Урок по основам православной культуры "Пасха"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чуприна  Ольга Константиновна

Урок по основам православной культуры "Пасха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasha.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:  4 класс

Тема: «Пасха»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: знать историю праздника «Пасхи», традиции и обычаи, связанные  с религиозным праздником

Задачи:

- освоение знаний о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель

- овладение умениями использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте (пост, Воскресение, Пасха)

- развитие устной речи, творческого мышления, а также любви и интереса к культуре своего народа, его традициям, обычаям

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

- умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость (Л1УУД)

- понимание необходимости расширения знаний (Л2УУД)

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (Р1УУД)

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД)

- воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р3УУД)

- выделять необходимую информацию из текстов в соответствии с поставленными целями и задачами (ПУУД)

- строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД)

Учащиеся научатся:

- понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- понимать, почему христиане называют Христа Спасителем;

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение

Оснащение урока: учебник «Основы православной культуры», компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки для самостоятельной работы, рефлексии)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы обучения, КРР

1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организует приветствие учащихся. Эмоционально и психологически настраивает на урок.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

- Человеческая доброта, ребята, - самое удивительное явление в мире. Я предлагаю вам с помощью улыбки передать друг другу своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, значит мы может начать наш урок.

Приветствуют учителя. Эмоционально и психологически настраиваются на урок.

умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость (Л1УУД)

Диалог

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ

ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)

Повторение материала прошлого урока

- Ребята, кто помнит, какая была тема прошлого урока?

- Верно, тогда начнем наш урок с повторения этой темы.

- Что означают слова воплощение, Богочеловек?

- Почему Христос не уклонился от казни?

- «Христос и Его Крест»

- Воплощение или богочеловечество - основная истина христианской веры о соединении Бога и человека во Христе Иисусе.

Богочеловек – наименование Иисуса Христа, указывающее на то, что в Иисусе Христе истинное Божеское и истинное человеческое – эти два естества составляют одно Лицо. 

- Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за нею, в новом пространстве.

Люди умирали и до Христа и после Него. Но до Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит порог смерти, за этим порогом встретил бы не пустоту, а любовь Христа. Чтобы за смертью следовало радостное бессмертие («Царство Божие», «Царство Небесное») Дар светлого бессмертия Христос хотел принести всем людям - даже тем, кто Его судил и казнил.

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД)

строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД)

Беседа

Повторение

3. ОРГАНИЗАЦИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания

3.3.Первичное

закрепление

ФИЗМИНУТКА

Самостоятельная

работа

3.4. Повторение и

включение в систему знаний

- Нам сегодня предстоит встреча с очень известным и важным праздником в жизни христиан. Назвать этот праздник - вам помогут строки знаменитого поэта Аполлона Майкова “Христос воскрес”

- Каким настроением пронизано стихотворение?

 Найдите слова, которые являют собой отражение чувства восторга и радости.

- Когда мы слышим эти торжественные слова “Христос воскресе”?!

- Верно, и темой нашего урока будет «Пасха».

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

- В какое время года христиане празднуют Пасху?

- Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник – Пасха.

Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!

- Существует и ответ на этот возглас “Христос воскресе!”, назовите его.

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

- Какое ещё слово, схожее по звучанию со словом “воскресе”, как вы думаете?

- Верно, воскресенье - седьмой день недели, когда люди отдыхают от повседневной суеты, этот день очень важен для христиан. В этот день мы посещаем церковь, слушаем проповеди. Этот день считается главным для всех членов семьи как день духовного очищения.

- Слово “воскресенье” как название седьмого дня недели этимологически связано со словом “воскресение”

- Что означает слово воскресение?

- Обратимся за ответом к страницам учебника (стр. 39)

Так что же означает слово воскресение?

- Ребята, а как вы думаете, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

- От чего же спасает людей крестная смерть Иисуса Христа?

Обратимся к странице учебника 40 1 абз

- В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – ПАСХА ХРИСТОВА (буквально слово “пасха” в переводе с древнееврейского языка означает “переход”, “избавление”).

- Как вы думаете, что такое Пасха?

- Давайте сверимся со словарём Даля. Прочитайте определения.

- Ребята, пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собирается за большим праздничным столом. Какие главные подарки этого праздника вы знаете?

- Верно. Ребята, поднимите руку, кто празднует этот праздник? А что вы делаете в этот день?

- Вы говорили, что одним из подарков в праздник является кулич.

Великая легенда гласит, что по форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Поэтому, недаром на корке принято изображать крест, украшать присыпкой.

Ребята, а вы знаете об истории украшения пасхальных яиц?

История пасхальных яиц своеобразна, поэтому сейчас я вам её расскажу.

Способов украшать яйца много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

- Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: “Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова”. Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

- Мы с вами поговорили о самых важных подарках в праздник «Пасха», но так и не обсудили: как же люди готовятся к празднику. Может кто-то знает и нам это расскажет?

- Верно, а вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, люди ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

Поскольку к пасхе готовились сорок дней, то и празднуют её тоже сорок дней подряд.

Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам.

Празднику Пасха предшествует сорокадневный пост. Знает ли кто-нибудь, что такое пост? А как он проходит?

- А знаете ли вы, почему понедельник в первые дни поста называют “чистым”?

- И таким образом, люди начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.

В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – помни... помни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина закрыта простынёю. Все домашние очень строги. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу. Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?.. Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог”.

- Какие чувства испытал мальчик в дни Великого поста?

- Какими красками вы бы описали его настроение?

- Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

- Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

Читает стихотворение

Пасха наступила – 
Радость охватила:
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес!
Поздравляю с праздником,
Чудом из чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж тёмный лес,
Христос воистину воскрес!

- Какие чувства вызывают у вас эти строки?

- Что звучало во время чтения этого замечательного стихотворения?

Верно, в особые торжественные дни звучат ПЕРЕЗВОНЫ - торжественный церковный звон. Послушайте. Пасхальный перезвон называют БЛАГОВЕСТ - благая весть.

- Что вам ещё известно о праздновании Пасхи?

- А какие пасхальные игры вы знаете?

(Видео)

- Ребята, как мы уже ранее сказали, подготавливаясь к празднику, люди украшали яйца. Сейчас я также предлагаю вам это сделать (на листе бумаги)

- Вот наш урок и подошёл к концу. Продолжите предложения. Что же для вас было новым на уроке? Что удивило? Как вы думаете, почему Пасха – самый радостный праздник для православных?

Читают стихотворение:

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля!

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

- Стихотворение весёлое, жизнерадостное, радостное (Христос Воскрес)

- в праздник «Пасха»

Как празднуется «Пасха, её традиции и обычаи

- весной

- “Воистину воскресе!”

- Воскресенье

Мнения детей

Воскресение – день возобновления жизни

- Имя Иисус Христос значит Бог Спасает. Христос именуется Спасителем (Спасом), потому что на крест Он пошел ради спасения людей.

- Иисус Христос взял на себя все грехи мира, дав возможность людям жить в мире, ладу, согласии, относиться друг к другу с любовью, уважением, добром

Предположения детей:

- Пасха – весенний праздник, установленный в честь Воскресения Иисуса Христа.

- Пасха - ежегодное торжество христиан, в память восстания от мертвых Спасителя; светлое Христово воскресенье, святая неделя

- Куличи и пасхальные яйца.

Слушают звон колоколов, песнопения

- За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

  Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресеньеОна звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова “Христос Воскресе!” - “Воистину Воскресе!”

Пост - это традиция воздержания от некоторой пищи и развлечений.

- В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, кушали постную пищу, т.е. не употребляли мясо, яйца, молочные продукты, также дети старались не шуметь.

- Название “Чистый понедельник” происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Все христиане просят друг у друга взаимного прощения.

Слушают рассказ под музыку

Слушают стих под музыку

Ответы детей

- перезвоны (звук)

- В празднование Пасхи дети играют в пасхальные игры.

1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель.

2) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл.

3) Сдувание яйца. Кладем пустое яйцо (скорлупу) в центр стола. Все гости садятся вокруг стола как можно плотнее друг к другу, делясь на две команды. На счет «три-четыре» каждый игрок пытается сдуть яйцо на противоположный конец стола, так, чтобы, в конце концов, оно упало на пол. Вторая команда должна сопротивляться и изо всех сил сдувать яйцо в сторону соперников.

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (Р1УУД)

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД)

выделять необходимую информацию из текстов в соответствии с поставленными целями и задачами (ПУУД)

строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД)

строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД)

выделять необходимую информацию из текстов в соответствии с поставленными целями и задачами (ПУУД)

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (Р1УУД)

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД)

строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД)

выделять необходимую информацию из текстов в соответствии с поставленными целями и задачами (ПУУД)

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД)

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (Р1УУД)

строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД)

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД)

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (Р1УУД)

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД)

строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД)

Беседа

Демонстрация

Рассказ

Работа по учебнику

Демонстрация

Рассказ

Беседа

Рассказ

Демонстрация

Беседа

Беседа

Демонстарция

Рассказ

Художественное слово

Демонстрация

Самостоятельная работа

Устный опрос

4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организует самооценивание учащимися своей деятельности.

- С каким настроением мы завершаем наш урок?

Я предлагаю вам дома прочитать страницы учебника 39-44 и ответить на вопросы в конце темы; Также, когда придете домой, спросите ваших родителей, бабушек и дедушек, как они в детстве отмечали праздник Пасхи.

А сейчас, по окончанию урока, я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Если вы справились со всеми заданиями поместите пасхальное яйцо на синюю полоску в корзине, если были ошибки и трудности- на зеленую, а если совсем ни с чем не справились, то поместите его на красную полоску.

Урок окончен! До свидания!

Оценивают свою деятельность

Ответы детей

понимание необходимости расширения знаний (Л2УУД)

воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р3УУД)

Оценка своей деятельности

Класс: 4

Тема урока: «Пасха». Данный урок не связан с темой прошлого урока. Тип урока - урок открытия нового знания.

Исходя из темы, была поставлена цель: знать историю праздника «Пасхи», традиции и обычаи, связанные с религиозным праздником.

Для реализации цели были сформулированы задачи.

- освоение знаний о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель на этапе открытия нового знания с помощью методов беседы и рассказала, формируя  КУУД (использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач), ПУУД (овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений).

- овладение умениями использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте (пост, Воскресенье, Пасха) формировалась на этапе первичного закрепления при помощи методов рассказ, демонстрации, беседы, формируя КУУД (использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач).

- развитие устной речи, творческого мышления, а также любви и интереса к культуре своего народа, его традициям и обычаям формировалась на протяжении всего урока, учитывая все методы и УУД.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов, решались на этапе мотивации с помощью метода формирование готовности восприятия учебного материала и беседы; на этапе рефлексии учебной деятельности с помощью беседы и самооценки.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов, решались на этапе актуализации опорных знаний с помощью методов: метод ведения разговора, иллюстраци, проблемная ситуация; на этапе организации познавательной деятельности при целеполагании с помощью методов: беседа и создание проблемной ситуации; при открытии нового знания с помощью иллюстрации и беседы; при первичном закреплении с помощью метода демонстрации; при самостоятельной работе с помощью создания проблемной ситуации, с помощью приёма самостоятельной работы и проверки по эталону; при повторении и включении в систему знаний с помощью метода ведения разговора.

На протяжении всего урока велась работа по формированию универсальных учебных действий.

ЛУУД: умение к развитию мотивации к продуктивной созидательной деятельности решалась на этапе мотивации с помощью метода формирования готовности восприятия учебного материала.

- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии формировалась на этапе рефлексии с помощью беседы и самооценки.

РУУД: умение овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения решалась на этапе организации познавательной деятельности при целеполагании с помощью создания проблемной ситуации и беседы;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата формировалась на этапе организации познавательной деятельности при самостоятельной работе с помощью методов: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа;

ПУУД: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений решалась на этапе актуализации с помощью создания проблемной ситуации; на этапе организации познавательной деятельности при открытии нового знания с помощью метода иллюстрация; при первичном закреплении с помощью метода демонстрация.

КУУД: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач формировалась на этапе актуализация с помощью беседы; на этапе организации познавательной деятельности при целеполагании с помощью беседы; при повторении и включении в систему знаний с помощью метода ведения разговора.

Всё запланированное на уроке удалось реализовать. Дети были включены во все виды деятельности, работали активно: отвечали на вопросы, решали различные ситуации.

Таким образом, была достигнута цель: узнать о православии и христианстве, о Библии и Евангелии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности

Тема: Защитники Отечества.Цели:1.  Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"

Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство  учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...

Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»

Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...

Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».

Разработка урока  по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....