рабочие программы
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая учебная программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики » Составлена на основе ФГОС и авторской программы А. И. Шемшуриной «Основы светской этики».В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_svetskaya_etika.docx | 93.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гайдаровская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО __________________2019г. __________/_____________/ | «Утверждаю» Директор МБОУ Гайдаровская СОШ Бахилова Т.Н. Приказ № ___ от «__»_________________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
для 4 класса
2019-2020 учебный год
Даниловой Татьяны Викторовны
Учителя начальных классов
п. Гайдаровск, 2019 год
Экспертное заключение
методического объединения на рабочую программу
Рабочая программа по_________________________ для_________класса
(предмет)
разработана учителем _______________________________________
(ФИО)
на основе примерной программы __________________________ общего
образования по ____________________, рассчитана на _____класс(ы), ______часов
(предмет)
Рабочая программа содержит:
-пояснительную записку, в которой указаны:
-перечень документов, на основе которых она составлена_____(да, нет)
-цели и задачи преподаваемого предмета_________(да, нет)
-место предмета в учебном плане ОУ_________(да, нет)
-особенности_класса_________(да, нет)
-общая характеристика курса_________(да, нет)
-планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные____ (да, нет)
-содержание учебного предмета ______ (да, нет)
-тематический план (на усмотрение педагога)____ (да, нет)
-пояснения, обусловленные требованиями реализации НРК образования по данному предмету _____(да, нет)
-требования к уровню подготовки обучающихся ____________(да, нет)
-раздел «Учебно-методическое обеспечение», который представлен списком учебно-методической литературы___________(да, нет)
К рабочей программе прилагается календарно-тематическое планирование по _______________________, для_______ на 2019 – 2020 учебный год_____(да, нет)
В основу учебной программы положен коммуникативный, личностно-ориентированный подход.
Оформление рабочей программы соответствует положению о порядке и утверждении рабочей программы учителя по курсам и дисциплинам (Приказ
______________________________.)______(да, нет)
На основании вышеизложенного данная рабочая программа
(рекомендуется для использования, не рекомендуется, нуждается в доработке)
в 2019- 2020 учебном году.
Руководитель МО учителей ____________/_____________________/
(Подпись) ФИО
Дата ______________
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики » Составлена на основе ФГОС и авторской программы А. И. Шемшуриной «Основы светской этики».
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.
Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.
В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Цель обучения: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи обучения:
Познакомить учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развивать представления младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщить знания, представления о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формировать у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развивать способности учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место учебного предмета в учебном плане
В Базисном учебном плане курс основы светской этики в 4 классе рассчитан на 1 час в неделю, в объёме 34 часа в год.
Особенности класса
Данная рабочая программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 4 класса. В классе обучаются 4 ученика. Они имеют средний уровень обучаемости. У всех детей развита монологическая речь. Средний уровень самостоятельности мышления. Имеют среднюю работоспособность. Степень развития познавательных интересов и творческих способностей в интеллектуальной, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности - средняя.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Обучающимися изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История», «Литература» Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Учитывая этно – педагогические традиции социума, этно – культурные образовательные потребности учащихся в рабочую программу включены региональные материалы, отражающие культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия.
№ урока | Тема | НРК |
1 | Россия – Родина моя. Россия – многонациональное государство. Правила приличия. | Хакасия – родной край (ознакомление учащихся с республикой, её столицей- многонациональным городом Абаканом) |
2 | Этика и этикет. | Народный этикет: традиции общения у хакасов. Неписанные законы нравственности о скромности, порядочности. Анализ пословиц и поговорок. |
3 | Вежливость. Вежливые слова. | Приветствие, прощание, гостеприимство у хакасов |
4 | Обычаи и обряды русского народа | Хакасский праздник «Тун пайрам».Традиционные элементы праздника. Народные обычаи – культ огня, коня у хакасов |
5 | Терпение и труд. Потребность в труде | Значение труда в жизни человека. Отражение отношения к труду в хакасском фольклоре. |
6 | Семейные традиции | Традиционная хакасская семья. Стиль взаимоотношений. |
7 | Сердце матери. Роль матери в семье. День Матери в России. | Чтение хакасских текстов об уважительном отношении к мамам) |
8 | Защитники Отечества | Чтение произведений хакасских авторов о боевом подвиге людей Хакасии в годы ВОВ, и в наши дни |
9 | Семейные традиции | Крепки и животворны корни родового древа. |
10 | Отношения в классном коллективе | Воспитание толерантности. |
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные.
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
Коммуникативные
- адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
- владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- понимать и сопереживать чувствам других людей.
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Регулятивные
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
- вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
Предметные результаты:
- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
- иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
- осознавать ценности человеческой жизни.
Основное содержание модуля «Светская этика»
- Этика общения (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил-добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
- Этикет (4 часа)
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеек нашей речи.
- Этика человеческих отношений (4 часа)
В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
- Этика отношений в коллективе (4 часа)
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
- Простые нравственные истины (4 часа)
Жизнь священна.
Человек рожден для добра
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
- Душа обязана трудиться (4 часа)
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков
- Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа)
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»
- Судьба и Родина едины (6 часов)
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек - чело века.
Слово, обращенное к себе
- Обобщение пройденного.
При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим-ноябрь, январь, февраль), карантин( повышенный уровень заболеваемости - ноябрь, декабрь, январь), ЕМД(октябрь, февраль),Дни здоровья (один раз в четверть), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой, могут быть использованы уроки повторения и резервные уроки.
Формы учебной работы на занятиях в рамках курса.
Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения программы
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
- Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа.
- Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
- Самоконтроль.
- Фронтальный контроль.
- Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Этика общения | 4 | Отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы. Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. |
2 | Этикет | 4 | Отвечают на вопросы; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
3 | Этика человеческих отношений | 4 | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение |
4 | Этика отношений в коллективе | 4 | Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
5 | Простые нравственные истины | 4 | Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы. Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал. Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу. Анализируют высказывания о нравственном выборе. |
6 | Душа обязана трудиться | 4 | Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
7 | Посеешь поступок – пожнешь характер | 4 | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу. Пишут мини-сочинение. |
8 | Судьба и Родина едины | 6 | Составляют список нравственных качеств; обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
Всего: 34часа |
При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы, ЕМД, дни здоровья. Поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой, могут быть использованы уроки повторения. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездок на семинары, больничного листа, уроки согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель соответствующего профиля.
Календарно-тематическое планирование по основам светской этики для 4 класса УМК «Школа России»
№ п/п | тема урока | дата проведения | примечание | ||
план | факт | ||||
Ι четверть (9 часов) | |||||
1 | Этика – наука о нравственной жизни человека | 05.09 | |||
Раздел 1 Этика общения (4 часа) | |||||
Личностные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем творческого и поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила; осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные УУД: владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные УУД: владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; | |||||
2 | Добрым жить на белом свете веселей | 12.09 | |||
3 | Правила общения для всех | 19.09 | |||
4 | От добрых правил - добрые слова и поступки | 26.09 | |||
5 | Каждый интересен | 03.10 | |||
Раздел 2. Этикет (4 часа) | |||||
Познавательные УУД: строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями, новыми этическими категориями. Коммуникативные УУД слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; Регулятивные УУД планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - осознавать и проявлять свои эмоциональные | |||||
6 | Премудрости этикета | 10.10 | |||
7 | Красота этикета | 17.10 | |||
8 | Простые школьные и домашние правила этикета | 24.10 | |||
9 | Чистый ручеек нашей речи | 07.11 | |||
2 четверть (7 часов) | |||||
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 часа) | |||||
Познавательные: владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные УУД: владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; Регулятивные УУД: осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | |||||
10 | В развитии добрых чувств – творение души | 14.11 | |||
11 | Природа – волшебные двери к добру и доверию | 21.11 | |||
12 | Чувство Родины | 28.11 | |||
13 | Жизнь протекает среди людей | 05.12 | |||
Раздел 4 Этика отношений в коллективе (3 часа) | |||||
Познавательные: строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные УУД: сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные УУД: осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | |||||
14 | Чтобы быть коллективом | 12.12 | |||
15 | Коллектив начинается с меня | 19.12 | |||
16 | Мой класс – мои друзья | 26.12 | |||
3 четверть (10 часов) | |||||
Раздел 1. Простые нравственные истины ( 4 часа) | |||||
Познавательные: строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные УУД: сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные УУД: осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | |||||
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи | 16.01 | |||
18 | Жизнь священна | 23.01 | |||
19 | Человек рожден для добра | 30.01 | |||
20 | Милосердие – закон жизни | 06.02 | |||
21 | Жить во благо себе и другим | 13.02 | |||
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 часа) | |||||
Познавательные: строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные УУД: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные УУД: осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями | |||||
22 | Следовать нравственной установке | 20.02 | |||
23 | Достойно жить среди людей | 27.02 | |||
24 | Уметь понять и простить | 05.03 | |||
25 | Простая этика поступков | 12.03 | |||
Раздел 2. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 часа) | |||||
Познавательные: владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные УУД: владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные УУД: осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | |||||
26 | Общение и источники преодоления обид | 19.03 | |||
4 четверть (8 часов) | |||||
27 | Ростки нравственного опыта поведения | 02.04 | |||
28 | Доброте сопутствует терпение | 09.04 | |||
29 | Действия с приставкой «со-» | 16.04 | |||
Раздел 4. Судьба и Родина едины | |||||
Познавательные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения; Регулятивные УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |||||
30 | С чего начинается Родина | 23.04 | |||
31 | В тебе рождается патриот и гражданин | 30.04 | |||
32 | Человек - чело века | 07.05 | |||
33 | Слово, обращенное к себе | 14.05 | |||
34 | Обобщение пройденного | 21.05 |
- Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение» 2018
Для учителя:
- Методические рекомендации и указания к проведению уроков для
учителя.
- Учебные видеоматериалы к урокам.
- Ресурсы школьной библиотеки.
- Электронная рабочая тетрадь
Для родителей:
- А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение» 2018
Аннотация к рабочей программе по основам религиозных культур и светской этики 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ составлена на основе регионального компонента государственного стандарта начального образования, программы общеобразовательных учреждений. Автор: М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2012
Концепция: учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним.
Обоснованность: новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Образовательная область: ОРКСЭ
Данный учебный предмет входит в цикл гуманитарных предметов.
Цели учебного предмета: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Цели и задачи курса:
Познакомить учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развивать представления младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщить знания, представления о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формировать у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развивать способности учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Гайдаровская СОШ» на изучение модуля «Основы светской этики » в 4 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 ч (34 учебные недели).
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения курса:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2) формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре и истории всех народов;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) формирование духовных и эстетических потребностей;
5) воспитание доброжелательности и отзывчивости;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
7) наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Предметные результаты:
1) знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
2) знакомство с основами светской и религиозной морали;
3) формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориен- тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно- ве заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языковыми средствами:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников, уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и следовать им. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика)
Директору
МБОУ «Гайдаровская СОШ»
Бахиловой Т.Н.
________________________________
________________________________
________________________________
(Ф.И.О.)
Заявление
Мы, родители (законные представители) учащегося____класса общеобразовательного учреждения ________________________________________________________________(Ф.И. ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
- «Основы православной культуры»,
- «Основы исламской культуры»,
- «Основы буддийской культуры»,
- «Основы иудейской культуры»,
- «Основы мировых религиозных культур»,
- «Основы светской этики»
выбираем для своего ребёнка изучение модуля:
__________________________________________________________
(написать от руки)
Дата «___» _________________ 20___ г.
______________________(Ф.И.О.) ___________________________________________
(подпись)
______________________(Ф.И.О.) ___________________________________________
(подпись)
Анкета для родителей
Ф. и. о. ___________________________________________________
1. Какой модуль курса Вы выбрали для своего ребёнка?
а) Основы светской этики
б) Основы мировых религиозных культур
в) Основы православной культуры
г) Основы исламской культуры
д) Основы буддистской культуры
е) Основы иудейской культуры
2. Ваши основные мотивы при выборе модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ
а) выбирали модуль, опираясь на собственные взгляды
б) на выбор повлияло мнение большинства родителей класса
в) руководствовались рекомендациями администрации школы или учителя
г) иные причины выбора
е) ваш вариант ответа
3. В чём вы видите риски, связанные с введением курса?
а) дополнительная нагрузка на школьника
б) принудительное навязывание веры, религии
в) обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности
г) формирование формального отношения к религии, вере
д) принудительное навязывание одного из модулей
е) снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям
ж) другое, связанное с особенностями личностного развития вашего ребёнка
4. Ваши ожидания в отношении комплексного учебного курса ОРКСЭ
а) в результате изучения детьми курса ОРКСЭ ожидаю расширения кругозора ребёнка
б) улучшение взаимоотношений в обществе
в) улучшение взаимоотношений в семье
г) патриотическое воспитание и нравственное развитие личности ребёнка
д) ничего не ожидаю от введения нового курса
е) иной вариант ответа
Протокол
родительского собрания 3 класса от «__»__________ №___
МБОУ «Гайдаровская СОШ»
Результаты выбора родителями (законными представителями) обучающихся 3 класса модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Название модуля | Число учащихся (число цифрами и письменно) |
Основы православной культуры | |
Основы исламской культуры | |
Основы буддийской культуры | |
Основы иудейской культуры | |
Основы мировых религиозных культур | |
Основы светской этики |
«__» ___________20 ___г.
Классный руководитель ___________ Павлова Л.Н.
Председатель родительского комитета ___________ Потехина О.В.
Лист сводной информации
о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
МБОУ «Гайдаровская СОШ»
Название модуля | Число учащихся (число цифрами и письменно) |
Основы православной культуры | |
Основы исламской культуры | |
Основы буддийской культуры | |
Основы иудейской культуры | |
Основы мировых религиозных культур | |
Основы светской этики |
«__» ___________20 ___г.
Директор МБОУ «Гайдаровская СОШ» ___________ Т.Н.Бахилова
Председатель родительского комитета
МБОУ «Гайдаровская СОШ» ___________ О.В.Потехина
Протокол
родительского собрания 3 класса от «__»__________ №___
МБОУ «Гайдаровская СОШ»
Тема собрания: Выбор модуля «Основы религиозных культур и светской этики»
Присутствовали: _______________
Повестка дня: Выбор модуля «Основы религиозных культур и светской этики»
Слушали: Данилову Т.В. учителя начальных классов о праве выбора каждым родителем модуля по изучению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Решили: выбрать курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Решение: В результате письменного добровольного волеизъявления родителями (законными представителями) обучающихся 3-его класса МБОУ «Гайдаровская СОШ» сделан следующий выбор модулей комплексного курса ОРКСЭ
№ п/п | Ф.И.О. родителя (законного представителя) | Ф.И. ребёнка | название выбранного модуля | подпись |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Классный руководитель ___________ Павлова Л.Н.
Председатель родительского комитета ___________ Потехина О.В.
Родительское собрание на тему:
«О новом предмете в 4 классе в 2018-2019 уч.г.»
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас всех приветствовать на общешкольном родительском собрании. Мы в очередной раз собрались, чтобы сообща обсудить вопросы введения нового курса. Это единственный предмет в учебном плане школы, который изучается обучающимися с его согласия по выбору его родителей (законных представителей) . Называется этот курс «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).»
И поэтому на собрание вынесен вопрос: «О новом предмете в 4 классе в 2018-2019 уч.г.»
Почему приходится выбирать родителям, что же изучать их ребенку в данном курсе?
Потому, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
включает в себя 6 модулей, один из которых изучают дети в 4 классе:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) с 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ).
Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ в 2009-2010 уч.году осуществлялась в 21 субъекте Российской Федерации. Результаты двухлетней апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ свидетельствуют о его педагогической эффективности, значительном влиянии на нравственное состояние обучающихся.
Введение курса было поддержано учителями, руководителями школ, обучающимися и их родителями, общественностью.
Более 90% (88 % родителей, 94 % учителей, 93 % руководителей школ, 91% представителей органов исполнительной власти) положительно отнеслись к введению курса. ОРКСЭ формирует у обучающихся культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России, развивает интерес к морально-нравственным аспектам социальной жизни человека.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Нормативно-правовая основа преподавания.
Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации:
- Конституцией Российской Федерации
- Законами Российской Федерации «Об образовании
- Закон РФ«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Закон РФ«О свободе совести и религиозных объединениях»
- Новый Федеральный государственный стандарт
Место комплексного учебного курса в программе обучения
И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
4.Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в 4 классе , на пороге 5 класса.
В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.
Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.
Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?
Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей Современная эпоха также не решила проблему взаимоотношений поколений.
Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь.
Вы наверняка не раз обращали внимание и удивлялись, как легко дети обращаются с компьютером — они действуют и мыслят как бы внутри его, так быстро, естественно и свободно, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы учимся у них.
Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.
Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.
Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.
Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.
Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.
Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.
Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.
\
На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34. Учебный процесс рассчитан на 1 час в неделю в 4 классе.
.
Предмет безотметочный, вводится качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов, для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов.
В целом по новому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.
У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продуктивным.
Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Совет 1 | Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель. Задача нового учебного курса — создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). На уроках педагоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения. Новый, нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком. Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной информации. Главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значимое. У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает видеть себя в мире взрослых. У него возникает потребность оценить этот мир, принять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка. |
| |
Совет 2 | Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, — недостаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Разговор между родителями и детьми занимает считанные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов. Это тоже общение, но опосредованное, бессловесное. Новый учебный курс позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Взрослым вне школы сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета. Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка у вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребёнку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для вас. Говорите и вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше. Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком — универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Для младшего подростка — это ещё и способ почувствовать себя взрослым в общении со значимым взрослым на взрослые темы, особенно если такое общение будет не назидательным, а доверительным, диалоговым. Диалог — это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с вашим умным ребёнком, а не читайте ему нотаций. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребёнком непросто. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого — позиция «над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребёнок физически слаб, неопытен, за висим, подвержен негативному влиянию. Но родителям необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы ребёнок играл активную роль в процессе воспитания. Мы привыкли в своих воспитательных усилиях руководствоваться здравым смыслом, раз и навсегда найденными методами. Но времена изменились, изменилась наша жизнь, должны меняться и мы сами. Равенство позиций в диалоге достигается в том случае, если родители стараются видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребёнком как высшее проявление любви к нему следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Попытка встать на позицию ребёнка вовсе не означает попустительства или оправдания безнравственного поведения. Но к ошибкам и заблуждениям детей следует относиться с уважением и пониманием. Переубеждать их нужно не авторитарностью, а авторитетом, не унижая их достоинства и не обращаясь к проверенным, но совершенно недейственным сегодня формулам: «Что ты можешь в этом понимать?», «Я прожил жизнь и лучше тебя знаю». Такие методы воспитания убивают в ребёнке желание сотрудничать, побуждают современных детей к бунту, перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения со взрослыми. Помните, что вопросы, затрагиваемые курсом «Основы религиозной культуры и светской этики», требуют особой деликатности в процессе обсуждения. Здесь нужно действовать очень осторожно, чтобы не разрушить атмосферы взаимопонимания и открытости друг другу. Избегайте банальностей и расхожих штампов, они вызовут недоверие у ребёнка и сделают общение формальным. Наше мнение, как и наше слово, должно быть искренним, проверенным нашей собственной жизнью и подтверждённым опытом других людей. Познакомьтесь с содержанием учебных пособий по другим модулям. Тогда вы сможете вступить в диалог с ребёнком уже не только как родитель, значимый для него взрослый, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как носитель разных знаний, мировоззрений. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним. |
| |
Совет 3 | Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики нового учебного курса сделали всё, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей, ответственных взрослых. Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии). Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральную устойчивость, склоняется к злу. Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. |
| |
Совет 4 | Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей. Между 4 и 5 классами — летние каникулы. Целесообразно использовать это время для демонстрации и осмысления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать специальные задания — родительские просьбы, направленные на активизацию полученных школьниками знаний. Если ваш ребёнок изучал в 4 классе основы культуры определённой религии, попросите его провести для вас экскурсию в православный или буддийский храм, мечеть, синагогу. Там пусть он расскажет и покажет всё, что знает об изучаемой религиозной культуре. Заранее подготовьте вопросы, которые вы можете ему задать и на которые он может вам ответить. Отдельно подумайте над вопросами, ответы на которые вы и ребёнок сможете найти вместе. Если ваш ребёнок изучал «Основы светской этики», посетите музей, места боевой славы, памятники. Расскажите ему о конкретном человеческом поступке. Попросите его объяснить вам те ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершён. |
| |
Совет 5 | Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке. Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс, им же он и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность. И всё же — для чего нужны моральные нормы? Своего ребёнка, особенно если он ещё мал, вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т. д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред. Но здоровье человека — это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое — убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья. О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим. |
| |
Совет 6 | Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки. Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями. Зрелость личности проявляется в том, что человек сознательно удерживается от плохого поступка. Не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что подругому поступить просто не может. Постарайтесь, чтобы ваши дети почаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Если разговор об истоках нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновременно с окончанием изучения нового школьного предмета, если приобретённый ребёнком опыт не станет источником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Новый школьный курс — это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы — самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...