Разработка урока. Основы православной культуры. Тема: "Честь. Воинская доблесть".
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Разработка урока. Основы православной культуры. Тема: "Честь. Воинская доблесть".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_istoki_chest_3_klass_kutsenko_d.k.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА. ЧЕСТЬ. ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ.

Категория «Вера»

3  Д класс.

Куценко Дина Камиловна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3

г. Ханты- Мансийск

Цель.  Дать понятие, что такое честь, выделить качества, позволяющие сохранить честь, расширять словарь военной лексикой. Учить работать в группах, парах. Подвести к пониманию проявления этих качеств. Учить проявлять чувства через ресурсный круг.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя.

Про человека с чистой совестью и благородством души говорят: «Это человек чести».

Праведнику воздают честь и хвалу. Народная мудрость гласит: Честь – по толковому словарю.

- Что такое честь?

Честь - это славянское слово, обозначает, что ты есть, что ты из себя представляешь. Чело – лоб, часть лица, чело – ум и вечность.

А что такое воинская честь?

Кто такой воин?

Воин – тот, кто сражается с врагом, солдат, боец. Работа со словарём Ожегова.

  1. Ресурсный круг.

Честь – это доброе имя человека, честь – верность долгу, честность и справедливость.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Чтение строк вслух с доски (хором)

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество. Родина. Братство.

А есть ещё совесть, честь!

  1. Кого из людей, удостоенных чести, вы уже знаете?

Приведите примеры.

  1. Сейчас мы вместе попробуем разделить на 3 группы:
  1. Защитники Отечества, полководцы, народные герои
  2. Те, кто прославлял Россию
  3. Молитвенники

Я называю фамилии, а вы говорите в какую группу отнести.

Суворов Александр, Минин и Пожарский, Кутузов, Невский Александр, Сергий Радонежский, Васнецов.

Давайте вкратце расскажем об этих людях. Рассказывают подготовленные дети

Суворов Александр

Минин и Пожарский

Кутузов Илларион был смелым воином, мудрым полководце. За отвагу, за храбрость в боях, он получил 3ордена, а четвёртый за победу в Бородинской битве в 1812 году. Русские воины остановили армию Наполеона и прогнали за пределы отечества. Кутузов служил верой и правдой.

Это честь по заслугам.

 Невский Александр

Михаил Васильевич Ломоносов

Ю.А. Гагарин

Кому принадлежат эти слова:

«Бог не в силе, правде» Невский

Про него Суворов говорил: «Хитёр- хитёр, умён-умён, никто его не обманет» Кутузов

«Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет…» Невский

«Тяжело в учении, легко в бою» Суворов

Благое дело будет иметь конец Сергий Радонежский

Вывод.  Что объединяет всех этих людей?

Любовь к своей Родине, патриотизм, верность и преданность своему делу. Одни защищали свою Родину, но надеялись не на свои силы, а Бога, молитвенники благословляли их и помогали одержать победу, а художники, композиторы, поэты прославляли героев и сохраняли историю.

Сейчас мы с вами найдём те качества, которые присущи этим людям. Отгадайте, что это за слова.

1 группа ……..  города берёт.

с

м

е

л

о

с

т

ь

Как понимаете эту пословицу? Смелый человек всё победит, всего добьется. По плечу любое дело.

 2 группа Без …. И дело не спорится, и доброе слово не молвится.

в

е

р

а

Слова для справок вера верность, ум, разум

Как понимаете эту пословицу?

3 группа не теряй ……..  Назад ни шагу.

о

т

в

а

г

у

Слова для справок: мужество, смелость, отвага.

Отвага – это лучшее качество воина. Очень важно уметь сохранить отвагу до конца боя. Победа даётся стойкому и отважному.

В этих символах и образах скрывается одно важное слово. Впиши его.

Заслушиваем каждую группу. Обосновывают свой ответ.

4 группа.        ……  – свойство человеческого разума, характеризующего степенью освоения знаний, опыта и способность в умении их проявить.

м

у

д

р

о

с

ть

 Слова для справок: ум, разум, мудрость, верность.

Активная форма обучения.

Работа в парах в тетрадях.

Попробуйте понять глубокий смысл этого слова, выполняя работу в тетрадях по теме «Честь».

Из перечня слов, написанных в тетради на с.13, выберите те слова, которые соответствуют, по вашему мнению, понятию «честь».

Работа будет проходить таким образом: сначала работать будет каждый самостоятельно, на это задание отводится 1 минута. А по моему сигналу приступите к работе в паре.

На обсуждение – 2 минуты.

- Давайте повторим правила работы в паре.

Постарайтесь прийти к единому мнению.

Приступайте к работе.

-Кто из вас желает поделиться своим мнением?

- Спасибо.

- У кого другое мнение?

Давайте обратимся к экспертной оценке.

- Вот правильный вариант ответов. 

доброе имя

совесть

уважение

свет

высокомерие

гордыня

почёт

достоинство

признание

самолюбие

А теперь работаем в паре. К какому общему мнению вы придёте?

доброе имя

совесть

уважение

свет

высокомерие

гордыня

почёт

достоинство

признание

самолюбие

Проговаривают полученные результаты работы в паре.

Сверяют результаты свои с доской.

Поясняют значение каждого качества, входящего в понятие «ЧЕСТЬ».

(если встречаются затруднения, то обращаемся к словарю)

Появляются на презентации слова, входящие в понятие «ЧЕСТЬ».

доброе имя

совесть

уважение

свет

высокомерие

гордыня

почёт

достоинство

признание

самолюбие

Продолжите мое высказывание.

- Слова «высокомерие, гордыня, самолюбие» не входят в понятие «честь», потому что…

Давайте посмотрим, как вы поработали? Заслушиваем ответы.

Почему вы выбрали доброе имя? Уважение? Почёт? Совесть? Свет? Достоинство?

Как вы считаете, это положительные качества человека?

А почему не выбрали высокомерие? Гордыня? Самолюбие?

Это всё отрицательные качества.

Вывод. Честь- уважение человека, который создал себе доброе имя, скажите можно купить честь? Подарить? Конечно, нет Её можно только заслужить трудом.

Правила работы в паре.

  1. Говорите тихо, по очереди.
  2. Выслушивайте мнение друг друга до конца.
  3. Не перебивайте друг друга.
  4. Будьте сдержаны и вежливы.
  5. Придите к единому мнению.
  6. Вместе решите, кто будет защищать мнение вашей пары.

Словарная работа

Уважение - почтительное отношение

Почет - уважение, оказываемое обществом кому-либо известному и достойному.

Совесть - это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков.

Признание – оценка, положительное отношение со стороны общества. Достоинство - это качество, которое определяет личностный рост и развитие человека

Человек излучающий свет - это человек содержащий в себе - в своей душе свет любви

Высокомерие -пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность в своем превосходстве над ними.

Самолюбие - высокая оценка своих сил, сочетающаяся с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих; чувствительность к мнению окружающих о себе.

Гордыня - непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм.

Физкультминутка.

Мы лётчики, пилоты 

(Руки в стороны, повороты туловища
Мы водим самолёты. 
Танкисты и ракетчики, 

(Наклоны в стороны) 
Мы славные разведчики. 
Мы моряки, подводники, 

(Приседания) 
Мы храбрые бойцы. 
Скоро в Армию пойдём, 

(Шагают на месте) 
А пока урок идёт!

Работа с учебником истоки 3 класс

Издавна народ уважал и особо славил людей чести. На Руси за военные заслуги награждали гривнами и золотыми, которые вешали на шею как знак славы.

На с. 34 учебника вы видите крест ордена Святого Георгия. Прочитайте о нем. За какие заслуги награждали орденом? Как называли людей, получившим этот знак?

Орден Святого Георгия в 1769 году был учрежден Екатериной II «… дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком, или подали мудрые, и для нашей воинской службы полезные советы»

Наличие белого эмалевого крестика у офицера или генерала само по себе говорило – вот он герой, доблестный защитник Отечества, лучший из лучших.

Читают.

Отвечают на вопросы.

Сценка русская народная сказка «3 Богатыря»

Сейчас мы посмотрим сценку и найдём ещё одно слово, которое также сохраняет честь не одного человека, а всего народа.

Вывод. Единство. Только единством силён человек и верой в Бога.

3 этап. Рефлексивный

Вывод. Русским людям свойственно любить свой родной край, где они родились и выросли,

Любить свою прекрасную Родину. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать свою Родину, не жалея сил, своё Отечество от врагов. Патриотизм –любовь к Родине, преданность ей, уметь не предавать её в трудную минуту. А молитвенники долго и тихо молились за правое дело.

Ресурсный круг.

И в заключении нашего урока давайте образуем ресурсный круг и каждый из вас скажет, что вы взяли для себя из урока, что вам больше всего понравилось?

Я запомнил (а), что Бог не в силе, а в правде.

Что честь – это доброе имя.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Без веры и дело не спорится.

Обобщение урока. В День Победы 9 мая в знак признания воинской чести и доблести наших воинов в нашей стране принято прикреплять символ воинской славы – георгиевскую ленту. Я хочу подарить вам эти ленточки за работу на уроке, прошу отнестись к ним с трепетом и осторожностью, помня какой смысл они в себе заключают.

И, как сказал А.В.Суворов, «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества»

Берегите Россию!

Региональный компонент

Если человек чести, долга, то жизненный путь такого человека называют дорогой чести. И примеров таких дорог много.

Я предлагаю сегодня пойти по трем разным дорогам чести.

Перед вами три пословицы, каждая-дорога чести.

После работы выберите пословицу, соответствующую дороге вашего героя. Попробуйте ответить на вопрос:

- Почему жизненный путь данного человека можно назвать дорогой чести?

Первым полным Георгиевским кавалером был – Михаил Илларионович Кутузов. (портрет на доску)

1 ряду предлагаю поработать с учебником на с. 34-35, прочитать дополнительный материал и заполнить карту.

2 ряду предлагается проработать с материалом учебника на с. 36-37 дополнительный материал и заполнить карту о Михаиле Васильевиче Ломоносове (портрет).

3 ряду необходимо открыть учебник на стр. 37-39, изучить житие преподобного Сергия Радонежского (образ) и заполнить предложенную таблицу.

- Почему жизненный путь данного человека можно назвать дорогой чести?

Можем ли дополнить ваши таблицы именами наших земляков, которые посвятили свою жизнь дороге чести?

Есть ли примеры в

-Чей портрет висит в школьном музее? Как его имя связано с темой урока?

Выслушиваем ответы ребят и акцентирую внимание на вопросе:

-Могут ли современные люди идти дорогой чести?

Я благодарю вас за ваше выступление.

Вы хорошо потрудились.

Все люди, о которых мы с вами услышали от ребят, были настоящими патриотами своего Отечества. Потому что только настоящим людям с большой буквы пресуще жить не мелкими личными интересами, а служению Родине и всему русскому народу.

  • За честное обхождение всегда получишь почтение.
  • Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает.
  • Солдат тот, кто не жизнь, а честь свою бережет.

М.И.Кутузов

М.В.Ломоносов

Преподобный Сергий Радонежский

(карту с таблицей можно посмотреть в Приложении)

Дополнительно:

- Федор Васильевич Чижов - выдающийся российский публицист, ученый-математик, искусствовед, крупный промышленник, финансист, издатель. Чижов осуществлял грандиозные проекты, вкладывал средства в строительство и развитие железных дорог, пароходств, банков, библиотек, учебных заведений, медицинских учреждений. Ф. Чижов завещал 6 млн. рублей на строительство и содержание 5 учебных заведений у себя на Родине, в Костромской губернии.

- Преподобный Никита Костромской жил в 14 веке. Он был родственником и учеником преподобного Сергия Радонежского. Был пострижен в монахи с именем Никита. Преподобный Сергий Радонежский был примером веры и любви. В 1426 году старец Никита около города Костромы основал Богоявленский мужской монастырь, которым руководил 24 года.

- Желтов Игорь Константинович, выпускник нашей школы проходил срочную службу в мотострелковом полку.

Он совершил подвиг- ценой своей жизни помог выбраться из горящего поезда двадцати пассажирам. Награжден посмертно медалью «За личное мужество»

Рассказ подготовленных учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Основы православной культуры" Пасха

Праздник Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре....

Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"

Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...

Методическая разработка (модуль "Основы православной культуры") Тема "Милосердие и сострадание"

В современном мире обучение требует новаторских подходов. Урок с использованием современных компьютерных технологий позволяет объединить все эти элементы воедино и дает возможность вариативного и одно...

Методическая разработка урока "Основы православной культуры".

Подвижник ХХ - ХХI  в.в. архимандрита Иоанна ( Крестьянкина ).  Жизнедеятельность,биография одного из наиболее почитаемых старцев ХХ - ХХI в.в.Материал может быть полезен  на уроках "Ос...

Методическая разработка урока (Основы православной культуры) Христианская семья

Формирование представлений о семье как главной нравственной ценности человека,знакомство со смыслом обряда "Венчание",особенностями семейных традиций в православной культуре....

Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....

Методическая разработка урока "Основы православной культуры"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке формируется представление о духовно-нравственных ценностях труда человека. Урок начинается с пожелания друг другу крепкого здоровь...