Урок по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_miloserdie_i_sostradanie.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Основы православной культуры

Учебник «Основы православной культуры» А.В. Кураева

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Цель: 

- формировать духовные ценности и нравственный выбор человека через проявление милосердия, сострадания, заботы о слабых.

Задачи урока:

•        познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».

•        осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

•        усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Планируемые результаты:

личностные

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

метапредметные

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

предметные

• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;

• познакомить с духовными традициями народов России.

Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля., Ушакова, Большой энциклопедический словарь.

Формы и виды деятельности: беседа, просмотр презентации и видеоматериала, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Методическое обеспечение:

    - учебник «Основы православной культуры» А.В. Кураева;

   - учебная презентация по теме.

    -видеоролики.

Ход урока

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу.  Сегодня на уроке мы продолжаем открывать новые знания. А для того, чтобы нам их легко было открывать, нам нужно:

- хорошее настроение

- знания и умения

- верные друзья

– Ребята! Сегодня мы поговорим об очень важном, о том, что волнует многих людей живущих на планете. Хотите узнать, что это? Послушайте внимательно, пожалуйста, одну историю.

Притча «Мальчик и котёнок» (слайд2)

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.

– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

- Какие чувства вы испытали, когда слушали?

- Каким качеством обладал мальчик?

– Как вы думаете, эта история может чему-то научить людей? Чему?

- Как назвал продавец мальчика?

2. Постановка целей урока:

– Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?
                       ИТАК, ТЕМА УРОКА: «МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ» (Слайд 3)

3. Работа над новым материалом:

- А как вы понимаете слово милосердие?

– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь.

– Из каких же слов рождено это слово?

МИЛОСЕРДИЕ – милое сердце,

В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца.

- А где можно узнать значение этого слова? (словарь)

Работа со словарями: (Слайд4)

  1. Со словарем  Даля…..

«Милосердие» - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому...

  1. Давайте обратимся за помощью к словарю Ожегова.

 «Милосердие» - Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

  1. Толковый словарь русского языка Ушакова 

«Милосердие» – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

  1. Большой энциклопедический словарь 

«Милосердие» — сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др).

- Какое слово встретилось во всех этих определениях? (Сострадание)

- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (Ответ: переживать за другого)

Чем близки эти слова? Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).

-  Сострадание- способность переживать боль другого человека, как собственную.

Подберите еще слова, близкие по значению слову «милосердие».

(Доброта, Сострадание, Любовь, Сочувствие, Забота)

Какое из этих слов, на ваш взгляд является главным. Правильно – ЛЮБОВЬ.

- Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.

Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?». Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

- Сначала ребята, чтобы все вам было понятно, мы проговорим с вами все незнакомые слова:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Притча - рассказ с нравоучением.

Священник-священнослужитель в храме, посредник между Богом и человеком

Леви́ты - часть евреев, из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в Иерусалимском храме.

Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.

Самарянин - означает чужак, человек другой веры.

Самарянин - представитель этнической (связанное с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой) группы, которую евреи не признают единоверцами.

Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.(Слайд)

Просмотр видеоролика.

Притча о добром самарянине: https://www.youtube.com/watch?v=-E3R9bYbIuU

Беседа по содержанию притчи.

- Как вы поняли притчу Христа о добром самаритянине?

- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?»

- Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

- Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

- Даже если вчера ты поссорился с другом, если он наговорил тебе много плохих слов, обидел тебя. А сегодня он попал в беду – протяни ему руку помощи, прости его. Поддержи в беде и несчастье.

- Добрый самарянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.

- И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.

4. Физкультминутка

- А сейчас ребята мы с вами поиграем . Игра называется - «Лучики добра» (передавая сердечко, друг другу, называем добрые дела, которые совершали).

5. Продолжение работы по теме урока

1. Рассказ учителя.

- Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня? (слайд 8)

Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).

- Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня. Подавший милостыню умножил количество добра в мире. Он принес добро самому себе. От этого его душа стала светлее.

- Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

- Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?

(Ответы детей)

- Ребенок может пропустить любимый мультфильм – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или, например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.

Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.

 Творческая работа в группах.

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

  1. В минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе.
  2. Вы нашли у своего дома маленького котенка
  3. Один из дежурных заболел, девочка берется за уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол. Ваши действия?
  4. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

- А как вам кажется, легко ли стать милосердным?

- Рассмотрите фотографии на слайде. Кто окружает стариков, детей и………

- Это сёстры милосердия. (Слайд 9.)

Дети читают  заранее подготовленные сообщения о сёстрах милосердия

«Сёстры милосердия».

- Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.

1.В России орден сестер милосердия организовала великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), она добровольно приняла православие.

2. В 1904 году после начала русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

3. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи (в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».

  1. Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.

Ныне воссозданы благотворительный учебный центр на базе медицинского колледжа Всероссийского учебно-научного медицинского центра Министерства здравоохранения РФ и сестричество из воспитанниц обители с проживанием их в отдельном блоке общежития. Девушки получают дипломы медицинских сестер и аттестуются также по духовным дисциплинам.

(Слайд 10) Рассказ учителя о современных благотворительных фондах.

-К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Существуют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой (просмотр анимационной видеозаставки благотворительного фонда  «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой. https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=BPd9QtXfmXo); организация заботится о детях, страдающих раком.  

А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой .

Благотворительные акции проводятся и на телевидение. В настоящее время пятый канал проводит по четвергам благотворительный марафон «День Добрых Дел» по сбору денежных средств для лечения детей. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

(Слайд 11) Леонид Михайлович Рошаль – российский педиатр и хирург, Президент международного Благотворительного Фонда помощи детям при катастрофах и войнах. Целью этого фонда является оказание специализированной хирургической помощи детям в чрезвычайных ситуациях (катастрофах, войны, террористические акты и т.д.)

Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны. 6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.:

-Составить синквейны (пользуясь инструкциями) со словами: сострадание, милосердие, любовь.

- Вернемся к тем вопросам, которые определи в начале урока

- Чем милосердие отличается от дружбы?

- Кого называют ближним?

- Как христианин должен относит к людям?

-Дружба бывает между несколькими людьми, а милосердие оказывается всем нуждающимся.

- Кто такая сестра милосердия? Поговорим на следующим уроке (Так называют людей, которые оказывают ближним бескорыстную помощь.)

 - Что такое дом милосердия? (Приют для одиноких пожилых людей.)

 - Оцените свою работу на уроке используя смайлики.

-Я надеюсь, что сегодняшний урок что-то изменит в душах каждого из вас.

8. Домашние задание. (Индивидуальные конверты)

«Цветик – Семицветик».

- Подумайте, что вы за неделю сделали доброго. - Какие добрые мысли были у вас? Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к сердцевине нашего цветка.- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что – то доброе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Открытый урок и презентация к уроку «Три музыкальные основы» 2 класс 1 четверть итоговый урок.

Открытый урок и презентация «Три основы в музыке»  К уроку по музыке 2 класс 1 четверть ( итоговый урок) (к  программе «Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...