Разработки уроков , технологические карты
план-конспект урока по орксэ

Купреева Валентина Николаевна

В ходе подготовки к урокам учителя составляют конспекты, технологические карты к урокам. В данном разделе я предлагаю своим коллегам ознакомиться с вариантами проведения уроков, которые успешно примеряю в своей работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_opkult.doc117 КБ
Файл opkult_urok_zapovedi.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

 Купреева Валентина Николаевна

19.11.2019г.

                                   Основы православной культуры.

                                                    Урок №11  (4 класс)

                                                 Заповеди.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 Цели урока: актуализация и дополнение  знаний обучающихся о библейских заповедях, создание  целостного   представления об  описанных в Библии обстоятельствах, при которых были даны заповеди, с их  структурой и значениями;  развитие  духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями; расширение кругозора учащихся; способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали; высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью, аргументировать свои суждения, выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование:

  • ПК, мультимедиа 
  • презентация
  • раздаточный материал: текст с десятью заповедями, тексты с рассказами из Библии, таблица

Ключевые понятия: заповедь, скрижали.

Ход урока:

Ход урока

Примечание

  1. Мотивационный этап
  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

       - Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что мир по-другому,  называется – природа. У природы есть свои законы, правила, по которым она живет? (Да, есть свои правила и законы.)

- Какие? (Смена времен года, круговорот воды в природе, земля вращается вокруг солнца,  мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит и многие другие.)

 - А что будет, если эти законы нарушатся?

 ( Ученики высказывают предположения о том,  какие могут быть последствия . Общий вывод: мир ждёт разрушение и катастрофа. )

   Человек – это часть природы. Человечество – все люди, живущие на земле.  У людей  есть свои законы, свои правила жизни?  ( Да, есть.)

      -  Какие законы  и правила жизни человека вы знаете?  

(Правила для учащихся, правила этикета, законы страны.)

        - Как должны люди относиться друг к другу? (Надо относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу и т.п.)

  Многие философы в истории человечества формулировали правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

    - Попытайтесь и вы сформулировать правила, чтобы помочь людям организовать их совместную жизнь. (Высказывания детей.)

  1. Выявление места и причины затруднения. 

- Ребята, вы назвали много различных правил, которые люди должны соблюдать по отношении друг к другу.

- А можно ли среди них выделить основные, главные правила? (Мнения детей разные.)

- Как вы думаете, в древности были свои правила и законы? Какие?

4.  Построение проекта выхода из затруднения

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о тех законах, которые люди получили от Бога, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость.

  1. Операционно-исполнительский этап
  1. Реализация построенного проекта

     У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

Работа с учебником, с. 40. Прочитайте 2 абзац и по ходу чтения заполните таблицу, которая лежит у каждого на парте.( Дети заполняют таблицу.)

Кто?

Когда?

Где?

Зачем?

Что?

Моисей

3000 лет назад

Гора Синай

Получить от Бога заповеди

Заповеди

После этого обсуждение прочитанного.

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай.

     Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на  каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.

  1. Словарная работа. Как вы понимаете слово «заповедь»? (Ответы детей) Запишите с карточек  в словарь (в конце рабочей тетради)  наиболее понравившееся вам 1 определение.

Заповедь –  Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь -  Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

 Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение:  Заповедь - религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.

- Выделите главные слова в этом определении (религиозное предписание, моральная норма).

- Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

У учащихся на парте тексты десяти заповедей.

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.

  Остальные касаются отношений людей между собой. Эти пять заповедей мы рассмотрим более подробно.

5 заповедь. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

- Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?

6 заповедь. Не убивай.

- Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Как вы думаете, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? (Злобой, жестокими, несправедливыми словами.)

7 заповедь. Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай своих близких).

-Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен ей всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

8 заповедь. Не кради.

- Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

- Что общего у убийства и воровства?

9 заповедь. Не лги.

-Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

- Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать?  (Они верят, что Бог видит и знает всё. Бог видит любой обман.)

10 заповедь. Не завидуй

Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

- Прочитайте, что сказано в тексте учебника на стр. 41 об этой заповеди.

- Как зависть мешает радости, гасит её?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

 

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

(басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: “Что ты это делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Вопросы:

  1. Какую заповедь раскрывает эта басня?
  2. Были ли в твоей жизни ситуации, когда ты нарушил заповеди?
  1. Работа в группах (3 группы). Каждая группа получает свой библейский рассказ. Пока дети читают, учитель показывает слайды.
  1. Ной и его сыновья
  2. Авель и Каин
  3. Исав и Иаков

Вопрос: Иллюстрацией к какой заповеди может служить эта

история? Обоснуйте свой ответ.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

КРОССВОРД:

1Д

2М

Е

О

3З

4С

5С

К

Р

И

Ж

А

Л

И

Я

С

П

Н

Т

Е

О

А

Ь

Й

В

Й

Е

Д

6Б

И

Б

Л

И

Я

По вертикали:

  1. Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
  2. Имя пророка, получившего заповеди
  3. Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло
  4. Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

  1. Каменные доски, на которых были записаны заповеди
  2. Книга, в которой записаны заповеди.

1 

2 

 

 

3 

4 

5 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 

 

 

 

 

 

Заполнение таблицы, устная проверка, исправление ошибок.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью

  1. Регулирующий этап

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

- В чем смысл соблюдения заповедей?

- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

- Какие заповеди вам были известны?

- О каких вы узнали на этом уроке?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

- Понравилось ли вам выполнение заданий на уроке? Каких?

- Что показалось наиболее трудным?

- Что было самым интересным? 

Просмотр клипа «Дорогою добра»

Домашнее задание:  с. 41 «Вопросы и задания»

Слайд

Слайд

        Слайд

      Слайд

       

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

 

Кто?

Когда?

Где?

Зачем?

Что?

 

 

 

 

 

Заповедь –  Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь -  Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

 

 

КРОССВОРД  

1 

2 

 

 

3 

4 

5 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 

 

 

 

 

 

По вертикали:

 1.Сколько всего заповедей дал Бог человеку?

 2.Имя пророка, получившего заповеди

 3.Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло

 4.Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

5.Каменные доски, на которых были записаны заповеди

6.Книга, в которой записаны заповеди.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ:

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не поминай имя Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой день есть день отдохновения,               который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради.
  9. Не лжесвидетельствуй (не лги).
  10. Не пожелай ничего чужого (не завидуй).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы православной культуры Урок № 11 Тема: Заповеди Выполнила Купреева В.Н.

Слайд 2

Место, где Моисей говорил с Богом ( Синай )

Слайд 4

Скрижали - каменные плиты, на которых были начертаны десять заповедей .

Слайд 5

Религиозное предписание, составляющие одну из моральных норм человечества. Заповеди

Слайд 6

Первая заповедь Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Да не будет у тебя иных Богов, кроме Меня) Вторая заповедь Не делай себе кумира и никакого изобра-жения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им… (Не сотвори себе кумира)

Слайд 7

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Четвертая заповедь Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… Третья заповедь

Слайд 8

Пятая заповедь Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Слайд 9

Шестая заповедь Не убивай

Слайд 10

Седьмая заповедь Не прелюбодействуй

Слайд 11

Восьмая заповедь Не кради

Слайд 12

Девятая заповедь Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.) Десятая заповедь Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)

Слайд 13

Ной изгоняет Хама Г. Доре

Слайд 14

Авель и Каин Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Слайд 15

Исаак благословляет Иакова Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Слайд 17

Люди, любите друг друга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока(технологическая карта) "Окружающий мир. 3 класс. Школа России"

Урок по окружающему миру в 3-м классе. УМК "Школа России". Конспект представляет собой технологическую карту, составленную в соответствии с требованиями к современному уроку в начальной школе....

Разработка урока - технологическая карта

Предмет: ТехнологияТема: Малахитовая шкатулка4 класс...

Разработки уроков , технологические карты

В ходе подготовки к урокам учителя составляют конспекты, технологические карты к урокам. В данном разделе я предлагаю своим коллегам ознакомиться с вариантами проведения уроков, которые успешно пример...

Разработки уроков , технологические карты

В ходе подготовки к урокам учителя составляют конспекты, технологические карты к урокам. В данном разделе я предлагаю своим коллегам ознакомиться с вариантами проведения уроков, которые успешно пример...

Разработки уроков , технологические карты

В ходе подготовки к урокам учителя составляют конспекты, технологические карты к урокам. В данном разделе я предлагаю своим коллегам ознакомиться с вариантами проведения уроков, которые успешно пример...

Разработки уроков , технологические карты

В ходе подготовки к урокам учителя составляют конспекты, технологические карты к урокам. В данном разделе я предлагаю своим коллегам ознакомиться с вариантами проведения уроков, которые успешно пример...

Методические разработки уроков (технологические карты)

Урок математики «Странички для любознательных. Решение логических задач» во 2 классе проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием (№27) по учебнику  математики для ...