Конспект внеклассного мероприятия: «Святые воины Руси»
план-конспект занятия (4 класс)
Внеклассное занятие по православной культуре для 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyatye_voiny_rusi.docx | 118.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлодарский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Моисеево-Алабушской средней общеобразовательной школы
Уваровского района Тамбовской области
Конспект внеклассного мероприятия: «Святые воины Руси»
(4 класс)
Учитель начальных классов : Якунина Валентина Александровна
2022г.
Цель:
• создать необходимую основу для развития чувств истинного патриота своей Родины, а именно: любви, гордости и преданности Родине.
• познакомить учащихся с героическими страницами истории страны.
Задачи:
• вспомнить известных людей, оставивших след в истории нашей Родины,
• систематизировать знания о важнейших событиях исторического прошлого страны и края,
• продолжить развитие мышления, внимания, навыков командной игры у школьников,
• способствовать развитию умения слушать, а также уважительного отношения к другому человеку.
Формируемые УУД
1) Личностные:
понимание смысловой и нравственной ценности деятельности;
- нравственно – этическая оценка усваиваемого содержания.
2) Регулятивные:
- осуществление саморегуляции при подготовке к мероприятию;
- осуществление самоконтроля и самооценки своих действий.
3) Познавательные:
- постановка и формулирование проблемы перед организацией мероприятия;
- поиск и выделение необходимых знаний;
- анализ услышанного/прочитанного;
- подведение итогов совместной работы в классе.
4) Коммуникативные:
- грамотное оформление своей речи в устной и письменной речи;
- восприятие речь других участников;
- контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- презентация
- рабочий лист
- карточки с пословицами
Задействованные педагогические технологии:
- традиционная,
- компьютерная технология,
- технология межпредметных связей,
- проблемные технологии
Форма организации деятельности:
- фронтальная,
- индивидуальная
Методы
- словесные,
- наглядные,
- практические
Предполагаемый результат: Учащиеся должны уметь
- называть имена воинов, защитников Отечества
- иметь представление о вечных ценностях: милосердии, сострадании, доблести
Ход внеклассного занятия :
1.Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
“Почему люди воюют?”. (Обсуждение)
Назовите причины войн.
Учащиеся высказывают предположения.
- желание присвоить
- желание завладеть
- желание иметь власть над людьми
- желание заставить людей другой страны работать на себя
- Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за родину, за веру, за идею, за свободу, за счастье, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать... Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти!
В истории было много имен великих полководцев, бесстрашных воинов, защищавших нашу страну. Во все времена спасали они свою землю, сражались не ради почестей и славы, а ради жизни на нашей прекрасной земле. Исторически сложилось так, что наша страна доступна для друзей, но и для врагов тоже привлекательна. Поэтому во все времена на защите её рубежей стоял воин, солдат!
Сегодня вспомним с вами мы воинов Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!
3.Основная часть
Многие слышали имя Георгия Победоносца, видели его образ на гербе России, и Москвы ,на монетах. Но мало кто знает историю этого великомученика .
Георгий Победоносец
(Мульткалендарь).
Во времена правления римского императора Диоклетиана жил воин Георгий. Он сделал блестящую военную карьеру и был любимцем императора. Да и Георгий почитал своего правителя. Но когда император вынес бесчеловечный приговор об истреблении христиан. Георгий не смог разделить его взглядов и проникнувшись состраданием к христианам он открыто объявил Диоклетиану и себя христианином. И обличил императора в жестокости и несправедливости. Конечно же подозревал Георгий, что последует за этим неминуемая кара, но приготовился стойко выдержать все мучения кои обрушит на него разгневанный Диоклетиан. Жестокости мучителей не было предела, но всё стойко выдержал Георгий громко прославляя Господа и Иисуса Христа. Осознав, что никакие муки не заставят Георгия отречься от бога, Диоклетиан казнил святого, отрубив ему голову.
А где-то в окрестностях города, где когда-то родился святой Георгий, в озере жил большой змей, который пожирал людей. И суеверные жители приносили дань страшному змею, в виде молодых юношей и девушек, чтобы остальных он не трогал. И вот настал черёд принести в жертву дочь правителя. Оставили её на берегу озера, и когда страшная тварь распахнула свою пасть, чтобы проглотить юную деву явился, будто ниоткуда светлый юноша на белом коне. И пронзил копьём чудище и тем самым, освободив от страшной участи девушку и весь её народ. Это был святой Георгий. Такой он изображён и на иконах, как оказывающий людям чудодействующую помощь во время смертельной опасности. За это его и называют Победоносцем.
6 мая день памяти святого великомученика Георгия Победоносца.
«Князь Александр Невский»
Воины Руси - верные сыновья, прославившие доблестными подвигами нашу Родину, грудью защищавшие ее в часы великих бед и испытаний.
И одним из них был князь Александр Невский – выдающийся русский полководец, в 13 веке мощными ударами отбросивший полчища западных завоевателей от границ Руси.
Рассказ монаха-летописеца (подготовленный ребенок)
Сей князь Александр родился от князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Воспитывался в боге, постиг учение книжное, чтил святыни русские…
И дал ему бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю землю иудейскую. Так и князь Александр побеждал, но был непобедим…
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом…”
Русский народ никогда не забывал Александра Невского. Народная память хранит образ Александра – патриота, защитника Руси, чтит его подвиги во славу Родины.
Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед
На гробнице Александра Невского выбиты слова
М. В. Ломоносова:
“… Великому князю Александру Невскому,
Россов усердному защитнику,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”
Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Благодарная Русь в честь признания заслуг князя через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. По приказу Петра 1 в начале XVIII века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи.
Благоверный князь Александр Невский всегда оберегал Россию. Ярким примером тому стала битва за Москву. Начало контрнаступления было в ночь с 5 на 6 декабря 1941 года. Небесное покровительство Пресвятой Богородицы и Александра Невского помогло русскому народу отстоять Москву.
(отрывок из фильма)
- Какие самые главные слова произнёс Александр Невский навсегда вошедшие в историю нашей страны?)
Дмитрий Донской (сообщения детей)
Сегодня мы вспоминаем Дмитрия Донского – русского князя древней Руси. «Держателем русской земли» называют Донского, потому что именно благодаря нему свершилось воссоединение русских земель.
В православной церкви золотыми буквами написано имя этого человека, как справедливо и мудрого правителя. К лику святых он был причислен после своей смерти, но это право он заслужил именно теми поступками, которые совершал при жизни во имя веры в Господа Бога.
1. Он был крепок, высок, плечист и грузен, имел черную бороду и волосы, прямой и решительный взгляд. Дмитрий отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием.
2. Дмитрий Донской стал княжить сначала во Владимире, затем становится князем Московским. Всего ему было 12 лет. Очень умело и решительно молодой князь начал управлять своими землями, он рос и креп вместе с ними.
На Руси не было тогда единства. Каждый город жил по своим законам. В каждом большом городе был свой князь, своя казна. Постоянно вспыхивали конфликты между купцами, боярами, ремесленниками. Да еще воины Золотой Орды - ордынцы, так их называли на Руси, постоянно совершали воинственные набеги на русские села и города. Горели деревянные дома, некому было пахать и засеивать поля, мужчины гибли в сражениях. И бросил клич князь по всем землям русским. Кто в войско шел, а кто в ополчение. И не было тогда ни жен, ни мужей – а были защитники земли русской.
Перед тем как встретиться в битве с ордынцами и их предводителем ханом Мамаем, князь Дмитрий решил посоветоваться с отцом Сергием Радонежским. И отправился князь на встречу, чтобы рассказать о своих сомнениях, которые были в его душе – ведь по численности русское войско гораздо меньше вражеской рати и может проиграть.
Отец Сергий благословил Дмитрия Ивановича на битву с Золотой Ордой,.
Перед схваткой в день великого и светлого праздника Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября встретились два войска между двумя реками. С одной стороны был Дон, а с другой — Непрядва.
Выйдя с войсками к Дону, князь Дмитрий Иванович приказал наводить мосты, искать броды и не медля переходить реку. За Доном лежало обширное Куликово поле. Когда закончилась переправа, было приказано разрушить мосты. Отступать было некуда.
Когда туман рассеялся, войска встали друг против друга. Как началась битва, расскажут …
Ученик 1: Поутру Мамай в шатре
Глянул в щелку узкую
И увидел на заре
В поле силу русскую
«Ай-ай-ай! – подумал хан –
Что за наваждение!
Может, так шалит шайтан?
Может, сновидение?»
Хан опять глаза протер,
Закричал сердито.
Трепеща, к нему в шатер
Прибежала свита.
«Вы видали эту рать?
Мы ее разгоним!
Время битву начинать!
Батыры! По коням!»…
Вот уж тысячи стрелков
Поднялись оравой.
Наготове лук, колчан,
И пошли на русский стан.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьями наперевес мчались всадники друг на друга и сцепились на всем скаку. Кони их едва устояли, присели на задние ноги, а оба воина насмерть поразили друг друга. И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке.
Что мне сказать о битве той?
Что не было еще такой.
И хоть кого спроси,
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси!..
Там ратники к плечу плечо
С врагом сошлись грудь в грудь,
И места не было мечом
Иль палицей взмахнуть…
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что красным был окрашен Дон
До самого низовья…
И стало солнце уставать,
К закату – огневое,
И стали русские сдавать –
Ордынцев было вдвое!
Вот тут-то памятный урок
Был дан врагам-татарам:
Вдруг вынес конницу Боброк,
Что пряталась недаром,
Укрытая от вражьих глаз,
Зеленою дубравой,
Дружина вынесла тот час
Знамена русской славы
И нанесла такой удар
С отвагою такою,
Что в страхе сонмища татар
Бежали с поля боя.
Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.
Муз. фон «Колокола»
Звоном колоколов и ликованием встречала Москва победителей.
1. Дмитрий Донской объединил русские княжества в единое Российское государство. Присоединил Белоозеро, Дмитров, Владимир, Галич, Кострому.
2.Объединил Московское и Владимирское княжества. Москва стала признанным центром Руси
3.Разгромил на Куликовом поле войско Золотой Орды, и Русь перестала подчиняться Ордынскому Хану.
4.При Дмитрие Донском был построен первый белокаменный Кремль в Москве.
Чтец: Дмитрий Донской был и остается одной из самых выдающихся личностей нашего государства. Он был талантливым полководцем. Именем великого князя названы улицы и площади в городах России в его честь установлены памятники.
Дмитрий Иванович Донской в бронзе - на памятнике "Тысячелетию России”, изображает князя, попирающего ногой поверженного ордынца.
На Куликовом поле стоит храм в честь победы русских воинов
Задание №2
Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.
В суете современного мира мы живем, часто не задумываясь, что мы – русские люди, у нас есть славные исторические корни, личности, на которых можно равняться. Среди них Федор Ушаков – адмирал, честный порядочный человек и русский святой.
Следует отметить тот факт, что по православным традициям только наличие больших заслуг перед Отечеством могло быть основанием для причисления человека к лику святых. Это было наивысшим признанием подвигов человека (когда значимость Отечества превыше всего, а духовное начало стояло выше материального и имело большое моральное значение). Миролюбие, понимание, всепрощение – это заповеди, которым Федор Ушаков следовал в своей жизни.
Главным талантом Федора Ушакова было умение по-настоящему любить каждого человека, невзирая на его чины и звания. К простым матросам он относился даже лучше, чем к именитым людям. Он всегда заботился о них по-отечески, лечил, утешал и поддерживал.
Примером его человечного отношения к своей команде служит спасение матросов от чумы в степях Херсона. Зная, что сам может заразиться, он не бросал команду, был с ними до последнего выздоравливающего. Этот подвиг можно назвать не столько героизмом, сколько святостью.
Адмирал Ушаков был абсолютным победителем всех морских баталий. И был добрым и честным, храбрым и скромным – праведным! После сражений командующий флотом отдавал приказ, в котором выражал благодарность всем, кто внёс свой вклад в победу, и высказывал пожелание отслужить всем флотом благодарственный молебен.
Он полностью отрешился от своих личных интересов, посвятив жизнь «любезному своему Отечеству». В свою очередь Русская Православная Церковь высоко оценила его подвижнические труды в служении Отечеству и в 2001 году канонизировала Фёдора Ушакова в лике святых.
Память святого праведного Феодора (адмирала Ушакова) приходится на 5 августа и 15 октября.
Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за орудие. Но при этом не становится машиной для убийства. Даже на войне надо остаться человеком.
- Какие поступки недопустимы даже на войне?
(Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны )
Задание №3 в рабочих листах.
Найдите толкование к каждому слову.
Смелость | решительность, бесстрашие. |
Героизм | проявление храбрости, самопожертвование. |
Подвиг | героический поступок |
Беседа по итогам работы в парах
4. Обобщение и систематизация материала
- Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.
- Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?
- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)
(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).
- Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)
- Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?
- Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.
Задание №4 на листах
Работа с пословицами.
-Прочитайте записанные на листочках начала пословиц, подберите к ним окончания, объясните смысл пословиц. (по рядам, по 5 пословиц)
Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою)
Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)
Умелый воин не … (дрогнет в бою)
За край родной иди … (бесстрашно в бой)
Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)
-Как приведённые пословицы соотносятся с темой нашего урока, с поступками наших предков?
Выполнить и проверить работу, обменявшись листами
5. Рефлексия
1) Понравился вам наш сегодняшний классный час?
2) Что нового вы узнали сегодня, с какими новыми личностями познакомились?
3) Что вам запомнилось больше всего на занятии?
4) Какой материал тебе показался наиболее сложным/легким?
5) О чем и ком хотелось бы узнать больше? Предложите тему для следующего урока-мужества.
Литература
Энциклопедия для детей Аванта. История войн . Статья Войны Великого Литовского и Русского княжеств с Золотой ордой.
Татьяна Черникова . с. 158-161.
Энциклопедия История России. Русские иконописцы.
Энциклопедия История России. Золотое кольцо.
Переславль- Залесский. Н.А . Орлова,
https://24smi.org/celebrity/18384-fiodor-ushakov.html
https://yandex.ru/video/search?text=мульткалендарь%20георгий%20побе доносец
https://fishki.net/2387866-10-russkih-svjatyh-voinov.htm
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/proiekt-russkiie-sviatyie-voiny
http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1017946/Shishov_-_Aleksandr_Nevskiy.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект внеклассного мероприятия по сказкам А.С. Пушкина
данный конспект представляет собой авторскую разработку литературного мероприятия, посвящённого творчеству А.С. Пушкина....
Конспект внеклассного мероприятия " Солнце, я тебя люблю!"
Внеклассное мероприятие...
конспект внеклассного мероприятия
Выпуской вечер в 4 классе....
Конспект внеклассного мероприятия "Изменение и сохранение климата
В методической разработке представлены материалы на экологическую тему в номинации "Изменение и сохранение климата" . Через красоту и тайны цветов я стараюсь прививать любовь к окружающему миру,...
Поклонимся великим тем годам! План-конспект внеклассного мероприятия
План-конспек внеклассного мероприятия (1-4кл.), посвященного Дню Победы.Использованы стихи поэтов г. Армавира. В ходе мероприятия проводится встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, работника...
Сценарий внеклассного мероприятия "Святое место - отчий дом".
Сценарий можно использовать ко Дню Семьи или как единое поздравление для мам и пап после весенних праздников. Мероприятие имеет глубокий нравственный смысл и ,конечно, требует предварительной подготов...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Святая Екатерина"
Данная разработка позволит разнообразить тематику кл.часов в начальных классах, а так же приобщит детей к православной культуре. Тема: «Святая Екатерина»Цель проведения – 1....