РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Белухина Светлана Ивановна

Планируемые результаты

Личностные результаты:

·       формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

·       формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

·       развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

·       воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

·       развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·       наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРК и СЭ

4 класс

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

      Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Содержание программы (34 ч)

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

Россия – наша Родина.  Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия.  Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва. Её происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие – добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Милосердие - забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и плата. Ближний. Милостыня. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Творческие работы учащихся. Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта

Подведение итогов праздничного проекта. Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Раздел II. Православие в России.

Как христианство пришло на Русь.  Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг.  О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженства.  Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина.  О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде.  Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия.  Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь.  Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе.  Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья.  Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества.  Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде.  О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Духовные традиции России. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Творческие работы учащихся. Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта

Подведение итогов. Введение в православную духовную традицию.

Календарно – тематическое планирование

ОРК и СЭ 4 класс – 34 часа

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика  деятельности учащихся

Дата проведения

план

факт

1

Россия – наша Родина.

1

Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока.

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации).

Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов.

Проявлять почтительное отношение к старшим

Выстраивать логичный рассказ по теме урока.

Сравнивать исторические и литературные источники (например, летопись и стихотворение).

Сопоставлять достопамятные события церковной и гражданской истории России.

Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси.  

Устанавливать хронологию событий, определять даты по юлианскому и григорианскому календарям (старому и новому стилям).

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

Рассказывать о памятниках православной культуры России на основе текста и иллюстраций учебного пособия.

Различать вещественные, устные и письменные исторические источники.

Сопоставлять информацию, полученную из текста учебного пособия и из других источников.

Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников.

Показывать на исторической карте места важнейших событий истории Отечества, извлекать другую информацию из исторической карты.

Составлять хронологические ряды исторических событий истории России (с именами и датами).

Приводить примеры патриотического служения Русской Православной Церкви в истории России.

Приводить примеры достопамятных сказаний  

Выбирать форму участия в проектной деятельности по темам: «Священные страницы родной истории», «Святые люди Русской земли».

Отвечать на вопросы, расположенные в конце  урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматриваемой теме.

Адекватно оценивать свои поступки с учётом понятий «нравственность», «доброе дело».

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о благодарности.

Называть признаки поведения  благодарного человека.

Приводить примеры настоящей (подлинной) дружбы.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о дружбе.

Объяснять взаимосвязь понятий «верность» и «дружба».

Отвечать на вопрос: «Что скрепляет дружбу — трудности или удовольствия?»

Задумываться над своей ответственностью за

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки об ответственности, дисциплине, послушании.

Объяснять взаимосвязь понятий.

Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие».

Замечать в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности.

Приводить примеры добрых дел.

Учиться замечать добрые дела окружающих.

Видеть примеры благодарного поведения человека в окружающей жизни.  

Приводить примеры благодарного поведения, описанные в произведениях классической литературы.

Видеть и уметь  объяснять взаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность».

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о милосердии.

Быть готовым незамедлительно оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Устанавливать причинно-следственную связь между событиями и нравственным поведением участников событий.

Участвовать в проектной деятельности по теме «Нравственные основы поведения человека», а также в коллективном обсуждении результатов проектной деятельности.

Оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях.

02.09 - 06.09

2

Культура  и  религия.

1

09.09 - 13.09

3

Человек и Бог в православии.

1

16.09 - 20.09

4

Православная молитва.

1

23.09 - 27.09

5

Библия и Евангелие.

1

30.09 - 04.10

6

Проповедь Христа.

1

07.10 - 11.10

7

Христос и Его крест.

1

14.10 - 18.10

8

Пасха.

1

21.10 - 25.10

9

Православное учение о человеке.

1

05.11 - 08.11

10

Совесть и раскаяние.

1

11.11 - 15.11

11

Заповеди.

1

18.11 - 22.11

12

Милосердие и сострадание.

1

25.11 - 29.11

13

Золотое правило этики.

    1

02.12 - 06.12

14

Храм.

1

09.12 - 13.12

15

Икона.

1

16.12 - 20.12

16

Творческие работы учащихся.

1

23.12 - 27.12

17

Как христианство пришло на Русь.

1

13.01 - 17.01

18

Подвиг.

1

20.01 - 24.01

19

Заповеди блаженств.

1

27.01 - 31.01

20

Зачем творить добро?

1

03.02 - 07.02

21

Чудо в жизни христианина.

1

10.02 - 14.02

22

Православие о Божьем суде.

1

17.02 - 21.02

23

Таинство Причастия.

1

25.02 - 28.02

24

Монастырь.

1

02.03 - 06.03

25

Отношение христианина к природе.

1

10.03 – 14.03

26

Христианская  семья.

1

16.03 - 20.03

27

Защита Отечества.

1

01.04 - 03.04

28

Христианин в труде.

1

06.04 - 10.04

29

Любовь и уважение к Отечеству.

1

13.04 - 17.04

30

Подготовка творческих проектов.

1

20.04 - 24.04

31

Подготовка творческих проектов.

1

27.04 - 30.04

32

Защита творческих проектов.

1

04.05 - 08.05

33

Защита творческих проектов.

1

11.05 - 15.05

34

Итоговое занятие.

1

18.05 – 22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев

Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...

Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс

Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

Рабочая программа по ОРКиСЭ , модуль Светская этика. 4 класс

Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.Задачи: · знакомство учащихся с содержанием мо...

Рабочая программа курса ОРКиСЭ (модуль Основы светской этики) 4 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по курсу ОРКиСЭ (модуль светской этики). 4 класс. А.И.Шемшурина...