Основы светской этики. Урок «Мысли о дружбе». 4 класс.
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Основы Светской этики
4 класс
Урок «Мысли о дружбе»
Федорова Ирина Аркадьевна
учитель начальных классов
ГБОУ Гимназии №205
Фрунзенского района
г. Санкт-Петербурга
Предмет: Основы Светской этики.
4 класс
Учебник : «Основы Светской этики » под редакцией Т. Д. Шапошниковой издательство « Дрофа »
Тема: «Мысли о дружбе» с.102 - 103
Интегрированное занятие с литературным чтением (рассказ В.А.Осеевой «Три товарища»)
Цель:
На основе литературного произведения показать значимость нравственных качеств личности (доброта и дружба).
Задачи:
Обучающая:
- сформировать понятие дружбы;
Воспитывающая:
- учить видеть свои недостатки в поведении, уметь их исправлять;
Развивающая:
- развивать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам.
Оборудование:
Текст литературного произведения.
Памятка для написания синквейна. (Приложение 1)
Презентация. Основы Светской этики. 4класс. Урок «Мысли о дружбе».ppt
Творческая часть задания:
Написание синквейна на тему «Дружба».
Ход занятия.
- Организационный момент
Приветствие гостей, подготовка к занятию.
- Повторение пройденного материала
- На прошлом занятии мы вели с вами разговор о доброте. Напомните мне, пожалуйста, слова синонимы, т.е. слова близкие по значению, к слову добрый. (Ответы детей: - душевный, добросердечный, хороший, отзывчивый.) [Слайд 2]
- Проверка домашнего задания
- К сегодняшнему занятию я просила вас, по желанию, выполнить творческую работу на тему «Добро в литературных сказках». Есть желающие рассказать? (Выступают 2-3 учащихся)
- Вводное слово учителя. Подготовительная беседа
Звучит песня «Если с другом вышел в путь…». Дети подпевают, хлопают в ладоши.
- А вы помогаете друг другу? (Ответы детей).
- Какие хорошие добрые ребята! Когда помогаешь другим, то находишь много друзей. А без друзей нельзя прожить на свете – одному скучно. Будьте добрыми, и у вас всегда будет много друзей. [Слайд 3]
Сценка «По дороге в школу» (заранее подготовленные ученики).
- Добрый день, Надя!
- Здравствуй, Данилка!
- Я очень рад, что встретил тебя!
- Спасибо, я тоже.
- Давай я донесу до школы твой портфель.
- А тебе не будет трудно?
- Что ты!
- Ты очень любезен.
- Мы же товарищи.
- Как бы не опоздать в школу.
- Давай руку, успеем.
- В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.
(Заранее подготовленный ученик.)
Всем советую дружить,
Ссориться не смейте.
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете.
Проблемный вопрос занятия:
- Скажите, пожалуйста, а можно ли между добротой и дружбой поставить знак равно. (Ответы детей). [Слайд 3 – открытие по клику]
- Вот на этот вопрос мы с вами и будем искать ответ на нашем занятии.
- Кто догадался, какова тема занятия? (Ответы детей).
- Сообщение темы занятия
- Тема нашего занятия: «Мысли о дружбе» [Слайд 4]
- Работа с информацией.
А) - Откройте учебники на с. 102. Прочитайте текст (чтение про себя).
- Прочитайте ключевые слова: [Слайд 5]
Мудрость
Находчивость
Дружба (Друг)
- Подумайте, что мог сказать Анахарсис Солону?
- В качестве подсказки ответьте на вопросы в учебнике с. 103
- Кто из них был на чужбине? (Анахарсис)
- Кто из них был на родине? (Солон)
- Может ли одно и то же место быть и чужбиной, и родиной? (Ответы детей)
- А теперь прочитайте ответ Анахарсиса и сравните его с вашим ответом. (чтение текста)
Б) Включение в обсуждение дополнительной информации. (Приложение 3)
- Прочитайте рассказ В.А. Осеевой «Три товарища». (Дети читают произведение.)
- О чем этот рассказ? (Ответы детей: - о товарищах, о дружбе, о взаимопомощи, о доброте).
- Почему вы так решили? (Ответы детей).
- Как, по вашему мнению, поступил Миша? (Ответы детей: - Плохо, не по-дружески).
- Почему вы так решили? (Ответы детей: - Он задавал вопросы и давал советы, но не поделился завтраком, не помог товарищу.)
- Как поступил Володя? (Ответы детей: - Он поделился завтраком, помог Вите.)
- Каким слово можно назвать Володю? (Ответы детей: - Друг, добрый человек.)
- Какими качествами характера должен обладать хороший друг? (Ответы детей).
- К сегодняшнему занятию я попросила Ульяну поработать с этимологическим словарем и узнать лексическое значение слова друг.
(Друг – это человек, который никогда не предаст, который разделит с тобой и радости, и невзгоды. Первоначальное значение этого слова – «сражающийся вместе».) [Слайд 6]
- Дашу я просила поработать со словарем синонимов и подобрать слова-синонимы к слову «дружить». («Дружить»: быть в дружеских отношениях, быть друзьями, водиться, быть на «короткой ноге»).
[Слайд 7]
- Обобщение
- Задумайтесь на минутку, можно ли вас назвать настоящим другом, умеющим дружить? (Ответы детей).
Работа в парах.
- Объединитесь в пары и сформулируйте несколько правил человека, умеющего дружить. (Ответы детей).
8. Рефлексия
- Чьи мысли показались интересными?
9.Обобщающее слово учителя
- Итак. Чтобы уметь дружить, нужно быть добрым, честным, справедливым человеком, приходить на помощь без лишних слов и просьб.
- Для того чтобы быть настоящим другом, нужно стремиться во всем видеть доброе, позитивное.
Творческая работа
- Вспомните вопрос, прозвучавший в начале занятия: «Можно ли поставить знак равно между добротой и дружбой?».
- Я попрошу ответить вас на этот вопрос в форме творческой работы.
- Напишите синквейн на тему «дружба». (Индивидуальная работа детей по памяткам).
- Прочитайте свои синквейны. (Ответы детей). [Слайд 8]
- Итог занятия. Домашнее задание
- Дома я вас прошу поработать с произведениями Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик» и Валентины Александровны Осеевой «Просто старушка». Выполните задание на карточке. Соедините линией названия произведения с главной мыслью. (Приложение 2)
- Подумайте, о чем эти произведения (О дружбе).
- Организационный момент
Отзывы о работе детей.
Литература
- «Основы Светской этики » под редакцией Т. Д. Шапошниковой издательство « Дрофа ».
- Рассказ В.А.Осеевой «Три товарища».
Приложение 1
Синквейн
Синквейн происходит от французского слова пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк:
- в первой строке - тема или объект называются одним словом (обычно существительным (Что?) - названием предмета;
- вторая строка - описание двумя прилагательными - слово, обозначающее признак предмета (какая она?);
- третья строка - описание действий объекта тремя словами (что делает?);
- четвёртая строка - фраза из четырёх слов, характеризующая ваше отношение к теме (чувства, возникающие по её поводу);
- пятая строка - синоним (слово близкое по значению) или, точнее, одно слово, выражающее самую суть темы.
Пример синквейна по теме «Солнце»:
Солнце. Большое, яркое. Светит, греет, радует. Солнце дарит свет и тепло. Звезда.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Приложение 2
Соедини линией названия произведений с главной мыслью.
«Цветик-семицветик» | Когда делаешь добро другим, самому становится весело и хорошо. |
«Просто старушка» | Надо помогать всем, кто нуждается в твоей помощи, независимо от того, близкий это человек или незнакомый. |
Приложение 3
Валентина Александровна ОСЕЕВА
ТРИ ТОВАРИЩА
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
– Почему ты не ешь? – спросил его Коля.
– Завтрак потерял…
– Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!
– А ты где его потерял? – спросил Миша.
– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.
– Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
– Бери, ешь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы светской этики» Урок №14 «Дружба»
Расширить представление учеников о понятиях "друг", "дружба"; показать ценность и необходимость дружбы....
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
рабочая тетрадь по основам светской этике и религиозных культур 4 класс .Модуль "Основы светской Этики"
можно распечатать и использовать в своей работе или для учащихся...
ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики», урок «Заглянем в бабушкин сундук».
У каждого народа России сложились определённые культурные традиции. Они уходят вглубь веков и неразрывно связаны с историей нашей страны. Изучая раздел «Многообразие культуры народов Р...
Предмет. Основы религиозных культур и светской этики.Модуль. Основы светской этики.Урок 5.Тема. Добро и зло.
Тема урока: Добро и зло.На уроке предусматривается работа с текстом учебника, работа с иллюстративным рядом, самостоятельная работа....
ОРКСЭ. Основы светской этики. Урок по теме: "Нравственный поступок". 4 класс.
Урок по теме "Нравственный поступок". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: технология критического мышления, технология сотрудничества. Формы работы: групповая дея...
ОРКСЭ. Основы светской этики. Урок по теме: "Добродетель и порок". 4 класс.
Урок по теме "Добродетель и порок". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: критическое мышление, продуктивное чтение, технология сотрудничества. Формы работы: группо...