Урок по основам православной культуры "Пасха"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Класс: 4 класс
Тема: «Пасха»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: знать историю праздника «Пасхи», традиции и обычаи, связанные с религиозным праздником
Задачи:
- освоение знаний о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель
- овладение умениями использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте (пост, Воскресение, Пасха)
- развитие устной речи, творческого мышления, а также любви и интереса к культуре своего народа, его традициям, обычаям
Планируемые результаты:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
У учащихся будут сформированы: - умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость (Л1УУД) - понимание необходимости расширения знаний (Л2УУД) | Учащиеся научатся: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (Р1УУД) - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД) - воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р3УУД) - выделять необходимую информацию из текстов в соответствии с поставленными целями и задачами (ПУУД) - строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД) | Учащиеся научатся: - понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - понимать, почему христиане называют Христа Спасителем; |
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение
Оснащение урока: учебник «Основы православной культуры», компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки для самостоятельной работы, рефлексии)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы обучения, КРР |
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Организует приветствие учащихся. Эмоционально и психологически настраивает на урок. Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. - Человеческая доброта, ребята, - самое удивительное явление в мире. Я предлагаю вам с помощью улыбки передать друг другу своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, значит мы может начать наш урок. | Приветствуют учителя. Эмоционально и психологически настраиваются на урок. | умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость (Л1УУД) | Диалог Формирование готовности восприятия учебного материала |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ) | Повторение материала прошлого урока - Ребята, кто помнит, какая была тема прошлого урока? - Верно, тогда начнем наш урок с повторения этой темы. - Что означают слова воплощение, Богочеловек? - Почему Христос не уклонился от казни? | - «Христос и Его Крест» - Воплощение или богочеловечество - основная истина христианской веры о соединении Бога и человека во Христе Иисусе. Богочеловек – наименование Иисуса Христа, указывающее на то, что в Иисусе Христе истинное Божеское и истинное человеческое – эти два естества составляют одно Лицо. - Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за нею, в новом пространстве. Люди умирали и до Христа и после Него. Но до Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит порог смерти, за этим порогом встретил бы не пустоту, а любовь Христа. Чтобы за смертью следовало радостное бессмертие («Царство Божие», «Царство Небесное») Дар светлого бессмертия Христос хотел принести всем людям - даже тем, кто Его судил и казнил. | планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД) строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД) | Беседа Повторение |
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания 3.3.Первичное закрепление ФИЗМИНУТКА Самостоятельная работа 3.4. Повторение и включение в систему знаний | - Нам сегодня предстоит встреча с очень известным и важным праздником в жизни христиан. Назвать этот праздник - вам помогут строки знаменитого поэта Аполлона Майкова “Христос воскрес” - Каким настроением пронизано стихотворение? Найдите слова, которые являют собой отражение чувства восторга и радости. - Когда мы слышим эти торжественные слова “Христос воскресе”?! - Верно, и темой нашего урока будет «Пасха». Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? - В какое время года христиане празднуют Пасху? - Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник – Пасха. Пасха! В трубы золотые - Существует и ответ на этот возглас “Христос воскресе!”, назовите его. История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. - Какое ещё слово, схожее по звучанию со словом “воскресе”, как вы думаете? - Верно, воскресенье - седьмой день недели, когда люди отдыхают от повседневной суеты, этот день очень важен для христиан. В этот день мы посещаем церковь, слушаем проповеди. Этот день считается главным для всех членов семьи как день духовного очищения. - Слово “воскресенье” как название седьмого дня недели этимологически связано со словом “воскресение” - Что означает слово воскресение? - Обратимся за ответом к страницам учебника (стр. 39) Так что же означает слово воскресение? - Ребята, а как вы думаете, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? - От чего же спасает людей крестная смерть Иисуса Христа? Обратимся к странице учебника 40 1 абз - В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – ПАСХА ХРИСТОВА (буквально слово “пасха” в переводе с древнееврейского языка означает “переход”, “избавление”). - Как вы думаете, что такое Пасха? - Давайте сверимся со словарём Даля. Прочитайте определения. - Ребята, пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собирается за большим праздничным столом. Какие главные подарки этого праздника вы знаете? - Верно. Ребята, поднимите руку, кто празднует этот праздник? А что вы делаете в этот день? - Вы говорили, что одним из подарков в праздник является кулич. Великая легенда гласит, что по форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Поэтому, недаром на корке принято изображать крест, украшать присыпкой. Ребята, а вы знаете об истории украшения пасхальных яиц? История пасхальных яиц своеобразна, поэтому сейчас я вам её расскажу. Способов украшать яйца много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. - Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: “Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова”. Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. - Мы с вами поговорили о самых важных подарках в праздник «Пасха», но так и не обсудили: как же люди готовятся к празднику. Может кто-то знает и нам это расскажет? - Верно, а вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, люди ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью. Поскольку к пасхе готовились сорок дней, то и празднуют её тоже сорок дней подряд. Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам. - Празднику Пасха предшествует сорокадневный пост. Знает ли кто-нибудь, что такое пост? А как он проходит? - А знаете ли вы, почему понедельник в первые дни поста называют “чистым”? - И таким образом, люди начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью. “В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – помни... помни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина закрыта простынёю. Все домашние очень строги. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу. Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?.. Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог”. - Какие чувства испытал мальчик в дни Великого поста? - Какими красками вы бы описали его настроение? - Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь? - Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение? Читает стихотворение Пасха наступила – - Какие чувства вызывают у вас эти строки? - Что звучало во время чтения этого замечательного стихотворения? Верно, в особые торжественные дни звучат ПЕРЕЗВОНЫ - торжественный церковный звон. Послушайте. Пасхальный перезвон называют БЛАГОВЕСТ - благая весть. - Что вам ещё известно о праздновании Пасхи? - А какие пасхальные игры вы знаете? (Видео) - Ребята, как мы уже ранее сказали, подготавливаясь к празднику, люди украшали яйца. Сейчас я также предлагаю вам это сделать (на листе бумаги) - Вот наш урок и подошёл к концу. Продолжите предложения. Что же для вас было новым на уроке? Что удивило? Как вы думаете, почему Пасха – самый радостный праздник для православных? | Читают стихотворение: Христос воскрес! Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес… Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля! Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! - Стихотворение весёлое, жизнерадостное, радостное (Христос Воскрес) - в праздник «Пасха» Как празднуется «Пасха, её традиции и обычаи - весной - “Воистину воскресе!” - Воскресенье Мнения детей Воскресение – день возобновления жизни - Имя Иисус Христос значит Бог Спасает. Христос именуется Спасителем (Спасом), потому что на крест Он пошел ради спасения людей. - Иисус Христос взял на себя все грехи мира, дав возможность людям жить в мире, ладу, согласии, относиться друг к другу с любовью, уважением, добром Предположения детей: - Пасха – весенний праздник, установленный в честь Воскресения Иисуса Христа. - Пасха - ежегодное торжество христиан, в память восстания от мертвых Спасителя; светлое Христово воскресенье, святая неделя - Куличи и пасхальные яйца. Слушают звон колоколов, песнопения - За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова. Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова “Христос Воскресе!” - “Воистину Воскресе!” Пост - это традиция воздержания от некоторой пищи и развлечений. - В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, кушали постную пищу, т.е. не употребляли мясо, яйца, молочные продукты, также дети старались не шуметь. - Название “Чистый понедельник” происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Все христиане просят друг у друга взаимного прощения. Слушают рассказ под музыку Слушают стих под музыку Ответы детей - перезвоны (звук) - В празднование Пасхи дети играют в пасхальные игры. 1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель. 2) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл. 3) Сдувание яйца. Кладем пустое яйцо (скорлупу) в центр стола. Все гости садятся вокруг стола как можно плотнее друг к другу, делясь на две команды. На счет «три-четыре» каждый игрок пытается сдуть яйцо на противоположный конец стола, так, чтобы, в конце концов, оно упало на пол. Вторая команда должна сопротивляться и изо всех сил сдувать яйцо в сторону соперников. | принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (Р1УУД) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД) выделять необходимую информацию из текстов в соответствии с поставленными целями и задачами (ПУУД) строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД) строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД) выделять необходимую информацию из текстов в соответствии с поставленными целями и задачами (ПУУД) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (Р1УУД) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД) строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД) выделять необходимую информацию из текстов в соответствии с поставленными целями и задачами (ПУУД) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (Р1УУД) строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (Р1УУД) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р2УУД) строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей (КУУД) | Беседа Демонстрация Рассказ Работа по учебнику Демонстрация Рассказ Беседа Рассказ Демонстрация Беседа Беседа Демонстарция Рассказ Художественное слово Демонстрация Самостоятельная работа Устный опрос |
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Организует самооценивание учащимися своей деятельности. - С каким настроением мы завершаем наш урок? Я предлагаю вам дома прочитать страницы учебника 39-44 и ответить на вопросы в конце темы; Также, когда придете домой, спросите ваших родителей, бабушек и дедушек, как они в детстве отмечали праздник Пасхи. А сейчас, по окончанию урока, я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Если вы справились со всеми заданиями поместите пасхальное яйцо на синюю полоску в корзине, если были ошибки и трудности- на зеленую, а если совсем ни с чем не справились, то поместите его на красную полоску. Урок окончен! До свидания! | Оценивают свою деятельность Ответы детей | понимание необходимости расширения знаний (Л2УУД) воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р3УУД) | Оценка своей деятельности |
Класс: 4
Тема урока: «Пасха». Данный урок не связан с темой прошлого урока. Тип урока - урок открытия нового знания.
Исходя из темы, была поставлена цель: знать историю праздника «Пасхи», традиции и обычаи, связанные с религиозным праздником.
Для реализации цели были сформулированы задачи.
- освоение знаний о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель на этапе открытия нового знания с помощью методов беседы и рассказала, формируя КУУД (использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач), ПУУД (овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений).
- овладение умениями использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте (пост, Воскресенье, Пасха) формировалась на этапе первичного закрепления при помощи методов рассказ, демонстрации, беседы, формируя КУУД (использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач).
- развитие устной речи, творческого мышления, а также любви и интереса к культуре своего народа, его традициям и обычаям формировалась на протяжении всего урока, учитывая все методы и УУД.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов, решались на этапе мотивации с помощью метода формирование готовности восприятия учебного материала и беседы; на этапе рефлексии учебной деятельности с помощью беседы и самооценки.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов, решались на этапе актуализации опорных знаний с помощью методов: метод ведения разговора, иллюстраци, проблемная ситуация; на этапе организации познавательной деятельности при целеполагании с помощью методов: беседа и создание проблемной ситуации; при открытии нового знания с помощью иллюстрации и беседы; при первичном закреплении с помощью метода демонстрации; при самостоятельной работе с помощью создания проблемной ситуации, с помощью приёма самостоятельной работы и проверки по эталону; при повторении и включении в систему знаний с помощью метода ведения разговора.
На протяжении всего урока велась работа по формированию универсальных учебных действий.
ЛУУД: умение к развитию мотивации к продуктивной созидательной деятельности решалась на этапе мотивации с помощью метода формирования готовности восприятия учебного материала.
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии формировалась на этапе рефлексии с помощью беседы и самооценки.
РУУД: умение овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения решалась на этапе организации познавательной деятельности при целеполагании с помощью создания проблемной ситуации и беседы;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата формировалась на этапе организации познавательной деятельности при самостоятельной работе с помощью методов: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа;
ПУУД: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений решалась на этапе актуализации с помощью создания проблемной ситуации; на этапе организации познавательной деятельности при открытии нового знания с помощью метода иллюстрация; при первичном закреплении с помощью метода демонстрация.
КУУД: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач формировалась на этапе актуализация с помощью беседы; на этапе организации познавательной деятельности при целеполагании с помощью беседы; при повторении и включении в систему знаний с помощью метода ведения разговора.
Всё запланированное на уроке удалось реализовать. Дети были включены во все виды деятельности, работали активно: отвечали на вопросы, решали различные ситуации.
Таким образом, была достигнута цель: узнать о православии и христианстве, о Библии и Евангелии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности
Тема: Защитники Отечества.Цели:1. Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...
Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры
На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....
Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»
Основы православной культуры...
Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»
Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...
Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».
Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....