Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Шпакова Елена Александровна
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okrse.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ADM\Documents\Panasonic\MFS\Scan\20131205_150045.jpg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии с нормативными документами  и методическими рекомендациями:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г.
  • Федеральный перечень учебников на 2014/2015 уч. год
  • Программа формирования универсальных учебных действий
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Образовательная программа начального общего образования ОУ
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (Положение об учебной  рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения)

Учебный курс введён в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжением  Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года.

Программа реализует образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования для данной образовательной области и предмета (ФГОС с.19, п.19.3):  

- Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.

- Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

        

Программа реализуется в течение 4 года обучения в начальной школе, 1 года изучения предмета.  

      Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.

     Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Задачи курса:

• расширение и систематизация знаний и представлений младших школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;

• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;

• развитие информационной культуры младших школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

        

Характеристика учебного предмета

      Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной, УМК «Гармония». Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.

   Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности младших школьников и их собственный социальный опыт, направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.

     Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогаю- щие младшим школьникам актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив (на уровне данной ступени образования) представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.

   Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:

– географии России (сведения о природе и населении);

– истории России и народов её населяющих;

– нравственным заповедям традиционных российских религий;

– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.

   Знания, которые получает ученик в начальной школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении. Этому способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.

      Младшие школьники ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.

    В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог младших школьников с одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:

– является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;

– способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;

– развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

      Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников.

    При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, Интернете и др.) для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.); сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.

    Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе реализует образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры». Программа и материал УМК рассчитан на 1 часа в неделю, 34 учебных недели, 34 часа в год. Программа реализуется за счет федеральной части учебного плана.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

• Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.

• Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.

• Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.

• Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.

Результаты изучения учебного предмета

       В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам начальной школы, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

У ученика будут сформированы:

• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

У школьника могут быть сформированы:

• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);

• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Младший школьник получит возможность научиться:

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

• понимать информацию, представленную в изобрази-

тельной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную

форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Школьник получит возможность научиться:

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или вне- урочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,

осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Школьник получит возможность научиться:

• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

В соответствии с текстом ФГОС НОО предметные результаты должны отражать (с. 12-13, п. 12.4):

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. осознание ценности человеческой жизни.

В результате изучения курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» ученик научится:

• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

Школьник получит возможность научиться:

• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;

• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

Содержание  программы

Раздел «Народы России»

     Россия – многонациональная страна. Каждый народ России – неотъемлемая её часть. Коренные народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники, художественные промыслы, вхождение в состав России.

   Национально-территориальные образования Российской Федерации на карте страны.

 Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.

Раздел «Религии народов России»

Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.

Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»

Человек – член общества. Главное богатство страны – люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Обще- человеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей. Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье.

Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.

Раздел «Наш дом – Россия»

Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Понятие «россиянин».

Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).

Календарно – тематический  план по основам светской этики и мировых религиозных культур»,4 класс

 п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Характеристика

деятельности учащихся

Экскурсии,

практические

и творческие

работы

Дата

1 раздел . Народы России. (8ч)

День знаний.

1

Характеризовать, на основе актуализации знаний из куса «Окружающий мир», Россию как многонациональную страну.

Объяснять, какие народы называются коренными народами России;

Приводить примеры, чем один народ отличается от другого.

Показывать на карте территорию

России, её столицу, ареал расселения русских по территории страны, национально-террито-риальные образования народов России.

Определять влияние природных условий на быт и занятия людей

(на основе карты и знаний из курса «Окружающий мир»).

Сравнивать (на основе иллюстраций) традиционные жилища; выявлять общие черты и отличия.

Описывать национальные костюмы, изделия народных промыслов.

Рассказывать (привлекая знания

из других курсов начальной школы, дополнительные источники,

свои наблюдения) о праздниках, обычаях и традициях коренных народов России.

Приводить примеры (на основе фольклора) отношения отдельных

народов России к своему языку,

обычаям и традициям.

Расширять свои знания о вхождении отдельных народов России в её состав.

Обобщать знания о народах России; объяснять, что каждый народ России её неотъемлемая часть.

Обсуждать ситуации, касающиеся

отношений между людьми разных

национальностей.

Участвовать в презентации о коренных народах России (например,

национальные праздники одного из

народов России) или в оформлении

альбома, посвященного народам,

проживающим в родном крае.

Экскурсия (при

наличии условий)

в краеведческий

музей для изуче-

ния быта народов России.

Беседы с родны-

ми и близкими,

представителями

коренных народов

России об особен-

ностях их обыча-

ев, традиций для

подготовки не-

больших сообще-

ний.

Сбор фольклор-

ного материала

(сказки, посло-

вицы и поговор-

ки, песни, эпос)

о быте, обычаях и традициях одного из народов России.

1.

Введение в новый предмет. Россия– многонациональная страна.

1

2-3.

Русские.

2

4-5

Народы Поволжья и Урала.

2

6.

Народы Северного

Кавказа.

1

7.

Народы Крайнего

Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

1

8.

«Дети дома одного».

Обобщение по разделу.

Контрольная работа №1

1

 2 раздел.  Религии народов России. ( 11 ч)

Рассказывать на основе учебника и других источников о традиционных религиях народов России;

раскрывать их нравственные цен-

ности.

Объяснять, что

объединяет религии народов России.

Описывать (на основе иллюстра-

ций учебника, непосредственного

наблюдения и других источников)

культовые сооружения.

Показывать роль религии, отдельных религиозных деятелей в истории и культуре России.

Объяснять, что такое веротерпи-

мость.

Обсуждать ситуации, касающиеся

взаимоотношений между людьми,

исповедующими разные религии.

Участвовать в обсуждении сооб-

щений одноклассников.

Экскурсия к

культовым по-

стройкам род-ного края.

Групповая работа по поиску информации для подготовки небольших

сообщений о ре-

лигиозных празд-

никах, памятни-

ках религиозной

культуры род-ного края.

9-12

Православие.

4

13-15.

Ислам.

3

16

Буддизм

1

17

Буддизм.

1

18.

Иудаизм.

1

19.

Обобщение

по разделу.

Контрольная работа №2

1

3 раздел. Духовно-нравственные нормы и ценности. (12ч)

20-21.

Духовно- нравствен-ные черты народов России.

2

Характеризовать духовно- нравственные черты народов России, основываясь на материале учебника, фольклоре и других источников.

Рассказывать о своей семье; оценивать характер семейных отношений.

Составлять перечень своих обязанностей в семье.

Обсуждать приведенный в учебнике материал об отношении детей к родителям и  родителей к детям.

Приводить примеры добрых дел (из учебника и других источников, включая и свои собственные поступки).

Участвовать в обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные),примеры которых ото-

браны в ходе групповой работы.

Участвовать в коллективном составлении перечня духовно-

нравственных норм, которые необходимы нам сегодня.

Моделирование

ситуаций взаимо-

отношения в се-

мье, совместного

труда.

Беседы с родны-

ми и близкими о

взаимоотноше-

ниях в семье, об

истории и чести

семьи (рода).

Групповая  ра-

бота по поиску

информации (из

газет, телепере-

дач, Интернета,

непосредственно-

го наблюдения) о

поступках людей

в повседневной

жизни.

22-23.

«Самое дорогое у че-

ловека – это жизнь».

2

24-26.

Семейные ценности.

3

27-28.

 Нравственные цен-

ности человеческого общества.

2

29-30

Любовь к Родине, верность Родине.

2

31.

Обобщение материала

раздела. Контрольная работа №3

1

4 раздел. Наш дом – Россия. (3ч)

32.

 Россия – Родина моя.

Русский язык– язык межнационального

общения.

1

Объяснять смысл понятий «малая

родина», «Родина», «россиянин».

Раскрывать роль русского языка в

межнациональном общении.

Приводить примеры любви и преданности Отчизне, подвигов людей в Великую Отечественную войну.

Составлять описание картин российских художников, представленных в учебнике; выражать своё отношение к изображению.

Объяснять, что объединяет народы

России, основываясь на материале

учебника и знаниях, полученных в

других курсах начальной школы.

Сбор материала

на основе бесед с

родными, посе-

щения краеведче-

ского (или других

музеев), дополни-

тельной литера-

туры о подвигах

солдат и коман-

диров (включая

своих родных и

земляков) в годы

Великой Отече-

ственной войны

33.

Обобщение матери-

ала по проблеме: Что

объединяет народы России?

1

34

 Защита творческих проектов по теме курса

1

Итого : 34ч

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Литература для учащихся:

Программа обеспечивается учебниками для 4 классов(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век):

• Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Часть 1. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – 2012;

Для организации работы с разными источниками информации  в классе, школьной библиотеке имеются

– научно-популярные, художественные книги, сборники фольклора народов России для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари,

художественные альбомы и др.;

– священные книги и символы традиционных религий России (для показа);

– государственные символы РФ (флаг, герб, звукозапись гимна);

– настенные карты (России, родного края);

– репродукции картин художников, отражающие материал курса;

– фотографии религиозных и культурных объектов, природы России, вида столиц национально-территориальных образований народов России и др.;

– предметы быта, одежды, художественных промыслов народов России.

Для полноценного проведения уроков курса ОРКиСЭ используется кабинет информатики школы, оснащенный компьютерами, интерактивной доской, проектором, сканером и принтером.

Используются материалы цифровых образовательных ресурсов:

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

-     Методический центр:   http://numi.ru/

   МАТЕРИАЛЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  2. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
  3. Совет муфтиев России
  4. Российская ассоциация буддистов
  5. Федерация еврейских общин России
  6. Клуб преподавателей курса «Религии мира»
  7. Клуб учителей  ОРКСЭ
  8. Библиотека православной литературы
  9. Христианство
  10. Православное христианство
  11. Православный образовательный портал «Слово»
  12. Портал диакона Андрея Кураева

Нормативные документы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011г. № 2885 г.Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
  2. Информационное письмо «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года
  3. Приказ № 69 от 31.01.2012
  4. Приказ № 74 от 01.02.2012
  5. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 уч.года комплексного курса»
  6. Письмо от 24 октября 2011г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
  7. О направлении методических рекомендаций ОРКСЭ
  8. Информационное письмо об изменениях в ФГОС по ОРКСЭ

ЛИТЕРАТУРА

  1. Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» :Учебно-методическое пособие.-Екатеринбург,2011
  2. Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: теория и практика преподавания: Материалы I Региональной научно-практической конференции преподавателей ОРКСЭ.-Томск-2011
  3. История мировых религий.-Томск-2011
  4. Ушакова Е.Ю. Методические материалы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

        

«Рассмотрено и согласовано»

МО учителей младших кл.

Протокол № 1

от 27.08. 2014г.

Руководитель МО

………….(Н.А.Калинина)

«Принята»

педагогическим советом

Протокол № 1

от 28.08.2014г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»

от 29.08. 2014г.

   …………(А.В.Поклонов)

Рабочая программа по основам

религиозных культур и светской этики

для 4 класса VII вида

составлена учителем начальных классов

Шпаковой Еленой Александровной

г.Демидов,

2014-2015 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы,  примерной (авторской) программы по Основам ре...

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс

Программа составлена на основе авторской программы А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», М., Просвещение, 2013 год, учебника...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)

Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")

Рабочая программа  "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс

Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным  резуль...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии ...