Основы религиозных культур народов России 4 класс. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) по теме
Размещен материал: рабочая программа "Основы религиозных культур народов России 4 класс", календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_4_klass_orkse.doc | 116.5 КБ |
orkse_poyasnitelnaya_zapiska_4klass.docx | 94.28 КБ |
Предварительный просмотр:
IX. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО КУРСУ
«Основы религиозных культур народов России»
4класс (17 часов из расчёта 1часа в неделю)
№ п/п | Дата проведения урока фактическая | Дата проведения урока планируемая | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Реализация практической части/Виды контроля | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
1 | Введение в предмет | 1 | Понимать причины возникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа». Объяснять смысл возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного раз вития(П) | |||
Христианство 6ч | ||||||
2 | Древние предания христиан | 1 | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением мирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на горе Синай. Иметь представления зрениях на суть борьбы добра и зла в мире. .Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека.(П) | |||
3 | Возникновение христианства | 1 | Блиц-опрос | Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. Объяснять смысл искупительной жертвы Христа (П) | ||
4 | Христианская церковь | 1 | ||||
5 | Христианство на Руси и в России | 1 | Творческая работа | Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси. Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков(Н) | ||
6 | Христианские святые. Православный храм | 1 | Тест | Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве право- славного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме(Н) | ||
7 | Христианские праздники и таинства | 1 | Защита проектов | Понимать суть цер- ковного богослужения. Знать основные праздники и особенности церковного календаря. Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина(П) | ||
Протестанты и католики 1ч | ||||||
8 | Католики и протестанты | 1 | Сообщения | Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия. Характеризовать суть понятия «чистилище». Понимать причины начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов Католической церковью. Характеризовать основные особенности протестантского вероучения. Знать имена крупнейших протестантских лидеров. (П) | ||
Ислам 3ч | ||||||
9 | Пророк Мухаммад и возникновение ислама | 1 | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат»(Н) | |||
10 | Во что верят мусульмане | 1 | Блиц-опрос | Знать содержание норм шариата. Иметь представления o воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман(Н) | ||
11 | Мусульманские обряды и обычаи | 1 | Защита проектов | Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Знать основные мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети(П) | ||
Иудаизм 3ч | ||||||
12 | Иудаизм – древняя религия евреев | 1 | Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. Знать основную причину появления еврейского населения в России(П) | |||
13 | Во что верят иудеи | 1 | Самостоятельная работа | Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения. Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа (Н) | ||
14 | Обычаи и обряды иудеев | 1 | Защита проектов | Знать основные иудейские праздники. Характеризовать особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге(П) | ||
Буддизм 3ч | ||||||
15 | Кто такой Будда | 1 | Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление o медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма(Н) | |||
16 | Во что верят буддисты | 1 | Тест | Объяснять суть четырех благородных истин буддизма. Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения. Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения. Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма(П) | ||
17 | Направления и обряды буддизма | 1 | Защита проектов | Знать основные праздники и обряды буддизма. Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне. Иметь представление o роли монашества и монастырей в буддизме(П) | ||
18 | Итоговое занятие по «Основам религиозных культур и светской этики» | 1 |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка к рабочей программе
«Основы религиозных культур народов России»
Данная программа адресована общеобразовательным школам для преподавания в 1 - 4 общеобразовательных классах.
1.1 Нормативная и инструктивно-методическая база рабочей программы
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).
- О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).
- О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 (Зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).
- О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548.
- Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 – 2014 учебный год»/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., рег. № 26775)
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
- О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
- О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
- О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/4286 от 18.06.2011 г.
- О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/651 от 01.02.2012 г.
- Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году/ Письмо МОиН Челябинской области от 30 июня 2014 г. № 03-02/4959.
- Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013.
- Примерных программ начального общего образования. Ч.1,2. – М.: Просвещение, 2011.
- Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России». 4 класс/ авт. - сост. К.А.Кочегаров. – М. : ООО « Русское слово – учебник», 2011.- 16с.
Рабочая программа основана на авторской рабочий программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России». 4 класс/ авт.- сост. К.А.Кочегаров. – М. : ООО « Русское слово – учебник», 2011.- 16 с.
1.2. Основные цели и задачи предмета
Цель учебного предмета:
1) духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
2) сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа
России.
Задачи учебного предмета:
• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;
• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий — представлений о добре и зле;
• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:
• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».
В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в
формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая
традиционной российской религии».
Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно- нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.
Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы религиозных культур народов России» может и должен быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
К изучению курса можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы «Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе, пространстве и историческом времени.
Концепция учебника базируется на следующих принципах:
• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;
• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;
• общеобразовательный, светский характер курса.
В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:
• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретно- исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);
• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;
• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;
• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.
В связи с этим данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ООП НОО МАОУ лицея № 142 г. Челябинска и примерными программами начального общего образования предмет «Основы религиозных культур народов России» изучается в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики». На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 17 часов.
Распределение учебной нагрузки по четвертям
Основы религиозных культур народов России | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |||||
по плану | фактически | по плану | фактически | по плану | фактически | по плану | фактически | по плану | фактически | |
4 класс | 10 | 8 | 18 |
IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из результатов изучения учебного предмета «Окружающий мир» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России
от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Взаимосвязь результатов (целей) освоения курса можно системно представить в виде схемы.
*ЛР – линия развития учащихся средствами предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ 1Ч.
Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических
религий – выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества.
Христианство 6ч.
Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятие греха. Дьявол (сатана). Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей. Новый завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему – основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси, его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России
Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской
православной церкви. Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме.
Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства.
Католики и протестанты 1ч
Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава Католической церкви.
Кардиналы. Понятие «чистилище». Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь. Понятия протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма
Ислам 3ч
Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада. Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки – посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж. Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан- байрам). Пятница – самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет.
Иудаизм 3ч
Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в Ханаан Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев. Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам. Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины.
Буддизм 3ч.
Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, Сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды. Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др.
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Класс | Темы (разделы) курса | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
4 класс | Введение | 1 | 1 | Игровая, познавательная, проектная, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества. |
Христианство | 6 | 6 | ||
Католики и протестанты | 1 | 1 | ||
Ислам | 3 | 3 | ||
Иудаизм | 3 | 3 | ||
Буддизм | 3 | 3 | ||
Итоговое занятие по «Основам религиозных культур и светской этики» | 1 | 1 | ||
Итого | 18 | 18 |
Специфика отражения национальных, региональных и этнокультурных особенности
При организации образовательного процесса в начальной школе учтены национальные, региональные и этнокультурные особенности (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель данной работы на уроках ОРКиСЭ: активизация системы учебных и познавательных мотивов младших школьников посредством приобщения к ближайшему социокультурному окружению, формирование умений принимать и реализовывать учебные задачи на национальном, региональном и этнокультурном материале.
Технология учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательном учреждении определяется реализуемой образовательным учреждением основной образовательной программой начального общего образования.
Для реализации НРЭО используются пособия:
- Григорьева, Е.В. Книга для чтения по краеведению. 2-4 классы : хрестоматия. – Челябинск: «Край Ра», 2011. – 80 с.
- Атлас Челябинской области: 1-4 класс / Под ред. В.В. Латюшина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: «Край Ра», 2011. – 16, [4] с. – (Моя малая Родина. Челябинская область).
- Корецкая, Т. История Урала в рассказах для детей: книга для чтения / Т. Корецкая. – Челябинск: «Край Ра», 2013. – 104 с
- Шанбатуев М.Ф. Удивительное дело : Стихи для детей / Михаил Шанбатуев : худож. И. Хасанова.- Челябинск : ООО «Авто Граф», 2005.- 52 с. : ил.
- Атлас Челябинской области.- Челябинск: Роскартография, 2000.
- Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 кл. / Сост. Горская А.Б., Капитонова Н.А. и др. – 2-е изд., перераб. и доп./- Челябинск: Взгляд, 2003.- 352 с.: илл.
- Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. для учащихся общеобразоват. шк; гимназий, лицеев, колледжей. – Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1997
- От Челябы до Челябинска или Путешествие в прошлое / автор – составитель А.Л. Пастухов. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2000
НРЭО 4классы
№ п/п | Тема урока | № урока | Тема НРК |
1 | Культура и религия. | 1 | Культура и религия Челябинской области. |
2 | Священные сооружения. | 5 | Экскурсия “Купола моего города” |
3 | Семья | 2 | Моя семья и религия. |
4 | Любовь и уважение к Отечеству. | 17 | Мой город. |
VIII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Основы духовно – нравственной культуры народов России : основы религиозных культур народов России : учебник для общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров, К.А.Кочегаров; под общ. Ред. Чл.- корр. РАН А.Н. Сахарова. 3-е изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013.-128с.- ( ФГОС. Начальная инновационная школа) |
Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины,доктринальные понятия. М., 2000. Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002. Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1—4. М., 1998— 2003. (Вып. 1–3 переизданы: М., 2006.) Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991. Католическая энциклопедия. Т. 1–3. М., 2001–2006. Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982—2001. (Т. 1—7 – М., 1996.) Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003. Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003. Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. М., 1999. Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000—2010. Религии народов современной России. А—Я: словарь. М., 2002. Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993—1995. Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1—2. М., 2002. |
Программно-методический комплекс по «Основам религиозных культур народов России» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, входит в федеральный перечень учебников и учебных пособий и обеспечивает реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
При реализации данной программы учитель может использовать следующие информационно-коммуникационные средства, рекомендованные образовательной программой Челябинской области (электронный ресурс):
Видеофильмы | Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Энциклопедия Кирилла и Мефодия | Коллекция познавательных материалов для детей (http://www.deti.religiousbook.org.ua/ ) | |
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия | (http://www.sakhaohota.ru/ohotnichii jivotnue/1page-ohot zhivot.him ) | |
Образовательная система "Школа 2100": новые результаты и их проверка. (1-4 кл.) Электронное приложение ISBN 978-5-85939-960-4 | Электронные библиотеки (http://www.gnpbu.ru ) | |
Вавилонская башня | сайт Загадки истории — http://zagadki. dljavseh.ru/Zagadki_istorii/Vavilonskaja_bashnja.html). |
Учебное оборудование кабинета начальных классов для преподавания ОРКиСЭ Оснащение кабинета начальной школы для преподавания ОРКиСЭ предполагает решение следующих задач:
- комплектование кабинета учебным оборудованием;
- организация рабочих мест учителя и учащихся;
- рациональное размещение и хранение учебного оборудования;
- оформление интерьера кабинета, своевременность сроков и объёмов текущего и капитального ремонта.
Нормативные документы, регламентирующие номенклатуру учебного оборудования:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Примерные программы начального общего образования;
- Требования пожарной и электробезопасности, охраны труда 4) СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.10г.
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
- П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
Учебно-методические комплекты по «Основам религиозных культур народов России». 4 класс (программы, учебники, рабочие тетради и др.) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.в 2-хчастях-М.: Просвещение, 2011. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный Государственный Образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х частях. Начальная школа. Дошкольное образование/ под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.-М.:Баласс, 2011. Основы духовно – нравственной культуры народов России : основы религиозных культур народов России : учебник для общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров, К.А.Кочегаров; под общ. Ред. Чл.- корр. РАН А.Н. Сахарова. 3-е изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013.-128с.- ( ФГОС. Начальная инновационная школа) | К Д Д Д К | СМ. выше | |
Технические средства обучения | |||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок | Д | ||
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. | Д | ||
Телевизор (по возможности) | Д | Диагональ не менее 72 см | |
Видеомагнитофон (по возможности). | Д | ||
Аудиомагнитофон. | Д | ||
Мультимедийный проектор (по возможности) | Д | ||
Экспозиционный экран | Размер не менее 150 х 150 см | ||
Компьютер | Д | ||
Сканер, принтер лазерный, принтер струйный цветной (по возможности) | Д | ||
Фотокамера цифровая. | Д | ||
Видеокамера со штативом (по возможности). | Д | ||
Экранно-звуковые пособия | |||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. | Д | Фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др. | |
Видеофильмы, соответствующие тематике. | Д | ||
Слайды, соответствующие тематике. | Д | ||
Мультимедийные образовательные ресурсы. | Д | ||
Оборудование класса | |||
Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.. | К Д Д Д |
X. Характеристика контрольно-измерительных материалов
При преподавании курса ОРКиСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждение в классе.
Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценок, мной используются другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
Педагогическое наблюдение.
Мною ведутся наблюдения за учеником в естественной обстановке – на уроке в течение всего учебного года. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие педагогического явления для получения конкретных данных. Каждое наблюдение имеет конкретную цель, проводится по определенной схеме. Данные наблюдений анализируются и фиксируются в описательной форме в виде схемы.
Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны, и в то же время, позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКиСЭ.
Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются вначале изучения новой темы или групповой работы, в которых ребёнок указывает, как он работал на уроке и понял ли изучаемый материал.
Проектная деятельность
Сообщения-презентации «Литературно-педагогический памятник XVIII века ”Юности честное зерцало“»; «Правила поведения, отраженные в народных сказках», «Чему учат пословицы и поговорки». Проект-презентация «История религиозного праздника» (по выбору).
Формы фиксации достижений ученика:
- Тетрадь «Мои творческие работы» (эссе по итогам экскурсий, бесед, просмотра видеофильмов и т.п., кластеры).
- Рефлексивный «Дневник», в котором фиксируются «карты знаний» по разным темам программы.
- «Словарь» для фиксации новых слов, понятий, явлений, т.п..
- Рабочая тетрадь (журнал) для осознанного чтения и письма при изучении новых текстов (по технологии ТРКМЧП).
- «Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений за каждое умение по предмету до и после выполнения определённого вида работы.
- «Портфель» достижений ученика, который представляет собой форму и процесс накапливания образцов продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов о результатах освоения образовательных программ. Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной, качественной оценки по четырём уровням. А в конце года организовывается его презентация.
- Анкета для изучения мнения родителей.
- Анкета для изучения мнения учителя (карта наблюдений за учеником).
- Анкеты для учащихся.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Научная и научно-популярная литература
Ко всему курсу
Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999.
Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006.
Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005.
Всеобщая история религий мира. М., 2006.
Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991—1993.
Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006.
Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.
Христианство
Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001.
Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.
Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.
Библия: книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета. М., 2007.
Богданов А.П. Русские патриархи 1589—1700 гг.: в 2 т. М., 1999.
Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006.
Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991.
Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.
Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998.
Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004.
Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.
Годри И. Лютер. М., 2000.
Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997—1998.
Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1998.
Kochegarov_New.indd 14 15.07.2011 18:05:51
Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.
Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001.
Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника: в 5 т. М., 2003.
Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М., 2002.
Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература ХVIII—ХХ вв. М., 2002.
Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994.
Житие и чудеса святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. М., 1994. Жития русских святых: в 2 т. М., 2003.
Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели ХVII века. М., 1972. Также в кн.: Жуков Д.А. Огнепальный. Новосибирск, 1988.
Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников казанских: год 1918-й. М., 1996.
Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006.
Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000.
Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007.
История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994—1999. Т. 1—7: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700—1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви, 1917—1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988—1917. Жизнь и учение старцев.
Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.
Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.
Карсавин Л.П. Католичество: страсти блаженной Анжелы. Томск, 1997.
Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992.
Карташев А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002.
Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000.
Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003.
Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.
Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.
Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.
Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.
Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998.
Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная библейская энциклопедия. М., 2006.
Новый Завет. Псалтирь. М., 2006.
Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ—ХVI вв. М., 2002.
Польский М., протопресв. Новые мученики российские: в 2 кн. М., 1993.
Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007.
Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.
Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.
Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн. СПб., 2000.
Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.
Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.
Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 1999.
Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М., 1996.
Серафимо-Дивеевские предания / сост. и примеч. А.Н. Стрижева. М., 2001.
Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.
Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998.
Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997.
Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.
Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997.
Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006.
Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П. Лопухина: в 12 т. М., 1997—1998.
Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700—1917. М., 2003.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М., 1997.
Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). М., 2002.
Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийские отцы V—VIII вв. Минск, 2006.
Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006.
Цыпин В., прот. История Русской православной церкви (1700—2005). М., 2006.
Шмеман А., протопресв. Исторический путь православия. Париж, 1985.
Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр. очерки. М., 1995.
Ислам
Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.
Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Священного Корана на русском языке / пер.
с араб. Казань, 2001.
Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.
Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.
Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М., 2000.
Коран / пер. и ком. И.Ю. Крачковского. М., 1990.
Коран / пер. смыслов и ком. Иман Валерии Пороховой. М., 2000.
Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.
Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996.
Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.
Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т. М., 2002.
Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.
Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003.
Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.
Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: очерк истории. М., 1999.
Хадисы пророка / пер. и ком. Иман Валерии Пороховой. М., 2000.
Иудаизм
Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер. С.Г. Фруга. М., 2006.
Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.
Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.
Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.
История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002.
Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.
Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.
Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов н/Д, 2001.
Мировоззрение талмудистов. М., 1994.
Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов н/Д, 2006.
Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.
Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002.
Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.
Буддизм
Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.
Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.
Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.
Буддизм: четыре благородные истины. М., 2002.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. СПб., 1999.
Kochegarov_New.indd 16 15.07.2011 18:05:51
Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М., 2002.
Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.
Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.
Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов н/Д; Харьков, 2005.
Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.
Томас Э. Будда. М., 2003.
Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа для 4 класса по «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...
Рабочая тетрадь 4 класс. Основы религиозных культур народов России.
Данные рабочие листы составлены для организации деятельности учащихся на занятиях по предмету ОРКСЭ (Модуль «Основы мировых религиозных культур»). Материал продуктивных заданий соответству...
Выступление по теме: «Сравнительный анализ учебников «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова и др. и «Основы религиозных культур народов России» А.Н. Сахарова»
В этой статье вы найдете материал о комплектах, выпущенных издательствами для преподавания курса ОРКСиЭ в 4 и 5 классах. а так же моё личное мнение о двух учебниках, предназначенных для изучения...
Рабочий лист к уроку Основы религиозных культур народов России по теме "Религии мира и иудаизм".
Рабочий лист к уроку Основы религиозных культур народов России по теме "Религии мира и иудаизм"....
Методическая разработка урока Основы религиозных культур народов России по теме "Священные сооружения".
Методическая разработка урока Основы религиозных культур народов России по теме "Священные сооружения"....
Рабочий лист к уроку Основы религиозных культур народов России по теме "Паломничества и святыни".
Рабочий лист к уроку Основы религиозных культур народов России по теме "Паломничества и святыни"....