Урок ОПК в 4 классе "Заповеди"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Первичное знакомство учащихся с библейскими заповедями, начало осмысления основ христианской нравственности и их связи с общечеловеческими моральными нормами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapovedi.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Заповеди
Цель урока: первичное знакомство учащихся с библейскими заповедями, начало осмысления основ христианской нравственности и их связи с общечеловеческими моральными нормами.
Задачи урока:
- раскрыть сущность понятия «заповедь»;
-учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме;
- развивать умения и навыки работы с учебником;
- развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения
формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению посредством библейских заповедей.
-воспитывать доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость на примере Заповедей; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык в работе и обсуждении;
Универсальные Учебные Действия
Личностные: Формирование умений оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, в том числе человеколюбия.
Коммуникативные: Формирование умений осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Оборудование: Компьютер, раздаточный материал, учебник, тетради, мультимедийная презентация
Основные понятия: заповедь, скрижали, Библия.
Ход урока.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Добрый день уважаемые коллеги, жюри. Мы начинаем очередной урок по ОПК.
Вспомним рассказ К. Ушинского «Чудный домик».
-Кто являлась хозяйкой этого домика?
+Душа.
-Скажите, пожалуйста, Душа христианина какой по- вашему должна быть?
+Доброй, светлой, чистой,
-Девизом сегодняшнего урока я взяла стихотворение. Давайте его прочитаем, вы глазками, а я вслух.
1(слайд)
Богом нам дана душа – это маленький наш храм.
Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?
Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,
Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?
В храмике своей души ты порядок наведи!
Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!
Переход к изучению новой темы.
1) Постановка проблемы.
- Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что мир
по-другому называется – природа. В природе всё взаимосвязано - как одна длинная цепь. Вы знаете, что у природы есть свои законы, то есть правила, по которым она живёт.
-Какие законы природы вы знаете? (примеры детей)
- А что будет, если эти законы нарушатся? (высказывания детей)
Вывод: мир ждёт разрушение и катастрофа, если не будет соблюдения этих законов.
- Да, действительно. А ведь человек – это часть природы. И по ее примеру люди тоже установили свои законы, свои правила жизни.
- Какие законы и правила жизни человека вы знаете?
+Правила для пешеходов, правила поведения в школе, обществе, культурных заведениях, законы страны.
- Что же будет, если нарушить все эти законы?
+Люди перессорятся, может начаться война.
- Верно, поэтому очень важно их не нарушать. Мы с вами уже знаем, что совесть помогает различать добро и зло, но у всех ли она хорошо работает?
+нет!
- Поэтому много лет назад люди начали записывать свои законы, чтобы у совести был четкий ориентир. Подобные законы есть и в православной традиции, они записаны в Библии. Кто знает, как называются эти законы?
(варианты детей, в итоге на доске и в тетрадях записывается тема урока – ЗАПОВЕДИ,
2 слайд тема урока «ЗАПОВЕДИ»
( запись в тетради)
-Запишите тему урока «ЗАПОВЕДИ»
3 слайд Работа со словарями (значение слова «Заповедь»)
Заповедь – это правило поведения для христиан. (записать и закрыть тетради)
Заповеди записаны в Библии, они даны людям от Бога через пророка Моисея. Его называли Боговидец. Как думайте, почему так звали?
4 слайд Моисей
Евреи (израеляне), жившие в Египте, находились почти в рабстве. Они стали просить Бога помочь им и избавить от страданий. Бог дал им Моисея, наделил его способностью слышать Бога и совершать чудеса от имени Бога во спасение людей. Бог просил Моисея вывести евреев из Египта. Моисею вывести евреев из Египта было трудно, так как фараон, правитель египетский, не хотел отпускать их из страны, но всё-таки Моисей вывел свой народ из Египта и 40 лет водил по пустыне, скрываясь от войск фараона и направляясь к земле обетованной.
( рассказ из детской Библии . ( СТР. 85) 5-6 слайды
7 слайд Люди же были поражены тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, как будто лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал
8 слайд Бог сам начертал заповеди на 2 каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу.Первые4-говорят об отношении к богу, 6-об отношении людей между собой.
(запись в тетрадях СКРИЖАЛИ - каменные доски)
9 слайд 1 заповедь
10 слайд 2заповедь
11 слайд 3 заповедь
12 слайд 4 заповедь
13 слайд Физминутка
4) Знакомство с содержанием заповедей 2 части
Физминутка
14 и 15 слайды 1. Почитай отца твоего и мать твою
(видеоролик)
- Просмотрите клип и подумайте, как может звучать заповедь?
-Что значит почитай?
+ Уважай, не повышай голос, в старости ухаживай за ними.
16 и 17 слайды . Не убивай.
-Послушаете песню про собаку, как будет звучать следующая заповедь?
-как вы думайте, раскаялся ли хозяин в том, что хотел совершить? Какие слова песни об этом свидительствуют?
18 слайд (стих) 3. Не кради
-А сейчас прочитайте четверостишье Б. Заходера «Кискино горе»
Плачет Киска в коридоре.
У неё большое горе:
Злые люди бедной Киске
Не дают украсть сосиски!
-Ребята, поднимите руки, кому стихотворение показалось смешным. И мне кажется.
-А теперь сядьте те, кто считает, что воровство СРЕДИ ЛЮДЕЙ – совсем несмешное явление. Вы совершенно правы.
-. Какие последствия ведет за собой кража?
+Материальный ущерб, обиду, горе.
-В тяжелых жизненных обстоятельствах, например во время голода или войны, кража может привести к гибели человека.
19 слайд 4. Не прелюбодействуй. Учебник стр.41 читать
Следующая заповедь имеет сложное и возможно не всем понятное название – «не прелюбодействуй».
20 -21 слайды 5. Не лги
- Поднимите руку, кто смотрел мультфильмы про Лунтика? А кому понравилось? Отлично, посмотрим отрывок из мультфильма и поищем в нем еще одну заповедь.
Просмотр краткой версии мультфильма «Обманщики».
- Чего добились гусеницы постоянной ложью?
+Им совсем перестали верить.
- Какие еще последствия порождает ложь?
+Обиду, боль, разрыв отношений.
22 слайд Не завидуй. (стих)
- А сейчас прочитайте стихотворение.
ПЕНАЛ.
У меня случилось горе:
Рано утром я узнал,
Что принес дружок мой, Боря,
В школу новенький пенал.
Он так рад, но почему же
Я надулся и молчу?
Мне и свой пенал не нужен,
Как у Борьки я хочу!
На доске у нас задача,
Солнце жмурится в окне,
Я же, бедный, чуть не плачу
И не до учебы мне.
Получил бы верно двойку,
Да дружок помог решить.
Подскажите, как же только
Про пенал его забыть? (стихотворение написано разработчиком урока)
Вопросы к стихотворению:
- Ребята, какое чувство терзает героя стихотворения?
+Зависть.
- Как зависть влияет на чувства и отношения людей?
+Порождает неприязнь, портит отношения.
- Как должен был поступить герой, чтобы победить свою зависть?
+ Порадоваться вместе с другом.
- Лучшее средство в борьбе с завистью – учиться радоваться чужой радости так же, как своей.
- Как будет звучать последняя заповедь?
+ Не завидуй.
Закрепление (5 минут)
-Как выдумаете, нужны ли современному человеку заповеди?
+ Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
+Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным, сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы не нужны.
+ Да, потому что соблюдение заповедей дает тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.)
Вопросы раздать детям
1. - За выполнение какой заповеди Бог обещает земную награду? ( Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)
-2 Как ты думаешь, какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления? (Не убивай)
3 Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам? (Не кради)
4 Верность какой заповеди - залог сохранения семьи? (Не прелюбодействуй)
5 Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»? (Не лги)
6 Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать? (Напоминание о том, что Бога не обмануть.)
7 Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью? (Не завидуй)
Исполнение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей ведет к бессовестности. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир
23 слайд Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга
Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас, становились тоже счастливы.
24 слайд Ребята, идите всегда только дорогой добра.
Д./з. На листочках. Заполнить таблицу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...