Методическая разработка "Священные сооружения религий мира", модуль "Основы мировых религиозных культур".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Кирова Марина Владимировна

 В данном материале представлены презентация и конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА
          Священные сооружения.

Кирова Марина Владимировна

ГБОУ СОШ 508 Санкт-Петербург

Учитель начальных классов.

ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур»

4 класс

Урок 12. Священные сооружения

Базовый учебник «Основы мировых религиозных культур» (А.Л.Беглов, Е. В.Саплина, Е.С.Токарева)

  1. Цель  урока: формирование представления о священных сооружениях религий мира.

9. Задачи:

- личностные

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве народов, культур и религий
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
  • формирование уважительного отношения к разным религиям
  • сформировать культуру поведения внутри сооружений;
  • воспитание толерантных отношений.

   - метапредметные 

  • определение учебной задачи и планирование выполнения этой задачи
  • формирование навыка использования различных способов поиска, обработки, анализа информации
  • вступать в учебный диалог в паре

-предметные

  • сформировать представления о священных сооружениях мировых религий,
  • выяснить для чего нужны священные сооружения,
  • виды сооружений и их особенности.
  1. Тип урока: комбинированный.
  2. Формы работы учащихся: беседа, диалог с учащимися, работа в группах с источниками информации, использование ИКТ, заполнение таблицы, работа с иллюстративным материалом.
  3. Необходимое техническое оборудование:  интерактивная доска.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1

2

5

6

7

1

Организация деятельности учащихся.

Организует детей на работу

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Осуществляют самооценку готовности к уроку

Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности

2

Актуализация знаний

-Назовите, какие мировые религии вам известны?

- Кто является основоположником тех или иных религий?

-Назовите священные книги религий.

Ответы учащихся.

Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других.

Познавательные: представлять информацию.

3

Введение в тему урока. Постановка проблемы

Обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью вопросов.

Ребята, посмотрите на слайд и вы догадаетесь какая тема урока.

Какую цель ставим перед уроком?

- Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Но назначение у них одно – совместное участие верующих в ритуалах. Давайте попробуем предположить, к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся, и обоснуем наши ответы.
- Сложная задача? Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно.

                                             

Формулируют тему урока и ставят перед собой задачи. В тетрадь записать тему урока и назначение священных сооружений.

Регулятивные : постановка учебной задачи на основе соотнесения учащимися  известного и усвоенного и неизвестного материала

Коммуникативные: доносить свою позицию

     

4

Объяснение нового материала.

- Как вы думаете, для чего люди начали создавать священные сооружения, и могли ли они обойтись без них?

- Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях,  которые становятся для этих людей священными.

Слайд 4

Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы.

Самое древнее и загадочное религиозное сооружение, дошедшее до наших дней, находится в Англии и называется Стоунхендж («стоун» по–английски « камень»). Стоухендж это не просто нагромождение камней, а священное сооружение? (Сооружение ориентировано четко по четырем сторонам света).

Слайд 5

Позднее люди стали строить храмы, посвященные богам (Др. Греция, Др. Египет). Эти храмы были посвящены отдельным богам.

Ответы-предположения учащихся должны быть обоснованы

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации,  умение

-    Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Священные здания иудаизма.

Слайд 4

 -Ребята, как вы думаете к какой религии относится данное священное сооружение?

- Древние иудеи построили знаменитый Храм Единого Бога в Иерусалиме в середине X века до н.э. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа, в котором находились священные предметы, например, Ковчег со скрижалями. Завоевателями Храм был разрушен, и иудеи восприняли этот факт как величайшую трагедию. Уцелела лишь часть стены, которую считают святыней.

Как она называется?

Паломники – путешественники к святым местам – оплакивают разрушенный Храм у этой стены, названной Стеной Плача. Но совместные молитвы верующих не прекратились. В настоящее время главными священными зданиями (не храмами) являются синагоги.

ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: развивать умение слушать.

Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах.

Синагога - («дом собрания»),помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. 

Слайд 5   Несмотря на внешние различия, внутреннее устройство синагог подчиняется единым правилам. У одной из стен зала для молитв расположен специальный шкаф для хранения рукописного свитка Торы, предназначенного для чтения во время богослужения. Тора читается с возвышения, находящегося в центре синагоги. Внутри синагоги располагается светильник – менора с обязательными семью фитилями, а также имеется каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней Десятью заповедями, когда-то прочитанными Богом Моисею.

 Слайд 6 В синагоге на богослужениях мужчины и женщины сидят отдельно в разных помещениях.

 Слайд 7.  Головы мужчин, в знак смирения перед Богом, всегда должны быть покрыты кипой (маленькая круглая шапочка на затылке), широкополой шляпой или меховой шапкой. Во время молитвы мужчины покрывают

 голову еще и талитом – молитвенным покрывалом.

Дети записывают в словарь: синагога

Голову еще и талитом -молитвенное покрывалом.

-Посмотрев на следующий слайд вы догадаетесь о каком священном сооружении пойдет речь.

Христианские храмы.

- Для совершения богослужений и молитв первые христиане не сооружали специальных храмов, а собирались в жилых домах. Они также совершали богослужения в местах захоронений христиан, пострадавших за веру, которые находились в подземных гробницах – катакомбах. Позже появились христианские храмы – церкви.

Слайд 8.   Церковь – главное священное здание для христиан (христианские храмы). Внешние формы православных зданий разнообразны, но есть общие черты для христианских храмов.

- Какие характерные черты христианских храмов вы можете определить? 

-

Запись термина  в словарь: церковь

Ответы учащихся.

Храм венчается куполами. Форма куполов менялась в русском зодчестве. Более древняя - шлемовидная форма купола. Луковичная форма купола появилась намного позже и символизировала пламя свечи, напоминая огненные языки, устремлённые к небесам.

Золотые купола главных храмов, посвященных Христу или православным праздникам, - символ небесной славы. Зеленые купола посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа. Синие купола со звездами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают о рождении Христа от Девы Марии. Храмы, посвященные святым, увенчаны куполами зеленого или серебряного цвета.

Над главами возвышается крест. Это говорит о том, что храм христианский, и в нем прославляется распятый на кресте Христос, который является Главой Церкви.

Количество куполов имеет символический смысл.

Первоначально на Руси храмы имели одну главу.

  • один купол знаменует единство Бога;
  • два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа;
  • три купола знаменуют Святую Троицу;
  • четыре купола — Четвероевангелие, четыре стороны света;
  • пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов;
  • семь куполов знаменуют семь таинств Церкви;
  • девять куполов ставится по числу ангельских чинов;
  • тринадцать куполов символизируют Христа и двенадцать апостолов.

Запись термина  в словарь:  иконы

Запись термина: фрески

Число глав могло доходить и до тридцати.

Слайд 9. Алтарь – самое главное священное место христианском храме. это священное место, где является людям Сам Господь Иисус Христос. Это бывает во время Божественной Литургии — Богослужения, в котором хлеб и вино становятся Телом Христовым и Его Кровью. Это очень радостное и вместе с тем страшное своим неземным величием Богослужение. Поэтому входить в алтарь разрешается не всем людям, но только лишь тем, кто совершает Божественные службы: епископам, священникам и диаконам, а также церковнослужителям Алтарь может быть отделен от остальной части храма преградой – иконостасом. На иконостасе ставятся иконы – изображения Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата.

Слайд 10-11. В христианских храмах используются росписи стен – фрески. Кровлю христианского храма венчает крест. К храму примыкает колокольня или звонница, где расположены колокола. Их звон созывает верующих на богослужение, молитву.

Слайд 12. В христианском храме принято соблюдать тишину. Мужчины при входе в храм снимают головной убор, а женщиныпокрывают голову платком. Во время богослужения верующие не поворачиваются спиной к алтарю.

6

Первичное закрепление материала

Работа в группах:

  •     Определить к какой религиозной культуре относятся изображения и как это  называется.  

    (Каждая группа получает лист для записи). Слайд 13-16.

Православная культура

Иудейская культура

2.Иконостас

1. Менора

3.Икона

5. Синагога

4.Храм (церковь)

6. Стена плача

7.Фрески

8. Кипа

9.Колокольня (колокола)

Проверка проделанной работы.

Выполняют данное задание.

Познавательные:

  • перерабатывать  информацию(анализировать, группировать)

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в поиске и выборе информации, умение работать в группе.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

7

Итог урока (рефлексия)

Организует и активизирует рефлексию.

-Какова была цель урока?

- С какими священными сооружениями религий мира мы познакомились?

-Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?

-Что заполнилось вам сегодня на уроке?

Анализ процесса и результата своей работы

Умение структурировать свои знания

Личностные: развивать умение выражать свои эмоции.

 

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: самооценка (выделения осознанного уровня усвоения)

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Домашнее задание

Проводит разбор домашнего задания

Учебник с.30-32. По желанию подготовить: нарисовать, понравившееся сооружение; подобрать иллюстративный материал к теме «Священные сооружения»

Записывают задания на дом. Задают вопросы.

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  характера;

Коммуникативные:

 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение слушать и вступать в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс

Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

"Хранители предания в религиях мира".4 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур"

В ходе изучения темы учащиеся знакомятся с хранителями предания мировых религий от древних времён до наших дней....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»

Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...

Методическая разработка "Хранители предания в религиях мира" ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"4 класс УМК "Школа России"

Данную методическую разработку можно использовать на уроке ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозныз культур" в 4 классе УМК "Школа России". Разработка включает в себя конспект уро...