Рабочая программа по ОРКиСЭ , модуль Светская этика. 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

· знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

· развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

· обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

· формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

· развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 29 декабря 2014 г.№1643

2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №31»

3.Учебный план МБОУ «СОШ №31» на 2016-2017 учебный год.

4. Положение о рабочей программе педагога.

    Рабочая программа по технологии составлена в полном соответствии с ФГОС НОО, с учетом психолого – педагогических особенностей учащихся 4 Б класса.  В классе уровень мотивации к изучению окружающего мира выше среднего. Поэтому планируется дополнительно разбирать нестандартные задания, использовать дополнительный материал при  изучении предмета у учащихся с высоким уровнем мотивации и давать соответствующие задания учащимся со средним уровнем, что учтено внутри тем. Также в программе удаляется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебниками:

«Основы религиозных культур и светской этики», «Основы светской этики»     4  класс: / Студеникин М. Т. М.: «Русское слово», 2013.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  на изучение «Основы мировых  религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводится 0,5 ч. в неделю, 17 часов в год.

Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

∙ знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

∙ развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

∙ обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

∙ формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

∙ развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

  Общая характеристика учебного предмета

 В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Содержание курса

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Дружба и порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Введение (1 ч)

Народы России. Их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.

Россия – Родина моя(1ч). Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное  государство. Национальность и раса. Древние городаРоссии, их памятники культуры

Основы светской этики( ч)

Этика и этикет(1ч.)Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормыэтикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики

Вежливость (1ч.)Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте,спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.

Добро и зло (1ч.)Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты

Дружба и порядочность (1ч.)Понятие и проявление дружбы. Рольдоверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях,честность, доброта, порядочность,

трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг,приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе

Честность искренность(1ч.)Понятия честность и искренность.Из истории традиций по выявлениючестности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнять свой долг», «житьпо совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, сокружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов

Гордость и гордыня(1ч.)Понятия гордость и гордыня. Чувствособственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность искромность. Зазнайство и гордыня,зависть. Воспитание положительныхкачеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России

Обычаи и обряды(1ч.)Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси.

Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России

Терпение и труд (1ч.)Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника

Семья.Семейные традицииРод и семья – исток нравственных отношений( (3ч.)Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.Традиция – передача из поколенияв поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание

Сердце матери(1ч.)Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детейсвоим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет

Праздники народов России(1ч.)Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести.

Защитники Отечества(1ч.)23 февраля – День защитника Отечества. Состав ВооруженныхсилРФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины.

Мораль, долг и выбор(3 ч)Моральный долг. Моральная норма. Моральная обязанность.

Свобода и моральный выбор человека.Свобода и ответственность, понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

Альтруизм и эгоизм(1ч) Альтруизм и эгоизм, положительные и отрицательные стороны этих понятий, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Стыд,  вина ,  извинение(1ч)Уважительное отношение друг к другу, к окружающим, знакомство с нравственными понятиями: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение, ответственность за свои поступки.

Добродетель и порок(1ч) Осознание важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Честь и достоинство(1ч)Честь и достоинство, диспут, основы взаимоотношений в обществе, культура  поведения.значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Честность и искренность(1ч) Честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность; осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности.

Образцы нравственности(3ч)  Золотое правило нравственности. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Россия, нравственность, патриотизм, защитники Отечества, любовь к Родине, гордость за  нашу державу, уважение к человеку-труженику, защитнику Отечества,  на основе реальных норм-образцов нравственного поведения.самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Образцы нравственности в культуре Отечества(2ч)Любовь и уважение к ОтечествуРоссия, нравственность, патриотизм, защитники Отечества.

Правила твоей жизни (1ч.)Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищив школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистотыв школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.

Творческие проекты учащихся (3ч.)Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Презентация творческих проектов (2ч.)

Результаты освоения курса

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

        Учись учиться. Речевой этикет. Мои права и обязанности. Подготовка творческих проектов «Героическая Россия» «Мое отношение к миру».Проектная деятельность: «Героическая Россия» «Мое отношение к миру».

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учебно - методическое обеспечение

  1. М.Т. Студеникина,  авторская программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики», 2010 г.;
  2. М.Т.Студеникин «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы светской этики», учебник для 4 класса начальной школы //М.: «Русское слово» , 2012 год.
  3. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010
  4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение»,2010
  5. Мир словарей.
  6. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
  7. Энциклопедия «Вокруг света»

Основы светской этики

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

Россия  - Родина моя.

1

2.09

Этика и этикет.

1

9.09

Вежливость.

1

16.09

4.

Добро и зло.

1

23.09

5.

Дружба и порядочность.

1

30.10

6.

Честность  и искренность.

1

7.10

7.

Гордость и гордыня.

1

14.10

8.

Обычаи и обряды.

1

21.10

9.

Терпение и труд.

1

28.11

10

Терпение и труд.

1

11.11

11.

Семья. Семейные традиции.

1

18.11

12

Семья. Семейные традиции.

1

25.11

13.

Сердце матери. Правила твоей жизни.

1

2.12

14.

Праздники народов России.

1

9.12

15.

Защитники Отечества.

1

16.12

16.

Творческие проекты учащихся.

1

23.12

17.

Презентация творческих проектов.

1

19.01

18

Моральный долг.

1

26.01

19

Свобода и моральный выбор человека.

1

2.02

20

Свобода и ответственность

1

9.02

21

Альтруизм и эгоизм

1

16.02

22

Стыд, вина и извинение

1

23.02

23

Добродетель и порок

1

1.03

24

Честь и достоинство

1

8,03

25

Честность и искренность

1

15.03

26

Род и семья — исток

Нравственных отношений.

1

22.03

27

Золотое правило нравственности.

1

5.04

28

Образцы нравственности.

1

12.04

29

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

19.04

30

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1

26.04

31

Любовь и уважение к Отечеству.

1

3.05

32

Выбор тем  для творческих проектов.

1

10.05

33

Подготовка творческих проектов.

1

17.05

34

Защита творческих проектов.

1

24.05

Лист изменений в календарно-тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКиСЭ

Содержит краткую характеристику,тематическое планирование,список литературы ко всем 6-и модулям....

Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев

Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...

рабочая программа по ОРКиСЭ

Рабочие программы по трем модулям учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...

Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс

Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....

Рабочая программа курса ОРКиСЭ (модуль Основы светской этики) 4 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по курсу ОРКиСЭ (модуль светской этики). 4 класс. А.И.Шемшурина...

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика), 4класс

      Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего обр...