Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okrse.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г.
- Федеральный перечень учебников на 2014/2015 уч. год
- Программа формирования универсальных учебных действий
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Образовательная программа начального общего образования ОУ
- Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
- Локальный акт образовательного учреждения (Положение об учебной рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения)
Учебный курс введён в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года.
Программа реализует образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования для данной образовательной области и предмета (ФГОС с.19, п.19.3):
- Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
- Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
Программа реализуется в течение 4 года обучения в начальной школе, 1 года изучения предмета.
Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
• расширение и систематизация знаний и представлений младших школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
• развитие информационной культуры младших школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
Характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной, УМК «Гармония». Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.
Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности младших школьников и их собственный социальный опыт, направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.
Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогаю- щие младшим школьникам актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив (на уровне данной ступени образования) представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.
Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:
– географии России (сведения о природе и населении);
– истории России и народов её населяющих;
– нравственным заповедям традиционных российских религий;
– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.
Знания, которые получает ученик в начальной школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении. Этому способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.
Младшие школьники ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.
В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог младших школьников с одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:
– является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;
– способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;
– развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.
Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников.
При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, Интернете и др.) для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.); сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.
Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе реализует образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры». Программа и материал УМК рассчитан на 1 часа в неделю, 34 учебных недели, 34 часа в год. Программа реализуется за счет федеральной части учебного плана.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
• Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.
• Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.
• Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.
Результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам начальной школы, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
У ученика будут сформированы:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У школьника могут быть сформированы:
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Младший школьник получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобрази-
тельной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную
форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Школьник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или вне- урочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Школьник получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
В соответствии с текстом ФГОС НОО предметные результаты должны отражать (с. 12-13, п. 12.4):
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
В результате изучения курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» ученик научится:
• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Школьник получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
Содержание программы
Раздел «Народы России»
Россия – многонациональная страна. Каждый народ России – неотъемлемая её часть. Коренные народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники, художественные промыслы, вхождение в состав России.
Национально-территориальные образования Российской Федерации на карте страны.
Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.
Раздел «Религии народов России»
Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.
Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»
Человек – член общества. Главное богатство страны – люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Обще- человеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей. Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье.
Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.
Раздел «Наш дом – Россия»
Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Понятие «россиянин».
Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).
Календарно – тематический план по основам светской этики и мировых религиозных культур»,4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Характеристика деятельности учащихся | Экскурсии, практические и творческие работы | Дата |
1 раздел . Народы России. (8ч) | |||||
День знаний. | 1 | Характеризовать, на основе актуализации знаний из куса «Окружающий мир», Россию как многонациональную страну. Объяснять, какие народы называются коренными народами России; Приводить примеры, чем один народ отличается от другого. Показывать на карте территорию России, её столицу, ареал расселения русских по территории страны, национально-террито-риальные образования народов России. Определять влияние природных условий на быт и занятия людей (на основе карты и знаний из курса «Окружающий мир»). Сравнивать (на основе иллюстраций) традиционные жилища; выявлять общие черты и отличия. Описывать национальные костюмы, изделия народных промыслов. Рассказывать (привлекая знания из других курсов начальной школы, дополнительные источники, свои наблюдения) о праздниках, обычаях и традициях коренных народов России. Приводить примеры (на основе фольклора) отношения отдельных народов России к своему языку, обычаям и традициям. Расширять свои знания о вхождении отдельных народов России в её состав. Обобщать знания о народах России; объяснять, что каждый народ России её неотъемлемая часть. Обсуждать ситуации, касающиеся отношений между людьми разных национальностей. Участвовать в презентации о коренных народах России (например, национальные праздники одного из народов России) или в оформлении альбома, посвященного народам, проживающим в родном крае. | Экскурсия (при наличии условий) в краеведческий музей для изуче- ния быта народов России. Беседы с родны- ми и близкими, представителями коренных народов России об особен- ностях их обыча- ев, традиций для подготовки не- больших сообще- ний. Сбор фольклор- ного материала (сказки, посло- вицы и поговор- ки, песни, эпос) о быте, обычаях и традициях одного из народов России. | ||
1. | Введение в новый предмет. Россия– многонациональная страна. | 1 | |||
2-3. | Русские. | 2 | |||
4-5 | Народы Поволжья и Урала. | 2 | |||
6. | Народы Северного Кавказа. | 1 | |||
7. | Народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
| 1 | |||
8. | «Дети дома одного». Обобщение по разделу. Контрольная работа №1 | 1 | |||
2 раздел. Религии народов России. ( 11 ч) | Рассказывать на основе учебника и других источников о традиционных религиях народов России; раскрывать их нравственные цен- ности. Объяснять, что объединяет религии народов России. Описывать (на основе иллюстра- ций учебника, непосредственного наблюдения и других источников) культовые сооружения. Показывать роль религии, отдельных религиозных деятелей в истории и культуре России. Объяснять, что такое веротерпи- мость. Обсуждать ситуации, касающиеся взаимоотношений между людьми, исповедующими разные религии. Участвовать в обсуждении сооб- щений одноклассников. | Экскурсия к культовым по- стройкам род-ного края. Групповая работа по поиску информации для подготовки небольших сообщений о ре- лигиозных празд- никах, памятни- ках религиозной культуры род-ного края. | |||
9-12 | Православие. | 4 | |||
13-15. | Ислам. | 3 | |||
16 | Буддизм | 1 | |||
17 | Буддизм. | 1 | |||
18. | Иудаизм. | 1 | |||
19. | Обобщение по разделу. Контрольная работа №2 | 1 | |||
3 раздел. Духовно-нравственные нормы и ценности. (12ч) | |||||
20-21. | Духовно- нравствен-ные черты народов России. | 2 | Характеризовать духовно- нравственные черты народов России, основываясь на материале учебника, фольклоре и других источников. Рассказывать о своей семье; оценивать характер семейных отношений. Составлять перечень своих обязанностей в семье. Обсуждать приведенный в учебнике материал об отношении детей к родителям и родителей к детям. Приводить примеры добрых дел (из учебника и других источников, включая и свои собственные поступки). Участвовать в обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные),примеры которых ото- браны в ходе групповой работы. Участвовать в коллективном составлении перечня духовно- нравственных норм, которые необходимы нам сегодня. | Моделирование ситуаций взаимо- отношения в се- мье, совместного труда. Беседы с родны- ми и близкими о взаимоотноше- ниях в семье, об истории и чести семьи (рода). Групповая ра- бота по поиску информации (из газет, телепере- дач, Интернета, непосредственно- го наблюдения) о поступках людей в повседневной жизни. | |
22-23. | «Самое дорогое у че- ловека – это жизнь». | 2 | |||
24-26. | Семейные ценности. | 3 | |||
27-28. | Нравственные цен- ности человеческого общества. | 2 | |||
29-30 | Любовь к Родине, верность Родине. | 2 | |||
31. | Обобщение материала раздела. Контрольная работа №3 | 1 | |||
4 раздел. Наш дом – Россия. (3ч) | |||||
32. | Россия – Родина моя. Русский язык– язык межнационального общения. | 1 | Объяснять смысл понятий «малая родина», «Родина», «россиянин». Раскрывать роль русского языка в межнациональном общении. Приводить примеры любви и преданности Отчизне, подвигов людей в Великую Отечественную войну. Составлять описание картин российских художников, представленных в учебнике; выражать своё отношение к изображению. Объяснять, что объединяет народы России, основываясь на материале учебника и знаниях, полученных в других курсах начальной школы. | Сбор материала на основе бесед с родными, посе- щения краеведче- ского (или других музеев), дополни- тельной литера- туры о подвигах солдат и коман- диров (включая своих родных и земляков) в годы Великой Отече- ственной войны | |
33. | Обобщение матери- ала по проблеме: Что объединяет народы России? | 1 | |||
34 | Защита творческих проектов по теме курса | 1 | |||
Итого : 34ч |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Литература для учащихся:
Программа обеспечивается учебниками для 4 классов(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век):
• Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Часть 1. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – 2012;
Для организации работы с разными источниками информации в классе, школьной библиотеке имеются
– научно-популярные, художественные книги, сборники фольклора народов России для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари,
художественные альбомы и др.;
– священные книги и символы традиционных религий России (для показа);
– государственные символы РФ (флаг, герб, звукозапись гимна);
– настенные карты (России, родного края);
– репродукции картин художников, отражающие материал курса;
– фотографии религиозных и культурных объектов, природы России, вида столиц национально-территориальных образований народов России и др.;
– предметы быта, одежды, художественных промыслов народов России.
Для полноценного проведения уроков курса ОРКиСЭ используется кабинет информатики школы, оснащенный компьютерами, интерактивной доской, проектором, сканером и принтером.
Используются материалы цифровых образовательных ресурсов:
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- Методический центр: http://numi.ru/
МАТЕРИАЛЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
- Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
- Совет муфтиев России
- Российская ассоциация буддистов
- Федерация еврейских общин России
- Клуб преподавателей курса «Религии мира»
- Клуб учителей ОРКСЭ
- Библиотека православной литературы
- Христианство
- Православное христианство
- Православный образовательный портал «Слово»
- Портал диакона Андрея Кураева
Нормативные документы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011г. № 2885 г.Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
- Информационное письмо «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года
- Приказ № 69 от 31.01.2012
- Приказ № 74 от 01.02.2012
- Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 уч.года комплексного курса»
- Письмо от 24 октября 2011г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
- О направлении методических рекомендаций ОРКСЭ
- Информационное письмо об изменениях в ФГОС по ОРКСЭ
ЛИТЕРАТУРА
- Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» :Учебно-методическое пособие.-Екатеринбург,2011
- Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: теория и практика преподавания: Материалы I Региональной научно-практической конференции преподавателей ОРКСЭ.-Томск-2011
- История мировых религий.-Томск-2011
- Ушакова Е.Ю. Методические материалы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Рассмотрено и согласовано» МО учителей младших кл. Протокол № 1 от 27.08. 2014г. Руководитель МО ………….(Н.А.Калинина) | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 28.08.2014г. | «Утверждаю» Директор СОГБОУ «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов» от 29.08. 2014г. …………(А.В.Поклонов) |
Рабочая программа по основам
религиозных культур и светской этики
для 4 класса VII вида
составлена учителем начальных классов
Шпаковой Еленой Александровной
г.Демидов,
2014-2015 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики"
Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы, примерной (авторской) программы по Основам ре...
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы светской этики»....
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс
Программа составлена на основе авторской программы А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», М., Просвещение, 2013 год, учебника...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)
Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс
Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным резуль...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии ...