Конспект урока ОРКСЭ Тема Золотое правило этики
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Цель: ознакомить детей с понятием "нравственность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_orkse.odt | 79.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока ОРКСЭ
Тема: "Золотое правило этики"
Тип урока: комбинированный
Класс 4
Цель урока: ознакомить с понятием «нравственность», «золотое правило нравственности»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие культуры речи; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Задачи:
- Познакомить с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
- Развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
- Воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Предметные результаты:
Формирование представления о понятии «Золотое правило этики»
Формирование необходимости в нравственном совершенствовании.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные: . Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; самостоятельно искать пути решения проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности;
- Познавательные: Овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Коммуникативные: Формирование готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе христианских представлений о нравственных нормах.
Оборудование: учебник Основы светской этики А.Я.Данилюк, Рраздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: проверить готовность к уроку
-Добрый день, ребята, садитесь! Меня зовут Диана Юрьевна, и сегодня урок православной культуры проведу у вас я. Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! На парте у вас должны лежать учебник, ручка и конвертики, которые я вам положила. Поднимите руку, если у вас чего-то не хватает.
Психологический настрой
Цель: актуализировать этические чувства детей
- А теперь послушайте притчу и дайте оценку содержания.
«Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Выскажите свое отношение к поступкам героев.
Как бы мог поступить сосед иначе?
А почему он все таки поступил так, вернув ведро с яблоками?
Я хочу прочитать слова Льва Николаевича Толстого. Как они связаны со смыслом притчи? Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н Толстой
Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности
Чем больше мы будем помогать людям, делать им добро, то и люди будут отвечать взаимностью и ты поймешь, что существует добро и добрые люди
II. Постановка темы и целей урока.
Цель: формировать умение определять тему урока, ставить перед собой цели
- Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?
• Золотые руки ( руки, которые умеют всё делать)
• золотое сердце (доброе сердце)
• золотое кольцо (изготовлено из золота)
• золотое правило (главное, самое важное)
(Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, а остальные - в переносном).
-Как вы понимаете значение "золотые руки"?
- Как вы понимаете "золотое сердце"?
- А что значит выражение "золотое правило"?
Золотое правило – самое главное, важное правило
- Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? (Будем говорить о правилах...)
- О каких же правилах мы будем говорить как вы думаете?(предположения детей)
- А в какая же наука нам объясняет и помогает определить эти правила, подсказывает нам как нужно поступить, как вести себя в обществе и как вести себя в различных ситуациях? (этика-это философская наука о морали (нравственности)).
- Значит какая же тема нашего урока?
- Итак, тема нашего урока «Золотое правило этики»
-Какие цели поставим перед собой?
III.Открытие нового знания
Цель: формировать этические, культурологические, исторические и религиоведческие представления детей.
- А что значит слово "этика" ?
«Этика» – система норм нравственного поведения человека.
- Попробуйте сами сформулировать правила человеческого поведения ( высказывания детей)
- Какое вы предложили самое главное, важное правило для человека что бы из этого правила можно было бы вывести те которые вы говорили. Это какое то золотое правило - главное, важное ?
Обратимся к учебнику и узнаем какое же золотое правило.
Работа по учебнику
Чтение по учебному пособию на стр. 67(3 абзаца).
Словарная работа.
- Вам в тексте встретятся незнакомые слова и выражения, давайте разберем их.
Заочно - за глаза
Сплетничать – говорить плохое о человек, то что не соответствует истине, осуждать.
-Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей?
-Что вы чувствовали?
-Как звучит золотое правило этики?
"Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"
Известна другая формулировка этого правила:
«не делайте другим того, чего не хотите себе».
Как вы понимаете первую формулировку?
А как вы понимаете «не делайте другим того, чего не хотите себе».?
В чем же разница между этими формулировками? (первая положительная а вторая отрицательная)
Кто его сообщил людям? (Иисус Христос в Нагорной проповеди)
Почему его называют «золотым»?
Учитель: Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка.
Ребята как вы думаете куда же шел этот человек?
На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.
- В чем же здесь главная мысль? (высказывания детей) Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.
-Как вы понимаете эту фразу?
Сплетник очень часто переносит на другого человека то плохое , что живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.
С кем мы становимся лучше, с тем, кто видит наши недостатки, или с тем, кто верит в наши достоинства?
Почему?
Почему не следует осуждать другого? (просто потому, что мы сами не хотим, чтобы нас осуждали; потому, что вера в лучшее делает человека действительно лучше).
Как это связано с золотым правилом?
Работа по картине Поленова В. Д. «Христос и грешница»
- Большое внимание в Православном учении уделяется вопросам осуждения и неосуждения грехов.
-А как вы считаете, нужно ли осуждать человека за совершенный им поступок?
-А теперь мы попробуем разобраться в том, что говорит об этом православное учение.
-Рассмотрите картину на стр68.
Учитель читает Притчу. Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.
-Зачем люди привели женщину ко Христу?
- Что чувствовала женщина в этот момент?
-Чего бы ей хотелось? (что бы ее простили)
- Что чувствовали люди, которые желали ее наказать? (злость, осуждение)
-Что сделал Христос? Осудил ли он грешницу?
Что они почувствовали, когда Христос сказал им свои знаменитые слова?
Почему они не смогли бросить в нее камень?
Что значит в переносном смысле "бросить камень"? (осудить, наказать)
Почему так важно уметь не осуждать?
- Почему же осуждение в Православном учении о человеке - это плохо?(Ответы детей: потому, что люди сами не безгрешны; сами совершают порой дурные поступки)
-Как удержаться от осуждения по отношению к другому человеку? – Помнить о своих собственных ошибках и недостатках.
Осуждать - значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии
трудно избавиться. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и
ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его
греха
ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же.
Осуждать - значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии
трудно избавиться. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и
ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его
гри надо его
ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же.
Учитель: Осуждать- значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии трудно избавится. Поэтому в православии есть правило: "Люби грешника и ненавидь грех". А "любить грешника" означает помочь ему избавиться от его греха.
Вот например любимая мамина сережка упала в лужу. Что с ней сделает мама, выкинет?
Так и человек. если он один раз оступился это не значит, что сам человек плохой, а только его поступок.
IV.Закрепление
Цель:
Задание 1Давайте с помощью приёма «Кластер» запишем, каким же должен быть человек, выполняющий золотое правило этики. И каким должен быть настоящий друг? (слайд)
Задание 2
Работа в парах. Работа с пословицами. Даны : начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Не плюй в колодец, ещё придётся воды напиться..
На добрый привет - добрый ответ.
Задание № 3.
Подумай и ответь, ответ должен быть кратким, одно-два слова. Индивидуальная .
Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?
1 В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться_________
2. При встрече__________________________________________________
4. В трудной ситуации ___________________________________________
5. В болезни ___________________________________________________
6. В играх _____________________________________________________
7. Когда я ошибаюсь ___________________________________________
8. Когда у меня что-то получается _____________________________
Задание № 4.Игра « Разведчики»
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими.
Выбираем двух разведчиков.
Задание: разведчики набирает себе ребят с такими карточками, которых бы взял бы с собой в разведку.
Доброта Скромность Тактичность Милосердие Грубость Лживость Завистливость Порядочность Честность Смелость Искренность Злость Сквернословие Скупость Жадность Внимательность Карточки помещаются на доску:
Почему вы выбрали именно такие качества(высказывания ребят)
V. Подведение итогов
Закончить наше занятие я хочу такими словами
Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
- Как вы понимаете эти слова?
Подводя итоги нашего урока, ответим на вопросы:
- Назовите золотое правило этики.
- Чему учит золотое правило этики?
- Как уберечься от осуждения других людей?
- Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Стали бы вы делать это ещё раз?
Думайте о других. Что принесут людям ваши поступки: добро или зло?
Никогда не причиняйте боль другим. Ставьте себя на место другого человека
Рефлексия
(У детей рисунки в форме сердечка и цветные карандаши)
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте в сердечке красный кружок, если нет — чёрный.
— Добрый, терпимый, честный, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.
— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что оно у вас такое пестрое, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы вы могли нарисовать в своем сердечке как можно больше красных кружочков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"
Методическая разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....
конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"
Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...
Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики»
Вежливость порождает и вызывает вежливость. Эразм Роттердамский...
Урок ОПК ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ 4 класс
Урок ОПК ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ 4 класс...
Урок вежливости. Золотое правило этики.
Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики».Класс: 3Учитель: Горохова А. М.Цели: - учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;-познакомить с миром вежли...
Проект урока ОРКСЭ Золотое правило этики
Проенкт урока ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Золотое правило этики"...