Милосердие и сострадание
план-конспект урока по орксэ (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема конспекта урока
«Милосердие и сострадание»
учитель начальных классов
Горохова Ольга Николаевна
ГБОУ Школа № 667
имени Героя Советского Союза
Самсонова Константина Яковлевича
Тема урока: «Милосердие и сострадание».
Цель: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».
Задачи урока:
- раскрыть лексическое значение понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милость», «милостыня»;
- помочь раскрыть детям эти нравственные понятия;
- способствовать осознанию сути христианского отношения к ближнему, объяснить, каким должно быть отношение христианина к личным врагам;
- воспитывать стремление проявлять любовь к близким , доброе отношение к незнакомым людям, милосердие и сострадание к нуждающимся в этом;
- помочь усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении которых они делаются;
- Познакомить с «Притчей о добром самарянине».
Оборудование: проектор, презентация, учебник, карточки с рефлексией.
Этапы | Ход урока | Примечание |
Самоопреде ление к деятельности | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас видеть. Какое настроение у вас ? Отлично. Я надеюсь, что оно у вас сохранится до конца нашей встречи. - Готовы к работе? | Дети садятся. С хорошим. Да. |
Проверка домашнего задания. | - Назовите ранее известные вам заповеди. - Какие заповеди вы узнали на прошлом уроке? - Отчего душа человека может стать «мёртвой»? Связано ли это с соблюдением заповедей? - Обобщите одним предложением содержание всех заповедей? | Ученики отвечают на вопросы по теме прошлого урока. |
Мотивация к учебной деятельности. | - Можно ли стать незнакомому человеку другом? - Когда вы помогаете другим, какие чувства вы испытываете? Наш урок я хочу начать стихотворением М. Пляцковского. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого – то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому – то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря! -Как вы думаете, о чём это стихотворение? | Ученики отвечают на вопросы. Ответы детей: ( о понимании, о милосердии ) |
Сообщение темы и целей урока. | - Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. - Правильно, мы поговорим на уроке о милосердии и сострадании. Попробуем выделить важные вопросы, которые на сегоднешнем уроке мы должны узнать. Дети предлагают вопросы. 1.Что такое сострадание? 2.Что такое милосерлие? 3.Чем милосердие отличается от дружбы? 4.Как христианин должен относиться к людям? - На уроке мы постараемся найти ответы на эти и другие вопросы. | Ответы ребят. Слайд 1 Слайд 2 Вместе с детьми составляем вопросы к уроку (учитель корректирует) |
Изучение нового материала (понятий). 1.Что такое сострадание, милосердие. | - Давайте разбираться, что такое «милосердие» и «сострадание» ( слова записаны на доске). - Выясним лексическое значение этих слов ( работа в группах с толковыми словарями). Сострадание – сопереживание, совместное переживание тяжёлых жизненных ситуаций. Милосердие – милое (доброе) сердце. -Когда говорят: «Сделай милость!»? -Кого называют милостивыми? - В 19 – начале 20 века были сёстры милосердия. Ими являлись знатные, богатые дамы. Они умели проявлять милосердие, любовь к ближнему – к тому, кто нуждается в помощи. В учебнике на стр. 44 прочитаем о великой княгине Елизавете Фёдоровне. -Во время русско-японской войны, в Москве она устроила госпиталь для раненых. Великая княгиня создала несколько санитарных поездов. -Ребята, как вы думаете, почему она это делала? -Рассчитывали ли сёстры милосердия на какую – то плату? -А кого вы любите, жалеете? (Дети показывают презентации, подготовленные дома, посвящённые дорогим им людям) | Ответы на вопросы Сначала ученики пытаются сами объяснить, затем обращаются к словарям. Слайд 3 Ответы: (когда просят) У кого доброе сердце, кто готов помочь всем нуждающимся. Слайд 4 Дети читают. Ответы: (по велению сердца и души) нет Выступления детей. |
Физкультминутка | ||
2.Работа с учебником. (урок 12, стр.42-45) | Исследовательская работа по тексту «Притча о добром самарянине». Словарная работа. Притча – рассказ с нравоучением. Самаряне – жители одной местности в Палестине. Заповедь – правило жизни. Жить достойно – жить по заповедям Христа. Возмездие – отплата за преступление, зло. Ближний – всякий человек, который нуждается в помощи. Покаялся – признал свою вину. Падший – нравственно разложившийся. Душа – внутренний мир человека, его сознание. Прощение – простить кого – либо. Чтение притчи вслух и беседа. - Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? - Понравился самарянин? - Чему она учит? Выборочное чтение и ответы на вопросы. - Ребята, найдите ответы на вопросы в тексте. - Кто такой ближний? - Если человек перед тобой виноват? - Зачитайте, какому принципу человек никогда не должен следовать. - Что произойдёт, если люди будут придерживаться этого принципа? - Что стоит выше возмездие или прощение? Учитель: - Конечно, прощение. «Любите врагов ваших!» - призывал Иисус Христос. Это необходимо для установления добрых отношений между людьми, но не просто. | Слайд 5 На каждой парте листок со словами и их значением. Слайд 6 Читают хорошо читающие дети. Ответы детей. Да. Милость нужно оказывать любому нуждающемуся в ней человеку. Дети ищут. Всякий человек, который нуждается в помощи. Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Как ты ко мне, так и я. Начнутся войны, ссоры и горе. Прощение стоит выше, чем возмездие. |
Итог урока. |
- Кто ответил положительно на все вопросы? - Спасибо. Я думаю, вы уже на пути к милосердию. Делайте добро, радуйте хорошими поступками своих близких и незнакомых вам людей. Жизнь наполнится счастьем, потому что другим людям спокойно и радостно. Запомните: когда вы проявляете милосердие к другим людям, весь мир становится добрее. Сделаем вывод: - Милосердие – это любовь, которая выражена в действии. - Все мы разные, но понятие милосердия одинаково для всех. | Слайд 7 Ученики письменно отвечают на вопросы. Дети поднимают руки. Слайд 8 |
Рефлексия | Лист самооценки урока 1. На уроке мне больше всего понравилось…___________________________ 2. На уроке мне не понравилось… ____________________________________ 3. Из урока мне запомнилось…_______________________________________ 4. Мне захотелось узнать больше о…._________________________________ | Детям раздаются листочки для рефлексии |
Домашнее задание |
Стр.42-45 читать, вопросы и задания на стр.45 | Ученики записывают домашнее задание. |
Литература.
- Горелов А.А. История мировых религий. И., 2006
- Закон Божий, «Оранта», - 2008;
- Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
- http://svetoch-ork.ru/
- http://experiment-opk/pravolimp.ru/lessons/
- http://www.pravmir.ru/tag/osnovy-pravoslavnoj-kultury/
- http://old-rus.narod.ru/prav.html
- http://www.rus-sobori.ru/info/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"
Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по . . . теме: "Милосердие и сострадание"....
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.
Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)
презентация к уроку по православной культуре...