Рабочая программа "Основы светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс)
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание
школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим
культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает
овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах,
социальных явлений и традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_osnovy_svetskoy_etiki.docx | 66.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа комплексного курса ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики)
Модуль: «Основы светской этики»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание
школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим
культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает
овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах,
социальных явлений и традиций.
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для ІV класса разработана на основе
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2016 г.(Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—4-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2012. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
В соответствии с вышеуказанными приказами Минобрнауки России предмет ОРКСЭ включён в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часов.
Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания».
Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики».
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы светской этики» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». На основе заявлений родителей для изучения предмета ОРКСЭ взят один модуль «Основы светской этики».
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение
следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи:
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали,
общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных
в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры
при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения
и диалога во имя общественного мира и согласия.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка,
от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания
и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление
контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований.
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический
подход, способствующий формированию первоначальных представлений о религиозной
и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимает как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как
формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
В связи с этим, целесообразно считать, сто курс является, прежде всего, средством
формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимает как
интегративное качество личности ребёнка, включающее систему поликультурных знаний,
интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм,
правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.
Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьникам должны быть усвоены следующие мысли: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Основные особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»:
1. Преподавание данного курса в школе отводится светским педагогам;
2. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
3. Содержание всех модулей комплексного учебного курса и модуля «Основы светской этики» подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
4. Содержание модуля «Основы светской этики» группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
5. Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
6. Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;
Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником - защитой творческих проектов. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В программе нашли отражение современные виды моделей:
- Феноменологической
- Религиоведческой
- Развивающей инструментальной
- Диалогической
- Интеграционной
И соответственно следующие формы и варианты проведения уроков и их этапов:
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
- Драматизация (театрализация)
- Интервью
- Составление словаря-глоссария
- Сочинения, эссе
- Создание галереи образов
- Ресурсный круг
Методическое обеспечение курса позволит использовать следующие формы работы с учащимися: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся), и индивидуальную. А также предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы, открытые уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ СОШ №2 на 2014 – 2015 учебный год на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «основы светской этики» в 4 классе отводится 1 учебный час в неделю, 34 часа в год.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса в учебном плане
IV. Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные УУД:
Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.
Осознание важности познания нового.
Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения
общечеловеческих норм
Регулятивные УУД:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Познавательные УУД
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
Составлять план текста;
Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать;
выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями
и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Предметные результаты
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
6.Содержание учебного предмета, курса ОРКСЭ
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Что такое дружба. Какие отношения существуют между людьми. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (32 час)
Блок 3. Творческие проекты (2 часа).
Блок 2 посвящен патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Основные содержательные линии учебного предмета «Основы светской этики »
- любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;
- правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная.
- доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности.
Принципы построения модуля «Основы светской этики»
При построении учебного модуля «Основы светской этики» учитывались принципы: научность, доступность, культуросообразность.
1.Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–х классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам уже известны из других учебных предметов.
2.Принцип культуросообразности. Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине.
В процессе изучения основ светской этики у школьников формируются умения критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
7.Планируемые результаты изучения Комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» ОРКСЭ Модуля «Основы светской этики»
Раздел | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). | Научится понимать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознает свою этнической и национальной принадлежности; понимать ценностей многонационального российского общества получит готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. | Понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; получит первоначальные представления о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) | Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. Научится умению выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). | Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; Становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; |
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) | Освоению универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы). | сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); определять позиции героев и автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | Подготовиться и презентации творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. | Получит возможность подготовить презентацию проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. |
Оценивание результатов усвоения курса. При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Подходы к оцениванию м представлены системой вербального поощрения, похвалой, одобрением. Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие учащимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.
Планируемые результаты
В процессе изучения курса, обучающиеся выполняют проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой исследовательской деятельностью, научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.
Достижение планируемых результатов выявляются в процессе:
- текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
- составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
- защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;
- выставки работ учащихся.
При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые в системе без отметочного обучения:
- стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
- пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;
- рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.
В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» обучающийся должен:
обучающиеся научатся: | обучающиеся получат возможность научиться: |
-основным понятиям религиозных культур; -изучат историю возникновения религиозных культур; -изучат историю развития различных религиозных культур в истории России; -узнают особенности и традиции религий; -узнают по описанию основные содержательные составляющие священных книг, сооружений, праздников и святынь. | -описывать различные явления религиозных традиций и культур; -устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; -излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; -соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; -строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; -участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; -готовить сообщения по выбранным темам. |
8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема | Элементы содержания | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | ||||
Предметные результаты | Универсальные Учебные Действия (УУД) | личностные | |||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | |||||
11 | 1.Вводный урок. Введение в предмет. 2.Россия- наша Родина | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. | Знать понятия: Родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. Научится работать с дополнительной литературой | умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. -находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами | умеет организовывать своё рабочее место и работу; -сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе. | - оформляет свою мысль в устной речи; -умеет задавать уточняющие вопросы; - осознанно читает вслух и про себя | Положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. |
3 | Что такое светская этика? | Что такое этика, что она предполагает. Основатель этики. Мораль и её значение. Религиозная и светская этика. | Познакомиться с новым предметом | осуществляет поиск необходимой информации; -использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | организовывает своё рабочее место и работу; -выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | - оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма; - учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; |
4.-5 | Культура и мораль | Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль. | Знать понятие культура, мораль | сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | - В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. | аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; - развитие эстетических чувств. |
6 | Особенности морали | В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. | Познакомиться с понятиями: материальная культура, духовная культура | Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты. Формирование умения читать дидактические иллюстрации. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Умение строить монологическое высказывание. Умение слушать собеседника. | Развитие готовности к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению. Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний |
7 | Добро и зло | Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. | Уметь пользоваться основными этическими понятиями : добро, и зло | сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. - сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе. | обосновывает высказанное суждение; Осознанно читает вслух | Старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме; - проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста. |
8 | Добро и зло | Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. | Научиться находить различия между добром и злом. | Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
9 | Добродетель и порок | Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека. | Научиться находить различия между добром и злом, добродетелью и новым предметом | Формирование умения читать дидактические и осуществляет поиск необходимой информации; -использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | организовывает своё рабочее место и работу; -выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма; - учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. |
10 | Свобода и моральный выбор человека | Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. | Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения. | осуществляет поиск необходимой информации; -использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | организовывает своё рабочее место и работу; -выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма; - учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; |
11 | Свобода и ответственность | Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. | Знать какую ответственность несут люди, даже будучи свободными; | умение выделять существенную информацию из различных источников; | В сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий | выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества. | |
12 | Моральный долг | Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности ест у человека. | Исполнять установленные в обществе моральные нормы | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. | Умение строить монологическое высказывание. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. |
13 | Справедливость | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | Учиться справедливо оценивать окружающих | формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно-следственных связей; | целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам; | инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников; | мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путѐм приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность ,благородство; |
14 | Альтруизм и эгоизм | Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм. | Сформировать представление об альтруизме и милосердии, как важнейшей нравственной ценности. | - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. - сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе. | обосновывает высказанное суждение; Осознанно читает вслух | старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме; - проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста. |
15 | Дружба | Добродетельные отношения. Дружба. | Осознать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. | Понимание и преобразование информации. Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты. | Способность к волевому усилию при работе с книгой. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Умение слушать и вступать в диалог. Умение предлагать помощь и сотрудничество. Умение строить монологическое высказывание. | Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта ребенка и через введение заданий занимательного характера |
16 | Что значит быть моральным? | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. | Обобщить знания учащихся о морали и нравственности | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. | Умение строить монологическое высказывание. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. |
17 | Творческие работы учащихся. Подведение итогов. | Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу Уметь делать выводы, подводить итог | Осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера в устной форме. Осуществлять смысловое чтение. Обработка информации –поиск условных обозначений и их соотнесение. Установление причинно-следственных связей. | Умение обосновывать и доказывать своё мнение. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Умение обосновывать и доказывать своё мнение. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. | Умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить. Умение применять установленные правила в планировании способа решения. | Ориентация учащихся на моральные нормы (нормы этикета) и их выполнение. Формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. | |
18 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. | Род. Семья. Фамилия. Родословная. | Познакомиться с семьей как частицей рода | Извлечение необходимой информации при работе с картой. | Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, семью. |
19 | Нравственный поступок. | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, рассказать о нравственном идеале на примере богатырского образа | формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно-следственных связей; | целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам; | инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников; | мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путѐм приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство; |
20 | Золотое правило нравственности. | Золотое правило нравственности | Оценить поступки главных героев с т. з. золотого правила нравственности. | умение выделять существенную информацию из различных источников; | в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий | выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества. | |
21 | Стыд, вина и извинение. | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | Уметь извиняться, знать понятия «стыд» и « вина» | строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами; -умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. | -проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - ставить новые учебные задачи сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | развивает эстетические чувства –стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения. |
22 | Честь и достоинство. | Нравственные традиции предпринимательства. | Познакомиться с понятиями «честь» и «достоинство» | сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. | аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. - развивает эстетические чувства –стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения. |
23 | Совесть. | Методы нравственного самосовершенствования. | Воспитывать в себе ответственность к своим поступкам, толерантное отношение к другим мнениям. | - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. | аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | -положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. - развивает эстетические чувства –стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения. |
24 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | Образцы нравственности в культуре Отечества | обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, рассказать о нравственном идеале на примере богатырского образа | осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; -умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. - определяет тему и главную мысль текста; - находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. | умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. | - оформляет свою мысль в устной речи; -обосновывает высказанное суждение; - старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
25 | Джентльмен и леди как нравственные идеалы. | Образцы нравственности в культурах разных народов, и культуре Отечества. | Знать как появились в нашей жизни эти понятия, какими качествами должен обладать истинный джентльмен, что значит быть настоящей леди, познакомиться с понятием | Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи. | Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Учиться работать по предложенному учителем «благородство» плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников. |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | Образцы нравственности в культурах разных народов, и культуре Отечества. | Знать героев своего Отечества | .: Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: поиск и оценка нужных частей текста Работа с маркированными в тексте строчками Работа с дидактическими иллюстрациями Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности К.: Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах. | Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: подведение к мысли, что именно поэты и художники открывают нам привычные вещи с новой стороны, потому что они смотрят на мир с любовью и удивлением, изменяют его силой своего воображения. | |
27 | Этикет. | Этикет. | Осмыслить через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека | сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | - умеет работать по предложенному плану, | - аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме; - проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста. |
28 | Семейные праздники. | Праздники как одна из форм исторической памяти. | Осознать значимость семейных праздников | умение выделять существенную информацию из различных источников; | в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий | выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества. | |
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. | Сформировать понятия жизни как высшей нравственной ценности. | Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи. | Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников. |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечатель ности России. | Извлечение необходимой информации при работе с картой. | Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника | Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. |
31 | Подготовка творческих проектов. | Образование -как нравственная норма. | Уметь создавать проекты | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации. | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль. | Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности. | Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
32 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д | Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации. | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. | Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||
33 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации. | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль. | Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности. | Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | |
34 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Готовят сообщения по выбранным темам. |
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу ОРКСЭ
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения модуля «Основы светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний обучающихся, а также межпредметное взаимодействие.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших школьников:
• оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
• технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
интерактивная доска с комплексом программ;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультимедийное оборудование, документкамера)
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
• экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
• электронное пособие к модулю курса «Основы светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
• библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
специальные дополнительные пособия для педагогов и обучающихся, литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
• печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Для реализации цели и задач обучения ОРКСЭ по данной программе используется УМК издательства «Просвещение»:
А. Я. Данилюк « Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики»: Учебное пособие 4-5 класс. М.: «Просвещение», 2014
А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014
А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2014
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение», 2014
Формы контроля и оценки планируемых результатов
В процессе изучения курса, учащихся должны выполнить проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой исследовательской деятельностью, научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе:
- текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
- составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
- защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;
- выставки работ учащихся.
При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые в системе без отметочного обучения:
- стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
- пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;
- рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.
Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду критериев:
- понимание изучаемого материала;
- степень самостоятельности в подборе необходимого материала;
- самостоятельность суждений;
- умение поддержать и выстроить диалог;
Итоговый контроль осуществляется качественной оценкой – «зачёт» или « незачёт».
В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ученик должен:
знать /понимать:
-основные понятия религиозных культур;
-историю возникновения религиозных культур;
-историю развития различных религиозных культур в истории России;
-особенности и традиции религий;
-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь:
-описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
-участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
-готовить сообщения по выбранным темам.
Диагностика успешности достижения результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Курс ОРКСЭ безоценочный.
Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
В преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики» применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном предмете осуществляется в процессе выполнения текущих домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, словарей, творческих работ и исследовательских проектов обучающихся на завершающем этапе.
Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приемов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Объектами педагогического наблюдения, позволяющие оценить уровень духовно-нравственного развития учащихся 4 класса, являются следующие показатели духовно-нравственного развития:
1. эмоционально-чувственный (нравственные чувства)
2. когнитивный (нравственная позиция)
3. эмоционально-действенный (практический): нравственное поведение, нравственные качества.
В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить три уровня духовно-нравственного развития: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.
Выстроить траекторию индивидуального развития учащегося, оценить достижения обучающихся позволяет таблица успешности изучения курса ОРКСЭ.
Таблица успешности изучения курса ОРКСЭ
Работа на уроке | Самостоятельная работа | Творческая деятельность | |||||||
Ф.И | Устные ответы | Участие в работе групп | Участие в обсуждениях, дискуссиях | Активность | Поиск дополнительного материала (использование энциклопедий, интернет-ресурсов и т.д) | Подбор иллюстративного материала | Подготовка презентаций | Выполнение творческих работ (написание сочинений, стихов , выполнений иллюстраций) | Выполнение проектов |
-// | +++ | -/+ | -// | --// | -// | -/+ | --+ | ||
Условные обозначения: « - » никогда, «/» иногда, «+» часто.
Данную таблицу можно использовать на протяжении всего курса. Заполняет эту таблицу учитель один раз в месяц. При подведении итогов каждой четверти (или полугодии) используется символика («+», «-«, «/») для отслеживания развития учащихся.
Немаловажным в оценивании учебной деятельности учащегося по предмету является самооценка. Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники).
Для этого применяется таблица самооценивания.
1. | На уроке я работал | Активно/пассивно |
2. | Своей работой на уроке я | Доволен/не доволен |
3. | Урок для меня показался | Коротким/длинным |
4. | За урок я | Не устал/устал |
5. | Мое настроение | Стало лучше/стало хуже |
6. | Материал урока мне был | Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Легким/трудным |
Индивидуальную таблицу самооценивания заполняет все ученики. Использовать таблицу можно на каждом уроке, заполняя раздел «Моя работа на уроке»
Таким образом, данные приемы оценивания учебной деятельности учащихся по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при безотметочном обучении позволяют оценить и отследить уровень развития обучающихся и достижения результатов по предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"
Рабочая учебная программа по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...
рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
Рабочая программа. Светская этика. 4 класс.
Рабочая программа составлена на основе программы с учётом нового государственного стандарта 2009 года, из расчёта 1 час в неделю. Адресована учащимся 4 классов....