Урок ОРКСЭ по курсу ОПК по теме "Золотое правило этики"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шевчук Наталья Владимировна

Разработка урока по курсу ОПК

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРКиСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Разработка урока по теме: «Золотое правило этики»

Учитель: Шевчук  Наталья Владимировна ГБОУ школа 523

Цель урока:  Познакомиться с формулировкой «золотого  правила  этики», узнать о Евангельском контексте этого правила, познакомить с термином «неосуждение», мотивировать к принятию «золотого правила этики», с его помощью оценивать собственное поведение.

Ключевые понятия:  «золотое правило этики», «неосуждение»

Задачи урока:    

  • Развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и  верность, уважительное  и заботливое отношение к близким;   
  • Развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить   речевое  высказывание, слушать собеседника, вести диалог;
  • Познакомить с нормами религиозной морали православных    людей, разъяснить значение золотого правила этики для нравственного становления человека в личной жизни и в обществе, направить осознанный выбор ребёнка на выполнение золотого правила этики, учить понимать ценность жизни.

Оборудование:

Аудиозапись колокольного звона

Учебник

Презентация

Толковый словарь

Видеозапись мультфильма «Ведро яблок»

Карточки с пословицами, клей

Карточки для индивидуального задания

Листы бумаги для схемы, карандаши

Аудиозапись «Не судите…»

Человечки: белый и черный

Карточки с тестами

Стихи для детей

Аудиозаписи  песен

                                                                Ход урока.

1. Обобщение полученных ранее знаний. Актуализация и мотивация.

  Звучит колокольный звон.
  Учитель: Добрый день! Я рада всех приветствовать на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.  Садитесь, пожалуйста. 
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о любви к людям. Об этом большом чувстве, которое присуще только человеку, мы говорили на прошлом уроке,  когда размышляли о милосердии и сострадании.

- Прочитайте, пожалуйста, слова Льва Николаевича Толстого:

 «Хочешь увидеть добро – начни его делать».                                        (1 слайд)

- Как вы думаете, они связаны с тем, о чем мы говорили на прошлом  уроке?  Почему?

(делать добро, это - быть милосердным, сострадательным, выполнять заповеди)

Выбери верный ответ:   Заповеди даны человеку для того, чтобы:

- Жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;

- Жизнь человека стала материально стабильной. Человек соблюдает заповеди – Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;

- Жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила человек ближе к Богу и делается более нравственным.                                                                 (2 слайд)

2. Постановка проблемы.  Определение темы,  целеполагание.

1)  Работа с  терминами

  Учитель: Сформулируйте свое определение «нравственности» (ответы)      (3 слайд)

  Учитель: Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. Нравственное поведение – это  следование тем правилам, нормам, которые необходимы человеку в обществе, принятые обществом и не вредят людям.  О людях, выполняющих эти правила, говорят «высоконравственный человек», о людях, которые не выполняют эти правила – «безнравственный человек». У вас, детей, нравственная культура только формируется. Я предлагаю вам  получить нравственный урок.

- Как называется наука, которая изучает человека, его нравы, характер, поведение? Сформулируйте свое определение «этики»  (работа детей со словарём)

Учитель: В переводе с греческого это «обычай». «Этика» - система норм нравственного поведения человека. «Этикет» - установленный порядок поведения где-либо.  Вывод: Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай».                         (4 слайд)

2)  Определение темы, целей

- Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»? (Объясняется знач.)

  • золотые руки  (руки, которые умеют всё  делать) (в переносном смысле)
  • золотое сердце  (доброе сердце)  (переносный смысл)
  • золотое кольцо  (изготовлено из золота) (прямое значение)                                                                                                                                                                 
  • золотое правило (главное, самое важное)

Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? Сегодня мы попытаемся объединить все знакомые правила нравственности  в одно, самое главное правило. Темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

- Итак, сформулируйте тему урока:  «Золотое правило этики».                          (5 слайд)

- Определите цели урока (познакомиться, усвоить, научиться оценивать свое поведение по правилу)

- Важно ли нам с вами изучение такой темы «Золотое правило этики»?

- Почему (в обществе важно выполнять правила, поддерживать добрые отношения)

- Прочитайте правило в учебнике

3. Изучение нового материала.

1)  Просмотр притчи «Ведро яблок»

Учитель: Посмотрите притчу внимательно, соотнесите притчу с эпиграфом к уроку Л.Н. Толстого.   Демонстрация мультфильма. Вопросы по содержанию: (стоп кадр)

- Кто является героями? (Фома и Иван)

- Как вы думаете поступит Иван?

- Почему Иван вернул соседу ведро с яблоками? (добрый, ответил на зло, добром)

-  Выскажите  своё отношение к поступкам героев. (Иван остановил зло)

- Изменится ли Фома? Что его изменило? (улыбается, стал счастлив, понял, что возвращается то, что даёшь)

- Вернемся к словам Льва Николаевича Толстого. Как они связаны со смыслом притчи? (не делай плохо, и тебе не сделают плохо).  Нам  с вами удалось понять главный смысл человеческих отношений. В православной культуре главное правило человеческих отношений не зря называется золотым правилом этики.

2)  Работа по учебнику

Учитель:  Найдите в тексте учебника, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте. («Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»).                                                                       (5 слайд)

- Как его можно сформулировать по-другому? (стр. 46)

4. Первичное закрепление.

1)  Работа с пословицами

 Учитель: Золотое правило этики занимает особое место в православной культуре. И в произведениях устного народного творчества отразилось представление народа об отношении людей друг к другу. Давайте поиграем в игру «Лото». Ваша задача – соединить части пословиц, объяснить их значение.  Работа в парах. (бумага, клей)
Как аукнется,… так и откликнется.
Не рой яму другому, …сам в нее попадешь.                                                
(6 слайд)
Не плюй в колодец,… пригодится воды напиться.
Что посеешь, …то и пожнешь. 
Делай другим добро -…будешь сам без беды.
Хочешь себе добра, …не делай никому зла

Фронтальная проверка                                                                                
2)  
Индивидуальная работа по карточке

Учитель: Чему же учит нас народная мудрость? 
Ответы детей. (Делать другим людям добро, и оно к тебе вернется.)
Учитель. Да, золотое правило этики  и многовековой опыт народа тесно связаны между собой и помогают понять, как человек должен относиться к другому человеку.

Задание:  - Подумай и ответь, допиши на строчке:  как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?
1. В беседах и спорах … (уступали, не перебивали, давали высказаться)
2. В болезни … (заботились, жалели, ухаживали)  
3. В играх… (не ссорились, не обижали)
4. Когда я ошибаюсь … (прощали, поддерживали)
5. Когда у меня что-то получается … (радовались, восхищались)

6. В мое отсутствие … (не осуждали, не говорили плохо)
Ответы учеников.
- А как вы должны относиться в этих же случаях к другим?

3) Моделирование правила

Учитель: Давайте составим условную схему золотого правила этики. В центре круга – «я», круг это люди. Стрелочками  покажите, как должны выглядеть отношения людей? (стрелочки должны располагаться в обе стороны)  Почему? - Не только нас, но  

и мы должны прощать, заботиться, любить, не обижать, уважать, не осуждать.
Как её дополнить? (добавить стрелки в сторону людей) 

4) Работа по учебнику

Учитель: найдите на стр. 46 примеры того, что человек часто приписывает людям то, что есть в нём самом (2 примера.).  

Вывод: Как же с этим быть? (помнить золотое правило, уберегать себя от осуждения)

5. Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

6. Новый материал. Продолжение.

Учитель: В жизни бывают разные ситуации. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Любой из нас может ошибаться. Поэтому,  прежде  чем осудить другого,  посмотри на себя. Этому учит нас притча «Христос и грешница».


1
) Работа по учебнику.  Чтение притчи «о Христе и грешнице» детьми. Стр. 46

 «Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти…»
Учитель:  Именно этот момент и изображен на репродукции картины к этой притче «Христос и грешница». Художник Василий Дмитриевич Поленов.                   (7 слайд)
- Кто изображен на репродукции картины В.Поленова?
( Люди. Обратите внимание на название репродукции. Христос и грешница.)
- Найдите здесь грешницу. ( Она изображена на картине справа).
Почему вы так считаете? ( Её ведут, тащат, толкают, а она упирается, не хочет идти)
- Как настроены люди? (агрессивно, озлобленно)
Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». …
Учитель:  Нашелся ли такой человек, который бросил в грешницу камень?
(Ответы детей)  Читает учитель:
«Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись. В нее не полетел ни один камень.  Ко Христу подошла толпа, а после его слов ушли Люди…»
Учитель. Как вы думаете, почему в тексте говорится, что «ко Христу подошла толпа, а после его слов ушли Люди»? Что произошло?  Всё ли вам понятно?
Ответы детей. (Надо прощать, чтобы и тебя прощали.)
Учитель. Да, ребята, в жизни нужно уметь прощать.
Прости, чтобы и самому быть прощенным. Для христиан эта формула очень важна, потому что им нужно, чтобы простили их не только люди, но и Бог.

 2) Прослушивание аудиозаписи  «Не судите, да не судимы будете»

Учитель: Послушайте слова Христа из Евангелия.  В отр. встретятся  трудные слова:
«Сучок в глазе брата твоего» - это плохие поступки других людей;                
(8 слайд)
«Бревно в твоем глазе» - это наши плохие поступки;
«Лицемер» - это человек, который осуждает других, не замечая своих ошибок, говорит неправду»;
«Быть милосердным» - уметь прощать;
«Неосуждение» - это различение оценки поступка и оценки самого человека
Аудиозапись. «Не судите, да не судимы будете…»                                        

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.»                

7. Закрепление изученного.

 Моделирование «неосуждения»

Учитель: Как вы понимаете, что такое осуждение?

- Приведите примеры из своей жизни, когда вы сталкивались с осуждением.

- Назовите антоним слова осуждение. (признание…)

Вводится понятие «неосуждение». Прочитайте в учебнике, стр. 47                (9 слайд)

- Трудные вопросы: Одинаково ли отношение к самому человеку и к его поступку?

- Как уберечься от осуждения? (помнить о своих плохих поступках)

- Давайте смоделируем  неосуждение:

- Двойная модель человека из бумаги: тёмная и белая. Расцепите человечков, подпишите. Белая фигура – это сам человек, а тёмная фигура – это его плохие поступки. Что сделаете с «поступками»?

Вывод:  Человек и его дурной поступок – не одно и то же. Дурной поступок можно исправить. В православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех» Что значит любить грешника? Найдите ответ в учебнике. Давайте учиться прощать друг друга.

8. Подведение итогов.                                                                                (10 слайд)

Учитель: Людей во все времена волновал вопрос о том, как сделать так, чтобы жизнь людей друг с другом была радостной, счастливой.  (стихи читают дети) (Приложение)

- Какова была тема урока?  (золотой правило этики)                   (вернуться на 1 слайд)

- Какие цели мы с вами ставили перед собой?

(познакомиться, усвоить, научиться оценивать свое поведение по правилу)

- С какими другими важными правилами познакомились на уроке?

- Какое из них и где пригодится вам в жизни?

- Что вас особенно затронуло, удивило, понравилось, расстроило?


8. Рефлексия.

Тест по теме «Золотое правило этики» (смотри в Приложении)

- Прочитайте ваши  ответы. Оцените свои знания +++

9. Домашнее задание: обсудить правила с родителями, записать их выводы, приготовить ответы на вопросы учебника со стр. 47

10. Звукозапись песни: из к/ф «Приключения Электроника» - «Ведь ты человек, ты и сильный и смелый»

    Приложение:

  1. Стихи детям:

Как часто судим мы людей,

В своем глазу бревна не видя,

Как люто судим, ненавидя

В угоду собственных страстей.

Как часто мы вершим свой суд

Лик Бога на себя примерив,

Забыв о том, что в это время

Нас тоже судит кто-нибудь…


Полюби другого сердцем чистым, 
Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили, 
Засветись к другим добром лучистым, 
Если хочешь, чтоб тебе светили. 
Снизойди к другому в пониманье, 
Если хочешь, чтоб тебя простили, 
Окажи другому всё вниманье, 
Коль в поддержке ждёшь от ближних силу. 
Есть святая заповедь у Бога, 
Та, что душу от греха укроет: 
Сколь к себе любви желаешь много, 
Отдавай другим её с лихвою

2.  Тест по теме

1. Какая из предложенных соответствует золотому пословиц правилу этики?

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, 

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает. живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило этики?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

г) Все варианты верны.

3) Что необходимо для того, чтобы золотое правило этики действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.      в) Все варианты верны.

б) Любить самого себя.                    г) любить людей как самого себя.

4) Какое чувство мешает соблюдать золотое правило этики?

а) Восторг.                  б) Страх.                в) Уважение.            г) Жалость.

5) Почему золотое правило этики помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

6) Вставь пропущенное слово.

Как аукнется, так и  … .

Что      …        , то и пожнешь.

7) Отметь словосочетания связанные с золотым правилом этики.

а) Играть на пианино.                           г) Делиться с другом.

б) Поддерживать товарища.             д) Ходить на рыбалку.

в) Бегать  по дороге.                     е) Отзываться на чувства окружающих  

Источники:

  1. Учебник : Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
  2. Электронное приложение.  Урок «Золотое правило этики».
  3. Интернет- источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"

Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...

Урок ОРКСЭ в 4 классе, Модуль "Основы светской этики"

Урок формирования представления о "Золотом правиле нравственности"...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Библия" (Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры» 4 класс, 1 часть О. Ю. Васильева)

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представлений о Священной книге христиан - Библии. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить учащ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Альтруизм и эгоизм» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.Задачи урока: Дидактические:1) Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм;2) выявить положительные...

Технологическая карта урока ОРКСЭ тема «Простые школьные и домашние правила этикета»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «школьный» и «домашний» этикет и о его роли в обществе. Зада...