Конспект урока пои ОРКСЭ на тему "Культура и мораль"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на здании и уважении культурных и региональных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировозрений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока пои ОРКСЭ на тему "Культура и мораль" | 247.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы светской этики.
Урок на тему: «Культура и мораль».
Автор- Учитель начальных классов МОУ СОШ № 78 п.Чернышевск Наделяева Татьяна Васильевна.
ЦЕЛЬ: Формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.
ЗАДАЧИ:
- Ознакомить обучающихся с понятием «Мораль»;
- Ознакомить обучающихся в понятие «Культура»;
- Ознакомить с видами культуры (материальная, духовная);
- Научить различать культурные и моральные ценности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Обучающиеся узнают:
- что такое культура;
- что такое мораль;
Обучающиеся научатся:
- различать культурные и моральные ценности
- формулировать вопросы по изученному материалу
Обучающиеся освоят:
- первичные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа (тест), рефлексия.
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Ход урока.
«Мораль».
- Что за игрушку вы видите у меня в руках? (Неваляшка)
- Почему ее так назвали? (Варианты ответов )
- Если ее толкнуть, что произойдет? (Она вернется в исходное положение)
- Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит.
- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?(Варианты ответов)
- Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет?(Возможные варианты- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.)
- А кто еще тебя осудит за такое поведение?(Варианты- мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество)
- А что у нас есть какие- то правила в поведении?
- А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?(Если проще, то : как называется внешний контроль поведения , если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право?)
Мораль- это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
-Кто же устанавливает моральные нормы? Существует главное общечеловеческое требование, которое называется
«золотое правило» нравственности
- Мораль. Именно так и звучит первая часть темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия мораль, культура, и как они связаны друг с другом.
-Существует «золотое правило морали», вспомните его. (Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе)
- Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали). Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть, милосердие, щедрость.
- А сейчас, я предлагаю вам посмотреть на картинки, и выбрать, какие из этих поступков соответствуют золотому правилу морали, а какие нет?
-- А как появилось это золотое правило? Предположите.
- Мораль является элементом культуры. А что такое культура?
- Понятие культура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.
- Культура — это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.
- КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохи.
Культура делится на материальную и духовную.
Давайте составим схему в тетради для того чтобы мы могли четко понять, что такое материальная культура и духовная культура.
- Материальная культура включает в себя предметы человеческого труда
(-Физические объекты, созданные человеком
- Природные объекты, используемые человеком);
- Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем представления, идеи, ценности, традиции и обычаи, нормы и правила.
Существует много видов духовной культура:
1. политическая культура (идеалы и ценности людей в государстве);
2. правовая культура (законы, по которым люди живут в обществе);
3. мораль – особый вид духовной культуры
Физкультминутка.
Вывод: Таким образом мы с вами сегодня выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по- настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека.
Подведение итогов: Чтобы закрепить знания на сегодняшнем уроке предлагаю выполнить тест.
Тест
Вставьте пропущенное слово.
- Каждый народ создает свою собственную (…..).
- (…..) – это нормы и правила поведения человека с точки зрения представлений и добре и зле.
- Понятие культуры появилось:
а) В Древнем Китае
б) В Древнем Египте
в) В Древней Греции
г) В Древнем Риме
- Материальная культура – это
а) Животный мир
б) Природа
в) Предметы человеческого труда
г) Правила поведения
- Духовная культура – это
а) Природа
б) Предметы материального быта
в) Традиции и обычаи
г) Здания и музеи
- Правила поведения человека в обществе определяют:
а) Правила гигиены
б) Моральные нормы
в) Законы природы
г) Технические нормы
Рефлексия 1
Ребята, давайте оценим свою работу на уроке. Перед вами лежат таблицы, закрасьте ручкой ту клетку, как вы думаете, как работали вы, ваш сосед и весь класс. Те, кто закрасил листочки, положите их на край стола
Оценка работы на уроке | |||
Хорошо | Не очень хорошо | Мог бы лучше | |
Я работал на уроке | |||
Мой сосед по парте работал(а) | |||
Мой класс на уроке работал |
Домашнее задание: Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...
Конспект урока по ОРКСЭ. Тема урока Стыд, вина, извинение.
Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеформирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании констру...
Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»
Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.Задачи урока:- учебные:- ...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)
Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...