Разработка урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Этот урок был разработан на конкурс "За нравственный подвиг учителя" с презентацией, музыкой к уроку, технологической картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку"Добродетель и порок" | 2.22 МБ |
технологическая карта урока | 781.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
добродетель щедрость мудрость справедливость добро честность прощение доброта любовь скромность трудолюбие вежливость терпение храбрость миролюбие гнев жестокость зависть л ожь хитрость з ло ж адность хвастливость, м есть в оровство о бида л ень наглость трусость глупость порок
«Добродетель и порок» Тема урока:
Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожими на нравственную личность, которая является для него образцом. Порок ами называются действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям.
Сегодня я узнал (а). Я понял (а)… Я почувствовал (а)… Я научился ( лася )… Я смог (смогла)… Было интересно… Меня удивило… Мне захотелось…
1. Чтение по учебнику, с.16-17 2. Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях (по выбору) Домашнее задание:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Общая часть | |||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||
Тема урока | Добродетель и порок. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Понимание добродетелей как сплава нравственных качеств личности и её противоположной стороны пороков как проявления аморальных качеств души. | П Выбор способов решения этических задач. Способность анализировать этические понятия: добродетель и порок с целью выделения их существенных и несущественных признаков. Р. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий добродетель и порок. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию. | Развитие этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения, формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлении о нравственных нормах. | |||||
Цель урока | Сформировать представления о добродетелях и пороках. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели, как характеристики личности, по которой его оценивают люди. Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий добродетель и порок. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Добро, зло, добродетель, порок. | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультипроектор, экспозиционный экран. | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Учебник «Основы светской этики», М. «Просвещение»,2012г.; рабочая тетрадь, «Сказка о щедром сердце» М.Скребцов, притча «О двух волках», сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», интернет-ресурсы. | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
15 минут | 1.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Дети рассказывают о добрых поступках, которые совершили сами, или приводят примеры из литературных произведений. -Что же такое добро? И что такое зло? Словарная работа с элементами игры: разбить слова на две группы. Слайд 1 Подведение итогов. -Почему знание о добре и зле важно для людей? Вывод: основа определения добра и зла находится в нас самих. Все начинается с человека. Нельзя сразу стать добрым или злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом. 2.Работа над текстом «Сказка о щедром сердце» М.Скребцова.[1] Размышление. -О чем эта сказка? -Кто герой сказки? -К какой категории людей вы отнесете этого человека (хороших или плохих)? Почему? Вывод: человека оценивают по его делам. Совершая хорошие поступки, человек учиться быть добрым, становится ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМ, а совершая плохие –ПОРОЧНЫМ. ( карточки со словами ДОБРОДЕТЕЛЬ и ПОРОК крепятся над столбиками слов) Слайд 2. - Тема сегодняшнего урока: Добродетель и порок Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: - Как вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия добра? - Известно ли вам понятие порока? Как вы думаете, что это такое? Работа с учебником (с.16-17) Задание: найти и подчеркнуть определения добродетели. Слайд 3 -Добродетель- это… -Порок-это… (запись в рабочей тетради) Игра «Кто Я?» ( У ребят на партах лист бумаги и цветные карандаши) -Ребята, все чувства человека, его качества хранятся в нашем внутреннем мире. Это Храм нашей души. Давайте изобразим его в виде дома. Что хранит наша душа!? -Учитель называет качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте красный кружок, если нет-черный. (Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, весёлый, послушный, ответственный, старательный, внимательный, честный, совестливый, доброжелательный) -Что у вас получилось? В каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы в вашем Храме было больше красных кружков. (Слушание песни)[2,3] Добрым быть совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта – не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть | Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Регулятивные УУД: «Сбор информации» (активизация через проблемный вопрос). Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Инсценировка отрывка из сказки А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке».[4] Слайд 4 -О каком пороке идет речь? -К чему приводят жадность? -Подберите антоним к слову жадность. Вопросы и задания к сказке: 1.Трудно ли вам быть щедрым? 2.Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам что-то дарят или когда вас чем-то угощают? 3.Как вы думаете, что значит поделиться своим сердцем с другим человеком? 4.Перечислите всех, кто делится с вами частицей своего любящего сердца. Игра «Добродетели и пороки» (Дети получают сердечко, передают его из рук в руки и называют добродетели своего соседа по парте, своего друга, своего одноклассника). | Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую». | |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Учащиеся формируются в 3 группы. Ребятам предлагается прочитать притчу о двух волках[5] и ответить на следующий вопрос: -Что же имел в виду мудрый индеец? В нашей стране много людей, которые занимаются благотворительностью и являются примером для подражания. Этими людьми движет добродетель. Слайд 5. [6] Вывод. Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств – ТРУДОЛЮБИЕ является одним из главных условий. Таким образом, ДОБРОДЕТЕЛЬ-это отдельное положительное качество человека, а порок-это недостаток человека. - Сейчас вы будете работать в группах. У вас на парте лежат карточки слов добродетельных и порочных проявлений личности, а вы должны составить пары противоположных по смыслу понятий: 1 группа – трудолюбие, честность, щедрость, лень, ложь, жадность. 2 группа – доброта, скромность, вежливость, злость, хвастливость, грубость. 3 группа – терпение, храбрость, любовь, раздражительность, трусость, ненависть. Например: кротость – распущенность, скромность – хвастливость и т.д. | Познавательные УУД: «Прием информации». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии | |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
5 минут | Группы рассказывают о проделанной работе. - Давайте подведем итоги нашей работы. Первый вопрос самый простой: - Что такое добродетель? А что такое порок? - Второй вопрос сложнее: - Для чего люди должны знать, что такое «добродетель» и «порок»? Как вариант: что такое добро, какие поступки человека можно назвать добрыми. Далее учитель называет положительных и отрицательных литературных героев (Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина). - Третий вопрос: - На какого героя вы бы хотели быть похожими? Почему? - На кого из реальной жизни вы бы хотели походить? Четвертый вопрос: - Как можно преодолевать пороки? Кто уже пробовал избавляться от пороков и что получилось? | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии (Уровень знания – понимания). Уровень знания – применения). | |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | ||||||
3 минуты | Обобщение учителя - Мы познакомились сегодня со многими добродетелями. Вы увидели, что все в этом мире имеет свою противоположность. Можно утверждать, что каждый человек состоит из двух противоположностей: добродетельной и порочной. Важно только какая же из этих противоположностей больше. Надеюсь, вы теперь сможете обнаружить свои и чужие добродетели и пороки. Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам: Слайд 6. - Ребята, на экране вопросы для оценки сегодняшней информации про добродетель и порок. Проведите работу в своих малых группах.
По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени). | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | |||||
Домашнее задание
| Слайд 7.
|
1. http://dobrieskazki.ru/books2_1.htm
2. https://cacophony.info/text/107702
4. https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-skazka-o-rybake-i-rybke/
5. https://idoorway.mirtesen.ru/blog/43722551120
Материал к уроку
СКАЗКА О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ
М. Скребцова
В одном городе жил щедрый старик, и не было почти никого, кому, хотя бы раз, не помогла его щедрость. Всю свою жизнь старик проработал печником. Печки, которые он клал, славились на всю округу. Люди говорили, что в каждой печке — кусочек его горячего сердца оставлен!
Когда печник состарился и не мог больше работать, он часто вспоминал свои печки и даже мысленно разговаривал с ними.
Однажды во сне старик увидел печь. Она улыбнулась ему и проговорила:
— Не узнаешь меня? Я та самая печка, которую много лет назад ты сделал для одного человека. Сейчас мой хозяин тяжело болен, и вся его семья в безутешном горе. Если он умрет, некому будет его четверых детишек кормить! Старик, когда ты меня сделал, ты отдал мне что-то очень горячее. Только много лет спустя я поняла, что это частица твоего любящего сердца. Все эти годы я берегла и хранила ее, как зеницу ока. Но сегодня я услышала слова доктора. Он сказал, что спасти больного может только чудо. Вот я и решила подарить моему хозяину свое сокровище. Может быть, оно заставит его умирающее сердце биться сильнее?
Старик очень удивился и сказал:
— А ты не боишься после этого остыть?
— Я, старик, уже отжила свое. Если остыну, меня сломают, а на моем месте другую печку поставят. Только и всего!
Целый день сон не выходил из головы старика. Наступил вечер. Неожиданно в дверь постучали, и в дом вбежала встревоженная женщина.
— Милый человек, помогите! Мой муж умирает. Сейчас он мечется в жару и бредит, — взволнованно проговорила она, умоляюще глядя на старика.
— Но чем же я могу помочь? Разве что за доктором сбегать, — предложил старик.
— Нет, нет, вы можете. Мой муж зовет вас и все время повторяет ваше имя.
Тут старика даже в жар бросило. Он вспомнил свой странный сон, быстро поднялся и побежал за женщиной.
Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он увидел — была печь. Та самая, которая ему приснилась. Не мешкая, старик бросился к печке, открыл дверцу и вынул из золы что-то очень горячее. Затем он подбежал к постели больного и быстро сунул ему под рубашку найденный в печке предмет.
Некоторое время больной лежал неподвижно. Постепенно его щеки стали розоветь, он улыбнулся и произнес слабым голосом: ”Спасибо, старик”.
Через несколько дней старик умер. Говорят, что после его смерти, печки, которые он сделал, стали еще горячее, а в домах, где они стояли — навсегда поселилось счастье
Притча о двух волках.
Когда –то давно один старик открыл своему внуку жизненную истину:
-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
-А какой волк побеждает?
Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает волк, которого ты кормишь.
А.С.Пушкин отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Музыка Игоря Лученка
Слова Н. Тулуповой
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
Припев:
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Приложение
Домашнее задание к уроку (добрые дела и поступки)
Рисунки с урока ( «храм души», в котором находятся качества и черты характера человека )
Фотографии с урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ урок № 8 Добродетель и порок.
Целью данного урока является подведение учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди....
Основы светской этики. Урок №8 "Добродетель и порок"
Основы светской этики. Урок-презентация. По учебнику урок № 8, стр. 20-21...
Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.
Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7....
Урок ОРКСЭ "Добродетель и пороки" 4 класс
Урок по теме « Добродетели и пороки».Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди. По этой теме зап...
Разработка урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"
Технологическая ката к уроку и презентация....
Урок ОРКСЭ "Добродетель и порок"
Урок ОРКСЭ "Добродетель и порок"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Добродетель и порок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о роли добродетели и порока в жизни людей.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с понятием «добродетель» с точки зрения...