Колокола
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Устенко Елена Петровна

Конспект урока по предмету ОРКСЕ.Модуль "Основы православной культуры", 4 класс. Автор учебника Т.А.Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokola.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

предмет ОРКСЭ. Модуль: «Основы православной культуры», 4 класс.

автор учебника Т.А. Костюкова, О. В. Воскресенский, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова

Тема урока: Колокола. (Урок №3)

Тип урока: Открытие нового знания.

 Формы организации: фронтальная, парная, индивидуальная.

Цель: Создать условия для формирования  представления о колоколе, его назначении и роли в жизни русского народа.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием «колокол», его внешним видом и устройством;

- формировать представление о ценности колокола как необходимой принадлежности русского православного храма;

- обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;

- воспитывать ценностное отношение к духовному и культурному наследию;

- развивать творческий потенциал и эмоциональную сферу учащихся;

- совершенствовать умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания;

- развитие интереса к изучению предмета.

Планируемые результаты.

Личностные УУД: формируют ценностное отношение к истории и культуре нашего государства.

Метапредметные УУД .

Регулятивные УУД: формулируют  и удерживают учебную задачу, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;

 Познавательные УУД: находят и выделяют  необходимую информацию в разных источниках.

  Коммуникативные УУД: строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение; договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные УУД: знакомятся с информацией о колоколах и колокольном звоне и на основе анализа и наблюдения формируют первичные знания и применяют их в новой ситуации.

Межпредметные связи:

литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, музыка

Оборудование и средства наглядности: компьютер, иллюстрации Колокольня Ивана Великого, Царь-колокол, видеофрагмент «Звонарь», аудиофайлы разных звонов, распечатка с таблицей, со стихотворениями.

Литература:

1.Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4—5 классы. Рабочая программа.

2. Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России.  Основы православной культуры  4 класс 2012. Учебник.

3. О.В. Воскресенский, Шапошникова Т. Д. Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России.  Основы православной культуры  4 класс 2012. Рабочая тетрадь.

4.Интернет-ресурсы

 http://www.golddomes.ru/kolokola/kolokola1.shtml   история колоколов

 Википедия Колокольня Ивана Великого

Ход урока

  1. Актуализация. Эмоциональный настрой.

Отгадав загадку, вы легко сможете определить тему нашего занятия.

Всех в церковь созывает, а сам в церкви не бывает.      (ответы детей), если не отгадали….

Вот вам подсказка   (аудиозапись звука колокола)

Они звучат, они ликуют,

Не уставая никогда,

Они победу торжествуют,

Они блаженны навсегда…                  А.Блок

Молодцы! Тема нашего занятия «Колокола»

Актуализация. В России чтимы колокола, большие и малые, так как от них совершалось и совершается много чудес.

Возможно, вам многое известно о колоколах, а возможно и нет. Я предлагаю заполнить таблицу. Если вы согласны с высказыванием то ставите (+), если нет, то (-).

Вопросы

Начало урока

Конец урока

1.        Колокольный звон, который  предупреждал людей об опасности,  называется набат

2.        Церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения, называется трезвон

3.        Музыканта, который умеет звонить в колокол, называют звонарь

4.        Башня с колоколами на здании церкви или у церкви, называется звонница

5.        Цветок, который по легенде, стал прототипом церковных колоколов – это ромашка

6.        Самый большой колокол в мире отлит в России и  называется императорский колокол

7.        Раньше колокола судили, наказывали плетьми и даже могли сослать в ссылку

8.        Колоколам дают  имена

9.        У колоколов есть уши и язык

10.        В России есть Музей колокольчиков

  1. Постановка проблемного вопроса

Подведём итоги и наметим каждый для себя цели, которые вы должны достичь в конце урока.

Что вы о колоколах уже знаете?   

Что ещё вас интересует о колоколах? Задайте вопросы.

(Когда появились колокола? Из чего они сделаны? Как их изготавливают? Сколько весят колокола? Для чего нужен колокол  храму?)

Итак, сегодня на уроке мы узнаем историю развития колоколов и выясним: 

Какую роль играли колокола в жизни человека в давние времена и в наше время, значение колокольного звона  в  культуре русского народа.

С помощью чего и как мы будем находить ответы на наши вопросы?  Средствами учебника, презентации, рассказов, собственных знаний

  1. Изучение новых знаний

Колокольный звон сопровождал русского человека в течение всей жизни. Но когда же появились колокола?

1) Рассказ учителя

До сих пор нет единого мнения возраста и родины  колокола. Первые колокольчики и бубенцы были обнаружены в быту многих народов, но самый древний литой колокольчик был родом из Китая

В 1066 г. колокол впервые упоминается в русской летописи, а в 1194г. летопись сообщает о появлении русских мастеров колокольного дела. До этого времени на Руси первоначально звуки извлекали, ударяя колотушками по дощечкам; позже дерево заменили железом, и звучать такие «устройства» стали громче.

2) Работа по учебнику с. 19 (чтение текста учебника)

Беседа после чтения

Для русского человека звуки колоколов были голосом с неба.

Где живут колокола?

Колокола являются необходимой принадлежностью православного храма. Они помещаются  на крыше храма, в башнях куполов, в  звонницах, или близ храма в колокольне. Об этом говорит пословица «Колокол в церковь людей зовёт, а сам никогда не бывает».  

С. 24 Вы видите главную колокольню нашей  страны Ивана Великого.  Подобной колокольни по архитектуре, по конструкции, по ее внешнему виду, практически, нет  ни в одной стране мира. Колокольня Ивана Великого несет на своих белокаменных плечах 22 колокола — такой «роскошью» не может похвастаться ни одна церковь в Москве. Колокола распределены по нескольким ярусам, и большинство из них обладает своими именами по особенности звучания — Медведь, Лебедь, Благовест, Ревун, Татарин, Реут, Вседневный, Воскресный, и другие.

В старину  у колокольни читали царские указы — громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили. Так называлась площадь рядом с колокольней.

Как называют колокольный звон?

3) Работа в паре

По звукам колокольного звона можно было определить, что происходит в городе: благовест (т.е. благая, радостная весть), звон в один колокол призывал в церковь на богослужение;

трезвон (звон во все колокола) оповещал о большом празднике, по особенному торжественно звонили к приезду высокопоставленных особ – царя, патриарха, членов царской семьи, весело звучали свадебные колокола;

перебор (медленный звон поочередно в колокола, по одному разу в каждый, начиная с самого маленького и кончая самым большим) как плач по умершему воспринимался погребальный звон;  

Догадайтесь, что происходит в городе, прочитав стихотворение, прочитайте строки, по которым  вы об этом догадались.

1 ряд

Слышишь к свадьбе звон святой,
Золотой!
Cколько нежного блаженства в этой песне молодой!
Сквозь спокойный воздух ночи
Словно смотрят чьи-то очи
И блестят,
Из волны певучих звуков на луну они глядят.
Из призывных дивных келий,
Полны сказочных веселий,
Нарастая, упадая, брызги светлые летят.
Вновь потухнут, вновь блестят,
И роняют светлый взгляд
На грядущее, где дремлет безмятежность нежных снов,
Возвещаемых согласьем золотых колоколов!

2 ряд

Слышишь, воющий набат,
Точно стонет медный ад!
Эти звуки, в дикой муке, сказку ужасов твердят.
Точно молят им помочь,
Крик кидают прямо в ночь,
Прямо в уши темной ночи
Каждый звук,
То длиннее, то короче,
Выкликает свой испуг,—
И испуг их так велик,
Так безумен каждый крик,
А теперь нам нет спасенья,
Всюду пламя и кипенье,
Всюду страх и возмущенье!
Твой призыв,
диких звуков несогласность
Возвещает нам опасность,
То растет беда глухая, то спадает, как прилив!
Слух наш чутко ловит волны в перемене звуковой,
Вновь спадает, вновь рыдает медно-стонущий прибой!

3 ряд

Похоронный слышен звон,
долгий звон!
Зорькой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон.
Звук железный возвещает о печали похорон!
И невольно мы дрожим,
От забав своих спешим
И рыдаем, вспоминаем, что и мы глаза смежим.
Неизменно-монотонный,
Этот возглас отдаленный,
Похоронный тяжкий звон,
Точно стон,
Скорбный, гневный,
И плачевный,
Вырастает в долгий гул

Проверка. Прослушайте фрагменты звона, догадайтесь, что он говорит людям.

4) Работа с учебником с.20

Узнаем, для чего ещё звонил колокол

5) Устройство колокола

Прочитать текст из учебника с. 21, рассмотреть иллюстрацию на с 22

Умение отлить колокол считалось особым искусством.

Поначалу колокола лили монахи, затем дело перешло к ремесленникам.

Литьё колоколов считалось почётным и ответственным делом. Его  не всякому поручали.

Что изображено на иллюстрации? (Мы видим глубокую яму, из неё даже есть лестница, есть печь. Сын помогает отцу.)

Форму для колокола готовили из глины. Это самый трудоёмкий процесс. Он продолжался больше месяца.

В печи плавили металл и заливали форму тонким слоем жидкого металла.

На иллюстрации показано, что в этом ремесле сын помогает отцу.

Имена великих русских умельцев Емельяна Данилова, Ивана и Михаила Моториных, Семёна Можжухина дошли до наших дней. 

Сначала колокола отливали в пушечных мастерских, а к концу 19 века  в России было уже более 20 колокольных заводов. Они располагались в таких крупных городах, как Москва, Петербург, Валдай, Харьков, Воронеж…

Особое место среди всех в мире колоколов занимает  Царь – колокол.

              В 1730 году по указу императрицы Анны  Иоановны было велено слить колокол. Сделать это было  поручено Ивану Фёдоровичу Моторину и его сыну Михаилу. К 1735 году все работы проведены с большой предосторожностью. Высота колокола 6 м 14см. Диаметр 6м 60 см. Общий вес 201тонна 924 кг.

До весны колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. Желая потушить огонь, на раскаленный колокол ведрами лили холодную воду. От сильного перепада температур колокол дал 11 трещин. От него откололся кусок весом 11,5 тонн. Колокол стал негоден к применению, поэтому его так и оставили в земле, где он находился 100 лет.

             В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на специальный постамент. Царь-колокол не имеет аналогов в мире.  И хотя звон его никто не слышал, т.к. его не удалось поднять на колокольню, он  остаётся самым большим и восхищает своими гигантскими размерами и весом всех посетителей Московского Кремля.

Выполнение заданий  в рабочей тетради

С. 10 №3 - дорисуй известные части колокола.

6) А  сейчас мы с вами сядем поудобнее и послушаем колокольный  праздничный трезвон.

Скажите, что вы почувствовали, когда слышали колокольный звон? (радость, свет, восторг)

Первым звучит большой колокол - Благовест, потом к нему присоединяются средние и малые колокольчики. Кажется, колокола переговариваются друг с другом высокими изящными голосами. Чудная музыка, широта, напевность.

Когда колокола звучат, о колокольном звоне говорят, что он «плывёт» над землёй. Каждый ли сможет так звонить в колокола?

Кто в храме несёт ответственность за колокольный звон? Соблюдает время и соответствие звона событию?(Звонарь) 

Человек, который так искусно владел колоколами - Звонарь – от слова звонить.  

Без звонаря и колокол молчит (пословица)

Прочитайте стихотворение

Не спали, видно, звонари! —
Над Русью колокольный звон катился,
Сон мертвых охранял с зари и до зари,
В живые души благодатью лился.
Глас Божий, глас народа, вещий глас
Так на Руси колокола тысячелетье звали.
Они звонили в праздник и в недобрый час,
И дела важного без них не начинали.
                             
Ирина Панова.

Как автор называет колокола?(глас (голос) народа, Божий глас)В чём проявляется важность колокольного звона?(дела важного без них не начинали) Они звонили в праздник и в недобрый час.

К колоколам относились, как к живым. Колоколам давали имя. Если колокол в чем-то «провинился», его наказывали, как людей: секли плетьми, пытали, вырывали «язык», ссылали в ссылку и даже брали в плен.

 Колоколам довелось испытать немало.

Не повезло колокольным звонам и в XX в. Рушились храмы - творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, а вместе с ними гибли колокола. После октябрьской революции 1917 года новая власть не нуждалась в церковных колоколах, и вскоре все колокола замолчали. Закрылись все колокололитейные заводы, а мастера – литейщики лишались имущества и отправлялись в ссылку. Колокола безжалостно сбрасывали с колоколен и разбивали. Из 78 тысяч храмов с колоколами в России после революции осталось менее 8000.

              И всё же они выжили и звучат. Ранним утром придите на Красную площадь Москвы. Медленно плывут облака над Кремлём, над золотыми куполами вьются стаи голубей. Но вот на Спасской башне Кремля стрелки вытянулись в прямую вертикальную линию. Сейчас донесётся мелодичный звон колоколов.

  1. Контроль и самоконтроль

Вернитесь к первому заданию и попробуйте снова ответить на те же вопросы. Теперь вы уже точно знаете правильные ответы.

  1. Рефлексия

Синквейн на тему «Колокола». Вспомним правила составления синквейна. Это стихотворение из 5 строк.

1 строка – 1 слово существительное заголовок.

2 строка – 2 слова прилагательные

3 строка – 3 слова глаголы

4 строка – 4 слова фраза на тему, личное мнение

5 строка – итог. 1 существительное  

Представление синквейна..

Колокол

Отливают, звучит, собирает, (оповещает, помогает)

Праздничный, удивительный, особенный, (красный, набатный)

Часть жизни русского народа (сообщает о важных событиях жизни)

Символ (сигнал)

Рефлексия.  Дополни предложение.

Было интересно на уроке…

Сегодня я узнал, что …

Мне захотелось узнать больше о …

Меня удивило …

Было трудно…

Я научился …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "над Русью бьют колокола"

Цель: Познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов.   Задачи:1.Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение ...

"Колокола веков". Литературно-историческая композиция. 4 класс.

В сентябре 2012 года в наших школах появится новый курс "ОРКиСЭ". Предлагаю сценарий мероприятия, которое может стать итогом изучения всего курса  или итогом отдельного проекта...

Комплексная работа "Царь-колокол"

В работе от 9 до 11 заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по чтению, математике, ру...

Колокола России

Рассчитано на 2 занятия (интегрированное).Приобщение к истокам русской народной культуры.Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре...

О чем поют колокола

Колокольный звон сопровождал русского человека в течение всей жизни. Какие бывают колокола, откуда они пришли, о чем поют? Ответы на эти вопросы можно найти в данной разработке....

Без языка и колокол нем

Наблюдения показывают, что устные (пересказы, рассказы) и письменные работы (сочинения и изложения) у большинства детей вызывают значительные сложности. Трудности возникают при выражении своих мыслей ...

Интегрированное занятие кружка "Колокола,колокольный звон и житие Серафима Саровского"

Занятие  будет посвящен очень хорошему  человеку – преподобному  Серафиму Саровскому   и замечательному явлению- колокольному звону и его значению в жизни русского человека....