Конспект урока по теме: Подвиг
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Четнева Надежда Владимировна

Данный материал рекомендую использовать на уроке ОРКСЭ:Основы православной культуры.Целью урока является формирование у обучающихся понимания подвига и человеческой жертвенности. На уроке дети узнают, как христианин может жертвовать собой ради другого человека и ради Бога; узнают цель жизни подвижников; попытаются проанализировать свои поступки и поступки близких людей. Конспект можно использовать классным руковордителям для внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvig.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Абрамовская СШ им.А.И.Плотникова»

Арзамасского района

Нижегородской области

«Основы православной культуры»

Конспект урока по теме: «Подвиг»

Автор: Четнева

Надежда Владимировна,

учитель высшей категории

2018 г

Тип урока: урок изучения нового материала

Ключевые понятия: подвиг, жертва, жертвенность, подвижник

Цель урока: формирование у учащихся понимания  подвига и  человеческой жертвенности

Планируемые результаты:

Учащиеся узнают, что значит «подвиг» для православного человека; как христианин может жертвовать собой ради другого человека и ради Бога; узнают цель жизни подвижников; попытаются проанализировать свои поступки и поступки близких им людей; будут продолжать учиться   работать самостоятельно и в группах, делать сообщения в устной и письменной форме.

Оборудование к уроку:

- Кураев А.В  «Основы православной культуры»-4 класс,  учебник для общеобразоват учреждений, М.: «Просвещение»,2015

- компьютер

- мультимедийный проектор

- экран для проекции

- презентация PowerPoint

- музыкальная притча С.Копыловой «Сердце»

- Лариса Румарчук «Христос в пустыне» (о картине И.Крамского)

- Обернихина Г.А-рабочая тетрадь по ОПК, М.: «Просвещение»,2017

- карточки для индивидуальной работы

Ход урока.

I. Организационный момент.

     Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы затронем на уроке очень важную тему, которая актуальна во все времена. Но Вы должны сами определить тему нашего урока. В этом помогут те знания, которые Вы получили на прошлом уроке. Давайте немного вспомним.

II. Проверка домашнего задания (устный опрос)

    Учитель: - Назовите год, когда христианство пришло на Русь. (988г)

- Жители какого города первыми приняли христианство, кто заставил их это сделать? (Жители Киева, князь Владимир призвал креститься киевлян в р. Днепре)

- А что заставило князя Владимира принять христианство на Руси, что им двигало? (Русские послы посетили богослужение в Константинополе, в храме Святой Софии. Послы были поражены красотой службы, о чём доложили князю Владимиру)

III. Формулировка (определение) темы урока

     Учитель: Молодцы! А теперь попробуйте подобрать однокоренное существительное к словам «двигать», «движение». (Ответы детей. Если ученики не смогут  подобрать нужное слово, то учитель может задать наводящие вопросы)

     Учитель: Ребята, скажите, русский народ с радость принял новую веру, или же кн. Владимир встретил трудности? (Князь Владимир видел, что многие люди не хотели   принимать новую веру, ему пришлось убеждать людей)

     Учитель: Владимир  понимал, что это необходимо для русского государства. Требовалась единая вера, способная объединить народ в борьбе с врагами.  Русь со своим язычеством рисковала остаться в глазах других стран «варварской» страной. И христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому. Как бы Вы ответили: что совершил князь Владимир в своё время? ( Важное дело; подвиг)

     Учитель: Кто сможет сформулировать тему урока? (Тема сегодняшнего урока « Подвиг»). Запишем в тетрадь тему урока.

IV. Работа над темой урока.

1. Слово учителя

     Учитель: Ребята, а кто сможет объяснить, что такое подвиг? ( Ребята дают определение, которое сверяется с определением из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова).

 По́двиг — доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершенный в трудных условиях.

- А какие бывают подвиги? (Примерные ответ: подвиги совершают на войне; подвиг можно совершить и в мирное время - спасти утопающего, помочь человеку, который попал в трудную жизненную ситуацию, можно спасти человека из пылающего дома)

Учитель: Совершенно верно. В зависимости от этого подвиг бывает боевой, гражданский, трудовой, спортивный. На столах у вас таблицы, заполним их. (Дети заполняют таблицу с помощью учителя)

Подвиг

боевой

гражданский

трудовой

спортивный

в искусстве

жизнь

жизнь

свободное время

     Учитель: Ребята, чтобы совершить боевой подвиг, чем рисковали люди, чем жертвовали? (Жизнью)

А если человек спас утопающего, он чем-то рисковал? (Жизнью)

Комбайнёр намолотил большое количество зерна, доярка от коровы надоила молока намного больше, чем её коллега, шахтёр стал ударником своего труда и т.д. Эти люди, какой подвиг совершили? (Трудовой)

Они чем-нибудь рисковали, жертвовали? (Своим временем, привычками, общением с членами семьи).

 Чтобы маленькому гимнасту стать олимпийским чемпионом, надо что делать? (Очень много времени проводить на тренировках, не жалея себя тренироваться, выступать на соревнованиях, при этом можно получить травмы серьезные)

     Учитель: Можно ли назвать это подвигом? (Да)    

Учитель: Какое слово - синоним можно подобрать к слову подвиг? (Жертва)

Учитель: Ребята, а ради кого совершают подвиги спортсмены, композиторы, солдаты, рабочие? ( Ради себя, ради Родины, ради других людей)

     Учитель: Скажите, а какое отношение к православию может иметь подвиг? (Православные христиане тоже могут совершить подвиг)

      Учитель: В Христианстве выделяют три вида подвига. Сейчас попробуем определить первый. ( Учитель читает отрывок из произведения  Тамары Ломбиной «Душевная сестра») 

     «Любимая сказка Любы – «Гадкий утенок». Она перечитывает ее часто-часто и всегда плачет над всеми бедами утенка и особенно плачет в конце сказки, когда он превращается в прекрасного лебедя. Люба знает про себя, что она – гадкий утенок, но не верит, что когда-нибудь станет лебедем. Нет, такого счастья с ней не случится…

     Люба редко выходит во двор, чаще она смотрит на детей из окна или с балкона. Правда, когда она была помладше и поглупее, то, не замечая как над ней смеются, все-таки лезла в гущу ребят, которых любила, она любила всех, весь белый свет, все живое, все зеленое, все что цветет, плавает и ходит.

     Особенно она любила Люсю Петрову. Это была не девочка, а чудо. Ее звали Мальвиной, за ее кудрявые волосы и синие глаза. Синева глаз была такая, что казалось, и от волос идет голубое сияние. Люба готова была, как зачарованная, часами смотреть на живую, ловкую и подвижную красавицу. Но Люся не понимала Любиного восхищения. «Закрой рот, – неожиданно зло и больно толкала она Любу в бок, – ворона, ты больше не будешь играть с нами. Ни мяч поймать, ни увернуться не можешь, из-за тебя только и проигрываем!» Люба, кроме того, что была некрасивой, была еще и неповоротливой. Мама говорила ей, что это от родовой травмы, со временем это пройдет. Но, подрастая, Люба поняла, что она всем мешает и лишь изредка выходила во двор.В последнее время ей уже не хотелось, как раньше, быть поближе к ребятам, так как Люся однажды, когда Люба пропустила совсем низкий мяч, разозлилась и начала с ненавистью повторять: «Раз-з-з-зява, раз-з-з-зява». Все ребята присоединились к ней и стали наступать на Любу, которой очень трудно было пятиться и она в конце-концов упала и расшибла локти. Но никто не подошел и не помог ей подняться. Она с трудом встала и медленно поковыляла домой. Люба тихонько поплакала, когда смывала грязь и кровь, но маме ничего не сказала, мама всегда так переживала за нее, что ей потом бывало плохо с сердцем.»

     Учитель: Ребята, что можете сказать о Любе? ( Ответы детей) Можно сказать, что Люба совершила подвиг? Если да, то в чём он заключается?(Ответы)Как вы думаете, это подвиг ради кого? (Ради себя) Помните, что говорил Иисус Христос во время  Нагорной проповеди? ( Ответы). Слова Иисуса Христа: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39): на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. Один Господь знает меру того, что надо нам претерпеть.

     Учитель: Слушайте произведение дальше и определите второй вид христианского подвига.

     «Но вот уже неделю Люба не видела Люсю. За ужином мама сказала, что Петровы попали в автокатастрофу и у девочки перелом позвоночника. Еще не известно, будет ли она ходить. О, как плакала тогда Люба. Ведь Люсе не надо было превращаться в лебедя, она с рождения была прекраснее всякого лебедя. Как несправедливо!

     Во дворе и без Мальвины все так же шумно и весело играли ребята. А Люба постоянно думала о том, как лежит бедная Люся одна в своей комнате. И вот однажды она решилась и, взяв с собой свои любимые книги, позвонила в 27 квартиру. Дверь открыла Люсина бабушка и очень обрадовалась. «Проходи, деточка, проходи, – проговорила она, фартуком промокнула глаза, – а то никто к ней не зайдет». В первую минуту, когда Люся увидела Любу, она разочаровано протянула: «А-а-а, это ты», но потом на ее хорошеньком лице возникла виноватая улыбка, и она подвинулась и показала на кровать, садись, мол, рядом со мной. Целый вечер Люба что-то рассказывала, у нее даже получалось весело и остроумно пересказать то, что она видела во дворе, Правда, когда Люся спросила, что же там поделывает Вовка Волков, Люба не сказала, что он теперь вьется вокруг Светки.

     Каждый день Люба ходила в 27 квартиру. Иногда Люся хандрила и тогда Любины глаза светились заботой, тревогой и такой лаской, что жизнерадостной по природе Люсе становилось стыдно, и она придумывала какую-нибудь игру, чтобы Люба перестала беспокоиться.

     Однажды в школе началась эпидемия гриппа, и Люба заболела.

Только через десять дней она пришла к Люсе. Люся встретила ее чужим и равнодушным взглядом. «Что, – спросила она тускло, – уроков много? Ты, действительно, не ходи каждый день, ведь сейчас дело к концу года».

– Нет, я просто болела, у меня был грипп, – ответила Люба и подошла к кровати, погладила Люсю по голове, наклонилась и поцеловала в побледневшую щеку.

     Люся неожиданно порывисто обняла ее, заплакала и быстро-быстро заговорила: «Ты прости меня за то, что я была такой злой, ты самая хорошая, самая добрая, ты… ты… ты моя душевная сестра…»

Учитель: Можете сформулировать второй вид подвига христианина на примере этих героинь?

 ( Ответы) Жертва ради другого человека проявляет себя в извинении, в признании своих грехов.

Чему учит это произведение? (Ответы)

2. Самостоятельная  работа с учебником и рабочей тетрадью

     Откройте учебник на с.62, найдите основные понятия для определения этих видов христианского подвига, и выполните  в рабочей тетради на с 72. задание №2 (Проверка )

3. Работа с притчей

     Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам послушать музыкальную  притчу в исполнении С. Копыловой. Попробуйте определить, о каком подвиге идёт в ней речь. (Прослушивание притчи «Сердце») (Ответы детей)

4. Продолжение работы над темой урока

     Учитель: Ребята, в действительности такой подвиг мы совершить не можем. Но притча ещё раз доказала, что человек способен на многое ради близкого. А кто также принёс себя в жертву ради человечества? (Христос)

5. Работа по картине И.Н.Крамского «Христос в пустыне»

     Учитель:  «В самом начале Своего подвижнического пути, после крещения на Иордане, перед тем, как выйти с проповедями к народу, Сын Божий удалился в пустыню, чтобы в уединении, посте и молитве подготовить Себя к подвигу предстоявшего Ему Великого Служения. В пустыне Он провёл сорок дней и ночей. Дьявол, последовавший за ним, пытался искусить его» Дьявол пытался отговорить Иисуса от Своего пути, предлагал Ему насытиться, превратив камни в хлеб, получить полную власть над миром. Но Сын Божий ответил: «Отойди от меня сатана»

« И всё-таки эти сорок дней в Иудейской пустыне были для Христа мучительнейшим испытанием. Ведь Он не только Сын Бога- Он ещё и Сын земной Девы Марии. А значит, его плоть(тело) испытывала боль, а душа-страдания…» «…Богочеловек знал заранее Свою судьбу. Но знание это не избавило Его от жесточайших страданий»… «позже, когда приблизился час Его смерти, Он воскликнул скорбно: «Авва Отче! Пронеси чашу сию мимо Меня» . Но тут же добавил смиренно: «Да будет воля Твоя, а не Моя». Посмотрите на картину, заставляет ли она о чем-то задуматься? (Ответы)

     Учитель:  Как мы может отблагодарить Христа за то, что Он принёс Свою жизнь в жертву для людей? (Ответы)

Учитель:  Мы должны постоянно помнить о Боге, о Его заповедях и стремиться жить по ним. Мы должны жертвовать своими капризами, желаниями, удовольствиями. В этом заключается третий вид христианского подвига - жертва Богу. На с. 63 учебника найдите определение этого подвига и запишите в тетрадь.

6. Физминутка

7. Работа в группах

     Учитель:  Ребята, разделитесь по группам (ряд - это группа). Вы сейчас получите карточки с текстом. Прочитайте и определите, о ком идёт речь, какой христианский подвиг совершил этот человек. (Дети получают тексты с описанием подвижнической жизни преподобного Серафима Саровского)

- «Телесные труды, по различию времени теплого и холодного, были различны. В холодную пору нужно было отапливать келью: старец своими руками приготавливал дрова, носил их в хижину и согревал её»

- «Кроме труда телесного, в этом случае он добровольно переносил холод и мороз; ибо одежда у него и на зимнее время оставалась та самая, в которой его видели летом»

- « Чтобы удобрить землю, он ходил в жаркие дни на болотистые места, там собирал мох. В низменные места ходил он без одежды, препоясав лишь чресла свои, то насекомые уязвляли его тело, отчего оно опухало, по местам синело и запекалось кровью. Старец добровольно терпел эти язвы….»

8. Представление результатов работы в группах

     Учитель:  Выступают представителя от каждой группы. (Ответы детей)

     Учитель: «Какие подвиги нёс о. Серафим в своей пустынной келье, сколь разнообразны и тяжки  они были, в какой мере они были высоки и спасительны – то известно Господу Богу, то осталось глубокой тайной сокровенного сердца подвижника»  Прочитаем в учебнике, кто такой подвижник. (Дети читают)

     Учитель:  Ребята, а может кто-нибудь из вас назовёт имена подвижников? (Ответы могут быть, т.к. некоторые ученики посещают занятия  в Воскресной школе)

V. Подведение итогов. Рефлексия

     Учитель:  Сегодня вы отлично поработали, надеюсь, что вы сделаете определенные выводы, будете совершать каждый день подвиги, пусть даже небольшие.

Ребята, прошу Вас, продолжите любую фразу:

- Сегодня на уроке мне было интересно узнать…

- Я раньше  не знал, что…

- Мне было трудно, но…

- Теперь я ….

VI. Домашнее задание.

  1. Выполните задания №5 в рабочей тетради на  с. 73;
  2. В таблице, которую заполняли в начале урока, написать фамилии людей, которые совершили те или иные подвиги. Желательно, чтоб это были люди нашей огромной страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».

Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...

Конспект урока по ОРКСЭ "Подвиг"

Общая информация Модуль - Основы православной культуры УМК - Школа России Тема урока - «Подвиг» Тип урока - Комбинированный Цель, задачи - Формирование знаний детей о понятии «подвиг» Задачи:учить дет...

Конспект урока по ОРКСЭ Подвиг

Конспект урока по ОРКСЭ Подвиг...

Методическая разработка уроков по теме "Подвиг" и "Монастырь"

Учащиеся углубляют знания о подвигах и жертвенности, задумываются над возможностью и необходимостью совершить подвиг ради себя, ради других и ради Бога....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...

Конспект урока по теме «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие».

Возможно использование в рамках курса внеурочной деятельности "Основы православной культуры"...