Методическая разработка "Священные сооружения религий мира", модуль "Основы мировых религиозных культур".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
В данном материале представлены презентация и конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 45.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Священные сооружения.
Кирова Марина Владимировна | |||
ГБОУ СОШ 508 Санкт-Петербург | |||
Учитель начальных классов. | |||
ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур» | |||
4 класс | |||
Урок 12. Священные сооружения | |||
Базовый учебник «Основы мировых религиозных культур» (А.Л.Беглов, Е. В.Саплина, Е.С.Токарева) |
- Цель урока: формирование представления о священных сооружениях религий мира.
9. Задачи:
- личностные
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве народов, культур и религий
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
- формирование уважительного отношения к разным религиям
- сформировать культуру поведения внутри сооружений;
- воспитание толерантных отношений.
- метапредметные
- определение учебной задачи и планирование выполнения этой задачи
- формирование навыка использования различных способов поиска, обработки, анализа информации
- вступать в учебный диалог в паре
-предметные
- сформировать представления о священных сооружениях мировых религий,
- выяснить для чего нужны священные сооружения,
- виды сооружений и их особенности.
- Тип урока: комбинированный.
- Формы работы учащихся: беседа, диалог с учащимися, работа в группах с источниками информации, использование ИКТ, заполнение таблицы, работа с иллюстративным материалом.
- Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | ||||||||||||
1 | 2 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||
1 | Организация деятельности учащихся. | Организует детей на работу Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Осуществляют самооценку готовности к уроку | Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности | ||||||||||||
2 | Актуализация знаний | -Назовите, какие мировые религии вам известны? - Кто является основоположником тех или иных религий? -Назовите священные книги религий. | Ответы учащихся. | Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других. Познавательные: представлять информацию. | ||||||||||||
3 | Введение в тему урока. Постановка проблемы | Обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью вопросов. Ребята, посмотрите на слайд и вы догадаетесь какая тема урока. Какую цель ставим перед уроком? - Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Но назначение у них одно – совместное участие верующих в ритуалах. Давайте попробуем предположить, к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся, и обоснуем наши ответы.
| Формулируют тему урока и ставят перед собой задачи. В тетрадь записать тему урока и назначение священных сооружений. | Регулятивные : постановка учебной задачи на основе соотнесения учащимися известного и усвоенного и неизвестного материала Коммуникативные: доносить свою позицию
| ||||||||||||
4 | Объяснение нового материала. | - Как вы думаете, для чего люди начали создавать священные сооружения, и могли ли они обойтись без них? - Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, которые становятся для этих людей священными. Слайд 4 Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Самое древнее и загадочное религиозное сооружение, дошедшее до наших дней, находится в Англии и называется Стоунхендж («стоун» по–английски « камень»). Стоухендж это не просто нагромождение камней, а священное сооружение? (Сооружение ориентировано четко по четырем сторонам света). Слайд 5 Позднее люди стали строить храмы, посвященные богам (Др. Греция, Др. Египет). Эти храмы были посвящены отдельным богам. | Ответы-предположения учащихся должны быть обоснованы | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение | ||||||||||||
- Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Священные здания иудаизма. Слайд 4 -Ребята, как вы думаете к какой религии относится данное священное сооружение? - Древние иудеи построили знаменитый Храм Единого Бога в Иерусалиме в середине X века до н.э. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа, в котором находились священные предметы, например, Ковчег со скрижалями. Завоевателями Храм был разрушен, и иудеи восприняли этот факт как величайшую трагедию. Уцелела лишь часть стены, которую считают святыней. Как она называется? Паломники – путешественники к святым местам – оплакивают разрушенный Храм у этой стены, названной Стеной Плача. Но совместные молитвы верующих не прекратились. В настоящее время главными священными зданиями (не храмами) являются синагоги. | ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: развивать умение слушать. | |||||||||||||||
Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах. Синагога - («дом собрания»),помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Слайд 5 Несмотря на внешние различия, внутреннее устройство синагог подчиняется единым правилам. У одной из стен зала для молитв расположен специальный шкаф для хранения рукописного свитка Торы, предназначенного для чтения во время богослужения. Тора читается с возвышения, находящегося в центре синагоги. Внутри синагоги располагается светильник – менора с обязательными семью фитилями, а также имеется каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней Десятью заповедями, когда-то прочитанными Богом Моисею. Слайд 6 В синагоге на богослужениях мужчины и женщины сидят отдельно в разных помещениях. Слайд 7. Головы мужчин, в знак смирения перед Богом, всегда должны быть покрыты кипой (маленькая круглая шапочка на затылке), широкополой шляпой или меховой шапкой. Во время молитвы мужчины покрывают голову еще и талитом – молитвенным покрывалом. | Дети записывают в словарь: синагога | |||||||||||||||
Голову еще и талитом -молитвенное покрывалом. -Посмотрев на следующий слайд вы догадаетесь о каком священном сооружении пойдет речь. Христианские храмы. - Для совершения богослужений и молитв первые христиане не сооружали специальных храмов, а собирались в жилых домах. Они также совершали богослужения в местах захоронений христиан, пострадавших за веру, которые находились в подземных гробницах – катакомбах. Позже появились христианские храмы – церкви. Слайд 8. Церковь – главное священное здание для христиан (христианские храмы). Внешние формы православных зданий разнообразны, но есть общие черты для христианских храмов. - Какие характерные черты христианских храмов вы можете определить? - | Запись термина в словарь: церковь Ответы учащихся. | |||||||||||||||
Храм венчается куполами. Форма куполов менялась в русском зодчестве. Более древняя - шлемовидная форма купола. Луковичная форма купола появилась намного позже и символизировала пламя свечи, напоминая огненные языки, устремлённые к небесам. Золотые купола главных храмов, посвященных Христу или православным праздникам, - символ небесной славы. Зеленые купола посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа. Синие купола со звездами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают о рождении Христа от Девы Марии. Храмы, посвященные святым, увенчаны куполами зеленого или серебряного цвета. Над главами возвышается крест. Это говорит о том, что храм христианский, и в нем прославляется распятый на кресте Христос, который является Главой Церкви. Количество куполов имеет символический смысл. Первоначально на Руси храмы имели одну главу.
| Запись термина в словарь: иконы Запись термина: фрески | |||||||||||||||
Число глав могло доходить и до тридцати. Слайд 9. Алтарь – самое главное священное место христианском храме. это священное место, где является людям Сам Господь Иисус Христос. Это бывает во время Божественной Литургии — Богослужения, в котором хлеб и вино становятся Телом Христовым и Его Кровью. Это очень радостное и вместе с тем страшное своим неземным величием Богослужение. Поэтому входить в алтарь разрешается не всем людям, но только лишь тем, кто совершает Божественные службы: епископам, священникам и диаконам, а также церковнослужителям Алтарь может быть отделен от остальной части храма преградой – иконостасом. На иконостасе ставятся иконы – изображения Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата. Слайд 10-11. В христианских храмах используются росписи стен – фрески. Кровлю христианского храма венчает крест. К храму примыкает колокольня или звонница, где расположены колокола. Их звон созывает верующих на богослужение, молитву. Слайд 12. В христианском храме принято соблюдать тишину. Мужчины при входе в храм снимают головной убор, а женщиныпокрывают голову платком. Во время богослужения верующие не поворачиваются спиной к алтарю. | ||||||||||||||||
6 | Первичное закрепление материала | Работа в группах:
(Каждая группа получает лист для записи). Слайд 13-16.
Проверка проделанной работы. | Выполняют данное задание. | Познавательные:
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в поиске и выборе информации, умение работать в группе. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. | ||||||||||||
7 | Итог урока (рефлексия) | Организует и активизирует рефлексию. -Какова была цель урока? - С какими священными сооружениями религий мира мы познакомились? -Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? -Что заполнилось вам сегодня на уроке? | Анализ процесса и результата своей работы Умение структурировать свои знания | Личностные: развивать умение выражать свои эмоции. | ||||||||||||
| Отвечают на вопросы. | Регулятивные: самооценка (выделения осознанного уровня усвоения) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||||||||||||
8 | Домашнее задание | Проводит разбор домашнего задания Учебник с.30-32. По желанию подготовить: нарисовать, понравившееся сооружение; подобрать иллюстративный материал к теме «Священные сооружения» | Записывают задания на дом. Задают вопросы. | Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера; Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс
Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...
"Хранители предания в религиях мира".4 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур"
В ходе изучения темы учащиеся знакомятся с хранителями предания мировых религий от древних времён до наших дней....
Методическая разработка (тест) Тема «Культура и религия» (Модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Тест по ОРКСЭ по теме "Культура и религия". 4 класс....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»
Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...
Методическая разработка "Хранители предания в религиях мира" ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"4 класс УМК "Школа России"
Данную методическую разработку можно использовать на уроке ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозныз культур" в 4 классе УМК "Школа России". Разработка включает в себя конспект уро...
Методическая разработка по модулю ОРКСЭ " Основы мировых религиозных культур"
Священные сооружения....