Милосердие и сострадание
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Мастер-класс по уроку "Милосердие и сострадание" из учебника А. Кураева курса ОПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
miloserdie_i_sostradanie.ppt | 1.17 МБ |
master-klass_po_opk.doc | 46 КБ |
svodnaya-.ppt | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам». Задачи урока: Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний». Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Основные термины и понятия долг ответственность милосердие сострадание ближний любовь к врагам милостыня
М илосердие – это желание приносить пользу другим людям , не думая о вознаграждении.
Милосердие, сострадание Долг, ответственность - Как вы понимаете значение этих слов?
Притча о добром самарянине На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них говорил своей совести, что он очень торопится, что у него очень важные дела - и проходил. Но один приезжий человек остановился. Раненый замер. Ведь недавно он с приятелями зло подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвёз в гостиницу и оплатил лечение. Знакомые не увидели в избитом своего ближнего, а незнакомец отнёсся к нему как к своему ближнему.
Как вы думаете, кого можно назвать «добрым самарянином»? Человека, который не отвлекается от своего важного служения на то, чтобы помочь другим людям. Человека, который помогает всем нуждающимся людям без корысти, невзирая на их взгляды и веру, лишь потому, что они нуждаются в помощи. Человека, который помогает, надеясь получить вознаграждение.
В чём проявляется любовь к ближнему?
Ролевая игра (работа в группах) а ) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание; б) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.
Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких.
Ближний – это тот , кто нуждается в твоей помощи и тот, кто не оставит тебя в беде. Милостыня – одно из дел милосердия. Это помощь другому человеку из жалости к нему.
Рабочая тетрадь. Урок 12 Милосердие и сострадание Задание 1. Прочитай отрывок древней баллады
РЕФЛЕКСИЯ Я узнал … Я задумался … Меня заинтересовало … Мне хотелось бы узнать …
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает. (Библия. Новый Завет. Первое послание к Коринфянам святого Апостола Павла, гл. 13) Любовь к ближнему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Милосердие и сострадание
1 Слайд. Тема урока Милосердие и сострадание.
2 Слайд. Цель урока: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам»
3 Слайд. На слайде основные термины и понятия, которые учитель разбирает на уроке в форме эвристической беседы.
4 Слайд. Учитель объясняет, что желание приносить пользу другим людям , не думая о вознаграждении– это Милосердие.
Предлагает ответить на вопросы: А как часто мы бываем милосердны?
Ребята объясняют свою позицию милосердного и не милосердного поведения.
5 Слайд. Обсуждаем в группах значение таких чувств как: Милосердие, Сострадание, Долг, Ответственность.
6 Слайд. «Любовь к ближнему» рассматриваем на примере Библейской притчи о добром самарянине. Смысл притчи заключается в том, что не смотря на конфессиональные различия нельзя проходить мимо беды, а нужно протянуть руку помощи.
7 Слайд. Рассуждаем о роли ближнего по вопросам.
8 Слайд. Работаем с иллюстрациями слайда: в чем проявляется любовь к ближнему? В любви к родителям, любви в браке, к животным, к друг другу не зависимо от цвета кожи и веры.
9 Слайд. Для закрепления учитель предлагает обыграть и обсудить ситуации.
10 Слайд. Дает задания используя видеоряд привести примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких.
11 Слайд. Подводим ребят к выводу кого мы можем назвать ближним, милостыня- это проявление чего?
12 Слайд. Обратимся к рабочей тетради. Читаем отрывок древней баллады и обсуждаем ее смысл.
13 Слайд. Используя метод неоконченных предложений подводим итог урока.
13 Слайд. В заключении урока очень важно, чтобы прозвучали слова святого Апостола Павла:
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает.
Тема урока: Заповеди.
1 Слайд. Тема урока: Заповеди.
2 Слайд. Методологическая база урока представлена на слайде.
Урок проходит форме эвристической беседы. Для введения в тему учитель предлагает проблемную ситуацию просит детей представить, а что было бы если бы все люди на земле жили без правил? Мир бы погрузился в хаос! Мы подводим детей к выводу, что для того чтобы строить свою жизнь необходимы определенные правила. А в вашей семье есть правила? А как их можно еще назвать?
3 Слайд. Даем понятие традиция. На предыдущем уроке дети получили опережающее задание, подготовить сообщение о традициях в моей семье- варианты разные- это могут быть рисунки, рассказ, стихи. Вывод: в каждой семье есть свои традиции.
4 Слайд. А есть ли такие правила которые подходили бы для всех людей? Есть, в Библии, которая написана много веков назад нам уже даны такие правила называются они заповедями.
5 Слайд. Обратимся к учебнику, читаем фрагмент о Моисее. Рассматриваем только те заповеди которые касаются отношения людей друг к другу, воспитывающие нравственные качества.
6 Слайд. Размышляем, отвечая на вопросы. Особое внимание следует уделить заповеди о родителях. Чти отца твоего и матерь твою, и благ и долголетен будешь на земле. …………………
7 Слайд. Подводим к выводу беседуя по вопросам.
8 Слайд. Используя видеоряд заполняем таблицу
9 Слайд. Классифицируя качества человека.
10 Слайд. Подводим к пониманию добра и зла.
11 Слайд. Предлагаем несколько вариантов завершения урока.
Для работы в группах Можно ………… правила доброты.
Еще вариант: Прослушать песню из кинофильма «Маленький Мук»
Дорогою добра, обсудить какую дорогу мы выбираем и почему?
Рассмотреть стихотворение Заболоцкого «Некрасивая девочка» Разобраться, что делает человека красивым Добрые поступки или модная одежда?
12 Слайд в заключении Рефлексия.
Тема урока: Икона.
1 Слайд. Тема урока: Икона. Форма урока эвристическая беседа.
2 Слайд. Цель урока: Познакомить учащихся с православной традицией отношения к иконам.
3 Слайд. Для создания эмоционального настроя на урок используем отрывок из казачьей колыбельной песни М.Ю. Лермонтова
«Дам тебе я на дорогу образок святой
Ты его моляся Богу ставь перед собой
Да готовясь в бой опасный помни мать свою
Спи младенец мой прекрасный баюшки баю
О святом образе, мать рассказывала ребенку с самого рождения, напевая колыбельную. Иконы сопровождали провославного человека всю жизнь от рождения до самой смерти.
4 Слайд. Предлагаем учащимся для сравнения несколько репродукций икон и популярных картин. Цель определить различия.
5 Слайд. Очень важно вспомнить историю возникновения икон. Учитель отмечает, что первая икона- это Спас Нерукотворный- Лик Христа оставшийся на полотенце. В дальнейшем иконы изображали на дереве, иногда на металле. По преданию первую из них написал на доске от стола Апостол Лука.
6 Слайд. Перед иконами люди молились о самых заветных мечтах. Знакомимся с понятием МОЛИТВА
7 Слайд. Какие бывают молитвы
7 Слайд. Учитель задает вопрос: О чем можно просить Бога? Дети отвечают: О даровании здоровья, благополучия, помощи в учении.
Мы поясняем, что очень редко, только святые подвижники могут узреть Бога,
8 Слайд. но любой из нас, прейдя в храм, став перед иконами может напрямую обратиться к Господу. Делаем вывод : Икона- это окно в светлый мир Бога нашего.
9 Слайд Предлагаем учащимся рассказать о том, где дома располагаются иконы. Используя региональный компонент учитель поясняет где на Кубани было принято хранить иконы Используя понятия Красный- кутный угол, божница, ……………
10 Слайд Для закрепления можно использовать рабочую тетрадь и выполнить задания
11 Слайд. Далее следует рефлексия.
Тема урока: Храм.
1 Слайд. Тема урока: Храм. Начать урок можно используя звуковой эффект колокольного звона, что сразу позволит настроить детей на восприятие темы.
2 Слайд. Методологическая база урока на слайде. Применяя информационно- коммуникативные технологии предлагаем провести урок в форме путешествия.
3 Слайд. Важно проследить взаимосвязь с прошлым и настоящим Русского государства.
Целесообразно выслушать мнение учащихся на вопросы: Когда пришло христианство на Русь? Кто первый окрестил Русь?
4 Слайд. Учитель поясняет, что не так давно в нашей стране праздновали 1000- летие принятия крещения Руси. В честь этого события в Москве был возведен храм Живоначальной Троицы. Продолжая диалог учитель задает вопрос: Кто из древних князей принял христианство и крестил Русь? Приходим к выводу, что княгиня Ольга и князь Владимир, окрестивший в 9 веке Русь, причисленные за это к лику святых. С тех времен все наше могучее государство покрылось позолоченными Купалами православных храмов.
5 Слайд. Учитель задает вопрос: А что за храм перед нами? Ученик читает стихотворение.
6 Слайд. Очень важно дать информацию о том, кто и где строил православные храмы, подчеркивая общность во внутреннем и внешнем устройстве. Но главное –это то, что все они с величайшей любовью созданы руками человека. Делаем вывод: храм- символизирует Царство Божие и Вселенную во главе с Богом.
7 Слайд. Далее идет виртуальная экскурсия по внешнему устройству храма, где следует обратить внимание на значение креста, т.к крест, который изначально был позорным орудием казни разбойников, обрел великую и благодатную силу ведь на нем был распят Господь наш Иисус Христос.
8- 9 Слайд. В ходе ознакомления с материалом учитель записывает новые понятия на доске, а дети дублируют в словарях, указывая значения слов.
10 Слайд. Внутреннее устройство храма рассматриваем по тому же принципу
11 Слайд. Для закрепления можно предложить детям выполнить индивидуальную работу: раскрасить части храма.
12 Слайд. Можно воспользоваться рабочей тетрадью и словарем подписать картинки.
13 Слайд. А можно используя игровой момент и работу в группах выстроить части храма, объединив их на доске в виде готового проекта. Предложите желающим роль экскурсовода.
14 Слайд. Уважаемые коллеги, свое выступление, мне хотелось бы закончить словами кубанского поэта Виктора Николаевича Ряскина
Если в храм ты потянешься вдруг,
Значит, вера в душе просыпается.
Постарайся уверовать, друг.
С православия Русь
начинается.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"
Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по . . . теме: "Милосердие и сострадание"....
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.
Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)
презентация к уроку по православной культуре...