Вводный урок по ОРКЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме: «Россия – наша Родина»
- Ход урока:
1 Организационный момент – 1мин
2. Знакомство с планом урока. Постановка целей и задач урока -2мин
3. Изучение нового материала -34мин
4. Подведение итогов урока – 7мин
5. Задание на дом -1мин
2. Знакомство с планом урока. Постановка целей и задач урока.
ПЛАН УРОКА:
1. Наша страна - Россия.
2. Что такое поколение.
3. Роль различных поколений в истории нашей страны. Понятия «Родина» и «Отечество».
4. Духовные традиции и их роль в жизни семьи и общества.
Цели урока:
Образовательная
- Определить место и роль поколений, духовных традиций в жизни человека и историческом развитии нашей Родины в целом.
Развивающая
- формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности);
Воспитательная
1.Начать работу по формированию у учащихся интереса к изучению
вопросов духовного наследия наших предков.
Задачи урока:
- Разобрать содержание понятия «поколение».
- Определить роль поколений в историческом развитии общества.
- Начать формирование в сознании учащихся понятия «Отечество», «Родина»
- Составить представление о содержании понятия «Духовные традиции», определить их роль в жизни общества.
- Познакомиться с терминами.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Презентация по теме.
- Интерактивная доска
- Выставка литературы по теме
3. Изучение нового материала.
- Вводное слово учителя.
Учитель говорит о том, что в 5 классе, в курсе «Истории Древнего мира», они будут подробнее изучать вопросы возникновения религии и религиозных верований. Что религиозное сознание является неотъемлемой частью жизни всех народов проживающих на земле. Что в процессе своего развития у различных народов сформировались различные религии.
Использование цитаты С.Н. Булгакова слайд №4.
«Известно, что религиозный культ вообще есть колыбель культуры, вернее, её духовная родина. Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством, отмечены тем, что все основные элементы "культуры" были более или менее тесно связаны с культом…»
Знакомство с содержанием религиозного учения позволяет глубже понимать культуру того народа, который её исповедует.
- Разобрать содержание понятия «поколение».
Слайд №6. История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.
Слайд №7.
Вопрос к классу: 1.как вы понимаете, что такое поколение? После предположений, высказанных учащимися, разбирается определение поколения.
Итак, мы приходим к выводу, что
Поколение -группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью
Вопрос к классу: Сколько поколений живы в вашей семье?
Завершается формирование понятия «Поколение» материалом слайда №8.
Ты и твое поколение – младшее поколение
Твои родители – старшее поколение
Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.
Разбирается понятие роли и значения поколений в жизни отдельного человека и Родины в целом.
Вопрос к классу: Ребята, давайте подумаем: чем занимаются Ваши родители и для чего они живут?
После предположений, высказанных учащимися, разбирается деятельность старшего поколения и её мотивация. Используется слайд №10
«учатся, трудятся, создавая материальные и духовные ценности, борются за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране»
Учитель обобщает: «Поколения наших предков создали для нас язык, сохранили громадную территорию, накопили богатейшие знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства: разработали месторождения нефти, газа различных руд, построили красивейшие города и поселки, сохранили для нас природу…»
Вопрос к классу: «Как Вы думаете: для чего и для кого они создавали все это? Кому все это они передали?» Используется слайд №11
«А скажите, ребята, какая задача будет стоять перед вашим поколением, когда вы станете старшим поколением из живущих?»
Используется слайд №12. Делается вывод: задача поколений состоит в том, чтобы развивать и обогащать: язык, знания, опыт, богатства, место проживания и передать следующему поколению.
В этом заключается суть исторического развития.
Разбираются понятия «Отечество» и «Родина». Используются слайды №13, 14.
«Отечество» потому, что:
- Здесь жили наши отцы, деды, прадеды
- Здесь они учились, работали
- Они защищали землю , сохраняя её для нас
- Мы и наши дети будут здесь жить и работать
«Родина» потому что мы родились и живем здесь.
Учитель дает краткую характеристику (Используется слайд №16, 17): Предыдущие поколения накопили и сохранили для нас огромные богатства.
Природа России разнообразна и сказочно богата.
Наша страна является крупнейшей по территории страной мира.
Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей.
Разбираются понятия «Духовные традиции» «Духовный человек». Используются слайды №18-24
Кроме материальных ценностей, территории, знаний, старшие поколения передали нам богатые духовные традиции.
Определение «традиции» разбирается с помощью слайда №18.
Традиции (от лат. tradere, что значит передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.
Вопрос к классу: Ребята, как вы думаете, а что такое ценность?
Дети высказывают свои мнения. Учитель подводит их к правильной формулировке термина.
Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.
Вопрос к классу: Являются ли для нас традиции ценностью?
После обсуждения переходим к изучению словосочетания «духовные традиции».
Вопрос к классу: что же означает термин «духовные»?
Вопрос к классу: Как вы понимаете слово «духовный»?
После короткого обсуждения, делаем вывод:
Духовный - внутренний, связанный с мыслями и чувствами человека.
Переходим к изучению понятия «духовный человек».
Какие правила в отношениях между людьми мы связываем со словом «Духовный»?
Содержание термина разбираем с помощью слайда №19.
Вопрос к классу: Как вы думаете, какого человека можно назвать духовным?
Определение разбираем с помощью слайда №20.
Вопрос к классу: Как вы думаете, какими качествами наделен духовный человек? Чем он отличается от других людей?
Обобщаем ответы учащихся, используя слайд №21.
Вопрос к классу: Давайте подумаем, какие духовные традиции существуют и передаются из поколения в поколение в семьях?
Разбираем содержание термина с помощью слайда №22.
Учитель закрепляет материал, изученный детьми на уроке, повторяя новые термины и слова:
Вопрос к классу: С какими терминами мы познакомились сегодня на уроке?
Для закрепления используем слайд №23
Учитель подводит итоги урока с использованием слайда №24. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами побывали на первом уроке, посвященном изучению духовной культуры ислама. Этот курс вы и ваши родители выбрали для знакомства с одной из трех мировых религий, которая называется – ислам.
Учитель задает домашнее задание:
Домашнее задание: пар. 1, выучит термины, ответить на вопросы.
Литература:
Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — 96 с.
Предварительный просмотр:
1.Прослушайте песню «Русь называют святой». Нарисуйте три образа Земли Русской из прослушанной песни.
2. В облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
конспект вводного урока по физкультуре 1 класс
Знакомство с предметом "физическая культура" проходит в игровой форме. На уроке используются доступный материал в стихах о спорте....
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"
Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...
урок по оркэ в 4 класса по теме"Россия-наша Россия"
урок по оркэ в 4 класса по теме"Россия-наша Россия"...
урок по оркэ в 4 класса по теме"Россия-наша Россия"
урок по оркэ в 4 класса по теме"Россия-наша Россия"...
Вводный урок по математике. 1 класс. УМК "Школа России"
laquo;Знакомство с учебным предметом. Первый учебник по математике». Урок является первым уроком по математике в 1 классе и призван познакомить с предметом математика и её ролью в жизни людей....