тяжелыми чугунными ядрами, которые разогревали, раскаливали в жаровнях, чтобы на вражеском корабле они не только ломали мачты, рвали паруса, но и прожигали палубы, а при удаче проникали и в пороховые погреба, и тогда - взрыв и полная гибель корабля. Так было и с «Капуданией», турки долго и упорно сопротивлялись, но русские артиллеристы били точнее и прицельнее. Ядра с русского флагмана «Рождество Христово» неслись как молнии, и наконец, подожгли турецкий флагман, на нем начинается пожар. И в этой ситуации русские матросы повели себя как настоящие герои. Как вы думаете, что они сделали? Да правильно, они спустили шлюпки и отправились спасать турецких матросов, рискуя при этом своей жизнью, так как корабль вот-вот мог взорваться. С большим трудом русским удалось спасти капитана и семнадцать матросов турецкого судна. Шлюпки уже отваливали от корабля, когда какие-то измождённые люди в оборванной одежде подтащили к борту престарелого турка в дорогом мундире. Это были русские матросы, захваченные в начале войны и ставшие невольниками. Тащили же они турецкого вице-адмирала Саид-бея. Их взяли на борт, и как только шлюпки отплыли от корабля, он взлетел на воздух. В результате турки потерпели сокрушительное поражение: было потоплено около 7 турецких кораблей, взорван лучший на турецком флоте флагман «Капудания», один из турецких фрегатов взят в плен, и после ремонта, он вошел в состав российского флота. Крым и Дунай были освобождены от турецкого влияния, а контр-адмирала Ушакова наградили орденом Святого Георгия. Слайд 13. С этого времени турки стали откровенно бояться Ушакова. Слайды14, 15. Екатерина II в рескрипте на имя флотоводца писала: «Знаменитая победа... служит новым доказательством усердия к службе нашей, особливого мужества и искусства вашего. Всемилостивейше пожаловали вас кавалером нашего ордена святого Александра Невского».
Слайд 18, 19. Адмирал Ушаков был абсолютным победителем всех морских баталий. Из 43 сражений, которыми он командовал, Ушаков не проиграл ни одного! Ни один российский корабль не был потерян, ни один матрос не попал в плен к врагу. Его именем названы корабли, музеи, училища. Существуют даже военные ордена Ушакова двух степеней - это высшие награды для воинов – моряков. Ныне ими награждают моряков, проявивших умение и отвагу при защите Родины. Из обращения главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала флота Владимира Куроедова к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II: «Своей праведной земной жизнью Федор Ушаков явил миру ярчайший образец беззаветного служения Отечеству и своему народу, как на поле брани, так и на ниве благотворительности и милосердия, пример православного воина, которому была ниспослана помощь Божия… Адмирал, воспитанный в благочестии, сам воспитал целую плеяду талантливых флотоводцев, офицеров и просто верных сынов своей Родины - воинов Христовых, всегда, не щадя живота своего, до конца стоявших за Веру и Отечество. По нравственным заповедям адмирала Ушакова Российский Военно-морской флот живет и ныне…» Слайд 20. 30 ноября 2000 г. стало поистине историческим для Военно-морского флота России. Решением Комиссии по канонизации Русской Православной Церкви выдающийся флотоводец Федор Федорович Ушаков причислен к лику местночтимых святых Саранской епархии. Так русские военные моряки после совершения чина церковного прославления адмирала российского флота благоверного боярина Федора Ушакова обрели своего небесного покровителя. | Дети отвечают на вопросы учителя. Слайды 16, 17. (Рассказ, подготовленный учениками). Не потеряв в морских сражениях ни одного судна, Ушаков нанес турецкому флоту невосполнимый урон более чем в 50 судов, отвоевав для России целый Черноморский регион. Турки были напуганы победами Ф. Ушакова до такой степени, что их флот не решался выходить из Босфорского пролива, боясь встретиться с грозным для них адмиралом, получившим прозвище «Ушак-паша». Цитата: Узнав о победе Ушакова, Суворов воскликнул: Зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом! Атаковать Корфу с моря и взять крепость штурмом было чрезвычайно трудно, так как противник располагал большими силами и мощными укреплениями, а у Ушакова недоставало сухопутных войск. Но четыре месяца блокадных действий у Корфу убедили русского флотоводца в необходимости штурма, и он организовал его блестяще. Овладение сильной крепостью и островом в короткие сроки стало образцом смелых, хорошо спланированных и согласованных действий кораблей и десантов союзников при решающей роли русской эскадры. Своей праведной земной жизнью Федор Ушаков явил миру ярчайший образец беззаветного служения Отечеству и своему народу, как на поле брани, так и на ниве благотворительности и милосердия, пример православного воина, которому была ниспослана помощь Божия… Адмирал, воспитанный в благочестии, сам воспитал целую плеяду талантливых флотоводцев, офицеров и просто верных сынов своей Родины - воинов Христовых, всегда, не щадя живота своего, до конца стоявших за Веру и Отечество. По нравственным заповедям адмирала Ушакова Российский Военно-морской флот живет и ныне…
|
Работа в группах (создание ордена Ушакова) |
С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил, адмирал не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, построил множество новых кораблей, став реформатором русского флота и прочно укрепив его позиции на Средиземноморье, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю. Объединитесь в группы, по 4 человека. Сегодня вам предстоит сделать Орден Ушакова. Кому бы вы сегодня вручили этот орден? | Ученики читают стихотворение. В восемнадцатом столетье Умирали от чумы Старики, солдаты, дети. Где вы, светлые умы? Эпидемия в Херсоне. Федор Ушаков один. Вмиг в российском гарнизоне Установлен карантин. Сами выходим болящих. Пусть палатки не дома. Капитан из настоящих… И сдалась, ушла чума. Здесь опасней, чем в сраженье. Это – ближнему служенье. Благотворительность – благодарю, Раненым в госпиталь дверь отворю. Там санитары, лекарства, врачи. Воин – страдалец, раненья лечи. Ближнему помощь – благая стезя Не забывайте об этом, друзья. Дети работают в группах. Ответы детей. |
Домашнее задание | Вместе с родителями подготовьте творческие работы, посвященные великому полководцу. | |
Итог урока
| Возвращаемся к поставленному проблемному вопросу - почему адмирал Ф. Ушаков был причислен к лику святых? Праведный воин Феодор Ушаков в своей земной жизни был доблестным флотоводцем, покрывшим себя неувядаемой славой, и в то же время человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, подлинным подвижником благочестия. В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры мужества и христианского сострадания к ближним. Он был суровым и требовательным по отношению к себе, но снисходительным и щедрым в обращении к подчиненным. Своей праведной земной жизнью он явил миру ярчайший образец верного служения православной Церкви, Отечеству и своему народу. В наше непростое время житие Феодора Ушакова является вдохновляющим примером воинской доблести и христианского милосердия, строгой приверженности Церкви, праведной, непорочной жизни и ревностного служения Отечеству. | Ответы учеников. |
Рефлексия | Какой след оставило это мероприятие в ваших мыслях и чувствах? А еще, я надеюсь, этот проект научил вас еще сильнее любить Родину так, как любили ее деды и прадеды наши – защитники земли русской.
| Это мероприятие заставило меня задуматься… Помогло мне осознать… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф."ppt.
"Презентация информационного проекта "Ни разу не побежденные ! Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф.", посвящена Дню героев Отечества 9 декабря....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "СВЯТЫЕ ВОИНЫ" (Соседка Наталья Юрьевна)
Урок знакомства учащихся начальной школы с воинской доблестью, служением Отечеству и Святыми воинами...
Конспект урока: "Смелый-воин защитник. Доспехи доброго воина".
Данный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства. Дети научатся выражать характер воина через декор его доспехов; расширят представления о защитниках отечества, о русских богаты...
Проект "Святой праведный Иоанн Кронштадтский"
В этой работе представлены разные этапы работы над проектом:экскурсия , сочинение об экскурсии, конкурс рисунков, праздник....
Урок ИЗО на тему: "Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов"
Урок ИЗО в 4 классе на тему: "Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов" по учебнику Б.М. Неменского, программа школа России....
Презентация по ОРКиСЭ "Святой праведный воин Феодор Ушаков"
Презентация по ОРКиСЭ. Тема: "Святой праведный воин Феодор Ушаков". 4 класс....
Конспект внеклассного мероприятия: «Святые воины Руси»
Внеклассное занятие по православной культуре для 4 класс....