Рабочая программа по ОРКиСЭ , модуль Светская этика. 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
· знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
· развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
· обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
· формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
· развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_porogramma_po_orkise_modul_svetskaya_etika._4_klass.doc | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 29 декабря 2014 г.№1643
2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №31»
3.Учебный план МБОУ «СОШ №31» на 2016-2017 учебный год.
4. Положение о рабочей программе педагога.
Рабочая программа по технологии составлена в полном соответствии с ФГОС НОО, с учетом психолого – педагогических особенностей учащихся 4 Б класса. В классе уровень мотивации к изучению окружающего мира выше среднего. Поэтому планируется дополнительно разбирать нестандартные задания, использовать дополнительный материал при изучении предмета у учащихся с высоким уровнем мотивации и давать соответствующие задания учащимся со средним уровнем, что учтено внутри тем. Также в программе удаляется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебниками:
«Основы религиозных культур и светской этики», «Основы светской этики» 4 класс: / Студеникин М. Т. М.: «Русское слово», 2013.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение «Основы мировых религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводится 0,5 ч. в неделю, 17 часов в год.
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
∙ знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
∙ развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
∙ обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
∙ формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
∙ развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Содержание курса
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Дружба и порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Введение (1 ч)
Народы России. Их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Россия – Родина моя(1ч). Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние городаРоссии, их памятники культуры
Основы светской этики( ч)
Этика и этикет(1ч.)Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормыэтикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики
Вежливость (1ч.)Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте,спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.
Добро и зло (1ч.)Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты
Дружба и порядочность (1ч.)Понятие и проявление дружбы. Рольдоверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях,честность, доброта, порядочность,
трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг,приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе
Честность искренность(1ч.)Понятия честность и искренность.Из истории традиций по выявлениючестности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнять свой долг», «житьпо совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, сокружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов
Гордость и гордыня(1ч.)Понятия гордость и гордыня. Чувствособственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность искромность. Зазнайство и гордыня,зависть. Воспитание положительныхкачеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России
Обычаи и обряды(1ч.)Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси.
Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России
Терпение и труд (1ч.)Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника
Семья.Семейные традицииРод и семья – исток нравственных отношений( (3ч.)Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.Традиция – передача из поколенияв поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание
Сердце матери(1ч.)Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детейсвоим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет
Праздники народов России(1ч.)Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести.
Защитники Отечества(1ч.)23 февраля – День защитника Отечества. Состав ВооруженныхсилРФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины.
Мораль, долг и выбор(3 ч)Моральный долг. Моральная норма. Моральная обязанность.
Свобода и моральный выбор человека.Свобода и ответственность, понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
Альтруизм и эгоизм(1ч) Альтруизм и эгоизм, положительные и отрицательные стороны этих понятий, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Стыд, вина , извинение(1ч)Уважительное отношение друг к другу, к окружающим, знакомство с нравственными понятиями: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение, ответственность за свои поступки.
Добродетель и порок(1ч) Осознание важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Честь и достоинство(1ч)Честь и достоинство, диспут, основы взаимоотношений в обществе, культура поведения.значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Честность и искренность(1ч) Честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность; осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности.
Образцы нравственности(3ч) Золотое правило нравственности. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Россия, нравственность, патриотизм, защитники Отечества, любовь к Родине, гордость за нашу державу, уважение к человеку-труженику, защитнику Отечества, на основе реальных норм-образцов нравственного поведения.самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Образцы нравственности в культуре Отечества(2ч)Любовь и уважение к ОтечествуРоссия, нравственность, патриотизм, защитники Отечества.
Правила твоей жизни (1ч.)Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищив школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистотыв школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.
Творческие проекты учащихся (3ч.)Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Презентация творческих проектов (2ч.)
Результаты освоения курса
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Учись учиться. Речевой этикет. Мои права и обязанности. Подготовка творческих проектов «Героическая Россия» «Мое отношение к миру».Проектная деятельность: «Героическая Россия» «Мое отношение к миру».
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учебно - методическое обеспечение
- М.Т. Студеникина, авторская программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики», 2010 г.;
- М.Т.Студеникин «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы светской этики», учебник для 4 класса начальной школы //М.: «Русское слово» , 2012 год.
- Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение»,2010
- Мир словарей.
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Энциклопедия «Вокруг света»
Основы светской этики
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
План | Факт | ||||
Россия - Родина моя. | 1 | 2.09 | |||
Этика и этикет. | 1 | 9.09 | |||
Вежливость. | 1 | 16.09 | |||
4. | Добро и зло. | 1 | 23.09 | ||
5. | Дружба и порядочность. | 1 | 30.10 | ||
6. | Честность и искренность. | 1 | 7.10 | ||
7. | Гордость и гордыня. | 1 | 14.10 | ||
8. | Обычаи и обряды. | 1 | 21.10 | ||
9. | Терпение и труд. | 1 | 28.11 | ||
10 | Терпение и труд. | 1 | 11.11 | ||
11. | Семья. Семейные традиции. | 1 | 18.11 | ||
12 | Семья. Семейные традиции. | 1 | 25.11 | ||
13. | Сердце матери. Правила твоей жизни. | 1 | 2.12 | ||
14. | Праздники народов России. | 1 | 9.12 | ||
15. | Защитники Отечества. | 1 | 16.12 | ||
16. | Творческие проекты учащихся. | 1 | 23.12 | ||
17. | Презентация творческих проектов. | 1 | 19.01 | ||
18 | Моральный долг. | 1 | 26.01 | ||
19 | Свобода и моральный выбор человека. | 1 | 2.02 | ||
20 | Свобода и ответственность | 1 | 9.02 | ||
21 | Альтруизм и эгоизм | 1 | 16.02 | ||
22 | Стыд, вина и извинение | 1 | 23.02 | ||
23 | Добродетель и порок | 1 | 1.03 | ||
24 | Честь и достоинство | 1 | 8,03 | ||
25 | Честность и искренность | 1 | 15.03 | ||
26 | Род и семья — исток Нравственных отношений. | 1 | 22.03 | ||
27 | Золотое правило нравственности. | 1 | 5.04 | ||
28 | Образцы нравственности. | 1 | 12.04 | ||
29 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | 19.04 | ||
30 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | 26.04 | ||
31 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | 3.05 | ||
32 | Выбор тем для творческих проектов. | 1 | 10.05 | ||
33 | Подготовка творческих проектов. | 1 | 17.05 | ||
34 | Защита творческих проектов. | 1 | 24.05 |
Лист изменений в календарно-тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Содержит краткую характеристику,тематическое планирование,список литературы ко всем 6-и модулям....
Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев
Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...
рабочая программа по ОРКиСЭ
Рабочие программы по трем модулям учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...
Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....
Рабочая программа по ОРКиСЭ (Основы светской этики)
Рабочая программа по ОРКиСЭ...
Рабочая программа курса ОРКиСЭ (модуль Основы светской этики) 4 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по курсу ОРКиСЭ (модуль светской этики). 4 класс. А.И.Шемшурина...
Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика), 4класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего обр...