Урок по теме "Христианская семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
1. Конспект урока
2. Ссылка на перезентацию https://cloud.mail.ru/public/2hnW/3TGvMH2nB
3. Ссылка на аудиофайл "Дедушка" https://cloud.mail.ru/public/3GCV/WG1oH34BW
4. Ссылка на аудиофайл "Моя семья" https://cloud.mail.ru/public/4wPT/53fdm9kre
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hristianskaya_semya.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Христианская семья»
Цель: Показать значение семьи в жизни каждого гражданина.
Довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия.
Задачи:
Познавательные:
- формировать понятия: «семья», «члены семьи», «старшее поколение», «младшее поколение», «дружная семья», «культура общения семьи». Познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся. Познакомить с таинством венчания; познакомить с покровителями христианского брака – святыми Петром и Февронией.
Регулятивные:
- способствовать развитию речи, внимания, мышления, памяти, формировать уважительное отношение к родителям, членам семьи, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье. Познакомить с праздником «День семьи, любви и верности», его историческим происхождением; развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Личностные:
- содействовать воспитанию любви и уважению к своей семье. Формировать у учащихся стремление помогать семье во всем. Воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения. Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Оборудование и раздаточный материал:
Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, набор для работы в паре (составить пословицу о семье), задания для работы по вариантам, тетради, цветные карандаши; Андрей Кураев, «Основы православной культуры», учебник для 4–5 классов общеобразовательной школы с иллюстрациями, М.; Просвещение, 2011г.
Участники: учащиеся 4-ого класса
Подготовительная работа: детям - подготовить родословную своей семьи, учителю - подготовить презентацию для сопровождения теоретического материала.
Ход урока
- Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
- Актуализация знаний.
- Дома вы выполняли опережающее задание - проект «Родословная моей семьи».
(Слайд 2) С каким настроением вы это делали? Что для вас было главным в творческой работе? Что вы узнали о своей семье? Кто включил в свой проект родителей? Бабушек и дедушек? Прабабушек и прадедушек? (ответы детей)
- А сейчас подумайте над таким вопросом – за что вас любят в семье? (Отвечают дети)
(Меня любят за то, что я… помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, всегда вместе с родителями, делюсь с родителями новостями школьной жизни, аккуратный и хорошо учусь…)
- Сообщение темы урока:
– Спасибо за ваши ответы. Сегодня вы расширите представления о понятии «семья», что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Тема нашего урока: «Христианская семья». (Слайд 3)
Работа с пословицей.
- У вас только первая часть народной мудрости, а вторую вы сейчас постараетесь дополнить. (Дополняют самостоятельно, после выполнения учитель просит 1-2 учащихся зачитать свои варианты.)
У учащихся на парте: «Семья без детей, что…»
– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха».
К какой же мысли привела нас русская пословица?
( Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.)
– Правильно. Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. (Слайд 4 – «Семья», «Радость».)
– Ребята, произнося слово «семья», что или кого вы представляете в первые секунды?
(Свой дом, маму, любимые игрушки, бабушку и дедушку, посаженное мной деревце…)
Учитель: – Уже сейчас вы увидели емкость данного слова. Молодцы!
Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.
Анализ библейской легенды.
– На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду
Библейская история
Однажды мир уже пострадал из-за человека. Всё человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью праведника Ноя.
Несколько лет Ной строил корабль-ковчег (то есть прибежище). Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Святой Амвросий Оптинский потом пошутил: «Ной звал людей, а пришли одни скоты» И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «Каждой твари по паре».
Сорок дней сильнейшего дождя смыли всю остальную жизнь с лица земли…
Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого?
(Для животных.)
– Почему на корабле Ноя не было людей?
(Люди не поверили ему, не верили, что потоп может захлестнуть мир.)
– Вспомните, за что Бог наказал человечество потопом?
(Люди стали бессердечными, злыми, жестокими.)
– Какими бы качествами вы наделили Ноя?
(+ Смелый, решительный.
+ Жил по совести, честный человек.
+ Добрый, отзывчивый, у него доброе сердце.)
– Молодцы! Взяв с собой «каждой твари по паре», о чем заботился Ной?
( Ной заботится о будущем, о продолжении рода, о продолжении жизни на Земле.)
– Ной видел в природе прекрасный храм Божий, не просто видел, а старался его сохранить и приумножить.
- Слушание, чтение и анализ текстов (рассказ К.Д. Ушинского):
– Ребята, а что может стать «потопом» для семьи?
Вы затруднились при ответе, ничего страшного. Сейчас мы все узнаем. Я предлагаю вам послушать поучительный рассказ К.Д. Ушинского «Дедушка»
Рассказ Конст. Дмитр. Ушинского «Дедушка»
– Интересный рассказ, не правда ли? А теперь скажите, о чем забыли сын и дочь (невестка)?
( О заботе о ближнем: старый человек требует большего внимания и заботы.
+ Забыли, что отец – представитель старшего поколения; умудренный опытом человеком заслуживает внимания.
+ А возможно, сын и невестка живут в его доме.)
– Молодцы! В притче родственные связи (родство) между сыном и отцом есть. Но назвать их семьей – трудно, так как отсутствует родственное внимание. Разрешается ли бросать заболевшего и постаревшего представителя семьи? Нет!
(На слайде добавляются понятия: «Родственные связи», «Родственное внимание»)
– Вас ждёт второе задание, но уже по вариантам. Прочитайте самостоятельно рассказы и подготовьте ответ на вопрос (устно).
1 вариант
Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.
Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.
Если крутятся колеса у телеги – это дело,
Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!
Если крутятся колеса, то не стоит горевать,
Если трудная работа, нужно дружно напевать,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!
Вопрос: Молитва-песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?
(В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.)
(На слайде – «Труд каждого»; «Общее дело».)
2 вариант
Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:
– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть этот хлеб достанется ему.
Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.
Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?
(Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (На слайде – «Братская любовь», «Нравственный долг».)
– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень ёмкими словами. Прочитаем их вслух.
- Работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение):
– Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой. А если вы прочитаете четвертую микротему на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих.
+ Общие события и праздники. (Появляются на слайде)
– На какие праздники обращают внимание авторы учебного пособия? Почему?
+ Рождество Христово, Пасха. В эти дни люди становятся ближе друг к другу.
+ Семейные традиции. (Появляются на слайде)
– Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.)
+ То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).
– Прочитаем вслух предпоследнюю микротему («по цепочке»).
– О каком понятии узнали мы из содержания? (Появляются на слайде)
– Ребята, вот теперь наша опорная запись представлена широко, ёмко. Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы семья была счастлива, дружна, крепка.
– Скажите, пожалуйста, какую ценность нам необходимо поставить первой в понятии «семья»?
+ Любовь.
Учитель: – Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. (Слайды 5-6)
– Материалы нашего учебного пособия расскажут нам о венцах (страница 86).
- Физминутка « Семья » (слайд 7 и 8-17)
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я -
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
(на 7 слайде выполняются движения под музыку вступления к песне, далее по сигналу учителя дети садятся и слушают песню – слайды 8-17).
- Знакомство с историческим материалом.
Демонстрация мультфильма «Сказание о Петре и Февронии» (слайд 18 ).
- Важно в семье соблюдать заповеди, а иначе семья может разрушиться.
Вы посмотрите мультфильм о святых Петре и Февронии и скажите, о каких заповедях шла речь. О жизни Петра и Февронии Муромских известно из летописей древнерусской литературы XVI века. Составил жизнеописание Ермолай Прегрешный.
(Почитай отца твоего и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не лги. Не завидуй.) Проверка по слайду 19.
- В России отмечается праздник - День семьи, любви и верности (слайд 20).
Такой праздник был учрежден в марте 2008 года депутатами государственной думы, а идея праздника принадлежит жителям города Мурома, где покоятся мощи святых Петра и Февронии, покровителей христианского брака (слайд 21). Праздник установлен в день их памяти – 8 июля. Князь муромский Петр и его супруга княгиня Февронья прославились своим благочестием и милосердием, их жизнь является примером христианской любви и верности. День семьи, любви и верности является и народным праздником, и православным (слайд 22). Символом праздника стала ромашка - это идея принадлежит Светлане Медведевой.
- Работа с пословицами.
- Соберём пословицу - «На что и клад, когда в семье лад» (слайд 23).
- Запишите пословицы, которые подходят твоей семье:
- В семье любовь да совет, так и нужды нет.
- Где любовь, там горя нет.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Добрая семья прибавит разума-ума.
- В родной семье и каша гуще. (слайд 24)
- Составьте синквейн по теме «Семья».
Зачитайте получившиеся синквейны.
(1.Семья.
2.Родная, любимая.
3.Любит, поддерживает, воспитывает.
4.Семья – это самое родное для меня.
5.Добро.)
- Рефлексия (слайд 25 - 26). Клип «День семьи, любви и верности».
- Понравились ли вам слова песни? Когда человек счастлив в семье? (когда вся семья вместе, помогает друг другу, любят).
Так давайте беречь свою семью и сохранять ее традиции!
- С помощью смайликов оцените свою работу! (слайд 27)
- Домашнее задание:
- Нарисуйте герб своей семьи;
- Расскажи о традициях своей семьи;
- По тексту учебника с.87 (библейская история о Хаме) обсудить с родителями - какое поведение называется хамским. Запишите свои совместные рассуждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Родословие моей семьи", по предмету "Православная культура"
Этот урок позволяет дать учащимся представление о семье в её христианском понимании, у детей просыпается интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, воспитывается чувство г...
Разработка урока по теме "Семья" (УМК М.З. Биболетова Enjoy English-2
Предлагаемый методический материал может быть использован преподавателями иностранного языка при организации завершающего этапа обучения учащихся по теме «Семья»....
Урок "Человек. Общество. Семья"
Урок "Человек. Общество. Семья" дает учащимся представления о людях населяющих нашу планету, воспитывает бережное отношение к людям разных национальностей, учит быть терпимыми по отношению к дру...
Урок окружающего мира .Семья. Родственники. для 2 класса
Урок окружающего мира "Семья. Родственники" для 2 класса составлен на основе учебника Окружающий мир О.Т.Поглазова...
Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества
Усвоение понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...
Урок окружающего мира. Тема урока: «Наша дружная семья».
Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье....
Конспект урока окружающий мир .Тема урока: «Наша дружная семья»
Тема урока: «Наша дружная семья»...