Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по предмету "ОРКСЭ" для 4 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ОРКСЭ УМК "Школа России" | 88.99 КБ |
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 4 класс УМК "Школа России" | 38.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Алдан»
МО «Алданский район»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета ________________О.И. Оглоблина
МБОУ СОШ №2 г. Алдан директор МБОУ СОШ №2 г. Алдан
протокол №1 от 25 августа 2020 г. приказ № 01-17/262 от 27.08.2020 г.
Рабочая образовательная программа
по предмету «ОРКСЭ»
для 4 б класса
на 2020/2021 учебный год
Составлена Балашовой И.А.,
учителем начальных классов высшей категории.
г. Алдан
2020
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
(Автор: Кураев А.В.)
4 класс
Пояснительная записка
к тематическому планированию по ОРКСЭ
Нормативно – правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28;
- Федеральный Государственный образовательный стандарт Начального Общего Образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19, 5);
- Федеральный базисный учебный план;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06 – 1844;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты Начального Общего Образования;
- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения от 28.12. 2018 г. № 345 (с изменениями, утвержденными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.11.2019 г. № 632 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345»;
- - СанПиН 2.4.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- - Постановление Главного санитарного врача от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)";
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол. 4/15 от 22.12.2015 г.
- Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторская программа А.В.Кураева «ОРКСЭ», утвержденные МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Нормативно – правовые документы локального уровня:
- Устав МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан».
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан», утвержденная приказом МБОУ СОШ № 2 г. Алдан № 01-17/308 от 30.08.17г.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом МБОУ СОШ № 2 г. Алдан № 01-17/301 от 30.08.16 г.
- Учебный план МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан» на 2020 /2021 учебный год, утвержденный приказом № 01-17/287 от 31.08.20 г.;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.
- Приказ об утверждении учебного календарного графика на 2020 – 2021 уч.год
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Уровень программы базовый.
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента с 1 сентября 2012 года. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.
Список модулей:
- «Основы православной культуры»
- «Основы исламской культуры»
- «Основы буддийской культуры»
- «Основы иудейской культуры»
- «Основы мировых религиозных культур»
- «Основы светской этики»
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Место курса «ОРКСЭ» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение основ религиозных культур и светской этики в начальной школе выделяется:
в 4 классе — 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программа курса обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение
Включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, в то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Цели и задачи изучения курса «ОРКСЭ»
Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи курса «Основы православной культуры»:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы православной культуры»
Курс «Основы православной культуры» обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к общечеловеческим ценностям, к базовым российским ценностям, в том числе традиционным религиозным ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы. Через аксиологический контекст, в знакомстве с основными ценностями культуры народов нашей страны, этическими нормами общества – светскими и религиозными – происходит осознание ребенком себя как самоценной личности и как части человеческой общности, формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности и других нравственных качеств.
Решение задач нравственного воспитания подрастающего поколения предусматривает понимание необходимости более широкой его трактовки, недопустимости сведения его только к узконациональным, групповым, корпоративным, иным интересам; ориентации его на универсальную этику, которая включает в себя безусловные ценности, содержащиеся во всех культурах и принимаемые представителями всех этносов, социальных групп и классов, верующими разных конфессий и атеистами. В то же время нравственное воспитание человека невозможно без опоры на традиционные (этнические, национальные, религиозные) духовные ценности. Именно такое сочетание должно быть положено в основу жизнедеятельности современного человеческого общества и эффективного диалога между разными государствами, группами и сообществами. Поэтому представляется обоснованным акцентирование внимания на понятии «ценности» и ценностно-смысловой сфере в процессе духовно-нравственного воспитания школьников.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся составной частью Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, направления организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся определены следующим образом:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование таких ценностей, как любовь к России, своему народу, своему краю;
- служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни через присвоение таких ценностей, как: труд; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: родная земля; заповедная природа; планета Земля;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Психологические механизмы формирования ценностной сферы личности базируются на параллельно развивающихся, взаимосвязанных процессах: усвоение типического опыта и накопление опыта индивидуального. То есть присвоение ребенком ценностей происходит, с одной стороны, через имитацию моделей поведения, отношений, оценок явлений действительности, принятых в его социуме, через идентификацию себя со своей семьей, друзьями, кругом общения, нацией, этносом. С другой стороны, ценности присваиваются через личную деятельность (дорого то, что я сам придумал, создал, смог и т. д.), через самовоспитание, через катарсические переживания, наконец, через привычку к тому или иному способу оценки, отношения, поведения.
Именно с целью раскрытия этих ценностей отбирался и выстраивался материал учебника «Основы православной культуры» в данном учебно-методическом комплексе.
В классе есть ребенок обучающийся по адаптивной образовательной программе:
Содикова Осиной выведена решением районной ПМПК на обучение по адаптированной основной образовательной программе 7 вида (7.2 Пр.№01 – 07/358 от 28.08.18г)
Особенности ученицы:
Испытывает сложности при овладении программным материалом в силу смены языковой среды. Познавательные возможности снижены. Домашнее задания самостоятельно выполнить затрудняется.
Цель обучения детей с ОВЗ: формирование основ функционально-грамотной личности, обеспечение языкового и речевого развития ребёнка.
Реализовать данные цели обучения возможно через:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности), развитие умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря, овладение грамматическим строем речи;
- овладение орфографией и пунктуацией, развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- систематизация знаний о русском языке;
- знакомство с богатством русского языка, воспитание средствами русского языка.
Для того, чтобы школьники усвоили программный материал, обучающимся с ЗПР нужно гораздо более развёрнутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.
Методы и приёмы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, звукозапись)
- практическая работа
- самостоятельная работа
- объяснительно-иллюстративный
Использование национально – регионального компонента на уроках ОРКСЭ
В МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан» обучаются дети, в основном, неякутской национальности. Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям якутского народа?
Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность обучающихся. Школьники с удовольствием открывают для себя новых героев и даже давно знакомые сказки и рассказы обретают для них новое звучание и значение: они созданы на земле Саха, саха писателями и поэтами. Именно это вызывает чувство гордости и патриотизма.
Через знакомство с краеведческим материалом на уроках литературного чтения осуществляется художественно-творческое развитие обучающихся.
В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам
(актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ) и целесообразности их корректировки.
Планируемые результаты изучения курса «Основы православной культуры» в 4 классе
Обучение детей по программе курса направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметные результаты
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
К концу обучения по данному курсу выпускник научится:
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- овладеет начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- устанавливать аналогии.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Особенности методики преподавания основ православной культуры в начальной школе
Преподавание основ православной культуры строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся
Большое внимание на каждом уроке, занятии уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала.
Расширяются мотивационные условия изучения курса за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе используются электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выделяются следующие методы:
- Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
- Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области. Эвристические методы позволяют делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
- Исследовательский метод (добавляется во втором полугодии) – организация обучения, при которой обучающиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Вводятся элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, можно выбрать соответствующие особенностям и запросам современных школьников, а именно:
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
Работа с родителями и членами семей учеников
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета ОРКиСЭ будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Привлечение родителей и членов семей школьников к урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКиСЭ предполагает:
- создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, её задачах и возможностях;
- углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.
При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций. Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д. Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.
Содержание изучаемого курса
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Принципы определения содержания программы «Основы православной культуры»:
- принцип исторического соответствия религиозным традициям России;
- принцип культуросообразности;
- принцип личностно-ценностного соответствия (учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка);
- принцип содержательных обобщений;
- принцип укрупнения дидактических единиц.
4 класс (1 ч. в неделю; 34 часа)
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 часа)
Россия – наша Родина.
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.
Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Введение в православную культуру ( 28 часов)
Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы человечества.
Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.
Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание: святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.
Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.
Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.
Пасха. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.
Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.
Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.
Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.
Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Почему главное правило этики называется «золотое».
Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.
Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.
Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.
Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства
Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.
Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.
Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.
Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.
Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?
Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности – светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.
Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.
Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.
Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.
Раздел 3. Подведение итогов курса (4 часа)
Творческая деятельность учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Структура курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебно-тематическое планирование программы
4 класс (34 часа)
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина – 1 час.
Культура и религия – 1 час.
Человек и Бог в православии –1 час.
Православная молитва – 1 час.
Библия и Евангелие – 1 час.
Проповедь Христа – 1 час.
Христос и Его крест – 1 час.
Пасха – 1 час.
Православное учение о человеке –1 час.
Совесть и раскаяние – 1 час.
Заповеди – 1 час.
Милосердие и сострадание – 1 час.
Золотое правило этики – 1 час.
Храм – 1 час.
Икона– 1 час.
Творческие работы учащихся –1 час.
Подведение итогов – 1 час.
Как христианство пришло на Русь – 1 час.
Подвиг – 1 час.
Заповеди блаженств – 1 час.
Зачем творить добро? – 1 час.
Чудо в жизни христианина– 1 час.
Православие о Божием суде –1 час.
Таинство причастия – 1 час.
Монастырь– 1 час.
Отношение христианина природе – 1 час.
Христианская семья – 1 час.
Защита Отечества – 1 час.
Христианин в труде – 1 час.
Любовь и уважение Отечеству – 1 час.
Контроль уровня обученности по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе
- Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
- Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
- Самоконтроль.
- Фронтальный контроль.
- Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.
По данному предмету система обучения не предусматривает получение отметок. Методы оценки – словесные
Для реализации предмета используются:
- учебное пособие «Основы православной культуры». – М.: Просвещение, 2014г.
- dvd-диск «ОПК»
- презентации на каждом уроке
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.
В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
- диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;
- приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно- нравственной жизни;
- актуальность;
- вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
- опора на самостоятельность мышления учащихся;
- деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
- соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
- органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Особенности организации контроля по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»,
модуль «Основы светской этики».
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная, парная, групповая письменная и устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с таблицами, кластерами, моделями.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Одной из важных форм учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» является работа с текстом учебника, поскольку он является одним из основных источников знаний при изучении курса ОРКСЭ. Среди многообразия форм работы с текстом можно назвать:
- комментированное чтение – оно актуально, если осваивается сложный материал;
- чтение текста или его фрагментов с последующим обсуждением;
- передача текста в преобразованном виде – составление планов, опорных схем.
Важно формировать у обучающихся вдумчивое отношение к вопросам и заданиям к тексту, обращать внимание на их типологию. Часть из них направлена на воспроизведение информации. Репродуктивный характер носит также выполнение заданий на пересказ, определение понятий и т. п.
Другие задания требуют перечисления, извлечения и описания информации. Такого типа задания способствуют развитию наблюдательности учащихся, умений находить необходимую информацию.
Есть задания, требующие осмысления и оценки информации. Это - задания сравнительно-сопоставительного, причинно-следственного характера.
Развитию навыков работы с текстом, с одной стороны, с другой – лучшему осмыслению содержания способствуют задания, направленные на передачу текста в преобразованном виде. Это – выделение главной мысли фрагмента текста, составление плана, подготовка сообщения или доклада, заполнение таблиц.
В процессе изучения курса учитель может привлекать документы, отрывки из художественной литературы. При работе с документами учащиеся под руководством учителя выясняют содержание документа:
- кто автор документа?
- с какой целью написан документ?
- о чем говорится в тексте (о ком)?
- о каких событиях рассказывает автор?
- как он относится к тому, о чем пишет?
После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, рассказа учителя и т.д. организуется беседа, учащиеся отвечают на вопросы, иногда сами их формулируют.
С учетом возрастных особенностей младших школьников большое значение при изучении курса имеет наглядность, которая обеспечивает конкретность, эмоциональность, прочность усвоения содержания курса, стимулирует осмысление изучаемого материала, способствует развитию образного мышления и познавательного интереса. Наглядность помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. В учебно-методическом комплексе ОРКСЭ широко представлен иллюстративный материал – это произведения изобразительного искусства, рисунки, предназначенное для восприятия в единстве с текстом.
Наглядные средства обучения (иллюстрации, фотографии, рисунки и др.), конкретизируя материал, частично заменяют описание, повышают содержательность изложения материала, оптимизируют использование времени на занятиях.
Необходимый иллюстративный материал ко многим урокам обучающиеся могут найти в сети Интернет.
Для усвоения материала курса важно освоить понятийный аппарат. Можно практиковать составление словаря, в котором будут представлены понятия, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.
Интересной и привлекательной для младших школьников формой занятий являются театрализованные сюжеты. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента при объяснении или домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы обучающихся.
Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Содержание экскурсии должно составлять программное содержание изучаемого курса, конкретизируя или расширяя осваиваемый материал. Учитель определяет наблюдаемые объекты их целесообразность, последовательность наблюдений, систему вопросов, тематику групповых и индивидуальных заданий.
При невозможности организации экскурсии она может быть проведена в заочной или виртуальной форме. Желательно использовать подготовленные учителем или учащимися презентации.
Памятки могут быть использованы также при организации разноуровневой познавательной деятельности обучающихся, что содействует реализации принципа дифференциации и индивидуализации обучения. Использование памяток возможно на различных этапах обучения: при знакомстве с новым материалом, закреплении, проверке знаний. Впоследствии, когда у обучающихся сформированы стереотипы выполнения заданий, необходимость в использовании памяток отпадает, мыслительные действия выполняются в «свернутом виде» или автоматически.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для понимания и эмоционально - ценностного освоения нравственно-этических норм.
Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по ОРКСЭ
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки обучающихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые критерии достаточно просты:
- Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
- Я мог выполнить работу значительно лучше;
- Я плохо работал на уроке.
Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе. Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации.
Еще одним видом самооценки является рабочий лист. Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т.д.), эти листы могут содержать колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех видов деятельности обучающихся и, в ряде случаев, может предоставить уникальный материал для последующий оценки успеваемости и когнитивного развития учащихся.
Среди других методов оценки обучающихся на уроках ОРКСЭ могут использоваться:
- мозговой штурм;
- концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал);
- составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ);
- расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание);
- тетрадь «Мои творческие работы» (эссе по итогам экскурсий, бесед, просмотра видеофильмов и т.п., кластеры).
Учитель также может применить следующие методы оценки уровня успеваемости учащихся.
Педагогическое наблюдение – метод, с помощью которого выявляется познавательная активность учащегося, овладение им учебным содержанием. Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, и данные наблюдений фиксируются в описательной форме в индивидуальной карте наблюдения ученика.
Методы обобщения и составления логической последовательности:
- Сделай вывод по проблеме (теме) урока.
- Незаконченное предложение: Счастье – это когда ……
- Сформулируй признаки понятий …..
- Что означают слова: ценности, духовность, добро, зло?
- Разложите карточки (с предложениями, символами, картинками) так, чтобы получился связный и последовательный рассказ.
- Распредели слова по двум колонкам. Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень.
- Объясни своими славами смысл выражений
- Объясни, как ты понял значение слов …..
Работа с наглядным материалом, схемами, таблицами:
- Объясни по картинке.
- Назови по картинке.
- Изучи схему и определи (что даёт человеку его семья и пр.).
- Придумай надписи к рисункам, используя изученные понятия.
- Сравни представленные в таблице понятия (правила и т.д.).
Метод тестирования.
Игровые методы.
- Игра «Узнай праздник по картинке».
- Игра «Найди лишнее»
- На любом уроке можно быстро проверить знания обучающихся с помощью игры «Да – нет»: на каждый вопрос надо отвечать «да» либо «нет.
Метод эссе.
Исследовательский метод.
Метод проектов.
Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Учебно-методическое обеспечение
Учебное оборудование.
Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, нож канцелярский макетный с металлической направляющей лезвия, линейка пластмассовая или металлическая 25–30 см, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль (не «козья ножка»), шило, игла швейная и для вышивания с удлиненным ушком и для вышивания по канве, булавки с колечком, нитевдеватель, пустой стержень шариковой ручки, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для выполнения работ ножом и шилом, дощечка для лепки.
Материалы для изготовления изделий: бумага (цветная мелованная двухсторонняя, офисная для аппликаций, писчая, альбомная, газетная, ватманская, гофрированная, самоклеящаяся, крепированная, калька, копирка), картон (цветной, гофрированный), лоскутки хлопчатобумажной, льняной, шерстяной (сукно, драп) ткани, вельвет, нитки швейные, мулине, пряжа для вязания, узкая и широкая тесьма, тонкий шнур, фурнитура (пуговицы, бусинки, бисер), пластилин, масса для моделирования, глина, пластическая масса из соленого теста, фольга, цветная проволока в изоляции, природные материалы (засушенные листья, цветущие растения, стебли, веточки, семена и плоды растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, яичная скорлупа), утилизированные материалы (пластмассовые разъемные упаковки-капсулы, емкости, банки из жести, упаковочная тара из пенопласта).
Материальные условия: специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов, инструментов и оптимальной подготовки необходимых предметов к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. (все необходимые приспособления можно купить или изготовить из различных коробок и другого утилизированного материала).
Материально – техническое обеспечение курса
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»), должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование:
- ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику;
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция0;
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса (комплексная программа, учебные пособия для обучающихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Для учащихся:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. / А.В. Кураев . – М.: Просвещение, 2014.
Перечень Интернет-ресурсов и цифровых образовательных ресурсов:
- CD. Электронное приложение к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры», 2014 г.
- DVD. Моя первая Библия. The Beginner's Bible.
http://edu.ru – Система федеральных образовательных порталов.
http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.
http://school-collection.edu.ru – Цифровые образовательные ресурсы.
http://eois.mskobr.ru – Единая Образовательная Информационная Среда.
http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета.
http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.
www.1september.ru – Сайт ИД «Первое сентября».
http://testedu.ru – Образовательные тесты.
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons – Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 класса.
http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov1.shtml - Золотые купола.
www.diak-kuraev.livejournal.com – Сайт диакона Андрея Кураева.
http://www.otdelro.ru/ – Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Алдан»
МО «Алданский район»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета ________________О.И. Оглоблина
МБОУ СОШ №2 г. Алдан директор МБОУ СОШ №2 г. Алдан
протокол №1 от 25 августа 2020 г. приказ № 01-17/262 от 27.08.2020 г.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «ОРКСЭ»
для 4 б класса
на 2020/2021 учебный год
Составлено Балашовой И.А.,
учителем начальных классов высшей категории.
г. Алдан
2020
Календарно – тематическое планирование предметной линии «ОРКСЭ»
модуль «Основы православной культуры»
в рамках УМК «Школа России» в 4 классе
№ | Дата | Тема / страницы учебника | УУД | Тип урока | ЦОР | ||
План | Факт | ||||||
1 | 1 | 03.09 | 03.09 | Россия – наша Родина. учебник, с. 4 - 6 | Мотивация деятельности. Анализировать примеры. Составлять рассказы с использованием иллюстративного материала учебника. | Постановка учебной задачи | Презентация «Россия, мы дети твои», клипы «Гимн РФ», «Москва». «Моя Россия» |
2 | 2 | 10.09 | 10.09 | Культура и религия. учебник, с. 7 - 9 | Анализировать примеры. Составлять рассказы с использованием иллюстративного материала учебника.
| Решение учебной задачи | Презентация «Культура и религия» |
3 | 3 | 17.09 | 17.09 | Человек и Бог в православии. учебник, с. 10 - 14 | Мотивация деятельности, постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. Осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы. Планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. | Решение учебной задачи | Презентация «Человек и Бог в православии» |
4 | 4 | 24.09 | 24.09 | Православная молитва. учебник, с. 15 - 20 | Мотивация деятельности, постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. Осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы. Планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. | Решение учебной задачи | Презентация «Православная молитва» |
5 | 5 | 01.10 | Библия и Евангелие. учебник, с. 21 - 26 | Решение учебной задачи | Презентация «Библия и Евангелие» | ||
6 | 6 | 08.10 | Проповедь Христа. учебник, с. 27 - 32 | Решение учебной задачи | Презентация «Проповедь Христа» | ||
7 | 7 | 15.10 | Христос и Его крест. учебник, с. 33 - 38 | Решение учебной задачи | Презентация «Христос и Его крест» | ||
8 | 8 | 22.10 | Пасха. учебник, с. 39 - 44 | Постановка учебной задачи, определение последовательности действий, извлечение необходимой информации при работе с текстами различных жанров, выделение основной и второстепенной информации, самостоятельное создание алгоритма действий, построение логической цепи рассуждений, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. | Решение учебной задачи | Презентация «Пасха» | |
9 | 9 | 29.10 | Православное учение о человеке. учебник, с. 45 - 50 | Решение учебной задачи | Презентация «Православное учение о человеке» | ||
10 | 10 | 12.11 | Совесть и раскаяние. учебник, с. 51 - 57 | Решение учебной задачи | Презентация «Совесть и раскаяние» | ||
11 | 11 | 19.11 | Заповеди. учебник, с. 58 - 60 | Решение учебной задачи | Презентация «Заповеди» | ||
12 | 12 | 26.11 | Милосердие и сострадание. учебник, с. 61 - 66 | Мотивация деятельности, постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. Осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, Планирование учебного сотрудничества.Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Извлечение необходимой информации при работе с текстами различных жанров. | Решение учебной задачи | Презентация «Милосердие и сострадание» | |
13 | 13 | 03.12 | Золотое правило этики. учебник, с. 67 - 69 | Решение учебной задачи | Презентация «Золотое правило этики» | ||
14 | 14 | 10.12 | Храм. учебник, с. 70 - 75 | Решение учебной задачи | Презентация «Храм» | ||
15 | 15 | 17.12 | Икона. учебник, с. 76 - 81 | Решение учебной задачи | Презентация «Икона» | ||
16 | 16 | 24.12 | Творческие работы. учебник, с. 82 | Контроль полученных знаний, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Нравственно – этическое оценивание усваемого содержания. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Повторение изученного материала | ||
17 | 17 | 14.01 | Подведение итогов. учебник, с. 83 | Решение учебной задачи | |||
18 | 18 | 21.01 | Как христианство пришло на Русь. учебник, с. 84 - 89 | Мотивация деятельности, постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. Осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы. Планирование учебного сотрудничества,владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. | Решение учебной задачи | Презентация «Как христианство пришло на Русь » | |
19 | 19 | 04.02 | Подвиг. учебник, с. 90 - 92 | Решение учебной задачи | Презентация «Подвиг» | ||
20 | 20 | 11.02 | Заповеди блаженств. учебник, с. 93 - 98 | Решение учебной задачи | Презентация «Заповеди блаженств» | ||
21 | 21 | 18.02 | Зачем творить добро. учебник, с. 93 - 98 | Постановка учебной задачи, определение последовательности действий, извлечение необходимой информации при работе с текстами различных жанров, выделение основной и второстепенной информации, самостоятельное создание алгоритма действий, построение логической цепи рассуждений. | Решение учебной задачи | Презентация «Зачем творить добро» | |
22 | 22 | 25.02 | Чудо в жизни христианства. учебник, с. 93 - 98 | Решение учебной задачи | Презентация «Чудо в жизни христианства.» | ||
23 | 23 | 04.03 | Православие о Божьем суде. | Извлечение необходимой информации при работе с текстами различных жанров, выделение основной и второстепенной информации, самостоятельное создание алгоритма действий, построение логической цепи рассуждений. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтных ситуаций на уроке. | Решение учебной задачи | Презентация «Православие о Божьем суде» | |
24 | 24 | 11.03 | Таинства Причастия | Решение учебной задачи | Презентация «Таинства Причастия» | ||
25 | 25 | 18.03 | Монастырь. | Решение учебной задачи | Презентация «Монастырь» | ||
26 | 26 | 01.04 | Отношение христианина к природе. | Осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы. Свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей. Планирование учебного сотрудничества,владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка | Решение учебной задачи | Презентация «Отношение христианина к природе» | |
27 | 27 | 08.04 | Христианская семья | Решение учебной задачи | Презентация «Христианская семья» | ||
28 | 28 | 15.04 | Защита Отечества. | Решение учебной задачи | Презентация «Защита Отечества» | ||
29 | 29 | 22.04 | Христианин в труде. | Решение учебной задачи | Презентация «Христианин в труде» | ||
30 | 30 | 29.04 | Любовь и уважение к Отечеству. | Решение учебной задачи | Презентация «Любовь и уважение к Отечеству» | ||
31 | 31 | 06.05 | Патриотизм, многонациональность и многоконфессиональность народов России. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Решение учебной задачи | Презентация «Патриотизм, многонациональность и многоконфессиональность народов России» | |
32 | 32 | 13.05 | Подготовка творческих проектов. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Решение учебной задачи | ||
33 34 | 33 34 | 20.05 27.05 | Выступление учащихся с творческими работами. | Решение учебной задачи | Презентации учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа, календарно - тематическое планирование 1 класс музыка по ФГОС
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1-4 классов разработана на основе:- примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образовани...
Математика 2 класс УМК Планета знаний(рабочая программа, календарно-тематическое планирование)
Рабочая программа...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа + календарно-тематическое планирование уроков по ОПК
Программа рассчитана на учащихся 4 класса МОУ «СОШ с. НиколаевкаИвантеевского района Саратовской области». Программа рассчитана на 17 часа – 1 час в неделю первое полугодие.Суть программы. Учебный кур...
Основы религиозных культур народов России 4 класс. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование
Размещен материал: рабочая программа "Основы религиозных культур народов России 4 класс", календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ 4 класс....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование кружка "Юный эколог."
Рабочая программавнеурочная деятельность (социальное направление)кружок «Юный эколог» Срок реализации программы: 4 года.Возраст обучающихся 7-11 летКоличество часов: 270Составитель: П...