МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "СВЯТЫЕ ВОИНЫ" (Соседка Наталья Юрьевна)
план-конспект урока по орксэ на тему

Соседка Наталья Юрьевна

Урок знакомства учащихся начальной школы с воинской доблестью, служением Отечеству и Святыми воинами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatye_voiny.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Святые воины

 Методическая разработка урока (Соседка Наталья Юрьевна)

Тема: Святые воины.

Георгий Победоносец,

Рассказ.  (Начинаем с повторения). Из Священной истории мы узнали, как  и для чего был сотворен человек. (Ответы).

Слайд     Сотворение человека

 Человек был сотворен красивым, разумным, с доброй душой, послушным Богу. Он был призван оберегать красоту Рая и сохранять красоту своей души. Что это значит? (Ответы). Оберегать – значит защищать. В Раю произрастали красивые деревья и цветы, были, как вы знаете, разные животные, которым Адам дал имена. Человек был венцом  Божиего творения, любимым Его чадом.

Слайд   Грехопадение или убийство Авеля

 Шло время. Сохранил ли человек свою красоту? (Ответы). Нет. Человек согрешил, стал подвержен страстям: гневу (Каин), зависти, жадности,

Слайд        Поцелуй Иуды

сребролюбию (Иуда предал Христа за 30 серебряных монет),

Слайд     Вавилонская башня

возгордился, хотел стать выше Бога (Вавилонская башня). Не мог более такой немирный человек оберегать красоту мира: в нем начались разрушительные войны, злоба разрушала красивый мир, искажала разум людей и они уподоблялись неразумным животным. Но в Библии также рассказано о том, как святые люди напоминали людям об их первозданной красоте, призывая отстать от зла, несли Слово Божие. Но не хотели люди с искаженной, грязной душой больше слушать Бога. Праведные люди былигонимы, их подвергали мучениям, убивали. Но они были мужественными людьми – воинами Христовыми. Что это значит? Все ли святые были военными? (Ответы). Нет, ведь мы узнали с вами о святых детях,

Слайд              Дети мученики

 женах  (женщинах).

Слайд        Женщины святые

Воин Христов – это тот, кто борется (ведет войну) с грехом и страстями, по любви к Богу и к ближним, сохраняя красоту своей души (ее называют духовной красотой, то есть красотой внутренней; это красота образа Божиего в человеке). Это было нелегко, и христиане называют такое мужественное поведение духовным подвигом. Подвиг в христианском понимании – это труд человека, совершенный ради исполнения заповедей Божиих, поступок, проявивший собою жертвенную любовь человека к Богу и ближнему. Христианский подвиг исповедничества  христианской веры и мученичества совершали и дети, и женщины, и воины, защищавшие свое земное Отечество. О том, каким духовно красивым может стать человек, укрепленный верой, мы узнаем, познакомившись с жизнью святых великомучеников – воинов Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и Феодора Стратилата.

Слайд          . 5 класс Шевченко  54. Святой воин

            Гонение 4 века на христиан распространилось по всем областям Римской империи и жестокостью превзошло все предшествующие. Число пострадавших в Африке, Мавритании, Фиваиде, Египте было неисчислимо. Среди святых мучеников были и воины. Называли их доблестными воинами Христовыми.

Слайд       . 3(4) Кл. Шевченко 143.

         Воинская доблесть всегда состояли в служении своему Отечеству, его защите. Но христиане любили не только Отечество земное. Всей душой они стремились вновь обрести утраченное Отечество Небесное – жизнь с Богом. Для этого следовало быть мужественным и стойким. Мужество христиане проявляли не только в подвигах исповедания веры и защиты Отечества. Самое трудное сражение они вели со страстями: гордостью, гневом, неумеренным пристрастием к земным благам, безволием. (И действительно, на войне все ясно: вот враг, его нужно уничтожить, а как же со страстями, иногда мы даже не замечаем за собой каких-то плохих поступков, как же сможем с ними бороться, если мы их не видим?) Страсти способны были привести человека к духовной смерти, когда в его душе умирал голос совести. (Вспоминаем и чертим схему на доске троичность человека). Это сражение со страстями христиане вели всю жизнь. Ведь из Священной истории они знали, что зло не перестает враждовать на добро.

          Не раз христиане жертвовали своей жизнью, отстаивая христианскую веру.

Слайд     . Святой великомученик Георгий Победоносец. Икона. Церковь святого Георгия. Кипр.

Юный воин Георгий жил в Риме при жестоком гонителе христиан императоре Диоклетиане. Он не захотел скрывать свою христианскую веру и смело обличал императора: «Царь! Вы поставлены для установления добрых законов, а издаете неправильные. Ваши идолы, которым вы заставляете поклоняться, не боги. Иисус Христос – Единый Бог. Богом все сотворено. А вы гоните и мучаете христиан. Познайте истинного Бога, и не мешайте другим приходить к Нему».

Слайд       . 48. Святой великомученик Георгий Победоносец. Мозаика. Церковь монастыря Кахрие Джами. Константинополь.

          За веру во Христа святого Георгия отвели в тюрьму. Там забили ему ноги в колодки, положили спиной на пол, а на грудь наложили тяжелый камень. Так пролежал Георгий целую ночь и благодарил Бога, что он может пострадать за веру. На другой день святого привели на суд. Диоклетиан сказал мученику: «Отрекись от своей веры». Георгий на это ответил: «Скорее ты устанешь меня мучить, чем я отступлю от Христа». Тогда принесли колесо с ножами и стали вертеть его вокруг тела Георгия. От этого тело мученика раздиралось на куски, кровь текла ручьем.

          Святой Георгий сначала молился за своих мучителей: «Спаситель, Господи Боже мой! Услыши молитву раба твоего. Пошли мне Ангела Хранителя». Потом он затих. Все думали, что он умер. Вдруг блеснула молния, ударил гром, и все отчетливо услышали голос: «Не бойся, Георгий. Я с тобой». И раны мученика сразу зажили.

           Но Диоклетиан не образумился проявлением силы Божией и велел закопать Георгия до шеи в яму с ядовитым раствором. Святой Георгий пробыл в яме несколько дней и остался невредимым. Диоклетиан разозлился больше прежнего, велел надеть на святого сапоги с набитыми внутри большими гвоздями и гнать его палками в тюрьму. Но там Георгий стал учить сторожей вере Христовой. Тогда правитель велел отрубить святому голову.

          Память святого великомученика Георгия отмечается 6 мая. (День Победы  ВОВ).

Слайд с вопросами на стр. 53 учебника.

Слайд              герб Москвы, всадник пронзает копьем змея. БородинаА.В. 3

(4 )класс стр.81     Шевченко 3(4) класс стр.106

          Великомученика  Георгия считают покровителем православных воинов, обращаются к нему с просьбой даровать победу над врагами. Его называют Победоносцем – приносящим победу. Его изображение можно увидеть на гербе Москвы – всадник пронзает копьем змея. Это изображение напоминает христианам об одном из чудес, совершенных святым.

Слайд          . Бородина 4 класс стр. 87

          Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий в городе Бейруте, близ гор Ливанских, в озере жил змей, страшное чудовище),  который часто пожирал людей той местности. Суеверные люди (чародеи, колдуны, сейчас их называют экстрасенсы) для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на  царскую дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

          Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, осенив себя крестным знамением он  копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Когда жители города увидели это чудо, совершенное святым Георгием, многие из них стали христианами, которые до этого были язычниками. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута.

Слайд  .   Шевченко 5 класс 56. Орден святого Георгия Победоносца.

            В России в 1769 году в честь святого великомученика Георгия Победоносца был установлен воинский орден, девизом которого было «За службу и храбрость». Орден был очень почетен. Им награждались военачальники, солдаты и гражданские лица за подвиги, совершенные в защиту Отечества.

Слайд . 3(4) класс Шевченко стр. 98 рис 140

Георгиевскими кавалерами были:

Слайд .3(4) Шевченко стр. 108

генерал-аншеф Александр Васильевич Суворов – за победу при Рымнике в 1789 году,

Слайд . 3(4) Шевченко стр. 119 рис.153

фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов – в ознаменование изгнания Наполеона из России в 1812 году и многие другие герои нашего Отечества. Имена и фамилии Георгиевских кавалеров увековечены занесением их на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве.

Слайд.3(4) класс Шевченко 144. 5 класс Шевченко 55. Поклонение святым мощам великомученика Георгия Победоносца. Храм Георгия Победоносца. Г. Лидда. Святая Земля

Слайд . 3(4) класс Шевченко стр. 103 стих

Слайд . Бородина 4 класс стр.86

КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЛИЧНЫМ ВРАГОМ

И ВРАГОМ ОТЕЧЕСТВА?

А как же Божия заповедь, скажите вы, которая гласит «Не убий»?

Однажды императора Константина спросили, почему христиане  берут в руки оружие и выходят на бой с врагами, хотя Христос Бог заповедал им молиться за врагов, творить добро всем, и даже тем, кто их ненавидит и обижает? Константин ответил: «Верно, Христос заповедал ученикам молиться за своих обидчиков. Но сказал, что нет выше той любви, если кто положит душу свою (пожертвует жизнью) за друзей своих.  Поэтому христианин терпит обиды, причиненные ему лично, но своих друзей и братьев, свое Отечество защищает, по заповеди Спасителя, даже жертвуя жизнью».

Привести пример воина нашего времени Евгения Родионова

Закрепление:

Слайд      стр. 59 учебника выполни задания

Слушаем патриотическую песню современную

          В дореволюционное время (до 1917 года) в день в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют «Юрьев день». В этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крепостные крестьяне могли переходить к другому помещику.

          Святой Георгий – покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над Диаволом – «древним змием».

ВОИНСКИЕ ДОСПЕХИ ХРИСТИАНИНА

Христиане смело исповедовали христианскую веру среди языческих народов. Что же поддерживало их мужество, делало бесстрашными? То была великая любовь к Богу. Стремясь всей душой к Нему, они старались победить страсти своей души, которые отделяли их от Отечества Небесного. Успех этого сражения, как показывают жития святых, зависел от бдительности (трезвения) воина Христова (так называли себя христиане). Зная, что зло всегда может напасть на сердце гневом, завистью, непослушанием и многими другими страстями, христианин, подобно воину на поле боя, всегда был облечен в воинские доспехи. Как крепкая броня его защищали любовь к Богу и вера в Его помощь (христиане всегда обращались к Богу с молитвой о помощи). А шлемом служила надежда на спасение в Отечестве Небесном. В борьбе со страстями христиане получали Божественную помощь – Благодать Святого Духа. И одерживали победу над врагами.

Смотрим DVD «Паломничество в вечный город» Идущие на смерть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитический материал работы учителя Кирилловой Натальи Юрьевны

Информационно-аналитический материал учителя начальных классов...

Методическая разработка мероприятия воспитателя группы продленного дня Подольской Натальи Леонидовны. Сценарий творческого выступления «Сегодня - за партой, завтра – за рулём»

Как показывают наблюдения, опросы, многим из них требуется регулярная разъяснительная и практическая работа по закреплению и углублению знаний Правил дорожного движения....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

Обобщение опыта работы Арифовой Натальи Юрьевны

Обобщение опыта работы  Арифовой Натальи Юрьевны   по теме: « Дидактическая игра на уроках математики как средство развития творческих способностей младших школьников» ...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка классного часа: «Дети Блокадного Ленинграда» для учащихся 1-4-х классов Архипова Наталья Петровна

Методическая разработка классного часа «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся3 классов. Классный час посвящается годовщине снятия блокады Ленинграда, проблеме детских судеб во время бое...