Золотое правило нравственности
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Золотое правило нравственности»
Цель: - создать условия для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений;
Задачи:
личностные:
- развивать этические чувства как результата морального поведения;
- знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;
- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
- научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
- воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
- следовать за добрыми влечениями сердца и совести;
метапредметные:
- формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;
- учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;
предметные:
- знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях.
- способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.
Оборудование:
-мультимедийная установка;
-презентация;
-видеоролики (фрагменты из мультфильма «Крошка Енот», «Донор»);
-аудиозапись к стихотворению ;
-аудиозапись песни «Спешите делать добрые дела»;
-конверты с заданиями;
-иллюстрации;
-рассказ В.Осеевой «Три товарища»; рассказ «Сладость сердца»;
-Этические словари;
-наглядный материал (дерево Этики, плоды, шапки Мудрецов)
№ Этап урока | Содержание урока | Примечание |
1.Организационный момент. | -Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели. -Посмотрите вокруг: у нас в классе стало светлее. Это от того что, когда вы улыбаетесь, у вас добрые и счастливые лица. -Мы с вами готовы к новым знаниям на уроке светской этики.
| Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло Слайд 1 Слайд 2 Анимация и аудиозапись песни из мультфильма «От улыбки станет всем светлей» |
2.Введение в тему урока через актуализацию знаний. (Опорные понятия) | -Какое красивое деревце перед нами. У этого дерева есть название, которое связано с нашим предметом. Догадались? (Дерево Этики) -И плоды дерева Этики тоже волшебные - это названия нравственных правил поведения людей. О многих правилах поведения при общении с людьми мы уже говорили ранее на уроках. -Я предлагаю вам сорвать плод, назвав одно из нравственных правил. -Кто затрудняется, можно обратиться за помощью к Этическому словарику. Например: 1. Старайся делать добро. 2. Бойся обидеть человека. 3. Люби и прощай людей. 4. Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям. 5. Лучше отдай свое, чем отдай чужое. 6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи. 7. Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным. 8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей. 9. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей. 10. Будь милосердным к людям. - Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека. -Но ответьте, почему остался еще один «плод»? (Есть еще одно правило нравственного поведения, которое не назвали). - Обратите внимание, чем отличается он от остальных? (по цвету, по размеру) - Как будет звучать тема урока? - Предположите, что значит «золотое» правило? | Слайд 3 Макет дерева, Раздаточный наглядный материал Слайд 4 Слайд 5 Золотое правило нравственности |
3. Целеполагание. | - Что вы хотели бы узнать по теме урока? - 1.Как звучит «золотое правило нравственности»? - 2.Почему это правило называют «_______» «золотым»? - 3. Как надо применять его в жизни? Конечно, на все вопросы мы постараемся ответить. | Слайд 6 ( Цели урока) |
4. Исследовательская работа. 5 | - Работать будем по группам. Посоветуйтесь, кто от лица каждой команды будет отвечать на вопросы, тот и наденет шапки Мудрецов. Задание №1. 1.-Посмотрите фрагмент мультфильма «Крошка Енот» - Дайте оценку поведения Крошки Енота. - Отвечают Мудрецы каждой команды. (Крошка Енот корчил страшные рожи, грозил палкой, от чего сам пугался своего отражения в пруду. Плохой поступок порождает ответный плохой поступок. 2. Чем закончилась история? Посмотрим. (Стоило ему улыбнуться, как он увидел ответную улыбку). - Значит, если ты хочешь, чтобы к тебе было хорошее отношение… - Сформулируем правило: (на экране) Задание №2 - Рассмотрим на примерах художественных произведений, как отражается это правило. -1.Откройте конверт №1 , прочитайте рассказ Валентины Осеевой и обсудите в группе поступки героев. - Оцените поведение героев. -Отвечают Мудрецы каждой команды. (не просто словесно посочувствовал товарищу, а в отличие от других, помог делом). - Как вы считаете, мальчик, который поделился завтраком в рассказе «Три товарища», следовал правилу: Поступать нужно с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали? -В рассказе «Сладость сердца» почему Инна уже не забывала делиться своими угощениями? (Она поняла на собственном опыте, и ей было приятно так поступать). – Чему или какому правилу научилась Инна, после того, как однажды осталась без конфет и печенья? - У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов, трудно решить, что делать, как поступить. Физминутка: - Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – топаете. Смелость Честность Зависть Щедрость Милосердие Отзывчивость Злоба Грубость Доброта Терпимость Ответ на вопрос: какое правило помогает сделать правильный выбор твоего поступка возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное время, в разных землях, разных вероисповеданий искали его на протяжении веков. Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий. Задание №3 2. Прочитайте и обсудите в группе тексты в конверте №2. Подчеркните в тексте отражение золотого правила нравственности. -Прочитаем тексты вслух. Текст №1 Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом». « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Текст №3 « В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Текст №4 «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание о суть иудаизма так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» -Прочитайте изречения мудрецов и философов на экране. -Какой сделаем вывод? (в этих всех высказываниях заключена общая мысль) -Выберите верный ответ: золотое правило нравственности является - учением одного из философов, -мудростью одного из народов мира, -общим для людей разных религий и культур. -Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым». (это правило самое главное, т.к. оно общее для людей разных религий и культур) Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности. -Порой, сделать выбор поступка далеко непросто и возможно, кому-то потребуется время и определенные жизненные ситуации. Рассмотрим некоторые из них. Задание №4 - Откройте конверт №3 с иллюстрациями. Обсудите в группах ситуацию. Какая группа готова прокомментировать 1 иллюстрацию? (люди пришли на помощь, даже рискуя собственной жизнью, проявили милосердие, отзывчивость) -Прокомментируем ситуацию на 2 иллюстрации. - Рассмотрим, подробнее иллюстрацию, где обижают девочку. - Вас когда – либо обижали? -Но ведь, наверняка, были случаи, когда вы сами были обидчиком. -Давайте с вами закроем глаза и мысленно попробуем встать на место обиженного вами человека. -Подумайте, захотели ли бы вы, испытывать такую же боль, обиду, унижение, горечь, чтобы с вами обошлись так же? Откройте глаза. -Хлопните в ладоши, кто не хочет такого отношения к себе. - Вот мы и опять пришли к выводу, чего не хочешь для себя - не делай другим. - Откройте конверт №4 В каких пословицах отражено «золотое правило нравственности»? 1. Худа та мышь, которая одну лазейку знает. 2.Как аукнется, так и откликнется. 3. Не рой яму другому - сам в нее попадешь. 4. Чего сам не любишь, того другому не желай. 5.Человек живет век, а его дела – два. - Какими качествами характера мы должны обладать, чтобы жить по этому правилу? | Шапка мудреца Слайд 7 Видеофрагмент мультфильма Слайд 8 Слайд №9 Поступай с людьми так…. Слайд №10 Слайд 11-12 Содержание рассказа Осеевой «Три товарища» «Сладость сердца» Слайды 13 Мудрецы, философы Слайд 14 Будда Слайд15 Конфуций Слайд 16 Иисус Христос Слайд17 Гилель Слайд 18 Слайд19 Золотое правило нравственности является: А) учением одного философа? Б)мудростью одного из народов мира? В) общее для людей разных религий и культур. Слайд 20-21 (Иллюстрации) Слайд 22 Алгоритм 1. 2. 3. Слайд23 пословицы |
Клип Донор | Клип Донор -Какой пример нам показал маленький донор с точки зрения золотого правила нравственности ( нужно проявлять к людям отзывчивость, милосердие, дорожить дружбой, пересилить страх) | Слайд25 видеоклип |
Чтение стихотворения уч-ся | Чтение стихотворения Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно, в любую минуту, всегда И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, На свете живешь ты не зря! | Стих. наизусть учеником Слайд 26 Чтение с музыкальном сопровождением |
Итог Рефлексия. | -Вот и подходит к концу наш урок. - Смогли ли мы ответить на поставленные в начале урока вопросы? На уроке Я -Узнал -Научился применять | Слайд27 (рефлексия) |
Коллективно Исполнить 1-2 куплета песни | В заключении я предлагаю вам послушать отрывок песни. - Песня «Спешите делать добрые дела» - Я держу в ладошках солнце, Я дарю его друзьям Улыбнитесь. Уходя – просто улыбнитесь. Лучик солнца и кусочек сердца - это вам. | Аудиозапись Слайд28 Слайд29 стихотворение |
Домашнее задание по выбору. | -Прочитайте дома притчу «Крот и Пахарь» и ответьте на вопрос №2. Стр.124; По желанию: -Вспомни случаи из своей жизни, жизни друзей или родственников, когда действовало «золотое правило нравственности». | Слайд30 (Домашнее задание) |
Текст №1 Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом». |
Текст №2 « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?». Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». |
Текст 3 « В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». |
Текст №4 «Молодой еврейский юноша спросил мудреца Гилеля изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе». |
- Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
- Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
- Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
- Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
- Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
- Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
- Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
- Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.
Во дворце одного вельможи была необычная зала. Стены, потолок и пол в ней были зеркальными. Как-то раз абсолютно случайно забежала в залу собака. Она растерялась, увидев вокруг целую свору подобных себе существ, и оскалила зубы. Псы, окружающие ее, ответили тем же. Тогда собака стала лаять. И псы все вместе тоже подали голос. Собака металась, но со всех сторон на нее набрасывались оскаленные, злые существа. Целую ночь провела бедняжка в окружении озверевшей своры. Наутро слуги вельможи нашли ее мертвой. У нее разорвалось сердце. А ведь все могло быть по-другому, если бы, войдя в комнату, вместо злого оскала собака вильнула хвостом и протянула тем, кто смотрел на нее из зеркала, лапу в знак дружбы.
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
Сладость для сердца
В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла она свою дочку и вдруг хруст какой-то услышала.
– Что это у тебя хрустит, доченька?
– Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила.
– А для меня хоть одна конфетка осталась? – поинтересовалась мама.
– Ой, я опять забыла тебе оставить, – ответила Инна.
На следующий день пришла мама из магазина, а Инна уже в коридоре ее радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама сладкого для нее купила.
Заглянула с нетерпением Инна в пакет, а там хлеб, молоко и одни обертки от конфет и печенья.
– А где же печенье и конфеты? – удивилась Инна.
– Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, все по дороге домой съела.
Хотела обидеться Инна на маму, да вдруг вспомнила, что она вчера в школе точно так же поступила.
Поняла она вдруг очень простую истину: если хочешь, чтобы другие с тобой делились сладостями, значит, и самой не следует съедать все, а надо делиться.
После этого случая Инна уже никогда не забывала часть угощения оставлять для родителей. Даже как-то интересно получалось: когда сама все съедаешь, только во рту приятно, а когда делишься и угощаешь других, то не только рту, но и сердцу приятно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотое правило нравственности
Урок № 20 по ОРКСЭ в 5 классе. Модуль ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИМетодическая разработка содержит уточнения с УУД по всем этапам урока. Презен...
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
"Золотое правило нравственности"
Разработка урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности" (презентация)...
Урок №20 ОСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности"...
Презентация по теме "Золотое правило нравственности"
Презентация по курсу ОРКСЭ, модуль « Основы светской этики», тема урока "Золотое правило нравственнсти" ...
Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."
Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...