Разработка урока-экскурсии "Храм. Икона"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Урок-экскурсия по теме «Храм. Икона» (ОРКСЭ, 4 классы) проводился с участием иерея Романа (Капитанюка), с привлечением родителей в Храме святого апостола Андрея Первозванного города Фокино.
Ведущими были определены здоровьесберегающие технологии. Необходимые знания и умения, учащиеся получали на свежем воздухе, передвигаясь по храмовому комплексу, изучая строение и внешние архитектурные особенности православного храма. Затем обучение было продолжено в просторном, хорошо освещенном храме, где экскурсия предполагала активное движение из одной части храма в другую, поиск икон с различными образами Иисуса Христа и святых Его, а также поднятие на уровень расположения церковного хора. Дети и родители получили возможность поставить свечу перед выбранной ими иконой и заглянуть в «святая святых» - алтарь. Экскурсионный метод обеспечил необходимую смену видов деятельности на уроке и практическое исследование посредством активного визуального включения в процесс получения новых знаний. Правила поведения и технику безопасности обеспечивали родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya_-_hram.ikona_.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока-экскурсии по Основам православной культуры
Тема урока-экскурсии: «Храм. Икона»
Основной формой обучения в общеобразовательной школе является урок, но для изучения художественной культуры Православия, а именно: архитектуры Храма, его строения, внутреннего устройства и церковной живописи – икон, больше подходит такая внеурочная форма, как экскурсия. Экскурсия может быть виртуальной и непосредственной, практической.
Место проведения: Храм Святого апостола Андрея Первозванного город Фокино.
Особенности урока: ведущей технологией урока является технология здоровьесбережения. Урок проводится совместно с настоятелем Храма Святого апостола Андрея Первозванного иереем Романом (Капитанюком), для двух четвертых классов одновременно и объединяет смысловую часть двух тем «Храм» и «Икона». Экскурсионный метод является основным и предполагает эвристическую беседу, практическое исследование посредством активного визуального включения в процесс получения новых знаний.
Следует заранее заручиться позволением на посещение Храма у родителей учеников, обратиться с просьбой к родителям девочек приготовить для посещения Храма платок. Учитывая необходимость передвижения из школы в Храм и обратно, а также большой объем учебной информации для урока отводиться 60 мин. Для решения вопроса дисциплины и безопасного передвижения по улице и нахождения на клиросе к проведению урока-экскурсии подключаются классные руководители и родители учеников.
Накануне экскурсии необходимо проинструктировать детей о правилах поведения в Храме вообще, безотносительно к церковной службе. При входе и выходе из храма православный человек должен перекреститься. Объяснить детям, как правильно осенить себя крестным знамением нужно, но заставлять креститься детей не следует – пусть дети сами примут решение. Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, женщины, напротив, должны иметь головной убор. Древнехристианская традиция отводила мужчинам место в храме по правую, а женщинам по левую сторону. В храме не бегают, не совершают резких движений, разговоры сводят к минимуму.
Глоссарий к уроку переполнен терминами и понятиями, поэтому на следующем уроке целесообразно вклеить в тетради, предварительно распечатанные листы с глоссарием.
ЦЕЛЬ: введение в традицию художественной культуры Православия посредством посещения храма.
Задачи:
- Познакомить со строением и предназначением православного Храма посредством демонстрирования внешних очертаний архитектуры Храма и его внутреннего устройства.
- сформировать понимание того, что такое «икона», в чем ее предназначение и отличие от картины
- обобщить и закрепить уже знакомые ребятам понятия художественной культуры Православия
- научить получать новые знания посредством экскурсии
- научить правилам поведения в Храме
В области формирования УУД
Личностные:
- формирование мотивации к изучению православной культуры и бережного отношению к материальным и духовным ценностям;
- приобретение навыков поведения на экскурсии вообще и в Храме в частности в соответствии с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- развитие навыков восприятия информации в ходе экскурсии;
Познавательные:
- знакомство с элементами мировой культуры посредством изучения и архитектуры и иконописи в православном храме;
- раскрытие новых возможностей в поиске источников информации;
Регулятивные:
- формирование умения определять цель, задачи урока;
- способность выстраивать логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных на экскурсии;
- умение определить причинно-следственную связь между православной верой и предназначением храма и иконы;
Коммуникативные:
- развитие навыков общения в условиях экскурсии как со сверстниками, так и с экскурсоводом;
Ожидаемые результаты:
1. Умение узнавать облик православного храма и понимать особенности его внутреннего устройства.
2. Умение объяснить предназначение иконы и ее отличие от картины.
3. Приобретение этических навыков и умения добывать нужную информацию в процессе урока-экскурсии в Храме.
4. Приобретение нравственного и духовного опыта учениками 4-го класса в процессе изучения православной архитектуры и икон.
5. Формирование мотивации к дальнейшему изучению основ православной культуры.
Методическое обеспечение урока:
1. Кураев, А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / А.В. Кураев. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.
2. Методические рекомендации по реализации модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». / Авт.-сост.: Г. А. Шешерина. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2015. - 96 с.
3. Методическое пособие для учителя по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». / Авт.-сост.: Г. А. Шешерина. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2016. - 65 с.
Электронные источники:
1. Малков П.Ю. Таинства в Православной Церкви. Православная энциклопедия. Азбука веры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/tainstva-v-pravoslavnoj-cerkvi#prichashhenie
2. Говорун С.Н. Православие и иконопочитание. Православная энциклопедия. Азбука веры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/pravoslavie-i-ikonopochitanie
3. Алексеев С.В. Икона и картина. Православная энциклопедия. Азбука веры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/ikona-i-kartina
4. Кутковой В. С. О нимбах. Православная энциклопедия. Азбука веры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/o-nimbax
ХОД урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Дети, останавливаются возле Храма и встав полукругом, слушают и рассматривают то, о чем говорит учитель. Учитель озвучивает тему урока: «Храм. Икона» и начинает урок-экскурсию:
II. ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ ВНЕ ХРАМА.
1) Храмовая территория огорожена, на ней находится сам Храм, воскресная школа и хозяйственные постройки.
2) В архитектурной линии Храма выделяются по горизонтали: притвор, средняя часть, алтарная часть, по вертикали – две главы, увенчанные православными крестами, под одной из них – колокольня.
3) Территория перед входом в храм – паперть. На ней, по благословению настоятеля Храма, люди, испытывающие нужду, просят милостыню. Над входом располагается храмовая икона, которая, по традиции, отображает образ святого (в данном храме - св. апостол Андрей Первозванный), в честь которого назван Храм.
Учитель и дети входят в Храм, останавливаются в притворе. Их приветствует о.Роман. Мальчики снимают головные уборы, девочки надевают косынки. Урок продолжатся.
Учитель - История Православной Руси - это тысячелетняя нескончаемая летопись, повествующая о жизни святых обителей и храмов Божиих, которые с верой и упованием на Бога возводили наши предки, не мысля своего существования без Храма. Какие бы тяжелые времена ни переживало наше Отечество, будь то Татаро-монгольское иго, польско-литовское нашествие или Отечественная война 1812 гола, православные стремились в первую очередь защитить святыни. Как только наступало мирное время, сразу приступали к восстановлению разрушенных храмов и строительству новых.
Наш Храм, названный в честь Святого апостола Андрея Первозванного, открыл свои двери для прихожан в 2000-ом году. Настоятелем храма является отец Роман, который встретил нас сегодня в этом храме.
III. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
Ученикам предлагается определить цель и задачи урока. Учитель акцентирует внимание ребят на правильных предположениях и проговаривает еще раз цель и задачи урока.
IV. ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ ВНУТРИ ХРАМА.
Учитель - Я предлагаю вам осмыслить устройство православного Храма, находясь внутри него, сопоставляя с тем, что вам уже было сказано на территории храма:
1) Мы стоим в притворе, в котором находится иконная лавка и канун – квадратный как стол подсвечник. Это единственное место в Храме, где люди ставят свечи, вспоминая умерших («за упокой»). Просят Бога принять душу умершего в Царство Небесное. Все другие подсвечники дают возможность поставить свечу, обратившись с просьбой к Богу, святым, ангелам помочь родным и близким ныне живущим. О таких свечах принято говорить: «Поставить «за здравие». Над притвором находится одна из глав и колокольня, которые вы рассматривали прежде чем войти в храм.
2) Перед нами – средняя часть храма. Посмотрите вверх – мы видим большую церковную люстру – паникадило. Над этой частью храма возвышается центральная глава.
3) Та часть храма, которую мы назвали «алтарная» мы не можем увидеть, потому что она скрыта от наших глаз высоким иконостасом. Там, в алтаре, находится «святая святых» православных христиан – престол, который преобразует (символизирует) Саму Главу Церкви – Иисуса Христа.
О том, что находится в алтаре и для чего алтарь существует знают священники. Поэтому я передаю слово священнику о.Роману.
о.Роман – Первое, на что обращают внимание, заходя в храм – это на большой, высокий иконостас, многоярусную стену из икон, а потом – на красивые двери в центре. Верно?.. Эти двери называются Царскими вратами, во время богослужения они, в нужный момент открываются и закрываются. Справа от Царских Врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Девы Марии, Богородицы. За Царскими Вратами находится алтарь, который с самых первых веков христианства сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. Вы можете увидеть возвышение и в нашем храме… Алтарь имеет чрезвычайно высокое духовное значение. В христианском храме – это место особого пребывания Господа Иисуса Христа. В алтаре могут находиться только священники и те, кто помогает в службе священнику. Причем женщине заходить в алтарь запрещено, так же, как и быть священником, тем, кто совершает Таинство. Сейчас я открою Врата, и вы сможете увидеть «святая святых» - престол, на котором совершается Таинство Евхаристии. Про Евхаристию учитель расскажет вам лишь в третьей четверти, но, если вы проявите свою любознательность и, опережая события, подготовите сообщение «Таинство Евхаристии» к концу месяца, то сможете получить в качестве поощрения церковный календарь. Сегодня скажу только, что Таинство Евхаристии предшествует Причастию, которое является неотъемлемой частью жизни христианина.
ЗАДАНИЕ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ – «Сообщение на тему: «Таинство Евхаристии».
Священник подходит к престолу и рассказывает о том, что на нем находится.
о.Роман – Вот этот четырехугольный плат с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа носит название антиминс. Кроме этого на антиминсе изображены орудия казни Христа, а по углам четыре евангелиста с их символами – тельцом, львом, человеком и орлом.
На престоле обязательно располагаются Напрестольное Евангелие, Напрестольный Крест, Дарохранительница - сосуд, похожий на церковь (Храм) и символизирующий собой саму Церковь, в нем хранят частицы Тела Христова для Причастия.
Причастие - это такое Таинство, при котором православный христианин не символически, а по вере, реально и живо соединяется со Христом Богом.
Вот этот маленький домик-часовенка с дверцей и с крестом наверху - Дароносица. Если нужно причастить тяжелобольного человека дома или в больнице, священник помещает в Дароносицу - маленький домик-часовенку с дверцей и с крестом наверху, ящичек с частицами Тела Христова, маленький ковшик, ложечку. Дароносицу священник носит исключительно на груди в особом мешочке.
Вот этот красивый подсвечник с семью свечами так и называется «семисвечник». В Библии написано, что Сам Господь приказал изготовить семисвечник ветхозаветному пророк Моисею. Семисвечник - священный символ благодатных даров Святого Духа, а поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник указывает также на семь церковных таинств. Про одно их них, про Таинство Евхаристии, мы попросили вас написать сообщение.
V. НА КЛИРОСЕ.
Дети поднимаются на второй этаж – на клирос, где во время богослужения поет церковный хор. С клироса открывается красивый вид на иконостас, паникадило и купол. Для продолжения урока ученики возвращаются в среднюю часть Храма.
VI. ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ ОБ ИКОНЕ.
Учитель – Всё в православном Храме говорит о Боге и в православии Храм принято называть «Божий дом». Этот дом наполнен Божьим Светом и иконами.
Иконы – это живописное изображение Бога или святых, являющаяся предметом почитания у христиан. Того, кто пишет иконы называют иконописец. Посмотрите на стены храма и иконостас, вы можете сказать кто изображен на иконах?..
(ответы детей)
Икон в нашем храме много, но если разделить их по признаку «Кто изображен», то это будет пять больших групп: «Образ Иисуса Христа», «Образ Богоматери», «Образы святых», «Образы ангелов» и «Образы Библейских событий и праздников». Среди этих икон есть образы святых и ангелов с вашими именами. Христиане называют таких святых своими Небесными покровителями. Иконы покровителей в Храме могут найти Марии, Гаврилы, Михаилы, Татьяны, Владимиры, Анны, Сергеи, Софьи, Веры, Надежды, Любови, Константины, Елены, Светланы и многие другие.
Икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа). Икона заполнена светом, добром и любовью, поэтому предмет на иконе не отбрасывает тень. Свет вообще главное на иконе, и он проступает через лик и фигуру святого человека, образует золотой фон, разливается вокруг его головы, образуя нимб. Нимб - знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысли святого.
Еще одна отличительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Таким образом иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.
На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта, которая указывает на земной мир. Линии на иконе не сходятся вдали, а расходятся. Создается впечатление, что не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас.
Самое поразительное, что есть в иконе, - лик (лицо) и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Глаза святых передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие» (радость и печаль одновременно). На иконе это может быть радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него.
Был такой период в христианской истории, называемый «Иконоборчеством». Иконоборцы боролись против икон, обвиняя почитателей икон в том, что они поклоняются доске-идолу. Заявляли, что сама Библия подчеркивает, что Бог невидим. Но ведь на земле был Бог, воплощенный в человеческом теле – Иисус Христос. Апостолы воочию видели Христа, а то, что видно можно изобразить. Для защиты иконы в 8 веке созывался VII Вселенский Собор, на который собрались священники со всей Вселенной и иконы вернулись в Храмы.
Сегодня невозможно представить православный Храм без икон, рядом с которыми мерцают свечи и теплятся лампады. Христиане не молятся иконам, они молятся перед иконами. Христиане молятся тому образу, который изображен на иконе».
VII. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА.
о.Роман - Кому-нибудь из вас, ребята, известно, зачем люди зажигают в храме свечи?.. Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, вы, тем самым совершаете добровольное пожертвование Богу и Храму. Свеча становится свидетельством веры, выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. Более того возжигание свечей в храме - это часть службы, это приношение жертвы Богу.
о.Роман раздает детям церковные свечи. Дети ставят свечи и собираются в притворе, где о.Роман прощается с детьми, урок-экскурсия подошел к концу.
С РЕФЛЕКСИИ и ПОВТОРА ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА начнется следующий урок в школе, когда в ученические тетради будет вклеен лист с глоссарием пройденного урока-экскурсии.
Экскурсионная форма урока найдет свое продолжение в экскурсии на колокольню храма и в посещении воскресной школы (в апреле, после Пасхи).
Приложение
Глоссарий для урока-экскурсии по теме: «Храм. Иконы»
Алтарь – восточная часть Храма, где находится престол - место священнодействий, недоступное мирянам.
Антиминс - четырехугольный плат с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа. Кроме этого на антиминсе изображены орудия казни Христа, а по углам четыре евангелиста с их символами – тельцом, львом, человеком и орлом.
Благословение – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой Богу о том, чтобы это добро осуществилось.
Воскресная школа – христианская просветительская деятельность среди детей и взрослых на приходах Русской православной церкви. Название образовано от дня проведения занятий — так как обычно они проводятся по воскресеньям.
Глава - купол с крестом, увенчивающий храмовое здание.
Дарохранительница - особый сосуд, имеющий вид храма, куда кладутся приготовленные для длительного хранения символические частицы Тела Христова. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжелобольных и умирающих людей.
Дароносица – маленький домик-часовенка с дверцей и с крестом наверху. Внутри дароносицы находятся: 1. Ящичек для положения частиц Тела Христова; 2. Ковшик (маленькая чаша); 3. Лжица (серебряная ложка).
Иконостас – особая перегородка, со стоящими на ней иконами, расположенными, как правило, в несколько ярусов и отделяющая алтарь от средней части храма.
Икона –живописное изображение Бога или святых, являющаяся предметом почитания у христиан.
Иконопись – особый жанр церковной живописи.
Икона храмовая – икона святого или праздника, памяти которого посвящен Храм.
Канун – столик в православном храме для заупокойных свеч.
Клирос – место в храме, предназначенное для хора.
Колокольня – башнеобразное сооружение над Храмом для подвески колоколов.
Крест - символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом.
Милостыня - подаяние нищему, нуждающемуся.
Настоятель – старший священник собора или приходской церкви.
Напрестольное Евангелие – часть Библии, символизирует собой Господа Иисуса Христа, поскольку в евангельских словах Он Сам таинственно присутствует.
Напрестольный крест - является обязательной принадлежностью святого Престола и имеет также богослужебное употребление.
Нимб – золотой круг вокруг головы святого, как знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысли святого.
Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
Паникадило –центральная большая люстра в православном храме (раньше – со множеством свечей). Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освящённых благодатью Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.
Престол - представляет собой стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках). Он расположен напротив Царских врат, в центре иконостаса и является самым святым местом храма, местом где особым образом присутствует Христос.
Причастие – (Причащение, принятие Святых Тела и Крови Христовых) – это такое Таинство, при котором православный христианин не символически, а реально и живо соединяется со Христом Богом.
Притвор – западная часть храма, где раньше стояли те, кто готовился к крещению. в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения и др.
Семисвечник – представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь свечей, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви.
Свеча церковная - имеет несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она становится знаком добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча является свидетельством веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свечу. Так же возжигание свечей в храме - это часть службы.
Средняя часть храма - основное помещение, предназначенное для молящихся, символизирующее обновленный, безгрешный мир.
Храм – (от старорус. «хоромы», «храмина») — архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов, место где Господь находится особенным, благодатным образом. Христианский храм также называют «церковью» (от греч. «дом Господа).
Царские врата - двустворчатые, самые большие врата – располагаются в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому кроме священнослужителей, и то только в определенные моменты богослужения, проходить не разрешается.
Церковная лавка (иконная лавка) - лавка непосредственно в самом храме или при храме (на территории прихода), в которой продаётся церковная утварь, освящённое масло, иконы, свечи, просфоры, крестики, православная литература и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок православной культуры. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?
На уроках православной культуры школьники получают культурологические знания, необходимые для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ...
Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона
На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....
Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"
Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...
Разработка урока по ОРКСЭ с презентацией на тему: "Икона"
Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ с презентацией на тему: "Икона"Если кого-то заинтересовала презентация к уроку вышлю по электронной почте. ProcenkoGA@yandex.ru...
Презентация "Иконы. Икона Иоанна Богослова"
В данной презентации дается описание имени Иван, его историческое значение....
разработка урока ОРКСЭ по теме Икона
Разработка урока по ОРКСЭ по теме Икона...
Разработка урока ОПК в 4 классе по теме "Икона"
Разработка содержит технологическую карту урока, рабочий лист к уроку и презентацию....