Программа для 4-го класса по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 470 Калининского района
Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНА | ПРИНЯТА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО учителей | Педагогическим советом | Директор ГБОУ лицей №470 |
ГБОУ лицей № 470 | Винокурова О.Л. | |
Председатель МО | ||
Пономарёва Т.В. | ||
______________________ | ____________________ | ___________________ |
«____»________2018 г. | «____»________2018 г. | «____»_______2018 г. |
Протокол №____ | Протокол №____ | Приказ № ___ |
Рабочая программа
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (Основы мировых религиозных культур)
для 4 класса
Программа рассчитана на 1 часа/нед.
34 учебных часа
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе примерной основной образовательной программы и авторской программы по ОРКСЭ
(Основы мировых религиозных культур)
Саплиной Е. В., Беглова А. Л.
для учащихся 4 класса
Учитель: Беличенко О. Л.
Санкт-Петербург
2018-2019
Пояснительная записка.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Рабочая программа составлена на основе концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» учебного пособия «Основы мировых религиозных культур», авт. А. Л. Беглов. М., «Просвещение, 2010.
Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуля «Основы мировых религиозных культур». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Цели комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Образовательный процесс формирует у учащихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами;
- ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность не может исчерпываться содержанием этого курса.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к уровню подготовки учащихся
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Изучение программы модуля «Основы мировых религиозных культур» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Материально-техническое и учебное обеспечение курса
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
1.Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
2.Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
-демонстрационное оборудование: (компьютер/компьютеры, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD, мультимедийная установка);
-вспомогательное оборудование и устройства: принтер, сканер, и др.;
3.Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию; электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»; дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
4.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
- печатные издания, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
для учителя:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. – 2010.
для родителей:
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
Поурочно-тематическое планирование по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (Основы мировых религиозных культур)
4 класс
(34 учебных часа)
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | |
Освоение предметных знаний | УУД | ||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | |||
1. | Россия - наша Родина. | Знать, понимать и принимать обучающихся ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Восстанавливать целостное представление о нашей Родине России. Формировать представление о духовном мире людей и культурных традициях. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Планировать учебное сотрудничество учителя с учениками. |
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) | |||
2. | Культура и религия | Формировать первоначальное представление о мировых религиях и традиционных религиях народов России, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Понимать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
3. | Культура и религия | Формировать первоначальное представление о мировых религиях и традиционных религиях народов России, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Понимать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
4. | Возникновение религий. Древнейшие верования | Знать, понимать и принимать ценности: как основ культурных традиций многонационального народа России. Осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни | Устанавливать причинно-следственных связи, строить логической цепи рассуждений. Уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точи зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
5. | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | Знать, понимать и принимать ценности: как основ культурных традиций многонационального народа России. Осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни | Устанавливать причинно-следственных связи, строить логической цепи рассуждений. Уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точи зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
6. | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака. | Знать, понимать и принимать ценности, как основы культурных традиций многонационального народа России. Знакомиться с основами светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
7. | Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. | Знать, понимать и принимать ценности, как основы культурных традиций многонационального народа России. Знакомиться с основами светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
8. | Хранители предания в религиях мира. | Знать, понимать и принимать обучающимися ценностей, как основ культурных традиций многонационального народа России. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
9. | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. | Формировать знания о возникновении в мире зла. Осознать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Подводить под понятие, выводить следствия. Выделять и осознавать учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения. Уметь учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей. |
10. | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. | Формировать знания о возникновении в мире зла. Осознать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Подводить под понятие, выводить следствия. Выделять и осознавать учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения. Уметь учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей |
11. | Человек в религиозных традициях мира | Формировать представления о религиозных традициях мира | Уметь с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. |
12. | Священные сооружения. | Формировать представления о религиозной культуре, об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве. | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формировать умения планировать, контролировать и оценивать уч. действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Уметь с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. |
13. | Священные сооружения. | Формировать представления о религиозной культуре, об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Уметь с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. |
14. | Искусство в религиозной культуре | Познакомить с основами религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формировать знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама. | Выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
15. | Искусство в религиозной культуре | Познакомить с основами религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формировать знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама. | Выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
16. | Творческие работы учащихся. | Закреплять и расширять знаний об отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России. | Искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий. Производить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. Планировать учебное сотрудничество учителя и сверстников — определять цели, функций участников, способы взаимодействия. |
17. | Презентации работ учащихся. | Закреплять и расширять знания об отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России. | Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач. Слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
18. | История религий в России. | Формировать знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности. | Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
19. | История религий в России. | Формировать знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности. | Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
20. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Формировать знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний. Овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение. |
21. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Формировать знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний. Овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение. |
22. | Паломничества и святыни. | Формировать знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России. | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний. Овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение. |
23. | Праздники и календари. | Формировать представления о главных праздниках в традиционных религиях России. | Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
24. | Праздники и календари. | Формировать представления о главных праздниках в традиционных религиях России. | Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
25. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Познакомить с основами религиозной морали, учить понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
26. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Познакомить с основами религиозной морали, учить понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
27. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | Формировать знания, понимание и принятие учащимися ценностей: милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонац. народа России. Познакомить с основами светской и религиозной морали, учить понимать их значения и выстраивать конструктивные отношения в обществе; осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Уметь составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивать с восполнением недостающих компонентов. Овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. |
28. | Семья. | Формировать понятия «семья», знания об отношении традиционных религий к семье. | Подводить под понятие, выводить следствия. Уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. |
29. | Долг, свобода, ответственность, труд. | Знать, понимать и принимать обучающимися ценностей: Долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. | Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
30. | Любовь и уважение к Отечеству. | Знать, понимать и принимать ценности. Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Выделять и осознавать учащимися того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Уметь допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
31. | Итоговая презентация творческих проектов. | Закреплять знания понимания ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Предвосхищать результаты и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий. Самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способы взаимодействия. |
32. | Итоговая презентация творческих проектов. | Знать, понимать и принимать обучающимися ценностей: Долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач. Быть способным к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Оценивать работы по критериям, выработанным в классе. |
33. | Итоговая презентация творческих проектов. | Знать, понимать и принимать обучающимися ценностей: Долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач. Быть способным к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Оценивать работы по критериям, выработанным в классе. |
34. | Итоговая презентация творческих проектов. | Знать, понимать и принимать обучающимися ценностей: Долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач. Быть способным к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Оценивать работы по критериям, выработанным в классе. |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Тема урока | Способ корректировки | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в 4 классе по ОРКСЭ "Основы религиозных культур"
Календарно-тематическое планирование в 4 классе по ОРКСЭ "Основы религиозных культур"...
Рабочая программа для 4 класса по ОРКСЭ
Рабоча программа по "Светской этики" составлена с описанием УУД....
Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур" ОРКСЭ 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Амирова Р. Б. "Основы мировых религиозных культур"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков ОРКСЭ (34часа)
Подробное планирование....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (ОДНК) УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебнику ОДНК народов России 4 класс под издательством Н.Ф.Виноградовой....
Рабочая программа по предметам 4 класса: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изо, технология, ОРКСЭ( модуль "Основы светской этики)
Рабочая программа...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ
Рабочая программа по предмету "ОРКСЭ" для 4 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования...