Совесть и раскаяние
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОРКСЭ В 4 классе
по теме:
«Совесть и раскаяние»
Цель урока:
Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».
Задачи урока:
- дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;
- развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;
- воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
В области формирования УУД:
• личностные - умение выделять нравственный аспект поведения
• познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
• регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
• коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы .
Планируемые результаты урока:
1. Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
2. Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; иметь представление о понятиях «совесть», «раскаяние», «стыд»,
3. Метапредметные:
- Получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;
- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока.
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Материально- техническое оснащение: мультимедийный проектор, учебник «Основы православной культуры» (4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2017),Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, комплект приложений к уроку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Весело звенит звонок,
Начинаем наш урок.
- Ребята, сегодня у нас с вами еще один «урок истории жизни», на котором мы отправимся в мир православной культуры, познакомимся с новыми понятиями, будем пополнять свои души новыми впечатлениями, переживаниями.
II. Актуализация знаний. ( Фронтальный опрос)
- На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.
- Какие свойства человеческой души вы можете назвать? Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? Как вы понимаете смысл слова «добро»? Как в православии объясняется смысл этого слова? «Добро» - это то, что: помогает росту души человека; помогает другим людям; радует Бога.
- Назовите антоним к слову «добро». (Зло) Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.). Назовите синоним слова «зло» в православии. (Грех)
В православии грех – это: недобрые чувства; недобрые мысли; недобрые дела .
III. Самоопределение к деятельности. (Работа в парах)
-Разгадаем кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы.
Кроссворд (прилагается) можно распечатать и раздать детям на листах.
1. Гордость - …….? (Стыд)
2. Здоровье - ……..? (Болезнь)
3. Ложь - …….?(Правда)
4. Трусость - …….? (Смелость)
5.Тьма - ……? (Свет)
6. Грязь - ……..? (Чистота)
7. Смерть - ………? (Жизнь)
-Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)
- А если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно, только к одному лекарству. В православии оно называется – раскаяние.
IV. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, о чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести и раскаянии)
- Какие вопросы мы поставим перед собой?
(Что такое совесть? Что такое раскаяние? Нужны ли она человеку? Что значит поступать по совести?)
–А теперь сформулируйте тему урока . («Совесть и раскаяние»)
-Сегодня мы поговорим не только о том, что такое совесть и что такое раскаяние, но и узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки.
V. Открытие новых знаний.
- Работа с притчей.
– Хочется поведать притчу
Давным - давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?»
Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите. Какая бабочка у меня в руках живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
- Скажите, так что же в руках мальчика?
- Как вы думаете, какой выбор может сделать мальчик?
-Убийство бабочки это что?
-А сохранение её жизни?
- Попробуйте дать определение понятию «добро»
-«Зло»
2. Работа с текстом учебника
- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Обратимся к учебнику с. 51.
- Если бы ученик сжал ладошки, то он бы совершил…
-А с точки зрения православия …
- Что такое грех? Прочитаем.
- Представьте себя на месте ученика, легко ли сделать выбор?
-Что мешает ученику сделать правильный выбор: убить бабочку или подарить жизнь?
- Дочитайте. (про себя)
- Нашли ответ? Правильно ли ответили?
- Какие строки считаете важными?
-Зачитайте.
-Объясните, как понимаете эти строки?
- Со словом «совесть» употребляют следующие выражения : «Грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «совесть заговорила»
- Как бы вы определили сами для себя, что такое совесть?
- В Священном Писании совесть ещё называют сердцем. Как вы думаете, почему? (сердце подсказывает…)
- Вы совершенно правы.
Динамическая пауза
Все на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
3. Работа с иллюстрацией
- Обратите внимание на иллюстрации. Перед вами фрагменты библейской истории «Отречение Петра».
- Кому известно это имя?
- Кто такой апостол Петр?
- Посмотрите на портрет Петра.
- О чем говорит выражение его лица?
- Какой грех совершил апостол Петр, мы узнаем, посмотрев сюжет.
(сюжет)
- Почему эта история носит название «Отречение Петра»?
- Что творилось в душе Петра? Обоснуйте свой ответ.
- Способны ли это чувствовать обычные люди?
- Когда?
- Вам приходилось такое испытывать?
- Кто может поделиться?
- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали, совершая проступок?
- Что происходит, если человек не слышит голоса совести?
- Получается, чтобы защитить человека от греха, совесть должна совершить серьёзную работу.
4. Самостоятельная работа со статьей учебника
- Предлагаю самостоятельно разобраться в этом, поработав на с.53-54
- Какие важные дела совершает совесть? - Какая очень важная особенность есть у совести? Зачитайте.
- Хочу рассказать ещё одну притчу. 5. Работа с притчей
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел дальше.
Прошло 50 лет. Человек это добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день. А ты носил их в своем сердце много лет, - ответил слепой.
-Что особенно тронуло вас в этой истории?
- Есть ли такое лекарство, которое поможет, если совесть стала досаждать памяти и уму, т.е. избавиться от терзаний совести?
- Что такое раскаяние?
- Узнаем, как в православии объясняют толкование этого слова. Зачитайте.
- Сразу ли человек способен понять, что он совершил плохой поступок?
- Что можете сказать о мальчике?
- В покаянии есть несколько шагов. Зачитайте на с. 54-56.
- Как понимаете первый шаг раскаяния? (сожаление о том, что сделано)
- Продолжим.
- Второй шаг? (готовность исправить свой поступок)
- Как вы считаете, как можно исправить прошлую ошибку? (только делом)
- Необходимо поступить так, найти дело противоположное греху.
- Но не всегда делом можно исправить причиненное зло. У христиан есть и третий шаг в раскаянии.
- В чем он заключается? Прочитайте.
VI. Творческое применение знаний.
1. Портрет совестливого человека (Работа в группах)
Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
1 группа
- Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
- Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
- Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
2 группа
- Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
- Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
- Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
3 группа
- Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
- Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
- Отвращает его от… (дурных поступков и действий).
VII. Рефлексия.
Вопросы без ответа вслух.
Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.
- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
- Было ли стыдно за свои поступки?
- Всегда ли вы поступали по совести?
IХ. Домашнее задание («Минута раскаяния»).
Итак, наш урок подходит к завершению.
Сегодня на уроке мы говорили о том, что такое добро и зло, совесть и раскаяние, узнали о подсказках совести и как исправлять ошибки.
Дома (у кого хватит смелости) проделайте такое упражнение. Минуту подумайте, вспомните свои плохие поступки, кого и чем вы обидели. (Это может быть мама, бабушка, сестра, учительница, ученик вашего класса или друг.
-Возьмите себе по сердечку и продолжите предложение : « _________,прости меня , за то что я________________________________________.Я глубоко раскаиваюсь в своём поступке, потому что ________________________.» Подарите сердечко тому, у кого вы попросили прощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть и раскаяние
презентация к уроку ОРКСЭ...
Добро и зло, совесть и раскаяние.
ОРКСЭ Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....
Добро и зло, совесть и раскаяние.
Презентация к уроку основы православной культуры....
конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
на уроке даётся представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...
Проект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
разработка урока по ОРКСЭ...
Основы православной культуры. Урок Совесть и раскаяние
Презентация - урок по предмету "Основы православной культуры"...
ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"
Урок по теме "Совесть и раскаяние"...