Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»
Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.
Задачи урока:
- учебные:
- раскрыть смысл понятий: «заповедь, мораль, нравственность»;
- ознакомить с заповедями иудаизма, христианства, ислама и буддизма;
- показать сходства и отличия заповедей данных религий мира;
- показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества.
- воспитательные:
- способствовать воспитанию уважительного отношения к культурам религий мира.
-развитие универсальных учебных действий:
- развитие умений смыслового чтения, вывода следствий, нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhuravleva_vp.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
"Школа с углубленным изучением информационных технологий №1368"
Конспект урока
по основам мировых религиозных культур
по теме:
«Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира».
Учитель: Журавлёва Валентина Петровна
Москва, 2016 год
Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»
Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.
Задачи урока:
- учебные:
- раскрыть смысл понятий: «заповедь, мораль, нравственность»;
- ознакомить с заповедями иудаизма, христианства, ислама и буддизма;
- показать сходства и отличия заповедей данных религий мира;
- показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества.
- воспитательные:
- способствовать воспитанию уважительного отношения к культурам религий мира.
-развитие универсальных учебных действий:
- развитие умений смыслового чтения, вывода следствий, нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.
Тип урока: урок первичного изучения новых знаний.
Основные понятия: заповедь, мораль.
Методическое обеспечение: учебник.
Виды деятельности: диалог, рассказ учителя, работа в группах, творческий поиск, моделирование, самостоятельная работа, рассматривание иллюстраций, слайдов.
Оборудование: проектор, экран, постеры, картинки (раздаточный материал).
Коммуникативные УУД:
1. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
3. Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
4. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Регулятивные УУД:
- Быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- Удерживать учебную задачу в процессе работы.
- Оценивать правильность выполнения задания.
- Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности.
Познавательные УУД:
1. Поиски способов решения проблемы.
2. Умение выделять существенную информацию из различных источников.
3. Понимать информацию, представленную лидерами групп.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Дети объединяются в 4 группы: «Православие», «Буддизм», «Ислам», «Иудаизм».
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор по основам мировых религиозных культур. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
2. Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков по теме "Праздники и календари".
- Давайте вспомним определение слова "Религия".
Каждой группе выдаются карточки с названиями праздников в мировых религиях. Дети должны назвать мировую религию и рассказать о празднике.
На карточках задание: заполните пропуски:
Песах — это главный праздник ________________________ .
Рождество — это день рождения _______________________ .
Мавлид — день рождения пророка _____________________ .
Дончод — день рождения, просветления и ухода ________________ .
3.Беседа.
- Все религии отвечают на вопрос о том, в чём ценность каждого отдельного человека и как мы все должны относится к своему ближнему. Важным принципом всех религий является принцип ценности и сохранения человеческой жизни. Тяжело жилось народам до образования единобожия (т.е. вера в одного бога). Много было несправедливости среди людей, велись войны, уничтожались целые племена. И как бы в один голос пытаются сказать человечеству: «Нам нужен мир! Мы все едины! Мы братья и сестры одной Вселенной!» С появлением единобожия каждая религия, изучив беды и ошибки человечества начинает выстраивать ряд правил, заповедей без которых не возможен мир на земле.
4. Постановка целей.
- Как вы можете объяснить, что такое мораль? Если дети не могуть объяснить, учитель объясняет.
- Как вы думаете, о чём будем вести беседу на уроке? Слайд с зашифрованным словом. Дети разгадывают «Заповедь». (О заповедях каждой религии.)
- Какова задача урока? Дети сами формулируют. (Выяснить, чем между собой отличаются заповеди каждой религии, чем они похожи.)
- Попытайтесь продолжить предложения.
Сегодня на уроке мы познакомимся ...
Сегодня мы узнаем.. .
5. Постановка проблемного вопроса.
На доске слайд «золотое правило нравственности» в разных религиях.
- Сейчас Вам предстоит изучить информацию учебника и ответить на главный вопрос урока: Что общего между нравственными заповедями в религиях мира?
6. Получение новых знаний.
Теоретический этап работы.
Работа в группах. Всем 4 группам выдается постер с названием одной из мировых религий, набор картинок.
Каждой группе даётся задание, прочитав стр. 68-71 в учебнике, выписать в постер основные заповеди в данной мировой религии, оформив в виде таблички. Дети самостоятельно выписывают заповеди и оформляют постер.
1 группа:
Христианство
- Верить в одного бога, не покланяться другим богам, благоговейно чтить его, не произносить его имя в обыденном разговоре, посвящать ему один из дней недели.
- Чтить отца и мать.
- Не убивать.
- Не красть.
- Сохранять верность в браке.
- Не лгать даже в мыслях.
- Не покушаться на то, что принадлежит другому человеку.
Основа нравственности: Основой всего сущего – является любовь к Богу. Не делай ближнему того, что неприятно тебе.
- группа:
Ислам
- Не убивать.
- Любить друг друга.
- Уважительно относиться к матерям «Рай находится под ногами наших матерей».
- Запрет на спиртное.
- Человеку необходимы добрососедские отношения.
Основа нравственности: Человеческая жизнь является наивысшей ценностью, а убийство одного человека приравнивается к убийству целого человечества.
- группа:
Буддизм
- Не стремиться к личной выгоде.
- Отказ от преднамеренного убийства любого живого существа.
- Отказ от воровства.
- От лжи.
- От супружеской неверности.
- От алкоголя.
Основа нравственности: Не причинять вред любому живому существу.
4 группа:
Иудаизм
- Верить в одного бога, не покланяться другим богам, благоговейно чтить его, не произносить его имя в обыденном разговоре, посвящать ему один из дней недели.
- Чтить отца и мать.
- Не убивать.
- Не красть
- Сохранять верность в браке.
- Не лгать даже в мыслях.
- Не покушаться на то, что принадлежит другому человеку.
Основа нравственности: Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему.
Дети оформляют постеры, собрав воедино таблички, названия праздников, картинки.
Каждая группа выбирает капитана, который руководит работой всей группы.
Выступление капитанов каждой группы.
Физминутка
1 группа:
По религии христианство было нарушено основное правило:
Не делай ближнему того, что неприятно тебе.
2 группа:
По религии ислама были нарушены следующие правила:
Человеку необходимы добрососедские отношения.
3 группа:
По религии буддизма Филька нарушил самое главное правило:
Не навреди всему живому на земле.
4 группа:
По религии иудаизма нарушено самое главное правило:
Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними.
- Все религии отвечают на вопрос, в чем ценность каждого отдельного человека и как мы все должны относиться к своему ближнему.
В Ветхом Завете содержатся предписания о том, как должен жить и вести себя человек. Эти предписания являются общими для иудеев и христиан.
Самые известные из них - это Десять заповедей, которые были дарованы Моисею на горе Синай самим Богом.
Иисусу Христу принадлежит краткая формулировка всех тех заповедей, которые ранее были даны человечеству: "Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего, как самого себя". Заповеди о любви к Богу и ближнему стали основой всего нравственного учения Христианской церкви.
Мусульмане считают, что основой творения и высшей ценностью является человек. Ислам предписывает людям любить друг друга и относиться друг к другу так, как они хотели бы, чтобы относи-лись к ним самим.
Основой поведения человека в буддизме считается ответственность за других. Буддисты считают: для того чтобы человек мог достичь счастья, он должен сделать счастли-выми других людей.
- Какое общее "Золотое правило нравственности" для всех культур мы можем вынести?
Обобщение:
Не делай ближнему того, что неприятно тебе.
Человеку необходимы добрососедские отношения.
Не навреди всему живому на земле.
Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними.
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Капитаны, протяните свою руку ладошкой вверх. Ребята, положите свои ладони на ладонь капитана. Поблагодарите друг друга за работу. Благодаря вашей дружной работе, у нас всё получилось.
- У каждой группы на столах лежат смайлики, выберите одного, чтобы показать ваше настроение на уроке.
8. Домашнее задание.
- Обсудите дома с родителями, как в нашей жизни отражены нравственные заповеди. Чем заповедь отличается от закона?
Учитель предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.
- Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Религия и мораль.Нравственные заповеди в религиях мира"
Кейс - технология. Фрагмент урока....
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Разработка урока по основам мировых религий и светской этики 4 класс, УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока “Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.”,
Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью систематизации знаний по теме «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира .» и формирование нравственного совершенствовани...
презентация к уроку по теме Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Тема урока: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира....
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)
Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...
Презентация к уроку ОРК и СЭ по теме:"Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира".
Презентация к уроку ОРК и СЭ по теме:"Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира"...
Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....