Урок "Нравственный поступок" по модулю ОРКСЭ "Основы светской этики"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
"Нравственный поступок" предмет ОРКСЭ разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_-_svetskaya_etika.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г.Санкт - Петербурга
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр»
Адмиралтейского района
Итоговая работа по курсу
«Духовно-нравственное воспитание и развитие»
Карпинской Светланы Борисовны,
учителя начальной школы
Второй Санкт – Петербургской Гимназии
Разработка урока по теме:
«Нравственный поступок»
модуля «Основы светской этики»
Цели:
Формировать представлений об общечеловеческих качествах- доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих ценностей. Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок». Способствовать развитию у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.
Оформление урока: В центре доски в большом круге закрыты до времени слова «нравственный поступок». Вокруг большого круга расположены лепестки – в начале урока они белые, потом на них появляются слова.
Организационный момент
- Ребята, оглянитесь вокруг! Светит ласковое весеннее солнышко, вы все вместе, вы здоровы, и всё у вас хорошо. Мелкие неприятности, которые произошли с вами вчера и сегодня, это только облачка на голубом фоне вашей жизни. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём разговор.
-Что в вашем представлении есть доброта? (Суждения ребят)
- В «Толковом словаре» В. Даля даётся определение милосердия (доброты)- «сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость».
Я хочу задать вам неожиданный вопрос – Для чего человеку нужны руки?
Ответы ребят – Как для чего? Работать, есть, писать, делать что-нибудь…
- Вот именно! Что-то делать. Совершать поступки. Можно поступить хорошо, а можно плохо. Помните, детское стихотворение В. Маяковского?
Открывается на доске слово Поступок
Какой лепесток мы откроем рядом? Доброта
-« Главное в добрых поступках – это их утаить» - так считал известный физик Б. Паскаль. Если поступок по-настоящему добрый, он совершается бескорыстно.
Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». -Понравился вам герой рассказа? Хотели бы вы с ним познакомиться? Совершали вы сами бескорыстные добрые дела?
Свершая доброе деянье,
Не жди добра в ответ.
Сведёт такое ожиданье
Добро твоё на нет.
Итак, второй лепесток на нашей схеме Бескорыстие
Недаром говорят «Слово лечит», «Доброе слово дороже богатства», «Доброе словечко в жемчуге». Словом можно очень больно ранить человека. Поэтому быть добрым – значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом. Я прошу вас сейчас сказать друг другу по одному приветливому слову, и вы почувствуете, как потеплеет у вас на душе. Получилось? Давайте поиграем – я начну, а вы продолжите!
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого – (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит – (добрый день)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы - (спасибо)
- Когда нас бранят за шалости, говорим – (прости, пожалуйста)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь – (здравствуйте)
- И во Франции, и в Дании на прощанье скажем – (до свидания)
Открываем лепесток – Приветливость
- Ребята, а как человек может показать доброе расположение к другому человеку? Ответы детей - словами, улыбкой, добрыми жестами.
- Проведём эксперимент: я прошу выйти двух ребят. Мы посадим их на стулья спиной друг к другу и попросим в таком положении рассказать друг другу что-нибудь интересное, не меняя положения. (Дети выполняют задание, но разговор как правило не клеится.)
- В чём же дело? Ребята пытаются разобраться – Как-то неудобно, трудно было говорить, а поэтому неинтересно. Не видно, кому говоришь.
- А если повернуться лицом друг к другу? Тогда, оказывается, гораздо легче.
- Итак, если мы хотим быть внимательными и участливыми к людям, надо общаться сосредоточенно, поддерживая зрительный контакт с собеседником, одобряя его жестом, прикосновением. Если друг пришёл поделиться с тобой своей бедой, неприятностями, ждёт твоего совета, обязательно его выслушай. Это качество называется – Участливость
- Послушайте стихотворение и подумайте, какое отношение к нашему разговору оно имеет.
Я предал пса, что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот у меня под боком дышит,
И руку лижет липким языком.
Открывается лепесток – Забота о других
Обсуждение стихотворения.
- Мальчик совершил поступок.- Какой? - Плохой. Он отдал свою собаку. Что же побудило его забрать своего друга обратно? Доброта, ответственность, сострадание.
Итак, ребята, мы открыли все лепестки вокруг слова поступок. И мы убедились, что не каждый поступок можно назвать хорошим, достойным. Какое же определение скрывается за поступком на нашей схеме, если вокруг такие слова – доброта, бескорыстие, приветливость, участливость, забота о других?
Открывается слово Нравственный
- Знакомо вам это слово? Как вы понимаете значение слова нравственность?
Это слово образовано от старославянского «нрав» - желание, хотение. Человек, осознанно принимающий правила поведения, созданные предыдущими поколениями людей, сам привыкает следовать им. Каждое из правил превращается во внутреннее качество самого человека. Правило – «не брать чужого» и « не обманывать» - в честность и правдивость. Правило «заботься о других» - во внимательность и отзывчивость. Все эти добрые качества человека называют его нравственностью. И человек «хочет, желает» поступать нравственно, по совести, как говорили в старину.
Работа по учебнику «Основы светской этики» - с. 40-41
Разбор особых признаков нравственного поступка:
- Мотив – важно решить, зачем совершается поступок
- Цель – намерения человека, для чего?
- Средства достижения цели – они могут сделать поступок моральным, нравственным, а могут безнравственным.
- Само действие – только добровольное действие при любых обстоятельствах является нравственным
- Результат – то, ради чего человек действовал.
Подведение итогов урока:
- Итак, мы поговорили сегодня о доброте, и нравственных поступках. Можно ли заменить слова «нравственный поступок» словами «доброе дело»? Как вы думаете, это одно и то же?
Домашнее задание: Мы говорили с вами о правиле «Золотого сечения в искусстве», а каково «Золотое правило нравственности»? Постарайтесь узнать к следующему уроку.
Санкт – Петербург
2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"
Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художест...
«Анализ внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в Красновской СОШ»
Краткий отчет о проведении первых этапов экспериментальной работы по курсу ОРКСЭ....