Урок ОРКСЭ в 4 классе "Защита Отечества"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Визгалова Светлана Васильевна

Данный урок разработан на основе рабочей программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры)» для обучающихся 4 класса, которая является приложением к Адаптированной основной  общеобразовательной программе ФГОС  начального общего образования  (АООП ФГОС НОО).

            Программа составлена на основе авторской рабочей программы по Основам православной культуры А. А. Кураева (Просвещение, 2010).

            Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект (УМК, автор-составитель Т.А. Берсенева), который состоит из методического пособия и DVD-диска для учителя, а также рабочей тетради на печатной основе (две части) для обучающихся.

             Разработанный УМК одобрен кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.

Класс: 4, урок 28.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Урок ОРКСЭ. Защита Отечества.

Модуль: Основы православной культуры.

Визгалова Светлана Васильевна,

первая квалификационная категория,

учитель ОРКСЭ

 

 

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

           Данный урок разработан на основе рабочей программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры)» для обучающихся 4 класса, которая является приложением к Адаптированной основной  общеобразовательной программе ФГОС  начального общего образования  (АООП ФГОС НОО).

            Программа составлена на основе авторской рабочей программы по Основам православной культуры А. А. Кураева (Просвещение, 2010).

            Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект (УМК, автор-составитель Т.А. Берсенева), который состоит из методического пособия и DVD-диска для учителя, а также рабочей тетради на печатной основе (две части) для обучающихся.

             Разработанный УМК одобрен кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.

Класс: 4, урок 28.

        Технологическая карта урока

Тема урока: Защита Отечества

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну, как зло мира, на которую христианин идет во имя защиты  добра и справедливости.

Задачи:

1. Познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу.

2. Усвоить, какие действия  не допустимы для православного воина на войне.

3. осознать, что христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью.

4. Формировать  у обучающихся основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь давать характеристику защитникам Отечества, называть их положительные качества.

Уметь объяснять понятия «Отечество», «защита Отечества».

Метапредметные:

Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в тексте, уметь  делать выводы, работать в  группах. Принимать и сохранять учебную задачу.   Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:

Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения.

Ресурсы урока: презентация, раздаточный материал, учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры», фонограмма песни «Богатырская наша сила».

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

1. Организация начала урока.

- Проверим готовность к уроку.

- Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества, закрепим имеющиеся знания по изучаемому курсу, узнаем новое. Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение.

Определяют  готовность к уроку.

Актуализация необходимых знаний

- Ребята, у вас на партах лежат конверты в них разрезанная открытка, надо собрать открытку. Работаем в парах.

- Кто собрал открытку? Как называется репродукция картины? Кто автор этой картины?

- А кто такие богатыри?

- Где вы с ними встречались?

- Чем они занимались?

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Давайте подберем синонимы к слову Родина.

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока.

- Тема нашего урока «Защита Отечества»

- Прочитайте слова Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, Иоанна.

- Отчего надо беречь Отечество Родину?

- Давайте на несколько секунд закроем глаза и представим цвет войны.

-Война – это всегда горе, смерть, кровь. Почему люди воюют?

- А может ли война быть справедливой?

2. Целеполагание.

- Сегодня на уроке мы узнаем.

-  1.   Какую войну называют «справедливой» войной.

 2. Какие поступки недопустимы даже на войне.

3. Кто они святые защитники Руси России.

- Картина «Богатыри»  художника

Виктора  Михайловича Васнецова.

- Воины, защитники Родины. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

- В сказках, былинах.

- Сражались, воевали, защищали землю русскую.

- О защите Родины, о воинах.

- Отчизна, Отечество.

- Защита Отечества.

-  Читают

«Отечество - понятие священное, ибо его даровал всякому народу сам господь Бог, а дар Божий надо беречь»

 - От беды, от плохих людей, от войны.

- Красный, черный.

- Не могут примириться, не могут поделить что-то, не могут помириться, что-то хотят захватит; желание разбогатеть; присвоить, завладеть.

Предположение детей.

Организация познавательной деятельности

- Распределите в 2 столбика слова, которые вы отнесёте к справедливой войне и несправедливой.

 Работа в группах.

Распределите на две группы: какие бывают войны.

Проверка.

- Все верно, бывают войны справедливые и несправедливые.

- Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси-России нарушалась военными грозами. Почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах.

 С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы. Война может быть справедливой, если ведется «за алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою Родину и за ее святыни.

Работа с текстом.

- Прочитайте текст 1  и запишите в таблицу   Чего нельзя делать даже на войне?

- О чем вы еще прочитали?

Физкультминутка. (Под песню Богатырская сила»)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

-  Сегодня мы вспомним о некоторых православных воинах-защитниках.

Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны. Давайте посмотрим еще раз на репродукцию картины «Богатыри»

- Как зовут самого старшего богатыря»

- Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов стал монахом.

- Князь Александр Невский.

- Чего добился князь Александр Невский с помощью переговоров?

- Князь Дмитрий Донской.

- Куда  и к кому поехал московский князь за советом?

- Фёдор Ушаков.

- Как прославился адмирал Федор Ушаков?

Работа в группах.

- Представьте, что вы журналисты и вам надо создать страничку журнала о православных воинах.  Материалы у вас на столах.

Первая группа создает страницу о Фёдоре Ушакове.

Вторая группа о Дмитрии Донском.

Третья группа об Александре Невском.

План работы

1. Имя защитника.

2. Изображение героя.

3. Факты из жизни.

- Молодцы! Вы все сделали правильно.

Вы можете продолжить свой журнал новыми страничками. Приближается Праздник Великой Победы нашего народа над фашистскими захватчиками и вы можете на страницах нашего журнала написать про воинов – героев Великой Отечественной Войны.

 - Ребята скажите справедливую ли войну вела наша страна в 1941-1945 гг.? Почему вы так считаете?

Предположение детей.

Работа в группах.

- Война справедливая, оборонительная, Россия.

- Война несправедливая, захватническая, Золотая Орда.

Работа с текстом 1.

- Нельзя добивать раненых.

- Нельзя трогать безоружных.

- Нельзя грабить местных жителей.

- Если враг сдается и война окончена, к недругу нужно отнестись как к простому человеку.

- Законы милосердия  и справедливости должны прийти на смену законам войны.

Выполняют вместе с учителем.

- Илья Муромец

Рассказывают ученики.

- Не стал созывать хан русских воинов на свою войну. Тем самым  были спасены тысячи русских жизней.

- Дмитрий Донской поехал в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому.

- Федор Ушаков прославился, тем что он не проиграл ни одного сражения. Не потерял ни одного судна, не отдал в плен ни одного матроса.

Работа в парах.

Представление работ.

- Да. Так как наша страна защищала свою землю, свои семьи, дома от фашистов.

Рефлексия деятельности

- Какая тема урока была?

- Что (о чем?) мы узнали сегодня на уроке.

- Какие правила нужно соблюдать на войне?

- Как называют людей, которые защищают семью, Родину?

- Так какими качествами должен обладать воин-защитник. Выберите слова которые определяют характер защитника Отечества, воина.

- Мудрость русского народа в пословицах и поговорках.

- Давайте составим пословицы о воинской доблести.

- Ребята, вы сегодня молодцы!

Вы тоже как маленькие воины сражались за знания на уроках православной культуры Получаете маленькие награды.

- Ребята давайте составим синквейн к

 слову

ЗАЩИТНИК

2 прилагательных

3 глагола

Предложение

Слово - ассоциация

- Мы узнали, что войны бывают справедливые и не справедливые.

-  Нельзя добивать раненых.

- Нельзя трогать безоружных.

- Нельзя грабить местных жителей.

-Защитники, воины, миротворцы.

- Смелый, храбрый, мужественный, верный, сильный, честный.

- 1. С другом по-братски, с врагом  - по-солдатски.

2. Где тревога, туда и дорога.

3. Командир без воли, что птица без крыльев.

Сильный, смелый.

Защищает, обороняет, освобождает.

Справедливый защитник – освобождает Родину от врагов.

ПОБЕДА

Приложение 1

СПРАВЕДЛИВАЯ

ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ

СПРАВЕДЛИВАЯ

ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ

СПРАВЕДЛИВАЯ

ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ

СПРАВЕДЛИВАЯ

ЗАХВАТНИЧЕСКАЯ

НЕСПРАВЕДЛИВАЯ

ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ

НЕСПРАВЕДЛИВАЯ

ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ

НЕСПРАВЕДЛИВАЯ

ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ

НЕСПРАВЕДЛИВАЯ

ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ

         Россия

      Золотая Орда

         Россия

      Золотая Орда

        Россия

       Золотая Орда

        Россия

       Золотая Орда

Приложение 2

   

     Воин-христианин верит, что душа его бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

     Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком.

Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена, к недавнему недругу надо отнестись уже просто как к человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны.

Чего нельзя делать на войне

Нельзя ________________________________________________________

Нельзя________________________________________________________

Нельзя________________________________________________________

     Воин-христианин верит, что душа его бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

     Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком.

Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена, к недавнему недругу надо отнестись уже просто как к человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны.

Чего нельзя делать на войне

Нельзя ________________________________________________________

Нельзя________________________________________________________

Нельзя________________________________________________________

Приложение 3

     Князь Александр Невский – великий воин. Он одерживал победы и над шведскими, и над немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но ещё князь Александр – великий миротворец. В те времена русские княжества были завоёваны монгольской Ордой. В любую минуту отряды завоевателей могли вновь обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В 1262 г. Правитель Орды послал своих людей собирать русских воинов для участия в походе в далёкую Персию (ныне Иран). Тогда князь Александр поехал в Орду, «дабы отмолить люди от бед». Там на переговорах он одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены. На обратном пути из Орды князь скончался…

     Князь Александр в православном мире считается святым (на церковном языке это звучит так: «причислен к лику святых»; в этом случае слово «лик» означает «собрание»).

     В1380 г. Войско Монгольского хана Мамая шло на Москву. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки из русских городов для отпора врагу. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским. Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может, можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий тихо сказал ему: «Ступай с Богом! Ты победишь?». И благославил Пересвета и Ослябю (бывших воинов, ставших монахами в его монастыре) вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово «душа» - в значении жизнь).

     Среди святых православной церкви – адмирал Фёдор Ушаков.

Он провёл десятки морских сражений и ни одного не проиграл. Более того, он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса.  Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные ордена. Но вместо этого он поселился рядом  с  Санаксарским монастырём в Мордовии и в молитве провёл последние годы жизни.

План работы

1. Имя защитника.

2. Изображение героя.

3. Факты из жизни.

 С другом по-братски, с врагом  -

по-солдатски.

 Где тревога, туда и дорога.

Командир без воли, что птица без крыльев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре Отечества"

Размещаю на сайте презентацию урока в 2 частях (из-за объёма) с музыкальными приложениями, разработанного в технологии деятельностного метода....

Урок ОРКСЭ "Защита Отечества"

Урок "Защита Отечества" разработан в соответствии с ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года Кубани 2014". Конспект урока с презентацией содержит цель, задачи УУД и материал, который может быть использов...

Защитники Отечества. Проект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики").

Цель данного урока по ОСЭ -  воспитание патриотизма, любви и уважения к нашей Родине - России, формирование чувства гордости за свой народ и своих близких.  Детьми заранее  была проведе...

конспект урока ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Данный урок является уроком повторения, обобщения. Учебный материал мы отбирали в соответствии с программными требованиями, при этом учитывали особенности восприятия материала учеников 4 класса....

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему"Защита отечества"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему"Защита отечества"...

Элемент урока ОРКСЭ. Защитники Отечества.

Материал для уроков ОРКСЭ....

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...