Конспект урока ОРКСЭ Тема Золотое правило этики
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Нефёдова Любовь Евгеньевна

Цель: ознакомить детей с понятием "нравственность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_orkse.odt79.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОРКСЭ

Тема: "Золотое правило этики"

Тип урока: комбинированный

Класс 4

Цель урока: ознакомить с понятием «нравственность», «золотое правило нравственности»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие культуры речи; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Задачи:

  • Познакомить с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей.
  • Развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
  • Воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Предметные результаты: 

Формирование представления о понятии «Золотое правило этики»

 Формирование необходимости  в нравственном совершенствовании.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; самостоятельно искать пути решения проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности;

  • Познавательные: Овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

  • Коммуникативные: Формирование готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе христианских представлений о нравственных нормах.

Оборудование: учебник Основы светской этики А.Я.Данилюк, Рраздаточный материал.


Ход урока

I. Организационный момент.
Цель:
проверить готовность к уроку

-Добрый день, ребята, садитесь! Меня зовут Диана Юрьевна, и сегодня урок православной культуры проведу у вас я. Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! На парте у вас должны лежать учебник, ручка и конвертики, которые я вам положила. Поднимите руку, если у вас чего-то не хватает.

Психологический настрой
Цель
: актуализировать этические чувства детей

- А теперь послушайте притчу и дайте оценку содержания.

«Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

— Кто чем богат, тот тем и делится!

Выскажите свое отношение к поступкам героев.

Как бы мог поступить сосед иначе?

А почему он все таки поступил так, вернув ведро с яблоками?  

Я хочу прочитать слова Льва Николаевича Толстого. Как они связаны со смыслом притчи? Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н Толстой 

Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности
Чем больше мы будем
 помогать людям, делать им добро, то и люди  будут отвечать взаимностью и ты поймешь, что существует добро и добрые люди

II. Постановка темы и целей урока.

Цель: формировать умение определять тему урока, ставить перед собой цели

- Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

• Золотые руки ( руки, которые умеют всё делать)

• золотое сердце (доброе сердце)

• золотое кольцо (изготовлено из золота)

• золотое правило (главное, самое важное)

олотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, а остальные - в переносном).

-Как вы понимаете значение "золотые руки"?

- Как вы понимаете "золотое сердце"?

-  А что значит выражение "золотое правило"?

Золотое правило  самое главное, важное правило

- Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? (Будем говорить о правилах...)

- О каких же правилах мы будем говорить как вы думаете?(предположения детей)

- А в какая же наука нам объясняет и помогает определить эти правила, подсказывает нам как нужно поступить, как вести себя в обществе и как вести себя в различных ситуациях? (этика-это философская наука о морали (нравственности)).

- Значит какая же тема нашего урока?

-  Итак, тема нашего урока «Золотое правило этики»
-Какие цели поставим перед собой?

III.Открытие нового знания

Цель: формировать этические, культурологические, исторические и религиоведческие представления детей.

- А что значит слово "этика" ?

«Этика» – система норм нравственного поведения человека.

- Попробуйте сами сформулировать правила человеческого поведения ( высказывания детей)

- Какое вы предложили самое главное, важное правило для человека что бы из этого правила можно было бы вывести те которые вы говорили. Это какое то золотое правило - главное, важное ?

Обратимся к учебнику и узнаем какое же  золотое правило.

Работа по учебнику

Чтение по учебному пособию на стр. 67(3 абзаца). 

Словарная работа.

- Вам в тексте встретятся незнакомые слова и выражения, давайте разберем их.

Заочно - за глаза

Сплетничать – говорить плохое о человек, то что не соответствует истине, осуждать.

-Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей?

-Что вы чувствовали?

-Как звучит золотое правило этики?
"Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"

Известна другая формулировка этого правила:

«не делайте другим того, чего не хотите себе».

Как вы понимаете первую формулировку?

А как вы понимаете «не делайте другим того, чего не хотите себе».?

В чем же разница между этими формулировками? (первая положительная а вторая отрицательная)

Кто его сообщил людям? (Иисус Христос в Нагорной проповеди)

Почему его называют «золотым»?

Учитель: Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка.

Ребята как вы думаете куда же шел этот человек?

 На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

- В чем же здесь главная мысль? (высказывания детей) Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

-Как вы понимаете эту фразу?

Сплетник очень часто переносит на другого человека то плохое , что  живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

С кем мы становимся лучше, с тем, кто видит наши недостатки, или с тем, кто верит в наши достоинства?

Почему?

Почему не следует осуждать другого? (просто потому, что мы сами не хотим, чтобы нас осуждали; потому, что вера в лучшее делает человека действительно лучше).

Как это связано с золотым правилом?

Работа по картине  Поленова  В.  Д.  «Христос и грешница»

- Большое внимание в Православном учении уделяется вопросам осуждения и неосуждения грехов.

-А как вы считаете, нужно ли осуждать человека за совершенный им поступок?

-А теперь мы попробуем разобраться в том, что говорит об этом православное учение.

-Рассмотрите картину на стр68.

Учитель читает Притчу. Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

-Зачем люди привели женщину ко Христу?

- Что чувствовала женщина в этот момент?

-Чего бы ей хотелось? (что бы ее простили)

- Что чувствовали люди, которые желали ее наказать? (злость, осуждение)

-Что сделал Христос? Осудил ли он грешницу?

Что они почувствовали, когда Христос сказал им свои знаменитые слова?

Почему они не смогли бросить в нее камень?

Что значит в переносном смысле "бросить камень"? (осудить, наказать) 

Почему так важно уметь не осуждать?

- Почему же осуждение в Православном учении о человеке - это плохо?(Ответы детей: потому, что люди сами не безгрешны; сами совершают порой дурные поступки)

-Как удержаться от осуждения по отношению к другому человеку? – Помнить о своих собственных ошибках и недостатках.

Осуждать   - значит поставить на человеке  клеймо, от   которого впоследствии

трудно  избавиться. Поэтому в  православии есть  правило: «Люби  грешника и

ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его

греха

ненавидеть.  Но  человек  и  его  дурной  поступок  (грех)  –  не  одно  и  то  же.  

Осуждать   - значит поставить на человеке  клеймо, от   которого впоследствии

трудно  избавиться. Поэтому в  православии есть  правило: «Люби  грешника и

ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его

гри надо его

ненавидеть.  Но  человек  и  его  дурной  поступок  (грех)  –  не  одно  и  то  же.

Учитель: Осуждать- значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии трудно избавится. Поэтому в православии есть правило: "Люби грешника и ненавидь грех". А "любить грешника" означает помочь ему избавиться от его греха.

Вот например любимая мамина сережка упала в  лужу. Что с ней сделает мама, выкинет?

Так и человек. если он один раз оступился это не значит, что сам человек плохой, а только его поступок.

IV.Закрепление
Цель:

Задание 1Давайте с помощью приёма «Кластер» запишем, каким же должен быть человек, выполняющий золотое правило этики. И каким должен быть настоящий друг? (слайд)

Задание 2

Работа в парах. Работа с пословицами. Даны : начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.

 Как аукнется, так и откликнется. 

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

 Не плюй в колодец, ещё придётся воды напиться..

На добрый привет - добрый ответ.

        

Задание № 3.

Подумай и ответь, ответ должен быть кратким, одно-два слова. Индивидуальная .
Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1 В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться_________

2. При встрече__________________________________________________

4. В трудной ситуации ___________________________________________

5. В болезни ___________________________________________________

6. В играх _____________________________________________________

7. Когда я ошибаюсь ___________________________________________

8. Когда у меня что-то получается _____________________________

Задание № 4.Игра « Разведчики» 

В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими.

Выбираем двух разведчиков.

 Задание: разведчики набирает себе ребят с такими карточками, которых бы взял бы с собой в разведку.

Доброта Скромность Тактичность Милосердие Грубость Лживость Завистливость Порядочность Честность Смелость Искренность Злость Сквернословие Скупость Жадность Внимательность Карточки помещаются на доску:

Почему вы выбрали именно такие качества(высказывания ребят)

V. Подведение итогов

Закончить наше занятие я хочу такими словами

Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

Посеешь привычку – пожнёшь характер.

Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

- Как вы понимаете эти слова?

Подводя итоги нашего урока, ответим на вопросы:

- Назовите золотое правило этики.

- Чему учит золотое правило этики?

- Как уберечься от осуждения других людей?

- Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Стали бы вы делать это ещё раз?

Думайте о других. Что принесут людям ваши поступки: добро или зло?

Никогда не причиняйте боль другим. Ставьте себя на место другого человека

Рефлексия

(У детей рисунки в форме сердечка и цветные карандаши)

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте в сердечке красный кружок, если нет — чёрный.

— Добрый, терпимый, честный, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что оно у вас такое пестрое, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы вы могли нарисовать в своем сердечке как можно больше красных кружочков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"

Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...

Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики»

Вежливость порождает и вызывает вежливость. Эразм Роттердамский...

Урок ОПК ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ 4 класс

Урок ОПК ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ 4 класс...

Урок вежливости. Золотое правило этики.

Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики».Класс: 3Учитель: Горохова А. М.Цели: - учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;-познакомить с миром вежли...

Проект урока ОРКСЭ Золотое правило этики

Проенкт урока ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Золотое правило этики"...