Разработка урока. Основы православной культуры. Тема: "Честь. Воинская доблесть".
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Разработка урока. Основы православной культуры. Тема: "Честь. Воинская доблесть".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_istoki_chest_3_klass_kutsenko_d.k.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. ЧЕСТЬ. ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ.
Категория «Вера»
3 Д класс.
Куценко Дина Камиловна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3
г. Ханты- Мансийск
Цель. Дать понятие, что такое честь, выделить качества, позволяющие сохранить честь, расширять словарь военной лексикой. Учить работать в группах, парах. Подвести к пониманию проявления этих качеств. Учить проявлять чувства через ресурсный круг.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
Про человека с чистой совестью и благородством души говорят: «Это человек чести».
Праведнику воздают честь и хвалу. Народная мудрость гласит: Честь – по толковому словарю.
- Что такое честь?
Честь - это славянское слово, обозначает, что ты есть, что ты из себя представляешь. Чело – лоб, часть лица, чело – ум и вечность.
А что такое воинская честь?
Кто такой воин?
Воин – тот, кто сражается с врагом, солдат, боец. Работа со словарём Ожегова.
- Ресурсный круг.
Честь – это доброе имя человека, честь – верность долгу, честность и справедливость.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Чтение строк вслух с доски (хором)
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество. Родина. Братство.
А есть ещё совесть, честь!
- Кого из людей, удостоенных чести, вы уже знаете?
Приведите примеры.
- Сейчас мы вместе попробуем разделить на 3 группы:
- Защитники Отечества, полководцы, народные герои
- Те, кто прославлял Россию
- Молитвенники
Я называю фамилии, а вы говорите в какую группу отнести.
Суворов Александр, Минин и Пожарский, Кутузов, Невский Александр, Сергий Радонежский, Васнецов.
Давайте вкратце расскажем об этих людях. Рассказывают подготовленные дети
Суворов Александр
Минин и Пожарский
Кутузов Илларион был смелым воином, мудрым полководце. За отвагу, за храбрость в боях, он получил 3ордена, а четвёртый за победу в Бородинской битве в 1812 году. Русские воины остановили армию Наполеона и прогнали за пределы отечества. Кутузов служил верой и правдой.
Это честь по заслугам.
Невский Александр
Михаил Васильевич Ломоносов
Ю.А. Гагарин
Кому принадлежат эти слова:
«Бог не в силе, правде» Невский
Про него Суворов говорил: «Хитёр- хитёр, умён-умён, никто его не обманет» Кутузов
«Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет…» Невский
«Тяжело в учении, легко в бою» Суворов
Благое дело будет иметь конец Сергий Радонежский
Вывод. Что объединяет всех этих людей?
Любовь к своей Родине, патриотизм, верность и преданность своему делу. Одни защищали свою Родину, но надеялись не на свои силы, а Бога, молитвенники благословляли их и помогали одержать победу, а художники, композиторы, поэты прославляли героев и сохраняли историю.
Сейчас мы с вами найдём те качества, которые присущи этим людям. Отгадайте, что это за слова.
1 группа …….. города берёт.
с | м | е | л | о | с | т | ь |
Как понимаете эту пословицу? Смелый человек всё победит, всего добьется. По плечу любое дело.
2 группа Без …. И дело не спорится, и доброе слово не молвится.
в | е | р | а |
Слова для справок вера верность, ум, разум
Как понимаете эту пословицу?
3 группа не теряй …….. Назад ни шагу.
о | т | в | а | г | у |
Слова для справок: мужество, смелость, отвага.
Отвага – это лучшее качество воина. Очень важно уметь сохранить отвагу до конца боя. Победа даётся стойкому и отважному.
В этих символах и образах скрывается одно важное слово. Впиши его.
Заслушиваем каждую группу. Обосновывают свой ответ.
4 группа. …… – свойство человеческого разума, характеризующего степенью освоения знаний, опыта и способность в умении их проявить.
м | у | д | р | о | с | ть |
Слова для справок: ум, разум, мудрость, верность.
Активная форма обучения.
Работа в парах в тетрадях.
Попробуйте понять глубокий смысл этого слова, выполняя работу в тетрадях по теме «Честь».
Из перечня слов, написанных в тетради на с.13, выберите те слова, которые соответствуют, по вашему мнению, понятию «честь».
Работа будет проходить таким образом: сначала работать будет каждый самостоятельно, на это задание отводится 1 минута. А по моему сигналу приступите к работе в паре.
На обсуждение – 2 минуты.
- Давайте повторим правила работы в паре.
Постарайтесь прийти к единому мнению.
Приступайте к работе.
-Кто из вас желает поделиться своим мнением?
- Спасибо.
- У кого другое мнение?
Давайте обратимся к экспертной оценке.
- Вот правильный вариант ответов.
доброе имя
совесть
уважение
свет
высокомерие
гордыня
почёт
достоинство
признание
самолюбие
А теперь работаем в паре. К какому общему мнению вы придёте?
доброе имя
совесть
уважение
свет
высокомерие
гордыня
почёт
достоинство
признание
самолюбие
Проговаривают полученные результаты работы в паре.
Сверяют результаты свои с доской.
Поясняют значение каждого качества, входящего в понятие «ЧЕСТЬ».
(если встречаются затруднения, то обращаемся к словарю)
Появляются на презентации слова, входящие в понятие «ЧЕСТЬ».
доброе имя
совесть
уважение
свет
высокомерие
гордыня
почёт
достоинство
признание
самолюбие
Продолжите мое высказывание.
- Слова «высокомерие, гордыня, самолюбие» не входят в понятие «честь», потому что…
Давайте посмотрим, как вы поработали? Заслушиваем ответы.
Почему вы выбрали доброе имя? Уважение? Почёт? Совесть? Свет? Достоинство?
Как вы считаете, это положительные качества человека?
А почему не выбрали высокомерие? Гордыня? Самолюбие?
Это всё отрицательные качества.
Вывод. Честь- уважение человека, который создал себе доброе имя, скажите можно купить честь? Подарить? Конечно, нет Её можно только заслужить трудом.
Правила работы в паре.
- Говорите тихо, по очереди.
- Выслушивайте мнение друг друга до конца.
- Не перебивайте друг друга.
- Будьте сдержаны и вежливы.
- Придите к единому мнению.
- Вместе решите, кто будет защищать мнение вашей пары.
Словарная работа
Уважение - почтительное отношение
Почет - уважение, оказываемое обществом кому-либо известному и достойному.
Совесть - это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков.
Признание – оценка, положительное отношение со стороны общества. Достоинство - это качество, которое определяет личностный рост и развитие человека
Человек излучающий свет - это человек содержащий в себе - в своей душе свет любви
Высокомерие -пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность в своем превосходстве над ними.
Самолюбие - высокая оценка своих сил, сочетающаяся с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих; чувствительность к мнению окружающих о себе.
Гордыня - непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм.
Физкультминутка.
Мы лётчики, пилоты
(Руки в стороны, повороты туловища)
Мы водим самолёты.
Танкисты и ракетчики,
(Наклоны в стороны)
Мы славные разведчики.
Мы моряки, подводники,
(Приседания)
Мы храбрые бойцы.
Скоро в Армию пойдём,
(Шагают на месте)
А пока урок идёт!
Работа с учебником истоки 3 класс
Издавна народ уважал и особо славил людей чести. На Руси за военные заслуги награждали гривнами и золотыми, которые вешали на шею как знак славы.
На с. 34 учебника вы видите крест ордена Святого Георгия. Прочитайте о нем. За какие заслуги награждали орденом? Как называли людей, получившим этот знак?
Орден Святого Георгия в 1769 году был учрежден Екатериной II «… дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком, или подали мудрые, и для нашей воинской службы полезные советы»
Наличие белого эмалевого крестика у офицера или генерала само по себе говорило – вот он герой, доблестный защитник Отечества, лучший из лучших.
Читают.
Отвечают на вопросы.
Сценка русская народная сказка «3 Богатыря»
Сейчас мы посмотрим сценку и найдём ещё одно слово, которое также сохраняет честь не одного человека, а всего народа.
Вывод. Единство. Только единством силён человек и верой в Бога.
3 этап. Рефлексивный
Вывод. Русским людям свойственно любить свой родной край, где они родились и выросли,
Любить свою прекрасную Родину. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать свою Родину, не жалея сил, своё Отечество от врагов. Патриотизм –любовь к Родине, преданность ей, уметь не предавать её в трудную минуту. А молитвенники долго и тихо молились за правое дело.
Ресурсный круг.
И в заключении нашего урока давайте образуем ресурсный круг и каждый из вас скажет, что вы взяли для себя из урока, что вам больше всего понравилось?
Я запомнил (а), что Бог не в силе, а в правде.
Что честь – это доброе имя.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Без веры и дело не спорится.
Обобщение урока. В День Победы 9 мая в знак признания воинской чести и доблести наших воинов в нашей стране принято прикреплять символ воинской славы – георгиевскую ленту. Я хочу подарить вам эти ленточки за работу на уроке, прошу отнестись к ним с трепетом и осторожностью, помня какой смысл они в себе заключают.
И, как сказал А.В.Суворов, «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества»
Берегите Россию!
Региональный компонент
Если человек чести, долга, то жизненный путь такого человека называют дорогой чести. И примеров таких дорог много.
Я предлагаю сегодня пойти по трем разным дорогам чести.
Перед вами три пословицы, каждая-дорога чести.
После работы выберите пословицу, соответствующую дороге вашего героя. Попробуйте ответить на вопрос:
- Почему жизненный путь данного человека можно назвать дорогой чести?
Первым полным Георгиевским кавалером был – Михаил Илларионович Кутузов. (портрет на доску)
1 ряду предлагаю поработать с учебником на с. 34-35, прочитать дополнительный материал и заполнить карту.
2 ряду предлагается проработать с материалом учебника на с. 36-37 дополнительный материал и заполнить карту о Михаиле Васильевиче Ломоносове (портрет).
3 ряду необходимо открыть учебник на стр. 37-39, изучить житие преподобного Сергия Радонежского (образ) и заполнить предложенную таблицу.
- Почему жизненный путь данного человека можно назвать дорогой чести?
Можем ли дополнить ваши таблицы именами наших земляков, которые посвятили свою жизнь дороге чести?
Есть ли примеры в
-Чей портрет висит в школьном музее? Как его имя связано с темой урока?
Выслушиваем ответы ребят и акцентирую внимание на вопросе:
-Могут ли современные люди идти дорогой чести?
Я благодарю вас за ваше выступление.
Вы хорошо потрудились.
Все люди, о которых мы с вами услышали от ребят, были настоящими патриотами своего Отечества. Потому что только настоящим людям с большой буквы пресуще жить не мелкими личными интересами, а служению Родине и всему русскому народу.
- За честное обхождение всегда получишь почтение.
- Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает.
- Солдат тот, кто не жизнь, а честь свою бережет.
М.И.Кутузов
М.В.Ломоносов
Преподобный Сергий Радонежский
(карту с таблицей можно посмотреть в Приложении)
Дополнительно:
- Федор Васильевич Чижов - выдающийся российский публицист, ученый-математик, искусствовед, крупный промышленник, финансист, издатель. Чижов осуществлял грандиозные проекты, вкладывал средства в строительство и развитие железных дорог, пароходств, банков, библиотек, учебных заведений, медицинских учреждений. Ф. Чижов завещал 6 млн. рублей на строительство и содержание 5 учебных заведений у себя на Родине, в Костромской губернии.
- Преподобный Никита Костромской жил в 14 веке. Он был родственником и учеником преподобного Сергия Радонежского. Был пострижен в монахи с именем Никита. Преподобный Сергий Радонежский был примером веры и любви. В 1426 году старец Никита около города Костромы основал Богоявленский мужской монастырь, которым руководил 24 года.
- Желтов Игорь Константинович, выпускник нашей школы проходил срочную службу в мотострелковом полку.
Он совершил подвиг- ценой своей жизни помог выбраться из горящего поезда двадцати пассажирам. Награжден посмертно медалью «За личное мужество»
Рассказ подготовленных учеников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Основы православной культуры" Пасха
Праздник Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре....
Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"
Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...
Методическая разработка (модуль "Основы православной культуры") Тема "Милосердие и сострадание"
В современном мире обучение требует новаторских подходов. Урок с использованием современных компьютерных технологий позволяет объединить все эти элементы воедино и дает возможность вариативного и одно...
Методическая разработка урока "Основы православной культуры".
Подвижник ХХ - ХХI в.в. архимандрита Иоанна ( Крестьянкина ). Жизнедеятельность,биография одного из наиболее почитаемых старцев ХХ - ХХI в.в.Материал может быть полезен на уроках "Ос...
Методическая разработка урока (Основы православной культуры) Христианская семья
Формирование представлений о семье как главной нравственной ценности человека,знакомство со смыслом обряда "Венчание",особенностями семейных традиций в православной культуре....
Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....
Методическая разработка урока "Основы православной культуры"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке формируется представление о духовно-нравственных ценностях труда человека. Урок начинается с пожелания друг другу крепкого здоровь...