Герб России: от истоков до наших дней
классный час (3 класс) по теме
Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Непреходящее значение патриотического воспитания вытекает из двух основополагающих компонентов – потребностей развития индивидуума, личности ребенка и потребностей социума, государства. Для детей младшего школьного возраста важно любить свой родной город, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами, которые являются частью истории и культуры страны. При ознакомлении с государственной символикой у учащихся начальных классов развиваются патриотические, дружеские, коллективистские чувства, формируются гуманистические представления, социальные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
У: Среди множества государств на земле есть одна большая и красивая страна – наша Родина. Послушайте, как замечательно написал о ней поэт М.В. Исаковский:
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
У: Как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
У: Россия – страна необыкновенная. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, начинается утро, в других областях страны – глубокая ночь, а на западе еще только вечер. На севере уже наступили холода, выпал снег, а на юге плещется теплое море, цветут южные растения.
У: Как называют жителей нашей страны? (Россияне).
У: В России живут люди разных национальностей – русские, чуваши, татары, якуты. Все они и мы с вами – россияне, мы – граждане России. Нас много, мы все разные, но у нас у всех одна Родина. Это нас объединяет.
А еще нас объединяет закон, действующий на территории всей страны.
У: Как называется этот закон? (Конституция РФ).
У: Мы с вами уже знакомились с некоторыми статьями Конституции РФ. Сегодня я хочу зачитать вам статью № 70
У: Государственные символы очень важны. Герб, флаг, гимн объединяют всех людей, живущих в стране. И сегодня мы познакомимся с вами с гербом России, с историей его возникновения.
Я предлагаю вам совершить путешествие на машине времени. Итак, в путь.
Учитель предлагает учащимся занять свои места.
У: Место нашей первой остановки нам подскажут загадки. Нам нужно правильно отгадать их.
- Красная девица по небу ходит (Солнце)
- Встану я рано, бело да румяно. Умоюсь росой, расчешу золотые косы (Солнце)
Дети находят среди картинок, развешенных на стенах, изображение солнца. На обратной стороне надпись – Древняя Русь.
У: Мы оказались с вами в далеком-далеком прошлом, у истоков возникновения нашего государства. Это время, когда собирались воедино разные племена и народы в одно государство. В это время наша страна только рождалась и такого важного символа, как герб, еще не было. Вы спросите, зачем же мы совершили нашу первую остановку именно здесь? Все дело в том, что Государственный герб нашей страны России своими древними истоками связан с этими временами. И связан с солнцем. Не случайно наша первая подсказка была – солнце.
Послушайте одно древнее сказание.
На доску вывешивается картина с изображением колесницы. Поселился Царь – Солнце за морем, на востоке, в волшебном царстве. В том самом, где текут молочные и медовые реки в кисельных берегах, где растут диковинные, невиданные деревья и травы. У берез кора позолоченная, ветви серебряные, трава мурава шелковая, на каждой на травинке по цветочку цветет, на каждом на цветочке по жемчужинке висит. Днем Царь – Солнце путешествует по небу на колеснице, запряженной двумя золотыми орлами. Они летят так близко-близко друг к другу, что кажутся одним целым. Две сказочные птицы повернули головы в разные стороны, чтобы лучше видеть все вокруг.
Люди очень уважали и почитали солнце. Почему, как вы думаете?
Образы солнца, солнечной колесницы в старину вышивали на полотенцах, рубахах, головных уборах. А сколько придумано сказок, пословиц, поговорок.
Задание: собрать поговорки о солнце.
- солнце встает, так и день настает
- солнце на лето, зима на мороз
Прообразом золотого двуглавого орла являлась солнечная колесница, та самая, на которой путешествовал Царь – Солнце, да и сама птица – орел – символ солнца. А еще изображение орла означает – единство.
У: А мы отправляемся дальше. И следующая подсказка.
(Москва)
Дети находят изображение Москвы. На обороте надпись – Великое Княжество Московское.
У: Шло время, сменялись исторические эпохи.
Государство духом живо
И единением сильно,
Под общий стяг миролюбиво
Века сбирается оно.
Растут единство, сила, слава,
Мужает гордый дух страны!
Единый клич – стечется лава
На подвиг мира иль войны.
У: Страна продолжает жить и крепнуть, изменялись названия страны – Великое Княжество Московское, Московская Русь, Московия.
Как вы думаете почему?
Как вы думаете, был ли у Великого Княжества Московского свой герб в 14 и 15 веках? Так изображали святого Георгия, которого московские князья почитали как защитника, заступника, покровителя. Всадник, поражающий копьем дракона, отражает идею борьбы добра со злом, света с тьмой.
А мы с вами в 15 веке – наступает царствование Ивана 3.
Великий князь продолжил объединение земель вокруг Москвы, добился полного освобождения от иноземного ига. В это время появляется первый официальный герб нашей страны. В качестве герба в то время выступала личная печать царя. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змея, на оборотной – двуглавый орел.
У: Мы отправляемся дальше. И следующая подсказка.
Дети находят изображение короны.
У: Мы в 18 веке. И вновь большие изменения произошли в стране.
И эти изменения связаны с именем Петра Первого – великого преобразователя. Наша страна стала называться – Российская империя. Вся власть принадлежит императору. Первый российский император Петр сам разрабатывал рисунки гербов.
На крыльях орла изображены гербы областей России. В лапах орел сжимает знаки царской императорской власти – скипетр (жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями) и державу (золотой шар с крестом наверху, символизирующий мир людей, которыми правит государь).
И в это же не только государство, но и многие города стали обретать свои гербы.
У: Ребята, мы познакомились с двумя вариантами герба. Оба эти изображения представлены в черно-белом варианте. Однако всегда и во все времена гербы были цветными. И это не случайно. Эта традиция идет из глубины веков. Посмотрите внимательно на изображение гербов города Ярославль и города Суздаль. Медведь и сокол расположены на щитах, которые окрашены в разные цвета. И это не случайно. Эта традиция тоже идет из глубины веков, из времен рыцарства. В древности щиты чаще всего были деревянными, для прочности и красоты их обтягивали шкурами животных, оковывали металлом. Военачальники и короли для украшения своих щитов использовали золото, серебро и яркие, разноцветные эмали. В наши дни при создании гербов используют металлы и эмали – цветные краски. Цвет имеет большое символическое значение. Цвета могут отражать явления природы, качества человеческой души, характера человека и даже сложные философские понятия. А изображения людей, животных, растений, явлений природы, предметов играют важную роль в символике гербов. Гербы могут рассказать о природе края, о его истории, труде людей, человеческих качествах жителей. Давайте посмотрим на герб нашей страны и, опираясь на таблицу, попытаемся охарактеризовать людей, живущих в России, какие они? (миролюбивые, отважные, правдивые).
Задание: дайте характеристику городов, чьи гербы представлены.
Медведь – означает мудрость и силу
Голубь – символизирует мир и чистоту
Сокол – красоту, храбрость и ум
Пчела – трудолюбие
Орел – символ власти, силы, превосходства
Дуб – означает силу и стойкость
Лавровые ветви – славу, победу
Цвет в геральдике
Цвета | Символическое значение | |
Явление природы | Качества | |
Желтый | Солнце | Великодушие, щедрость |
Белый | Луна, вода, снег | Чистота |
Красный | Огонь | Храбрость, мужество, отвага |
Синий | Небо | Верность, преданность |
Зеленый | Зелень | Молодость, радость |
Черный | Земля | Образованность, скромность |
Фиолетовый | - | Благородство, достоинство |
У: В течение двух столетий основные черты герба Российской империи оставались неизменными. Существенно герб России изменился только после события, произошедшего в начале 20 века.
И мы отправляемся дальше.
Подсказка: октябрь (осенний лист).
У: 25 октября, по старому стилю, в 1917 году произошла Октябрьская революция. Власть перешла в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Изменилось название страны – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
А с 1923 года страна обрела новое название – Союз Советских Социалистических Республик и новый герб. Главными символами новых гербов стали серп и молот – символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках, заводах, в полях.
Герб, который мы знаем, который мы видим на паспорте, на свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, дипломах, денежных знаках, был окончательно утвержден в конце декабря 2001 года.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы вновь в веке 21. а мне хочется еще раз обратиться к символу, с которого мы начинали наше путешествие – это солнце. И я предлагаю вам на лучах солнца записать ответы на вопросы кроссворда, это позволит вам мысленно еще раз совершить путешествие в далекое прошлое и вспомнить о чем мы говорили.
- Главное изображение на гербе России (орел).
- На чем совершал путешествие по небу Царь-Солнце (колесница).
- Как звали Царя Всея Руси, при котором впервые появился официальный герб (Иван 3).
- Что обозначает изображение орла на гербе (единство).
- Оружие, предмет, изображенный на гербе России (копье).
- Герой, побеждающий чудовище (Георгий).
Современный Государственный герб России имеет общие черты со всеми предыдущими гербами, что говорит о преемственности в историческом развитии нашей страны: Московской Руси, Российской империи, РСФСР, СССР, РФ.
И я надеюсь, что вы будете бережно относиться к наследию наших предков и гордиться символами государства, в котором мы живем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 3 классе «От первой летописи, до наших дней». «Храмы».
Интегрированный урок: окружающий мир+основы православия. Представлены конспект урока +презентация "Храмы"...
Игровая программа к 23 февраля " Путешествие от пещерного человека до наших дней"
Игровая программа к 23 февраля проводится в форме соревнования между командами мальчиков - можно между классами, можно с мальчиками из разных школ.Мы проводили эту игровую программу ...
Научно-практическая работа: "Керамика: от Адама до наших дней:
Работа предназначена для обучающихся начальных классов. Представлен интересный материал по истории развитиякерамики в разных странах мира. Использованы научные материалы и личный опыт обучающейся....
Презентация на тему "Олимпиада. С древних времен до наших дней"
С помощью данной презентации ученики знакомятся с историей основания Олимпийских игр, особенностями их проведения в древности, а также с символикой и ее значением. По окончании презентации предлагаетс...
«Рыцари наших дней» сравнительная характеристика героев на основе произведения В. К. Железникова «Рыцарь».
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Планета знаний"...
Презентация к классному часу "Чечня- от истоков до наших дней"
Данная презентация поможет учителям начальных классов в работе над проектом "Россия- наш дом"....
Проект "Народный костюм: от истоков до наших дней"
Проектная работа "Народный костюм :от истоков до наших дней" был представлен на научно-практической конференции "Старт в науку -2023"Цель и задачи проекта познакомиться с русской н...