РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Планируемые результаты
Личностные результаты:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРК и СЭ
4 класс
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Содержание программы (34 ч)
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва. Её происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие – добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Милосердие - забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и плата. Ближний. Милостыня. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Творческие работы учащихся. Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта
Подведение итогов праздничного проекта. Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженства. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Духовные традиции России. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Творческие работы учащихся. Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта
Подведение итогов. Введение в православную духовную традицию.
Календарно – тематическое планирование
ОРК и СЭ 4 класс – 34 часа
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Россия – наша Родина. | 1 | Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока. Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации). Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов. Проявлять почтительное отношение к старшим Выстраивать логичный рассказ по теме урока. Сравнивать исторические и литературные источники (например, летопись и стихотворение). Сопоставлять достопамятные события церковной и гражданской истории России. Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси. Устанавливать хронологию событий, определять даты по юлианскому и григорианскому календарям (старому и новому стилям). Участвовать в коллективном обсуждении темы урока. Рассказывать о памятниках православной культуры России на основе текста и иллюстраций учебного пособия. Различать вещественные, устные и письменные исторические источники. Сопоставлять информацию, полученную из текста учебного пособия и из других источников. Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников. Показывать на исторической карте места важнейших событий истории Отечества, извлекать другую информацию из исторической карты. Составлять хронологические ряды исторических событий истории России (с именами и датами). Приводить примеры патриотического служения Русской Православной Церкви в истории России. Приводить примеры достопамятных сказаний Выбирать форму участия в проектной деятельности по темам: «Священные страницы родной истории», «Святые люди Русской земли». Отвечать на вопросы, расположенные в конце урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматриваемой теме. Адекватно оценивать свои поступки с учётом понятий «нравственность», «доброе дело». Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о благодарности. Называть признаки поведения благодарного человека. Приводить примеры настоящей (подлинной) дружбы. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о дружбе. Объяснять взаимосвязь понятий «верность» и «дружба». Отвечать на вопрос: «Что скрепляет дружбу — трудности или удовольствия?» Задумываться над своей ответственностью за Подбирать и объяснять пословицы и поговорки об ответственности, дисциплине, послушании. Объяснять взаимосвязь понятий. Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие». Замечать в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности. Приводить примеры добрых дел. Учиться замечать добрые дела окружающих. Видеть примеры благодарного поведения человека в окружающей жизни. Приводить примеры благодарного поведения, описанные в произведениях классической литературы. Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность». Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о милосердии. Быть готовым незамедлительно оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Устанавливать причинно-следственную связь между событиями и нравственным поведением участников событий. Участвовать в проектной деятельности по теме «Нравственные основы поведения человека», а также в коллективном обсуждении результатов проектной деятельности. Оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях. | 02.09 - 06.09 | |
2 | Культура и религия. | 1 | 09.09 - 13.09 | ||
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | 16.09 - 20.09 | ||
4 | Православная молитва. | 1 | 23.09 - 27.09 | ||
5 | Библия и Евангелие. | 1 | 30.09 - 04.10 | ||
6 | Проповедь Христа. | 1 | 07.10 - 11.10 | ||
7 | Христос и Его крест. | 1 | 14.10 - 18.10 | ||
8 | Пасха. | 1 | 21.10 - 25.10 | ||
9 | Православное учение о человеке. | 1 | 05.11 - 08.11 | ||
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | 11.11 - 15.11 | ||
11 | Заповеди. | 1 | 18.11 - 22.11 | ||
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | 25.11 - 29.11 | ||
13 | Золотое правило этики. | 1 | 02.12 - 06.12 | ||
14 | Храм. | 1 | 09.12 - 13.12 | ||
15 | Икона. | 1 | 16.12 - 20.12 | ||
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | 23.12 - 27.12 | ||
17 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | 13.01 - 17.01 | ||
18 | Подвиг. | 1 | 20.01 - 24.01 | ||
19 | Заповеди блаженств. | 1 | 27.01 - 31.01 | ||
20 | Зачем творить добро? | 1 | 03.02 - 07.02 | ||
21 | Чудо в жизни христианина. | 1 | 10.02 - 14.02 | ||
22 | Православие о Божьем суде. | 1 | 17.02 - 21.02 | ||
23 | Таинство Причастия. | 1 | 25.02 - 28.02 | ||
24 | Монастырь. | 1 | 02.03 - 06.03 | ||
25 | Отношение христианина к природе. | 1 | 10.03 – 14.03 | ||
26 | Христианская семья. | 1 | 16.03 - 20.03 | ||
27 | Защита Отечества. | 1 | 01.04 - 03.04 | ||
28 | Христианин в труде. | 1 | 06.04 - 10.04 | ||
29 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | 13.04 - 17.04 | ||
30 | Подготовка творческих проектов. | 1 | 20.04 - 24.04 | ||
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 | 27.04 - 30.04 | ||
32 | Защита творческих проектов. | 1 | 04.05 - 08.05 | ||
33 | Защита творческих проектов. | 1 | 11.05 - 15.05 | ||
34 | Итоговое занятие. | 1 | 18.05 – 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев
Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...
Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...
Рабочая программа по ОРКиСЭ , модуль Светская этика. 4 класс
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.Задачи: · знакомство учащихся с содержанием мо...
Рабочая программа по ОРКиСЭ модуль ОПК 4 класс
Рабочая программа по ОПК...
Рабочая программа курса ОРКиСЭ (модуль Основы светской этики) 4 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по курсу ОРКиСЭ (модуль светской этики). 4 класс. А.И.Шемшурина...