Приобщение школьников к нравственным общечеловеческим ценностям на уроках светской этики
статья по орксэ (4 класс)

Кузнецова Екатерина Валерьевна

Статья о нравственном воспитании школьников на уроках светской этики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение школьников к нравственным общечеловеческим ценностям на уроках светской этики

   В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- развитие у школьников этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- формирование ценностей многонационального российского общества.

   Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей.

   Именно на приобщение школьников к нравственным общечеловеческим ценностям направлен модуль «Основы светской этики» в курсе ОРКиСЭ.      Основными понятиями, с которыми знакомятся дети на уроках светской этики, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, дружба, жизнь, совесть, честь, достоинство. При этом все понятия рассматриваются во взаимосвязи. Например, понятие мораль рассматривается при изучении таких тем, как «Культура и мораль», «Особенности морали», «Свобода и моральный выбор», «Моральный долг»; понятие свобода рассматривается во взаимосвязи с моральным выбором и с ответственностью; понятие совесть рассматривается во взаимосвязи с понятиями стыд, вина, долг, справедливость.

   Основной подход в обучении по курсу «Основы светской этики» - личностно-ориентированный. Каждый урок строится через обращение к знаниям, чувствам, поведению детей. Школьники не заучивают содержание нового предмета, а осваивают его в ходе диалога, дискуссий с учителем. Учениками и педагогом осуществляется совместный поиск нравственного выбора. При этом ведётся работа с текстом учебника, с иллюстрациями, анализируются поступки героев литературных произведений. Важную роль в закреплении полученных знаний и в осмыслении нравственных ценностей играют домашние задания, которые предполагают творческую работу учащихся, самостоятельную или совместную с членами семьи или с одноклассниками.

    Т.к. курс безотметочный, дети не боятся получить плохую отметку, поэтому не боятся ошибиться и свободно высказывают свою точку зрения. Всё это является основными условиями педагогической эффективности уроков светской этики.

 

   В качестве примера поделюсь опытом организации работы по развитию представления о дружбе как необходимой нравственной ценности во взаимоотношениях людей.

    На этапе постановки проблемы учащимся предлагалось послушать песню «Настоящий друг». Дети определили тему урока и предположили, ответы на какие вопросы им предстоит найти: «Что такое дружба?», «Зачем дружба нужна человеку?», «Каким должен быть друг?» Ученикам было предложено записать в тетрадь, а потом озвучить, какими качествами должен обладать их друг. Оказалось, что нет абсолютно одинаковых ответов на этот вопрос. Почему же представления о друге оказались разными, и что в дружбе самое важное? Эти вопросы и стали главными проблемными вопросами урока.

  На этапе решения проблемы обсуждалось, что такое дружба, чем дружеские отношения отличаются от других отношений, может ли у человека быть много друзей. Учащиеся высказывали свои версии, приводили примеры из жизни, затем сравнивали ответы с текстом учебника. Также вспомнили и обсудили пословицы о дружбе, привели примеры дружбы героев мультфильмов и литературных произведений (Чебурашка и крокодил Гена, Малыш и Карлсон). Выяснилось, что отличительными чертами дружбы являются избирательность и общность интересов, поэтому представления о друге у ребят не были абсолютно одинаковыми. Но есть и то, что в дружбе важно для каждого – бескорыстность, готовность прийти на помощь, поддержать в трудную минуту.

   На этапе подведения итогов ученики сделали выводы о качествах настоящего друга и о значении дружбы, о том, что каждому человеку нужен друг. Но ребята вспомнили о своих знакомых, у которых нет друзей, т.к. они не умеют дружить. Так мы пришли к решению составить правила дружбы и сделать общую презентацию на школьный экран. Это и было домашним заданием.

   Поскольку личностные результаты образования невозможно оценить традиционно по пятибалльной шкале, выполнение школьниками таких творческих заданий служит своего рода диагностикой усвоения предметного и ценностного освоения курса.

   Д.С. Лихачёв: «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками». Включение этики в систему школьных гуманитарных дисциплин способствует воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным ценностям.

Этика относится к гуманитарным дисциплинам, так как объектом ее изучения является человек, его поведение и отношение к окружающему. Главный вопрос этики - определение того, что такое хорошее поведение и что в нашем обществе делает поведение правильным или неправильным. Общество корректирует поведение индивидов, стремясь увязать их интересы с интересами общества. Для этого существуют социальные регуляторы поведения, к которым можно отнести: мораль, право, традиции, этикет.

Этика – это гуманитарное учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – проблема соотношения Добра и Зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Урок "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»

Тема: «Счастье и смысл жизни». 4 класс. Данный урок  является четвертым из 5 тем в разделе «Как отличить добро от зла». Цель урока:дать представления о поня...

Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ Светская этика. (4-й класс) Урок по теме: «Зачем в школе нужны особые правила поведения?»

Это 1-ый урок  в системе уроков по теме: Глава 3:  «Какие правила морали особенно важны в школе?» Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей шк...

Программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс

Предлагаемый материал нацелен на формирование у учущихся представления о культурном наследии народов нашей страны, о общечеловеческих ценностях предшествующих поколений (религиозное верование, фолькле...

Выступление "Нравственное воспитание на уроках светской этики"

Одной из составляющей части курса ОРКиСЭ является модуль «Основы светской этики».Цель данного модуля - дать учащимся общее представление о том, что такое этика, построенная ...

Презентация к уроку ОРКСЭ «Этика - наука о нравственной жизни человека»(модуль "Основы светской этики")

Презентация составлена к вводному уроку курса ОРКСЭ  в 4 классе , модуль "Основы светской этики".  Автор учебника А.И. Шемшурина....