Конспект урока ОРКСЭ Тема Золотое правило этики
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Цель: ознакомить детей с понятием "нравственность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_orkse.odt | 79.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока ОРКСЭ
Тема: "Золотое правило этики"
Тип урока: комбинированный
Класс 4
Цель урока: ознакомить с понятием «нравственность», «золотое правило нравственности»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие культуры речи; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Задачи:
- Познакомить с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
- Развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
- Воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Предметные результаты:
Формирование представления о понятии «Золотое правило этики»
Формирование необходимости в нравственном совершенствовании.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные: . Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; самостоятельно искать пути решения проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности;
- Познавательные: Овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Коммуникативные: Формирование готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе христианских представлений о нравственных нормах.
Оборудование: учебник Основы светской этики А.Я.Данилюк, Рраздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: проверить готовность к уроку
-Добрый день, ребята, садитесь! Меня зовут Диана Юрьевна, и сегодня урок православной культуры проведу у вас я. Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! На парте у вас должны лежать учебник, ручка и конвертики, которые я вам положила. Поднимите руку, если у вас чего-то не хватает.
Психологический настрой
Цель: актуализировать этические чувства детей
- А теперь послушайте притчу и дайте оценку содержания.
«Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Выскажите свое отношение к поступкам героев.
Как бы мог поступить сосед иначе?
А почему он все таки поступил так, вернув ведро с яблоками?
Я хочу прочитать слова Льва Николаевича Толстого. Как они связаны со смыслом притчи? Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н Толстой
Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности
Чем больше мы будем помогать людям, делать им добро, то и люди будут отвечать взаимностью и ты поймешь, что существует добро и добрые люди
II. Постановка темы и целей урока.
Цель: формировать умение определять тему урока, ставить перед собой цели
- Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?
• Золотые руки ( руки, которые умеют всё делать)
• золотое сердце (доброе сердце)
• золотое кольцо (изготовлено из золота)
• золотое правило (главное, самое важное)
(Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, а остальные - в переносном).
-Как вы понимаете значение "золотые руки"?
- Как вы понимаете "золотое сердце"?
- А что значит выражение "золотое правило"?
Золотое правило – самое главное, важное правило
- Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? (Будем говорить о правилах...)
- О каких же правилах мы будем говорить как вы думаете?(предположения детей)
- А в какая же наука нам объясняет и помогает определить эти правила, подсказывает нам как нужно поступить, как вести себя в обществе и как вести себя в различных ситуациях? (этика-это философская наука о морали (нравственности)).
- Значит какая же тема нашего урока?
- Итак, тема нашего урока «Золотое правило этики»
-Какие цели поставим перед собой?
III.Открытие нового знания
Цель: формировать этические, культурологические, исторические и религиоведческие представления детей.
- А что значит слово "этика" ?
«Этика» – система норм нравственного поведения человека.
- Попробуйте сами сформулировать правила человеческого поведения ( высказывания детей)
- Какое вы предложили самое главное, важное правило для человека что бы из этого правила можно было бы вывести те которые вы говорили. Это какое то золотое правило - главное, важное ?
Обратимся к учебнику и узнаем какое же золотое правило.
Работа по учебнику
Чтение по учебному пособию на стр. 67(3 абзаца).
Словарная работа.
- Вам в тексте встретятся незнакомые слова и выражения, давайте разберем их.
Заочно - за глаза
Сплетничать – говорить плохое о человек, то что не соответствует истине, осуждать.
-Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей?
-Что вы чувствовали?
-Как звучит золотое правило этики?
"Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"
Известна другая формулировка этого правила:
«не делайте другим того, чего не хотите себе».
Как вы понимаете первую формулировку?
А как вы понимаете «не делайте другим того, чего не хотите себе».?
В чем же разница между этими формулировками? (первая положительная а вторая отрицательная)
Кто его сообщил людям? (Иисус Христос в Нагорной проповеди)
Почему его называют «золотым»?
Учитель: Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка.
Ребята как вы думаете куда же шел этот человек?
На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.
- В чем же здесь главная мысль? (высказывания детей) Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.
-Как вы понимаете эту фразу?
Сплетник очень часто переносит на другого человека то плохое , что живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.
С кем мы становимся лучше, с тем, кто видит наши недостатки, или с тем, кто верит в наши достоинства?
Почему?
Почему не следует осуждать другого? (просто потому, что мы сами не хотим, чтобы нас осуждали; потому, что вера в лучшее делает человека действительно лучше).
Как это связано с золотым правилом?
Работа по картине Поленова В. Д. «Христос и грешница»
- Большое внимание в Православном учении уделяется вопросам осуждения и неосуждения грехов.
-А как вы считаете, нужно ли осуждать человека за совершенный им поступок?
-А теперь мы попробуем разобраться в том, что говорит об этом православное учение.
-Рассмотрите картину на стр68.
Учитель читает Притчу. Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.
-Зачем люди привели женщину ко Христу?
- Что чувствовала женщина в этот момент?
-Чего бы ей хотелось? (что бы ее простили)
- Что чувствовали люди, которые желали ее наказать? (злость, осуждение)
-Что сделал Христос? Осудил ли он грешницу?
Что они почувствовали, когда Христос сказал им свои знаменитые слова?
Почему они не смогли бросить в нее камень?
Что значит в переносном смысле "бросить камень"? (осудить, наказать)
Почему так важно уметь не осуждать?
- Почему же осуждение в Православном учении о человеке - это плохо?(Ответы детей: потому, что люди сами не безгрешны; сами совершают порой дурные поступки)
-Как удержаться от осуждения по отношению к другому человеку? – Помнить о своих собственных ошибках и недостатках.
Осуждать - значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии
трудно избавиться. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и
ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его
греха
ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же.
Осуждать - значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии
трудно избавиться. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и
ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его
гри надо его
ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же.
Учитель: Осуждать- значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии трудно избавится. Поэтому в православии есть правило: "Люби грешника и ненавидь грех". А "любить грешника" означает помочь ему избавиться от его греха.
Вот например любимая мамина сережка упала в лужу. Что с ней сделает мама, выкинет?
Так и человек. если он один раз оступился это не значит, что сам человек плохой, а только его поступок.
IV.Закрепление
Цель:
Задание 1Давайте с помощью приёма «Кластер» запишем, каким же должен быть человек, выполняющий золотое правило этики. И каким должен быть настоящий друг? (слайд)
Задание 2
Работа в парах. Работа с пословицами. Даны : начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Не плюй в колодец, ещё придётся воды напиться..
На добрый привет - добрый ответ.
Задание № 3.
Подумай и ответь, ответ должен быть кратким, одно-два слова. Индивидуальная .
Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?
1 В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться_________
2. При встрече__________________________________________________
4. В трудной ситуации ___________________________________________
5. В болезни ___________________________________________________
6. В играх _____________________________________________________
7. Когда я ошибаюсь ___________________________________________
8. Когда у меня что-то получается _____________________________
Задание № 4.Игра « Разведчики»
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими.
Выбираем двух разведчиков.
Задание: разведчики набирает себе ребят с такими карточками, которых бы взял бы с собой в разведку.
Доброта Скромность Тактичность Милосердие Грубость Лживость Завистливость Порядочность Честность Смелость Искренность Злость Сквернословие Скупость Жадность Внимательность Карточки помещаются на доску:
Почему вы выбрали именно такие качества(высказывания ребят)
V. Подведение итогов
Закончить наше занятие я хочу такими словами
Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
- Как вы понимаете эти слова?
Подводя итоги нашего урока, ответим на вопросы:
- Назовите золотое правило этики.
- Чему учит золотое правило этики?
- Как уберечься от осуждения других людей?
- Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Стали бы вы делать это ещё раз?
Думайте о других. Что принесут людям ваши поступки: добро или зло?
Никогда не причиняйте боль другим. Ставьте себя на место другого человека
Рефлексия
(У детей рисунки в форме сердечка и цветные карандаши)
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте в сердечке красный кружок, если нет — чёрный.
— Добрый, терпимый, честный, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.
— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что оно у вас такое пестрое, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы вы могли нарисовать в своем сердечке как можно больше красных кружочков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"
Методическая разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....
Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики»
Вежливость порождает и вызывает вежливость. Эразм Роттердамский...
Урок ОПК ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ 4 класс
Урок ОПК ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ 4 класс...
Урок вежливости. Золотое правило этики.
Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики».Класс: 3Учитель: Горохова А. М.Цели: - учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;-познакомить с миром вежли...
Проект урока ОРКСЭ Золотое правило этики
Проенкт урока ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Золотое правило этики"...
Урок ОПК "Золотое правило этики"
ознакомить с понятием «нравственность», «золотое правило нравственности»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и о...