Выступление "Нравственное воспитание на уроках светской этики"
материал по орксэ (4 класс) по теме

Одной из составляющей части курса ОРКиСЭ является модуль «Основы светской этики».

Цель данного модуля - дать учащимся общее представление о том, что такое этика, построенная на нерелигиозных основаниях, показать, что мораль составляет неотъемлемую часть человеческой культуры.

Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урокявляются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.

Чаще всего преподавание курса проходит не в традиционной форме, а в форме интерактивного взаимодействия «учитель-ученик». Школьники не заучивают содержание нового предмета, а осваивают его в ходе диалога, дискуссий с учителем...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.docx15.25 КБ
Office presentation icon nravstvennoe_vospitanie.ppt2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание
на уроках светской этики

Татьяна Багаева 
Нравственное воспитание
на уроках светской этики

Одной из составляющей части курса ОРКиСЭ является модуль «Основы светской этики».

Цель данного модуля - дать учащимся общее представление о том, что такое этика, построенная на нерелигиозных основаниях, показать, что мораль составляет неотъемлемую часть человеческой культуры.

Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урокявляются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.

Чаще всего преподавание курса проходит не в традиционной форме, а в форме интерактивного взаимодействия «учитель-ученик». Школьники не заучивают содержание нового предмета, а осваивают его в ходе диалога, дискуссий с учителем

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы: Слайд

1. Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.

2. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.

3. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Организация работы на уроке: Слайды

• работа с текстом (учебник, стихи, притчи, легенды, рассказы о картинах, адаптивные и художественные тексты)

• словесное рисование

• работа с определением через диалоговые формы работы (рассуждение)

• выполнение и презентация творческих работ («Семейные традиции»«Традиционные костюмы» и др.)

• работа с политической картой мира

• использование ИКТ – технологий (мультимедийные презентации, видеоэкскурсии, музыкальное сопровождение)

• экскурсии

• игровые формы работы

• проектные формы работы (праздники)

• технология кейсового метода (кейс – набор разноплановых заданий, которые выполняются в группе, но задания даны по уровню компетентности)

• творческие работы детей (рисунки, поделки, аппликации, оригами и т. д.)

• минимально: реферат, пересказ, но хорошо если сообщение + презентация (небольшая исследовательская работа)

• фронтальная беседа

• Хотелось бы сказать об отношении детей к данному курсу. С первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы. Особый интерес у детей вызвало такая форма работы как интервью. Ребята берут интервью у своих родителей, дедушек и бабушек

Можно сколько угодно рассуждать на уроках о морали и нравственности, но если полученные знания не будут закрепляться на практике в повседневной жизни, то разговоры останутся разговорами. Семья и родители всегда были и остаются основным примером нравственности, поэтому очень важно подключить родителей к духовно-нравственному воспитанию их детей. Для этого я использую такую форму работы, как совместное выполнение дом. задания. Слайд

Например.

Урок №2. Тема «Что такое св. этика».

Составить таблицу вместе с родителями «Мои отриц. и полож. черты». Подумать как изменить отрицательные черты. И др.

Заключение: Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.

Просто притча

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины…

Хочется продолжить: может, этот человек и есть учитель этики, ведь задача каждого из нас –

сделать наших детей счастливыми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственное воспитание на уроках светской этики. Багаева Татьяна Леонидовна, учитель нач. классов МАОУ «СОШ №2» г.Чернушка

Слайд 2

Одной из составляющей части курса ОРКиСЭ является модуль «Основы светской этики». Цель данного модуля - дать учащимся общее представление о том, что такое этика, построенная на нерелигиозных основаниях, показать, что мораль составляет неотъемлемую часть человеческой культуры.

Слайд 3

Методы обучения, применяемые на уроке: Метод дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Исследовательский метод – при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде .

Слайд 4

Организация работы на уроке: работа с текстом (учебник, стихи, притчи, легенды, рассказы о картинах, адаптивные и художественные тексты) словесное рисование работа с определением через диалоговые формы работы (рассуждение) выполнение и презентация творческих работ («Семейные традиции», «Традиционные костюмы» и др.) работа с политической картой мира использование ИКТ – технологий (мультимедийные презентации, видеоэкскурсии, музыкальное сопровождение) экскурсии игровые формы работы проектные формы работы (праздники) технология кейсового метода (кейс – набор разноплановых заданий, которые выполняются в группе, но задания даны по уровню компетентности) творческие работы детей (рисунки, поделки, аппликации, оригами и т.д.) минимально: реферат, пересказ, но хорошо если сообщение + презентация (небольшая исследовательская работа) фронтальная беседа

Слайд 5

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ, ДИСКУССИИ И ДЕБАТЫ, РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. «В СПОРЕ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА»

Слайд 6

«Герб семьи» и «Моя родословная» Работы учеников и родителей

Слайд 7

Чтение и работа с текстом Притчи, легенды, рассказы о картинах, были, пословицы, поговорки, афоризмы, стихи

Слайд 8

Представление личного опыта ребенка - семейные традиции.

Слайд 9

Итоговые творческие уроки - презентации приглашаем гостей и родителей

Слайд 10

Важной особенностью курса «Основы светской этики» является организация совместной деятельности родителей, учеников, учителя.

Слайд 11

Ученики + родители= школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока светской этики 4 класс тема "Семья"

РАЗРАБОТКА УРОКА «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)...

Презентация к уроку светской этики, 4 класс

Презентация к уроку светской этики (курс ОРКиСЭ) в 4 классе. Тема: "Культура и мораль"...

Технологическая карта урока светской этики по теме:" ДРУЖБА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Дружба"....

Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....

"Добро и зло в природе и человеческом мире". Урок светской этики.

Материал урока учит детей анализировать собственные поступки, разбираться в вечном вопросе  "Что такое хорошо и что такое плохо"....

Урок светской этики. Тема "Дружба" 4 класс

Презентация урока светской этики по теме "Дружба"...

Тема: Этикет общения по телефону Урок светской этики в 4 классе

На примерах разыгранных жизненных ситуаций в сценках дети показывают и доказывают, что урока актуальна и полезна и, вероятно, поможет всем задуматься и посмотреть не себя со стороны, исправить некотор...