Методическая разработка по модулю ОРКСЭ " Основы мировых религиозных культур"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме: «Священные сооружения» по предмету ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур».
Кузнецовой Н.А. ГБОУ СОШ № 176 Калининского района.
Цель урока: Познакомить с понятиями «священное сооружение».
Задачи: Сформировать представление об основные священные сооружения мировых религий: церковь, храм, синагога, пагода.
Научить различать священные сооружения.
Воспитывать бережное отношение к священным сооружениям как к памятникам культуры.
Развивать логическое мышление, речь.
Воспитывать толерантное отношение к представителям различных конфессий.
Виды деятельности:беседа, устный рассказ, самостоятельная работа с учебником, творческая работа учащихся.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал, карточки с буквами, иллюстрации священных сооружений для раскрашивания.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
На доске вывешены буквы, правильно соединив вы определите тему нашего урока.
Итак, тема: «Священные сооружения».
- А для чего нужны эти сооружения? (предположения учащихся).
Вывод: верующие люди совместные ритуальные действия выполняют в этих сооружениях, которые становятся для этих людей священными.
- Введение в тему урока.
Рассмотрим фотографии этих сооружений. Они очень красивые и разные, но назначение у них одно.
Уже в далёкие времена люди собирались вместе, чтобы помолиться, поблагодарить и что-то попросить у своих богов. Затем стали сооружать храмы.
- Работа по теме урока.
Рассмотрите первое сооружение –это церковь, название православного храма.
Первые христиане не сооружали храмов, а собирались в жилых домах или в местах захоронений христиан.
Здание церкви венчает купол с установленным на нём крестом. Куполов может быть разное число. К храму примыкает колокольня или звонница, где расположены колокола. Их звон созывает верующих на богослужение, молитву. В храме принято соблюдать тишину. Мужчины при входе в храм снимают головной убор, а женщины покрывают голову платком. Во время богослужения верующие не поворачиваются спиной к алтарю (самому главному месту в храме). Алтарь может быть отделён от остальной части храма преградой- иконостасом. На иконостасе ставятся иконы- изображения Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата. В христианских храмах используются росписи стен – фрески.
Посмотрите на этот необычный храм. Это Церковь иконы Божией матери «Неопалимая Купина» в городе Дятьково (Брянская область).
Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких иконостасов. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов. Уникальные подсвечники из стекла в человеческий рост украшали церковь до 1929 года.
Удивительный храм разрушили, но 1990 году разрушенный храм был воссоздан и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом- такой сплав идёт на изготовление самой дорогой посуды. Храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что даёт эффект радужного свечения.
Рассмотрим второе сооружение- это мечеть, название исламского храма. Купол имеет покруглую форму и увенчан полумесяцем. У мечетей имеет специальная башня – минарет, с которой на молитву призывают верующих. В переводе с арабского это слово обозначает «маяк». С верхней площадки минарета, священник (муэдзин) пять раз в день созывает верующих на молитву. Его пение-призыв слышен на очень большом расстоянии. Мечеть может иметь несколько минаретов, но их не должно быть более 8. Во всех мечетях обязательно имеется ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки, священного города для мусульман, которая указывает, куда верующие должны повернуться лицом во время молитвы. На стенах нет картин, а лишь специальные надписи- стихи из Корана. В мечеть верующие входят без обуви. Одежда женщин должна закрывать всё тело, оставив открытым только лицо и кисти рук. В мечети женщины и мужчины молятся отдельно.
Посмотрите на эту мечеть «Ляля-Тюльпан» в Уфе.
Внешний облик напоминает цветок тюльпана. На бутоны похожи и минареты.
Следующее сооружение – это буддийский храм- дацан. Тибетское слово «дацан» означает монастырская школа. Внутри –это большой прямоугольный зал. Перед изображениями божеств устанавливается алтарь- обтянутый материей стол, с расставленными на нём различными ритуальными предметами (колокольчик с дордже, чётки). Над помостом, где проходят богослужения сидят буддийские монахи, свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шелковые платки, зонты, наполненные ароматными травами шары и фонари. При входе в храм верующие снимают головной убор. В храме они сидят на скамейках или на полу. Мы уже говорили, что тело Будды было сожжено на погребальном костре, а прах помещен в специальные сооружения- ступы. Ступа- означает погребальный холм. Позже были построены более сложные ступу, которые превратились в высокие многоярусные строения- пагоды. Пагоды возводили в честь деяния знаменитых людей или какого-то важного и значимого события из жизни паломников, монахов или священнослужителей.
Посмотрите на последнее сооружение, которое мы сегодня рассмотрим- это синагога.
Группы евреев используют для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний». В синагоге у одной из стен зала для молитв расположен специальный шкаф для хранения рукописного свитка Торы, предназначенного чтения во время богослужения. Тора читается с возвышения, находящегося в центре синагоги. Внутри располагается светильник- менора с обязательными семью фитилями, а также имеется каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней Десятью заповедями, когда-то прочитанными Богом Моисею. В синагоге на богослужениях мужчины и женщины сидят отдельно в разных помещениях. Головы мужчин, в знак смирения перед Богом, всегда должна быть покрыта кипой (маленькая круглая шапочка на затылке), широкополой шляпой или меховой шапкой.
Посмотрите на Большую Варшавскую Синагогу. На момент открытия в 1878 году считалась крупнейшей синагогой в мире.
Внутри стояли большие золотые подсвечники.
Когда фашисты вторглись в Польшу, раввин приказал спрятать их. Потом их продали шведской баронессе. Позже она их подарила Израилю и сейчас их можно видеть в музее в Иерусалиме.
- Работа по учебнику.
Давайте откроем учебник и ещё раз рассмотрим священные сооружения и повторим, что мы сегодня узнали.
- Какие священные сооружения религий мира мы знаем?
- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?
6. Игра «да или нет».
А сейчас поиграем в игру. Я задаю вопрос, а вы отвечаете на него.
А) У пагоды есть колокола? (нет).
Б) Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? (нет).
В) Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? (да).
Г) Вправославном храме мы увидим иконы? (да).
Д) Мечеть- это священное сооружение буддистов? (нет).
Е) Синагога- это здание, где молятся иудеи? (да).
Ё) Священное сооружение любой религии — это шедевр архитектуры? (да).
Ж) У пагоды два купола? (нет).
З) Священными сооружениями называют сооружения, в которых верующие совершают ритуальные действия? (да).
И) Синагоги – это «дома свиданий» для совместного чтения книг? (нет).
К) Есть ли в мечети картины, скульптуры и изображения живых существ? (нет).
7. Творческая работа учащихся.
Я сейчас вам выдам изображения священных сооружений, а вам надо будет раскрасить, а потом мы сделаем выставку.
8. Подведение итогов.
- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?
- Как должны к ним относится люди?
- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения?
- А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ. "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"
ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ОРКСЭ. МОДУЛЬ "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"...
ОРКСЭ основы мировых религиозных культур
Тема "Возникновение религий" 4 урок...
Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...
Рабочая программа к курсу ОРКСЭ (Основы мировых религиозных культур)
Рабочая программа разработана для 4 класса...
Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"
Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...
ОРКСЭ основы мировых религиозных культур
ОРКСЭ основы мировых религиозных культур...
ОРКСЭ "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Развёрнутое календарно-тематическое планирование
Развёрнутое календарно-тематическое планирование включает в себя пояснительную записку к курсу "Основы мировых религиозных культур", планируемые результаты, УУД, содержание учебного курса, К...