рабочая программа
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 имени Героя Советского Союза А.Ф.Щербакова»
Принята на заседании педагогического совета Протокол от 30.08. 2019 г. № 1 | Утверждена и введена в действие приказом директора МБОУ «Средняя школа № 8» от 30.08.2019 г. № 55 о/д |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
1 квалификационной категории
Королевой Ирины Анатольевны
по основам религиозных культур и светской этики
модуль: основы православной культуры 4 класс б
базовый уровень
на 2019- 2020 учебный год
Королева Ирина Анатольевна
(Ф.И.О. разработчика, подпись)
Количество часов:
всего – 34 ч., в неделю - 1 ч
Промежуточная аттестация (собеседование) -1
УМК
- Учебник: Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры : учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: / А.В Бородина. - 2-е изд.- М. : ООО «Русское слово – учебник», 2014.
Пособие для учителя:
- 1. Методические рекомендации к учебнику Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры А.В Бородиной. - 2-е изд.- М. : ООО «Русское слово – учебник», 2014.
г. Рославль
2019
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов
- формирование интереса к духовной культуре и истории Отечества;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме;
- формирование уважительного отношения к иным мнениям, убеждениям (в том числе религиозным), к истории и культуре других народов;
- наличие мотивации к получению знаний, труду, познавательной деятельности, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- воспитание эстетических чувств, формирование эстетических потребностей и ценностей;
- приобщение к культурным отечественным традициям;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
- овладение начальными навыками адаптации в постоянно изменяющемся мире и культурного потребления информации;
- воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности;
Метапредметные результаты
- овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умений использования знаково-символических средств информации;
- формирование способностей активного адекватного использования речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формирование умений и навыков использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и нормами информационной избирательности, этики и этикета (подготовка сообщений, рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением, участие в диспутах);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям;
- формирование умения высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и прав каждого человека иметь свою; корректно в соответствии со своими убеждениями излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, явлений культуры и т.п.;
- формирование умений определять общие цели и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственные результаты, действия и поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
- формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России;
- формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской государственности;
- знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости.
- формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни;
- овладение основными понятиями религиозной культуры;
- овладение основными понятиями православной культуры;
- знания об особенностях и традициях православия и их понимание;
- ознакомление в общих чертах с понятиями христианства и православия, с историей христианства, и историей православия в России;
- формирования общего представления о Священном Писании и Священном Предании, о содержании Библии как Священном Писании христиан;
- овладение духовной и историко-культурологической лексикой в объёме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ;
- ознакомление с главными православными праздниками, их происхождением и особенностями празднования;
- формирование представления о Русской Православной Церкви, таинствах Церкви;
- понимание религиозного и исторического основания православной культуры;
- ознакомление с назначением и особенностями православной культуры, церковной живописи, архитектуры, музыки и декоративно-прикладного искусства;
- формирование умений описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить уважительные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
II. Содержание учебного предмета
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий) |
Россия наша Родина (1 ч) | |
Песни и стихотворения о Родине. За что мы любим Россию. Россия – крупнейшая страна мира. Родина – место где жили наши предки. Российская Федерация. Родина – общий дом народов России | Подготовка выставки «Наша Родина». Рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций в учебнике. Беседа о красоте нашей Родине. Слушание рассказа учителя о географическом положении, богатствах России, разнообразии её природы. Смысловое чтение текстов в учебнике различных стилей и жанров (учебный текст, поэтический, песенный текст). Чтение и слушание стихотворений о Родине наизусть. Слушание песен и просмотр слайдов с картинами природы (пейзажи, животный, растительный мир). Ответы на вопросы к теме. Работа в тетради: самостоятельная и совместная. Самостоятельная творческая работа (изобразительная, поэтическая, прозаическая и др. – по выбору). Слушание рассказа учителя о драматических страницах нашей истории, о доблести наших воинов. Просмотр презентации «Защитники нашей Родины». Рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций в учебнике. Анализ просмотренного и беседа о роли народа в государстве. Чтение стихотворений (наизусть, в учебнике) о страданиях, пережитых русским народом, о славе русского воинства. Слушание песен и просмотр слайдов патриотической тематики. Ответы на вопросы к теме. Самостоятельная работа в тетради. Возможна творческая работа (изобразительная, поэтическая, прозаическая и др. – по выбору). Выбор, инструктаж и начало проектной деятельности: «Что я знаю о России?» и «О Росси любовью |
Православная духовная традиция (1 ч) | |
Названия России в разные исторические периоды. Отчизна – Родина твоих отцов. Отечественная культура. Религия и духовная традиция. Православие – традиционная религия России. | Выставки творческих работ школьников, просмотр и обсуждение работ; беседа по текущей теме, просмотр и обсуждение1-2 детских презентаций. Ответы на вопросы в учебнике к теме прошлого урока. Слушание рассказа учителя по новой теме с просмотром слайдов, икон, репродукций. Рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций в учебнике. При закреплении первичных знаний – чтение учебника. Самостоятельная работа в тетради. Продолжение накопления материала по проекту: «Что я знаю о России?» Слушание рассказа учителя с просмотром слайдов, герба, флага, иконы Св. мученика Георгия, с прослушиванием гимна России. Чтение и анализ текста гимна. При закреплении первичных знаний – чтение учебника. Самостоятельная работа в тетради. |
Что такое христианство? (1ч) | |
Христианство – новая эра в истории человечества. Новый завет. Евангелие – «Благая весть». Крещение Иисуса Христа. Апостолы. Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов. Рождение Христианской церкви. | Беседа по предыдущей теме, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр 1-2 детских презентаций. Ответы на вопросы в учебнике по теме. Постановка проблемы совместного исследования: Мы уже знаем, сколь значительную роль для России, её культуры сыграло православное христианство. Вопросы, задаваемые последовательно для формирования представления о глубине учебно-поисковой проблемы: А что такое христианство? А когда возникло христианство? А откуда мы узнаём о христианстве? А кто оставил нам знания о Христе и христианской вере? Постепенное раскрытие учителем проблемы с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентации учителя, с показом Евангелия. Работа с плакатом «Рождество Христово и новая эра» из комплекта демонстрационных материалов. Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление, на текстах учебника. Самостоятельная работа в тетради. Обсуждение нового проекта: «Полезно знать о христианстве». |
Особенности восточного христианства (1 ч) | |
Первые общины христиан. Вселенские соборы и их решения. Символ веры. Возникновение Римской (латинской церкви). Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр 1-2 детских презентаций. Ответы на вопросы в учебнике по теме. Постановка проблемы совместного исследования: Говоря о религиозной традиции России, мы используем разные слова: «православие», «христианство». Вопросы, задаваемые последовательно для формирования представления об учебно-поисковой проблеме: Означают ли эти слова одно и то же, или между ними есть различие? Если есть, то – какое? И в каких случая можно говорить о христианстве, а в каких – о православии? А когда уместно и то и другое? Постепенное раскрытие учителем проблемы с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентации учителя. Работа с плакатом «Рождество Христово и новая эра» из комплекта демонстрационных материалов (показ на ленте времени очерёдности возникновения основных направлений в христианстве. Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Продолжение накопления материала по проекту: «Полезно знать о христианстве». |
Культура и религия (1 ч) | |
Культура – результат духовного и материального труда человека. Влияние религии на культуру. Религиозная этика и религиозное мировоззрение. Нераздельность религии и культуры. Божественное откровение – источник веры в Бога. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр 1-2 детских презентаций. Ответы на вопросы в учебнике по теме. Постановка проблемы совместного исследования: На наших уроках мы изучаем культуру, культурные традиции, религиозные традиции. Эти главные для нашего предмета слова всё время идут рядом. И в тоже время это совсем не одно и тоже. Сегодня мы попробуем обобщить наши знания о культуре и религии, уточнить их, систематизировать и разобраться, почему они так близки друг другу. Постепенное раскрытие учителем темы урока с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентации учителя. Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта: «Религия в нашей жизни». |
Добро и зло в православной традиции (1 ч) | |
Добро и зло в мире. Появление зла в мире согласно православному учению. Возникновения Диавола. Адам и Ева – первые люди на Земле. Грехопадение Адама и Евы. Первородный грех. Спасение души – спасение от зла. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр 1-2 детских презентаций. Ответы на вопросы в учебнике по теме. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Раскрытие учителем темы урока с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентации учителя. Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. |
Во что верят православные христиане (1 ч) | |
Вера – основа любой религии. Христианский Символ веры. Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Ипостаси Святой Троицы. Единосущность Святой Троицы. Божественная и Человеческая природа Иисуса Христа. Заповеди христианской любви. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр 1-2 детских презентаций. Ответы на вопросы в учебнике по теме. Постановка проблемы совместного исследования: Мы уже знаем, что такое христианская религия, что такое православие, знаем, что религия занимала всегда и занимает сейчас важное место в жизни людей. Сегодня мы попробуем вспомнить и обобщить наши знания о православии и ответить на вопрос: А во что верят православные христиане. В этом нам поможет наш первый помощник – учебник. Постепенно раскрытие учителем темы урока с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентации учителя. Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. |
Золотое правило этики (1ч) | |
Золотое правило нравственности и заповеди христианской любви. Духовное самосовершенствование как залог улучшения мира вокруг нас. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Ответы на вопросы в учебнике по теме. Постановка проблемы совместного исследования: Мы знаем, что религия имеет важное значение для формирования общества и его культуры. В основе русской культуры лежит православная вера, она учит добру, спасению от грехов. Но мы знаем, что в нашем государстве проживает 194 народа и этногруппы (дети обращаются к теме 1 учебника), в других государства тоже живут разные народы и сохраняются разные религиозные традиции. И люди разных национальностей, исповеданий должны жить благополучно, дружно друг с другом. Как нужно жить, чтобы всем было хорошо? Чтобы никто никого не обижал, чтобы все поддерживали справедливость, порядок? Давайте подумаем вместе, может ли быть какая-то нравственная рекомендация общей нормой для всех народов, всех культур? Дети дают, как правило, разные ответы, и учитель говорит: кто-то считает, что не может, кто-то говорит, что может. Даётся детям возможность высказаться. В ответах обычно прозвучит, что люди верят каждый в своё, и общего быть не может. Учитель спрашивает: почему люди друг с другом стараются быть вежливы, помогать друг другу, уступать друг другу? Значит, есть какая-то норма, на которую люди ориентируются? Если есть такая норма, она должна быть очень простой, понятной всем и конкретной, и главное, – она не должна противоречить религиозным традициям, а было бы совсем хорошо, если бы она принималась, поддерживалась традиционной религией и, что было бы вообще идеально, – принималась бы всеми религиями и даже людьми неверующими. Поиск всем классом решения проблемы. Прибегают к помощи учебника. Обсуждение, иллюстрации примеров из жизни. Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление в беседе и с помощью текстов учебника. Анализ высказывания Ф. М. Достоевского. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта: «Полезные цитаты». |
Любовь к ближнему (1 ч) | |
Любовь к ближнему – основа христианской нравственности. Причта о милосердном самарянине. Кто такой ближний? | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Ответы на вопросы в учебнике по теме. Рассказ учителя. Чтение учащимися притчи в учебнике. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов – других художественных изобразительных работ, посвящённых притче о добром самарянине. Совместный духовно-этический анализ притчи. Участие учеников в постепенном раскрытии учителем темы урока с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентации учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Мини-сочинение «Ближний для меня – это…» |
Милосердие и сострадание (1ч) | |
Милосердие – важнейшая христианская добродетель. Милосердие и сострадание – проявления доброты человеческого сердца. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Ответы на вопросы в учебнике по теме. Углубление толкования содержания притчи. Рассказ учителя. Анализ текста, значений отдельных слов в притче. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Совместный духовно-этический анализ притчи. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта: «Учимся милосердию и состраданию». |
Отношение к труду (1 ч) | |
Место труда в духовной жизни человека. Православной отношение к труду. Бог – творец мира. Сотворение мира. Сотворение человека по образу и подобию Божьему. Труд человека в раю. Труд человека после изгнания из рая. Любой труд должен прославлять Господа. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Рассказ учителя. Чтение учебного и библейского текстов в учебнике. Анализ текста. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. |
Долг и ответственность (1 ч) | |
Чувство долга и ответственности перед Богом и людьми. Всемирный потоп – наказание за грехи человеческие. Притча Иисуса Христа о талантах и ее значение для православного христианина. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Рассказ учителя. Чтение учебного и библейского текстов в учебнике. Анализ текста. Осмысление понятий долга и ответственности через прочтение и анализ текстов Священного Писания. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. |
Защита Отечества ( 1 ч) | |
Святая Русь. Защита Отечества – священный долг православного христианина. Защитники Отечества: святой благоверный князь Дмитрий Донской, святой благоверный князь Александр Невский адмирал Федор Ушаков и другие. Российские ордена и их православная символика. Орден Св. Георгия Победоносца | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Рассказ учителя. Чтение учебного текста и иллюстрирующих цитат в учебнике. Анализ текста. Осмысление понятий долга и ответственности через прочтение и анализ текстов Священного Писания. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Начало новых проектов: «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи», «Награды России», «Их подвиги никогда не забудут потомки». |
Десять заповедей Бога (1 ч) | |
Пророк Моисей. Получение Моисеем скрижалей на горе Синай в пустыне. Десять заповедей. Значение их в духовно-нравственном развитии человечества. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Рассказ учителя. Чтение учебного текста и иллюстрирующих цитат в учебнике. Анализ текста. Осмысление понятий долга и ответственности через прочтение и анализ текстов Священного Писания. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. |
Заповеди Блаженств (1ч) | |
Кому предназначено Царство Божие? Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповеди Блаженства. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Постановка вопросов для мотивации получения нового материала. Рассказ учителя. Комментированное чтение заповедей Блаженства, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов и слайдов презентации учителя. Толкование содержания. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. |
Православие в России (2 ч) | |
Андрей Первозванный – небесный покровитель Руси. Предание о посещении им русских земель. Аскольд и Дир – христиане и первые князья на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение Руси и Святой равноапостольный князь Владимир. Распространение веры и образования на Руси. Строительство храмов. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Постановка вопросов для мотивации получения нового материала. Рассказ учителя. Комментированное чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов по теме урока и слайдов презентации учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. |
Православный храм и другие святыни (1 ч) | |
Византийское влияние на раннюю храмовую архитектуру Руси. Появление русской традиции храмового зодчества. Устройство православного храма: паперть, притвор, неф, купола, главки, барабан. Алтарь и иконостас. Раки с мощами святых. Православный храм и другие святыни | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Постановка вопросов для мотивации получения нового материала. Рассказ учителя: заочная экскурсия в храм. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов по теме урока и слайдов презентации учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта: «Храмы моей малой родины». Посещение храма. Закрепление знаний, основных понятий во время экскурсии в храм. Применение знаний, умений во время экскурсии. |
Таинства православной церкви (1 ч) | |
Земная жизнь человека – подготовка к жизни вечной. Таинства Церкви: Евхаристия, Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение, Венчание, Таинство Священства. | Проверка домашнего задания по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Постановка вопросов для мотивации получения нового материала. Рассказ учителя. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. |
Древнейшие чудотворные иконы (1 ч) | |
Чудотворные иконы – святыни православия. Спас Нерукотворный. Предание об исцелении царя Авгаря. Св. апостол Лука – первый иконописец. Владимирская икона Божией матери и ее появление на Руси. Чудеса Владимирской иконы. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Постановка вопросов для мотивации получения нового материала. Рассказ учителя. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта: «Чудотворные иконы». |
Молитва (1 ч) | |
Молитва – общение с Богом. Молитва в жизни православного христианина. Роль молитвы в православной культуре. Виды молитв. Молитва Господня или «Отче наш». Иисусова молитва. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Постановка вопросов для мотивации получения нового материала. Рассказ учителя. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов по теме урока и слайдов презентации учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. |
Православные монастыри (1 ч) | |
Православные монастыри – центры духовной и культурной жизни России. Жития святых. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Св. преподобный Сергий Радонежский. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Монастырские библиотеки. Монастыри и их роль в защите Родины от врагов. Монахи и монахини – люди, посвятившие жизнь служению Богу. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Постановка вопросов для мотивации получения нового материала. Рассказ учителя. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов по теме урока и слайдов презентации учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Начало нового проекта «Православный храм» |
Почитание святых в православной культуре (1ч) | |
Святые в православии. Апостолы из двенадцати и апостолы из семидесяти. Лики святости: мученики, великомученики, целители, святители, преподобные и равноапостольные. Николай Чудотворец. Кирилл и Мефодий – учители словенские. Блаженные ради Христа юродивые. Прославление святых | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Постановка вопросов для мотивации получения нового материала. Рассказ учителя. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. |
Символический язык православной культуры: храм, крест (1 ч) | |
Понятие символа. Крест – главный символ христианства. Крестное знамение. Почитание креста в православной культуре. Восьмиконечный крест и его символика. Символика православного храма. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Формирование мотивации изучения темы урока: постановка учебной проблемы для повторения и обобщения изученного материала и осмысления его на новом уровне с помощью дополнения содержания. Рассказ учителя. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя, плаката из комплекта демонстрационных материалов. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Продолжение проекта: «Православный храм». |
Христианское искусство. Икона, фреска, картина (1 ч) | |
Картина и икона. Икона – способ прославления красоты Жертвенного Искупления Христа. Нимб – символ вечного мира. Техника создания иконы. Фресковая живопись.. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Формирование мотивации изучения темы урока: постановка учебной проблемы для повторения и обобщения изученного материала и осмысления его на новом уровне с помощью дополнения содержания. Рассказ учителя. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя, плаката из комплекта демонстрационных материалов. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. |
Колокольные звоны и церковное пение (1 ч) | |
Появление русского христианского музыкального искусства. Придворный хор государевых певчих дьяков. Стихира – большое торжественное хоровое произведение. Знаменное пение и партесное пение. Принцип акапелла. Церковнославянский язык и его роль в церковном пении. Колокольные звоны: благовест, перебор и другие. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Формирование мотивации изучения темы урока. Рассказ учителя. Чтение учебника, слушание фрагментов колокольных звонов, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. |
Прикладное искусство (1 ч) | |
Символика прикладного искусства. Райское древо жизни – один из главных мотивов прикладного православного искусства. Киоты, аналои, паникадила и их украшение. Виноградная лоза и ветви – символ Христа и апостолов. Предметы церковного православного искусства – выдающиеся памятники отечественной культуры. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Формирование мотивации изучения темы урока: постановка учебной проблемы для повторения изученного материала о символике в православной культуре, для расширения, углубления, осмысления его на новом уровне с помощью дополнения содержания. Рассказ учителя. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя, плаката из комплекта демонстрационных материалов. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. |
Православные праздники (1 ч) | |
Пасха – главный церковный праздник. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение в храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и другие. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Формирование мотивации изучения темы урока. Рассказ учителя. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя, плаката из комплекта демонстрационных материалов. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Начало новых проектов: «Мой сценарий празднования Рождества Христова в нашей школе (классе)». |
Православный календарь (1 ч) | |
Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Переходящие и непереходящие праздники. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Формирование мотивации изучения темы урока: постановка учебной проблемы для повторения предыдущей темы и её расширения с помощью дополнения содержания. Рассказ учителя. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя, плаката из комплекта демонстрационных материалов. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. |
Христианская семья и ее ценности (1 ч) | |
Христианские ценности в русской семье. Семья – малая Церковь. Любовь в семейной жизни. Таинство Брака или Венчание. Семейная жизнь – проверка верности Христу. Православное отношение к родному дому. Отношение к богатству. Святые Петр и Феврония Муромские. Всероссийский день семьи, любви и верности. | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Формирование мотивации изучения темы урока Рассказ учителя. Чтение учебника, слушание фрагментов колокольных звонов, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя, плаката из комплекта демонстрационных материалов. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Презентация проекта «Чудотворные иконы» |
Итоговое повторение (2 ч) | |
Итоговое повторение Собеседование на промежуточной аттестации за курс 4 класса | Беседа по теме предыдущего урока, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр всех детских презентаций, выполненных по последней теме. Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Просмотр выставки лучших творческих работ, выполненных школьниками в течение года. Комментарии детей к их работам. Демонстрация проектов. Просмотр презентации учителя, плакатов из комплекта демонстрационных материалов. Чтение рубрики «Основные понятия православной веры» в конце учебника. Комментарий учителя, анализ текста и закрепление. Подведение итогов совместной работы по курсу «Основы православной культуры». |
Итого 34 ч |
III. Календарно - тематическое планирование 4 класс б
Дата/ план | Дата/ факт | № | № по теме/ разделу | Тема урока |
03.09 | 1 | 1 | Россия –наша Родина | |
10.09 | 2 | 1 | Православная духовная традиция | |
17.09 | 3 | 1 | Что такое христианство? | |
24.09 | 4 | 1 | Особенности восточного христианства. | |
01.10 | 5 | 1 | Культура и религия | |
08.10 | 6 | 1 | Добро в православной традиции | |
15.10 | 7 | 1 | Во что верят православные христиане | |
22.10 | 8 | 1 | Золотое правило нравственности | |
29 10 | 9 | 1 | Любовь к ближнему | |
12.11 | 10 | 1 | Милосердие и сострадание | |
19.11 | 11 | 1 | Отношение к труду | |
26.11 | 12 | 1 | Долг и ответственность | |
03.12 | 13 | 1 | Защита Отечества | |
10.12 | 14 | 1 | Десять заповедей Бога | |
17.12 | 15 | 1 | Заповеди Блаженств | |
24 12 | 16 | 1 | Православие в России. | |
14 01 | 17 | 1 | Православие в России | |
21 01 | 18 | 1 | Православный храм и другие святыни | |
28 01 | 19 | 1 | Таинства православной церкви | |
04.02 | 20 | 1 | Древнейшие чудотворные иконы | |
11.02 | 21 | 1 | Молитва | |
18.02 | 25.02 | 22 | 1 | Православные монастыри |
25 02 | 25.02 | 23 | 1 | Почитание святых в православной культуре |
03 03 | 24 | 1 | Символический язык православной культуры: храм, крест | |
10 03 | 25 | 1 | Христианское искусство. Икона, фреска, картина | |
17 03 | 26 | 1 | Колокольные звоны и церковное пение | |
31 03 | 27 | 1 | Прикладное искусство | |
07 04 | 28 | 1 | Православные праздники | |
14 04 | 29 | 1 | ||
21 04 | 30 | 1 | Православный календарь. | |
28 04 | 31 | 1 | Христианская семья и ее ценности | |
12 05 | 32 | 1 | Итоговое повторение | |
19 05 | 33 | 1 | Собеседование на промежуточной аттестации за курс 4 класса | |
26 05 | 34 | 1 | Итоговое повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...