Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и  по выбору родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx54.36 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Волковичская основная школа»

        

        

РАССМОТРЕНО

Педсовет №  1

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора УВР

________ Филипенкова О.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________Тюягина О.Л.

31.08.2019 г.

31.08.2019 г.

31.08.2019 г.

Приложение № 2

к основной образовательной программе

начального общего образования (ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ: ОРКСЭ

                                                    КЛАСС:  4

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год

Составитель: учитель Федорова Наталья Анатольевна

2019 год

Настоящая рабочая программа по ОРКСЭ для начальной  общеобразовательной школы (4 класс) составлена на основе:

  • Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерством образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Программа: А.Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы, М. «Просвещение», 2010. 
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Волковичская основная школа».

Реализация рабочей программы основана на использовании УМК:

Учебник: «Основы  духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» Основы провославной культуры»  4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Л.Беглов,  Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. – 2-е изд. – Просвещение, 2012.

                В учебном плане школы на изучение предмета «ОРКСЭ» отводится:

в 4 классе -  34 часа, 1 час в неделю.

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и  по выбору родителей.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестовой работы

РАЗДЕЛ 1. Метапредметные, личностные  и предметные результаты освоения курса ОРКСЭ

Личностные результаты освоения курса ОРКСЭ:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные  результаты освоения курса ОРКСЭ:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».

В результате освоения  курса выпускник научится:

  • быть готовым к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомится с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формировать первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • формировать первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Планируемые результаты по учебному модулю «Основы православной культуры»

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 
  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • расширить, систематизировать и углубить исходные представления   о   природных   и   социальных   объектах   и   явлениях   как компонентах  единого  мира;
  • приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • овладеет начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Выпускник научится:

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; 
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  •  формирование первоначальных представлений о Православии и его роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли Православия в становлении российской государственности;
  •  формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; 
  • осознание ценности человеческой жизни; 
  • знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  •  становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  •  нравственная оценка поведения исторических лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
  •  получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.

РАЗДЕЛ 2. Содержание тем учебного курса

Принципы определения содержания программы «Основы православной культуры»:

  • принцип исторического соответствия религиозным традициям России;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип личностно-ценностного соответствия (учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка);
  • принцип содержательных обобщений;
  • принцип укрупнения дидактических единиц.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)

Россия – наша Родина.

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Культура и духовные ценности человечества. Общие  духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни

Блок  2.   Основы православной культуры.

Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы человечества.

Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.

Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание:  святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.

Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.

Пасха. Пасха  главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христиане считают  добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.

Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Почему главное правило этики называется «золотое».

Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.

Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

Блок 3.   Основы религиозных культур и светской этики.

Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.

Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.

Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства

Зачем творить добро? Свобода воли и проблема  выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.

Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.

Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.

Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности  светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.

Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.  Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.

Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.

Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

Блок 4.   Духовные традиции многонационального народа России.

Творческая деятельность учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

                Презентация творческих проектов на тему:

 «Как я понимаю православие»,

 «Значение религии в жизни человека»,

  «Памятники религиозной культуры в моём городе

  «Моё отношение к России»,  

   «Герои России»,

   «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества »,

   «Мой дедушка – защитник Родины»  и т.д.

РАЗДЕЛ 3.  Тематическое планирование

п /п

Наименование     разделов   программы

Количество часов

Блок  1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Блок  2. Основы православной культуры.

16

Блок  3. Основы религиозных культур и светской этики

13

Блок  4.  Духовные традиции многонационального народа России

4

Итого часов

34

Календарно-тематическое планирование

 курса «Основы религиозных культур и светской этики»

модуля «Основы православной культуры»

 в 4 классе

2019-2020 учебный год

п/п

Дата

Тема урока

план

факт

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы

в жизни человека и общества. 1час

1.

Россия – наша Родина

Блок 2. Основы православной культуры. 16часов

2.

 

Культура и религия

3.

Человек и Бог в православии

4.

Православная молитва

5

.

Библия и Евангелие

6

Проповедь Христа.

7

Христос и Его крест

8

Пасха

9

Православное учение о человеке.

10

Совесть и раскаяние

11

Заповеди

12.

 

Милосердие и сострадание

13.

Золотое правило этики.

14.

Храм. Православный храм и другие святыни.

15.

.

Икона.

16.

Экскурсия в храм

17.

Творческие работы учащихся.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. 13 часов

18.

Как христианство пришло на Русь. Презентации работ учащихся.

19.

Подвиг.

20.

Заповеди блаженств.

21.

Христианство на Руси.

22.

Зачем творить добро?

23.

Чудо в жизни христианина.

24.

Православие о Божием суде.

25.

Таинство причастия.

26.

Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему.

27.

Монастырь.

28.

Отношение христианина к природе.

29.

Христианская семья и её ценности.

30.

Промежуточная аттестация. Тестовая работа.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России.  4часа

31

Защита Отечества

32

Христианин в труде.

33

Любовь и уважение к Отечеству.

34

Презентация творческих проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)

Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....

Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

Основы мировых религий...

Рабочая программа ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с  Федеральным государстве...

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

  Курс «Основы духовно-нравственной  культуры  народов России. Светская этика» представляет собой завершённую предметную линию для начальной школы, которая реализует модуль «Осно...

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс 2016-2017 учебный год А. И. Шемшурина

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...